Методическая разработка Лабораторные и практические работы по химии


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Дюртюлинский многопрофильный колледж
Химия
Методические указания
По выполнению практических и лабораторных работ
150411 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»
130503 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»
2015 г.
Одобрено на заседании ПЦК Общеобразовательных дисциплин
Дюртюлинского многопрофильного колледжа
Председатель _______________
Рахимова Г.М.
«_____»__________________ 2015 г. Методические указания составлены в соответствии с программой дисциплины «Химия» по специальностям 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» и 21.02.02 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»
Директор ДМК _______________
Фатхутдинов Р.М.
«______»_____________ 2015г.

Составитель: Рахимова Г.М., преподаватель колледжа.
Перечень практических лабораторных работ.
№ Тема практической и лабораторных работ Тема по РП Литература и § по учебнику
1 Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в соединении Основные законы химии Глава 1 §4 срт.15
2 Свойства основных классов неорганических соединений солей.
Водные растворы и электролитическая диссоциация. Гидролиз солей. Концентрация растворов. Электролиз солей. Глава 6 стр. 69 – 85.
Глава 1 § 4 стр. 15
3 Реакции ионного обмена, испытание растворов солей индикаторами. Гидролиз солей
4 Общие свойства металлов.
Химия металлов. Главы 11 – 22 стр.170 - 263
5 Получение и свойства этилена, ацетилена. Непредельные углеводороды Глава 23 § 3 стр. 283
6 Свойства спиртов и альдегидов
Спирты. Фенолы.
Альдегиды и кетоны Глава 24 § 1 стр. 307
7 Химические свойства карбоновых кислот, мыло, их свойства
Карбоновые кислоты. Глава 24 § 3 стр. 325
8 Растворимость жиров, их непредельность. Омыление жиров Сложные эфиры. Жиры. Глава 24 §4 стр. 333
9 Химические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала.
Углеводы. Глава 24 § 5 стр. 338
10 Свойства анилина и карбамида (мочевины).
Азотсодержащие соединения. Амины. Аминокислоты. Белки. Глава 25 §1 – 3 стр. 346 - 361
11 Изучение свойств белков.
Предисловие.
Данные методические указания составлены для студентов дневного отделения по специальностям 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта СПО, утвержденного 18апреля 2014 года приказ № 344. И 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта СПО, утвержденного 12 мая 2014 года приказ № 482.
Учебная дисциплина «Химия» является дисциплиной, предназначенной для освоения общеобразовательных дисциплин.
Наряду с такими задачами, как формирование у студентов умений самостоятельно приобретать знания, должны сформироваться экспериментальные умения и навыки:
- пользоваться приборами и инструментами;
- обрабатывать результаты опытов и делать выводы на основе полученных результатов;
- умение пользоваться учебником и справочной литературой;
- соблюдать правила техники безопасности при работе в лаборатории.
В данном сборнике предложено 1 практическая работа и 10 лабораторных работ по всему курсу обучения.
В методических указания – к каждой работе указаны: цель, оборудование, порядок выполнения работы, вопросы для самостоятельных выводов. Данные методические указания позволяют обеспечить максимальную самостоятельность студента при выполнении лабораторных работ.

Тема «Основные химические понятия и законы»
Практическая работа № 1.
" Расчетные задачи на нахождение относительный молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. Расчеты по химическим формулам и уравнениям".
Цели: Студенты должны уметь: производить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, определять типы химических реакций, составлять уравнения реакций на основе свойств основных классов неорганичных соединений.
Основные понятия:
На атомно - молекулярном учении основаны все наши представления о строение материи, а также о свойствах веществ и природе физических и химических явлений. Раскроем основные понятия в химии.
Атом - электронейтральная микросистема, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов.
Химический элемент представляет собой совокупность атомов с одинаковым зарядом ядра.
Молекула - наименьшая частица вещества, определяющая его свойства и способная к самостоятельному существованию.
Атомная единица массы (а.е.м.) - 1/12 массы атома изотопа углерода 12С:
1 а.е.м. = 1/12*mа(C) = 2,0*10-3/12=l,667*10-24г.
