Комплексная контрольная работа (4 класс)


ИТОГОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

4 класс
Разработчики:
Немичева Татьяна Петровна
МБОУ лицей № 15 г. Ставрополь
Реунова Наталья Валентиновна
МБОУ гимназия № 25 г. Ставрополь
Парфёнова Елена Николаевна
МБОУ лицей № 35 г. Ставрополь
г. Ставрополь
Вулканы Камчатки
Одним из удивительнейших мест России является полуостров Камчатка, который протянулся с севера на юг на 1200 км. Его берега омывают моря Тихого океана. Природа Камчатки разнообразна: от субтропической растительности на юге полуострова до тундры на севере, от березняков и лугов до пустынь, засыпанных вулканическим пеплом, и вечных снегов на вершинах вулканов. Вулканы являются главной достопримечательностью полуострова. Эти геологические образования названы в честь древнеримского бога огня Вулкана.
Камчатка – одна из трёх (ещё о. Ява в Индийском океане и маленькая страна Коста-Рика в Центральной Америке) самых активных вулканических зон на Земле. На Камчатке 300 потухших вулканов и 30 действующих. Потухшие вулканы могут «спать» и 100, и 200, и 300 лет, а потом снова «просыпаться». Извержение вулканов сопровождается, как правило, мощным взрывом
Какой из вулканов Камчатки самый красивый? Ключевский, Корякский и Кроноцкий вулканы могли бы претендовать на роль вулканического символа Камчатки.
3348990106680Камчатский вулкан Ключевский считается самым высоким в Евразии. Его высота 4750 м.. Возраст вулкана - около 8000 лет. Первое извержение Ключевского вулкана зафиксировал в 1697 году во время своего знаменитого похода Владимир Атласов, покоритель Камчатки. С 1697 года вулкан извергался 54 раза. При сильных взрывах раскаленный вулканический материал выбрасывается на высоту 1500 м, а газовые тучи до 20 км. В среднем извержения вулкана происходили раз в пять лет, в отдельные периоды - ежегодно, иногда непрерывно на протяжении нескольких лет.
-308610115570 Вулкан Карымский сравнительно невысокий (1486м.) и сравнительно молодой (6100 лет) вулкан - самый активный вулкан Камчатки, расположен в центральной части
Восточного вулканического пояса Камчатки. В наше время вулкан Карымский относится к одним из наиболее активных в мире. За 215 лет произошло 20 извержений и активность продолжается до сих пор. Извержения Карымского сопровождаются взрывами, выбросами пепла, и бомб из центрального кратера. Последнее крупное извержение Карымского отличалось тем, что одновременно с ним началось подводное извержение в Карымском озере у подножия вулкана с южной стороны. За сутки, что длилось извержение, произошло более 100 подводных взрывов, сопровождавшихся волнами "цунами" высотой до 15м. Озеро в буквальном смысле вскипело: температура резко повысилась, а содержание солей и кислот быстро достигло такой концентрации, что погибла вся озерная жизнь, в том числе и стадо "кокани" - озерной нерки, специально завезенной в Карымское озеро. В результате этого извержения богатое рыбой Карымское озеро превратилось в самый большой в мире естественный резервуар разбавленной серной кислоты.
-23241040640Вулкан Шивелуч - самый северный действующий вулкан Камчатки - расположен в северной части центральной Камчатской депрессии. Абсолютная высота 3283 м (главная вершина), высшая точка действующего аппарата (Молодой Шивелуч) - 2800 м. Это одно из крупнейших вулканических сооружений Камчатки.
399669015875
Вулкан Горелый. Абсолютная высота вулкана - 1829 м. На вершине расположено 11 кратеров и более 30 на склонах вулкана. Наибольшая вулканическая активность наблюдается в Центральном кратере. Самый большой кратер - Голубое Озеро. Дно этого кратера занято озером, по поверхности которого плавают глыбы льда. Кратеры, в которых происходили исторические извержения, имеют колодцеобразное строение и заполнены кислотными озерами.
-375285139700
Один из самых активных вулканов на Камчатке – Авачинский (2741 м) – во время извержения выбрасывает вулканические бомбы массой до 10 тонн, которые разлетаются на расстояние 25-30 км. Всё это сопровождается огромными выбросами огненных масс и грохотом, а столб, состоящий из газа, пепла и пара, поднимается на несколько километров над вулканом. После извержения на территории, примыкающей к вулкану, появляется большое количество тёплых источников. Самое знаменитое скопление таких источников на Камчатке находится в Долине гейзеров.
Извержение вулкана заканчивается, и всё, что из него исторгалось: тончайший, словно мука, пепел, остывшая лава – остаются на земле. Пройдет много лет, прежде чем выжженная земля покроется зелёной растительностью. (566 слов)