Моль (n) - количество вещества, содержащее столько структурных элементов (атомов, молекул, ионов и других частиц), сколько атомов содержится в углероде 12С массой 0,012 кг.
Количество вещества системы, содержащей 6,02*1023 атомов, или 6,02*1023 молекул (или других структурных частиц), представляет собой моль этой системы. Число частиц в моле любого вещества называется постоянной Авогадро и обозначается NA: NA=6,02*1023 моль.
N=NA*n
Молярная масса (М) вещества X равна отношению массы (m) /вещества к соответствующему количеству вещества (n):
M=m/n [M] = г/моль
Молярный объем - это отношение объема газообразного вещества в этом объеме при условиях:
Vm=V/n(X)
При нормальных условиях объем 1 моль любого газа равен 22,4 л. Постоянный V, равный 22,4 л/моль, называется молярным объемом газа при одинаковых условиях: D=m1/m2, при V1=V2
При этих условиях, согласно закону Авогадро, в данных газах содержится одинаковое число молекул. Но массы взятых газов окажутся неодинаковыми, следовательно, они будут относиться друг к другу как их молярные массы: m1/m2=M1/M2=Mr1/Mr2=D и М1 = М2D
Если плотность измерена по водороду (DH2): Мг2=2, то Мг1 = 2 DH2.
Если плотность измерена по воздуху: Мг2=29, то Mr1=29Dвозд., где 29 средняя молекулярная масса воздуха.
Законы химии.
Закон постоянства состава вещества: всякое химически индивидуальное вещество имеет всегда один и тот же количественный и качественный состав независимо от способа получения.
Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
Массовая доля элемента в веществе (со) показывает, какую часть относительной молекулярной массы вещества составляет относительная атомная масса элемента, умноженная на индекс (я) при знаке элемента в формуле.
Массовая доля - величина безразмерная. Выражается в долях от едини-
цы или в процентах:
W(элемента)= nAr(элемента)Mr(вещества)Задача 1. Вычислите массовую долю кислорода в СгО3.
Решение: W (О)= nАг (О)/ Mr (СгО3)= 3*16/100=0.48 или 48%
Вычисление состава химического соединения в массовых долях по его
химической формуле.
Задача 2. Вычислите массовые доли элементов в соединении CuSO4.
Решение:
Mr(CuSO4)=160, тогда массовая доля меди:
W(Cu)= nAr(Cu)/nAr(CuSO4)=64/160=0.4 или 40%
Массовая доля серы:
W(S)=nAr(S)/nAr(CuSO4)=32/160=0.2 или 20 %
Массовая доля кислорода:
W(O)=nAr(O)/nAr(CuSO4)=4*16/160=0.4 или 40 %
Вычисление массы атомов элемента по известной массе сложного
вещества.
Задача 3. Вычислите, сколько граммов меди содержится в СuО массой 40 г.
Решение:
В 80г CuO содержится 64 г Сu
Х=40г*64/80=32г Сu
В 40г Сu содержится Хг Сu
Вывод эмпирической формулы вещества по известному составу вещества (в массовых долях %).
Задача 4. Выведите эмпирическую (простейшую) формулу вещества, содержащего азот (массовая доля 63,64 %) и кислород (массовая доля 36,36 %).
Решение:
Обозначим число атомов азота и соединим через х, а число атом кислорода - через у. Так как относительная атомная масса азота равна 14, атома кислорода - 16, масса всех атомов азота, содержащихся в молекуле, будет равна 14х, атомов кислорода - 16у. Отношение этих масс выражает состав всего вещества. Этот же состав выражается соотношением 63,64: 36,36.
Приравняв оба отношения, получим пропорцию:
14х : 16у = 63,64: 36,36; х : у = 63,64/14 : 36,36/16 = 4,54 : 2,27
Чтобы выразить отношение х : у целыми числами, делим оба члена на
меньший из них: х : у = 4,57/2,27 : 2,27/2,27 = 2:1
Таким образом, х = 2, а у = 1. В молекуле на каждые два атома азота
приходится один атом кислорода. Получаем простейшую формулу N2O.
Закон сохранения массы вещества
Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, образующихся в результате реакции.
Задания для самостоятельного решения
Вариант1.
1. Определите массу:
а) молекулярного кислорода количеством вещества 2 моль;
б) молекулярного водорода количеством вещества 5 моль;
в) атомарного азота количеством вещества 0,01 моль.
2.Вычислите массовую долю (%) кислорода при следующих соединениях:
а) НNO3
б) Li2О
в) КОН
г) Са3 (РО4)2
3. Сколько литров водорода выделится при взаимодействии железа массой 2,8г. с серной кислотой (н.у)?
4. Выведите простейшую формулу вещества, содержащего: Na - 43%, С -11,3%, О-45,5%.
5. Напишите уравнения решений, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:
CuSO4 СuСl2 ZnCl2 Na2Zn02 Zn (OH) 2
ZnOHNO3
* Сколько литров СО2 образуется при взаимодействии углерода массой 4 г. с кислородом объемом 11,2 л. (н.у.)? Избыток, какого вещества и в каком количестве останется после реакции?
Вариант 2.
1. Рассчитайте количество вещества:
а) 4,9 г. Сu(ОН)2
б) 0,2кг NaOH
в) 0,056 т. КОН
2. Определите массовую долю (%) азота:
a) NH4OH
б) NH4 NO3
в) N2O
3. Сколько тонн воды вступит в реакцию с известью массой 20 т. с массовой долей карбоната кальция 80%.
4. Сколько молекул содержится:
а) в NaCl массой 5,85 кг;
б) в СuО массой 0,8 тонн.
5. Напишите уравнения реакций образования основных солей:
а) Bi (OH) 3+HNO3
б) Bi(NO3)3+NaOH
в) Mg(OH)2+HCl
г) Сu (OH)2+HNO3
* При сгорании трехвалентного металла массой 11,2 г. образуется оксид массой 16 г. Какой был взят металл?
Вариант 3.
1. Сколько молей содержится в 100 г следующих веществ при н.у.:
а) О2; б) Вг2; в) Сl2; г) СН4; д) NH3.
2. Масса образца сероводорода H2S равна 1,7 г. Вычислите число молекул сероводорода в данном образце.
3. Рассчитайте массовую долю серы в сульфате натрия Na2SO4.
4.Сколько литров кислорода (н.у.) расходуется при сжигании алюминия, массой 9 г.
5.Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:
Hg (NO3)2 Al (NO3)3 NaAlO2 Al (OH) 3
AlOHCl2 AlCl3
* Металл массой 4 г реагирует с бромом, образуя бромид металла массой 20 г. Назовите этот металл.
Лабораторная работа 1.
Изучение свойств основных классов неорганических соединений.
Цели: Изучить на опытах свойства основных классов неорганических соединений.
Оборудование и реактивы: пробирки, штатив, спиртовка, пробиркодержатель, 2 воронки, ложечка, градуированная пипетка, фильтровальная бумага, спички. Оксиды из имеющихся в наличии, лучинка, пероксид водорода (3%-ный), оксид марганца (IV),гидроксиды: натрия (небольшая гранула), кальция, меди (II) или железа (III), фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый. Металлы: цинк, алюминий, железные опилки. Кислоты: серная кислота, соляная кислота.
Ход работы:
Изучение оксидов.
Опыт 1. Ознакомление с образцами оксидов.
Задание: изучите некоторые физические свойства выданных вам оксидов: агрегатное состояние, цвет, запах. Свои наблюдения запишите в таблицу.
Название оксида, состав, хим. формула Агрегатное состояние Цвет Запах
Оксид меди (II), СuО твердый черный Не имеет
Задания.
Какие из рассмотренных выше оксидов молекулярного, а какие немолекулярного строения?
По каким признакам это можно определить?
Как можно получить соответствующие оксиды?
Напишите соответствующие уравнения реакций.
Опыт 2. Разложение пероксида водорода.
В пробирку налейте 5 мл пероксида водорода и поднесите тлеющую лучинку к ее отверстию. Наблюдаете ли что-либо? Теперь в пробирку положите две гранулы оксида марганца (IV) и снова поднесите тлеющую лучинку. Что наблюдаете? Какой можно сделать вывод?
2. Изучение свойств оснований.