Вариант 1
Фамилия, имя ____________________________________________
Школа ___________________ Класс _________________________
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Постарайся выполнить все задания этой части. Выполняй их по порядку.
Задание1.
Что является главной достопримечательностью Камчатки.? Выпиши из 1 абзаца предложение, в котором об этом говорится.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определи части речи в предложении.
Задание2.
Выпиши из второго абзаца три словосочетания с именами прилагательными.
1._____________________________________________________________
2._____________________________________________________________
3. _____________________________________________________________
Обозначь в словосочетаниях главное и зависимое слово. Рядом укажи признаки, в которых они согласуются (род, число, падеж).
Задание 3.
Реши задачу.
Известно, что самый высокий в Евразии Ключевской вулкан. А самый активный Авачинский. Какой вулкан выше и на сколько?
Ответ: ____________________________________________________________
Задание 4.
Укажи последовательность этапов извержения Крымского вулкана.
Гибель всей озёрной жизни
Подводное извержение в озере
Появление «цунами»
Повышение температуры воды
Образование резервуара с разбавленной серной кислотой
Задание 5.
Выпиши из текста название вулканов, укажи их высоту и вырази её в более крупных единицах.
_____________________________________________________________ _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Задание 6.
Выбери и подчеркни правильный ответ.
«Камчатка – это…»
а) остров;
б) полуостров; в) материк;
г) островное государство.
Задание 7.
Исключи лишнее. Правильный ответ подчеркни.
Вулкан, лава, цунами, гейзер;
Ключевой, Везувий, Авачинский, Горелый;
Берингов, Индийский, Тихий, Атлантический.
Задание 8.
Определи жанр текста. Подчеркни правильный ответ.
художественный;
научно – публицистический;
официально - деловой;
разговорный.
Задание 9.
Соедините стрелками название вулканов и их отличительные признаки
ГОРЕЛЫЙ самый высокий в Европе
ШИВЕЛУЧ за 215 лет было 20 извержений
АВАЧИНСКИЙ вулканические бомбы разлетаются на 25-30 км
КЛЮЧЕВСКИЙ самый северный
КАРЫМСКИЙ имеет более 11 кратеров
Задание 10.
В тексте вам встретилось слово «цунами». Чтобы объяснить значение этого слова вы возьмёте:
а) «Толковый словарь русского языка»;
б) «Орфографический словарь русского языка»;
в) «Грамматический словарь русского языка»;
г) «Фразеологический словарь русского языка».
Подчеркни верный ответ.
Пользуясь этим словарём, выпиши значение слова
ЦУНАМИ - ________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11.
Выпиши из восьмого абзаца 2 глагола настоящего времени. Укажи их грамматические признаки (число, лицо, спряжение)
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилии, имена учащихся, работающих в паре:
____________________________ и _______________________________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задания 12 – 15 выполняются в парах (с соседом по парте).
Внимание! Если при обсуждении заданий 12 – 15 вы с соседом по парте не пришли к общему мнению, запишите каждый свой ответ.
Задание 12.
Реши задачу.
Число потухших вулканов на о. Ява составляет 2/5 числа потухших вулканов Камчатки. Определите число потухших вулканов на о. Ява. Начерти схему, она поможет тебе решить задачу.
Ответ: ____________________________________________________________
Задание 13.
Рассмотри таблицу и диаграмму. Соотнеси номер диаграммы и название вулкана. Этот номер впиши в таблицу.
№ диаграммы Название Высота
ГОРЕЛЫЙ 1829 мШИВЕЛУЧ 3283 мАВАЧИНСКИЙ 2741 мКЛЮЧЕВСКИЙ 4750 мКАРЫМСКИЙ 1486м





I II III IV V

Задание 14.
Прочитав текст, выбери и запиши, не менее 3-х отрицательных влияний извержения вулканов на экологию Камчатки.
_____________________________________________________________ _____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Задание 15.
Прочитай последнее предложение, рассмотри фотографии и составь небольшое монологическое высказывание, ответив на вопрос:
«Почему после извержения вулкана, прилегающая территория выжжена?»