Задание.
Исследуйте, какова растворимость гидроксидов металлов в воде и отношение их растворов к индикаторам. По мере выполнения опытов заполните таблицу.
название гидроксида металла формула Агрегатное состояние Растворимость в воде лакмус фенолфталеин Метиловый оранжевый
В пробирку внесите с помощью лопаточки маленькую гранулу гидроксида натрия и прилейте 1 мл воды. Осторожно взболтайте содержимое пробирки. Наблюдается ли выделение теплоты? Полученный раствор разделите на три части. К одной части добавьте две капли раствора лакмуса, к другой – столько же раствора фенолфталеина, к третьей – столько же раствора метилового оранжевого. Как изменилась окраска раствора индикаторов? Каким индикатором наиболее удобно пользоваться для обнаружения растворов щелочей? Выводы сравните с таблицей «Изменение цвета индикаторов».
Пользуясь каждой раз чистой ложечкой, поместите в пробирки гидроксиды кальция и меди (II) или железа (III) (по объему со спичечную головку). Прилейте к ним по 1 мл воды и изучите их растворимость и действие на фенолфталеин. Для этого содержимое пробирок взболтайте несколько раз и поставьте в штатив. Если полученная взвесь легко отстаивается, слейте прозрачную жидкость и испытайте ее действие на фенолфталеин. Если разделение смеси происходит медленно, проведите фильтрование и испытайте действие фильтрата на фенолфталеин (помните: для каждого вещества необходимо брать чистую воронку и новый фильтр). Результаты опытов проверьте по таблице «Растворимость оснований и солей в воде».
Экспериментальная задача. Получение нерастворимых оснований реакциями обмена.
Нерастворимые основания можно получить взаимодействием растворов солей со щелочами.
Получите гидроксид меди (II), пользуясь веществами, представленными на столе. Выделите его из смеси фильтрованием. Составьте уравнение реакции.
Изучение свойств кислот.
Опыт 1. Отношение кислот к металлам.
Задание: исследуйте, все ли металлы реагируют с кислотами. Всегда ли при этом выделяется водород?
В пробирки положите разные металлы: в одну – гранулу цинка, в другую – железные опилки, в третью – кусочки алюминия. Во все пробирки налейте по 1 мл раствора соляной кислоты. Что замечаете? Если в какой-либо пробирке не наблюдается реакция, то слегка нагрейте (осторожно!), но, не доводя до кипения. Докажите, в каких пробирках выделяется газ водород.
Сделайте общий вывод об отношении кислот к металлам.
Опыт 2. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
На дно сухой пробирки поместите с помощью лопаточки немного порошка оксида меди (II) и прилейте 5 капель раствора серной кислоты. Содержимое пробирки взболтайте. Какого цвета образуется раствор? Если реакция не наблюдается, слегка нагрейте пробирку. Каплю полученного раствора поместите на предметное стекло и, высоко держа его над пламенем, нагрейте до появления первых голубых кристаллов. Длительное нагревание не рекомендуется, так как происходит образование ядовитых веществ. Напишите уравнение реакции взаимодействия между оксидом меди (II) и серной кислотой. Проделайте то же самое, но с соляной кислотой.
Аналогичный опыт проведите с оксидами цинка и железа. Напишите уравнения реакций.
Сделайте общий вывод по работе.
Контрольные вопросы.
Какие вещества называют оксидами?
Какой оксид называют основной? Приведите примеры.
Какой оксид называют кислотным? Приведите примеры.
Какой оксид называют амфотерным? Приведите примеры.
Какие вещества называют гидроксидами?
Какие группы гидроксидов вы можете назвать? Приведите примеры.
Какие вещества называют кислотами?
Почему некоторые металлы при взаимодействии с кислотами выделяют водород из кислоты, а некоторые нет?

Лабораторная работа 2.
Реакции ионного обмена, испытание растворов солей индикаторами. Гидролиз солей.
Цели: прививать навыки и умения работы с хим. Оборудованием; выполнить химические реакции по теме, решить расчетные задачи.