____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
________________________________________ Фамилия, имя
_______________________________________________________
Класс
Оцени свою работу в паре. Отметь V, в какой мере ты согласен (согласна) со следующими утверждениями:
Утверждение Полностью
согласен
(согласна) Частично
согласен
(согласна) Не согласен (согласна) Затрудняюсь ответить
Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий При разногласиях я предлагаю другое решение Большинство решений предложено мной Работать в паре труднее, чем одному (одной) Мне интереснее и полезнее работать в паре
Характеристика заданий итоговой комплексной работы
Часть
работы Номер
задания Учебный предмет, раздел, тема Проверяемые умения и учебный материал Уровень сложности задания Максимальныйбалл
О с н о в н а я ч а с т ь 1.1 Чтение, выборочное чтение. Умение найти содержащийся в тексте ответ на поставленный вопрос. базовый 1
1.2 Русский, язык, слово,
правописание. Умение грамотно списывать предложение. базовый 1
1.3 Русский язык, морфология. Умение определять принадлежность слов к определённой части речи. базовый 1
2.1. Русский язык, языковые умения Умение устанавливать связи слов в предложении, выписывать словосочетания. базовый 1
2.2
Русский язык,
морфология.
Умение определять морфологические признаки частей речи ( род, число, падеж) базовый
2
3.1 Чтение, поисковое Умение найти в тексте конкретные сведения базовый 1
3.2 Математика, текстовые задачи. Умение решать текстовую задачу на разностное сравнение базовый 1
3.3
Математика,
письменное сложение и вычитание Умение вычитать многозначные числа «в столбик» базовый 1
4.1 Чтение, смысловое чтение Понимание прочитанного,
установление последовательности событий. базовый 2

5.1 Чтение,
поисковое Умение найти в тексте конкретные сведения базовый 1
5.2. Математика, числа и величины. Умение выражать данные величины в различных единицах базовый 1
6.1 Окружающий мир, понятия, поиск информации.
Умение определять понятия, строить логические рассуждения базовый 1
7.1. Окружающий мир,
географические объекты и понятия Умение относить к известным понятиям; логически действовать (сравнение, анализ, синтез, исключение) базовый 2

8.1 Чтение. Видо -жанровые характеристики текста Умение различать произведения по видо -жанровым характеристикам базовый 1
9.1 Окружающий мир,
географические объекты Умение устанавливать соответствие на основе прочитанного базовый 1
10.1 Русский язык, речевые умения
Умение обращаться к различным словарям, находить в них нужные сведения базовый 1
10.2 Русский язык, речевые умения
Умение пользоваться толковым словарём базовый 1
11.1 Чтение, поисковое чтение
Умение находить необходимую информацию
базовый 1
11.2 Русский язык, морфология Умение находить глаголы настоящего времени,
определять их грамматические признаки базовый 1
Итого,
основная часть Чтение 8 заданий (поисковое , смысловое, выборочное чтение) базовый 7
Русский язык 7 заданий (правописание, , морфология,речевые умения) базовый 8
Математика 3 задания (числа и величины, письменное вычитание многозначных чисел, текстовые задачи) базовый 3
Окружающий мир 3 задания ( понятия, географические объекты) базовый 4
Всего 11 заданий базового уровня, максимальный балл – 22;
прогнозируемая успешность: 11 и более баллов
Д о п о л н и т е л ь н а я ч а с т ь 12
Чтение, поисковое чтение
Математика, текстовые задачи.
Умение находить необходимую информацию, решать текстовую задачу, создавать схемы для решения задач
повышенный 3
13 Математика, работа с диаграммами, с табличными данными.
Умение решать задачу,
используя различные способы поиска, обработки и интерпретации информации. повышенный 2
14 Окружающий мир,
экология
Умение устанавливать причинно-следственные связи, построение рассуждений, приведение аргументов . повышенный 3
15 Окружающий мир, представление результатов учебно-познавательной деятельности
Русский язык, речевые умения
Умение аргументировано отвечать на вопрос, пользуясь текстом, рисунком (фото)
Умение создавать тексты освоенных жанров (небольшой рассказ).
Осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации повышенный 3
Аргументированность
Полнота ответа
Правильность речи

Самооценка работы в паре В баллах не оценивается
Итого, дополнительная часть Чтение 1 задания (поисковое и выборочное чтение) повышенный 2
Русский язык 1 задания (морфология, речевые умения )повышенный 1
Математика 1 задания (решение текстовой задачи, работа с диаграммой, табличными данными) повышенный 3
Окружающий мир 2 заданий (географические объекты, экология, представление результатов учебно-познавательной деятельности) повышенный 5
Всего 4 задания повышенного уровня, максимальный балл – 11;
прогнозируемая успешность: 6 и более баллов
Вся работа в целом

Самостоятельность выполнения итоговой комплексной работы – дополнительные поощрительные баллы
2
Всего: 11 заданий базового уровня (от 0 до 22 баллов) и
4 задания повышенного уровня (от 0 до 11 баллов).
Максимально: 33 балла.
От 0 до 2 дополнительных поощрительных баллов за самостоятельность выполнения работы.
Итого: максимальное количество баллов за работу – 35 баллов,
прогнозируемое количество – более 18 баллов.