Оборудование и реактивы: подставка с ячейками, палочка для перемешивания, пробирки, штатив. Растворы – карбонат натрия, соляная кислота, гидроксид натрия, серная кислота, нитрат натрия, хлорид железа, сульфат меди, хлорид натрия, вода. Индикаторы - метилоранж, фенолфталеин, лакмусовая бумага.
Ход работы.
Реакции ионного обмена.
Опыт 1. Реакции, идущие с образованием осадка.
В подставку с ячейками прилить 5 капель р-ра хлорида меди и 5 капель
р-ра гидрогсида натрия.
Составить полное и сокращенное ионные уравнения реакций.
Опыт 2.Реакции, идущие с образованием газа.
В подставку с ячейками 3 капли р-ра карбоната натрия и 1-3 капли р-ра соляной кислоты. Все перемешать. Что вы наблюдаете? Составить полное и сокращенное ионные уравнения реакций.
Опыт 3.Реакции, идущие с образованием воды.
В подставку с ячейками прилить 2-3 капли р-ра гидроксида натрия и 1 каплю метилоранжа. Какая окраска? Теперь прибавьте 1 каплю серной кислоты, помешивая жидкость. Если не произошло обесцвечивания, то добавьте еще одну каплю серной кислоты. Объясните, почему исчезает окраска р-ра. Составить полное и сокращенное ионные уравнения реакций.
Опыт 4. Реакции, не имеющие ионного смысла
В подставку с ячейками прилейте 3-4 капли р-ра хлорида железа и нитрата натрия. Наблюдается ли реакция? Можно ли сущность реакции выразить сокращенным и полным ионным уравнением?
Экспериментальная задача. Проделайте реакции, которые выражаются следующим ионным уравнением: Fe3+ + 3OH- .
Сделайте вывод о условиях протекания реакций ионного обмена.
Испытание растворов кислот и щелочей индикаторами.
Опыт. В подставку с ячейками внесите несколько капель растворов соляной и серной кислот. Прибавить к ним по капле растворов метилоранжа, фенолфталеина и лакмусовую бумагу. Как изменяется окраска индикатора от действия кислот? То же самое проделайте с гидроксидами натрия и кальция. Какой можно сделать общий вывод о действии кислот и оснований на индикаторы? Согласуется ли вывод с таблицей «Изменение цвета индикаторов».
Индикатор Кислая среда Нейтральная среда Щелочная среда
Лакмус красный бурый синий
Фенолфталеин бесцветный бесцветный красный
Метиловый оранжевый красный красный Оранжевый
3. Гидролиз солей.
Опыт. В пробирки помещаем несколько крупинок солей: карбоната натрия, сульфата меди, хлорида натрия и наливаем воду до растворения солей. К каждому раствору прибавляем 1-2 капли раствора фенолфталеина. В каком случае наблюдается гидролиз? Напишите уравнения реакций в ионном полном и сокращенном виде.
Сделайте общий вывод по работе.
Контрольные вопросы
Какие реакции называют ионными?
По каким признакам можно судить, что произошла реакция до конца.
Что такое степень окисления?
Почему степень окисления некоторых ионов бывает переменной?
Что называют гидролизом солей?
При каких условиях происходит гидролиз соли, а при каких нет?
Может ли быть гидролиз соли многоступенчатым?
Что такое индикатор растворов и для чего его используют?
Лабораторная работа № 3
Общие свойства металлов
Цели: изучить на опытах основные свойства металлов; уметь составлять уравнения соответствующих реакций.
Оборудование реактивы: пробирки, штатив, спиртовка, пробиркодержалка. Металлы: цинк, медь, натрий, кальций, алюминий, олово, железо. Растворы солей: нитрат олова, хлорид или сульфат цинка, хлорид меди, сульфат железа. Кислоты: серная концентрированная, азотная концентрированная, разбавленная, очень разбавленная.
Ход работы:
Опыт 1. Взаимодействие металлов с водой.
В три пробирки налить по 2 – 3 мл воды и добавить по одной капли фенолфталеина. К этому раствору положить по кусочку в каждую пробирку натрия, кальция, алюминия. Что вы наблюдаете? В пробирке, Где нет реакции, нагреть на спиртовке. Сделайте вывод о том, какие металлы и как реагируют с водой? Напишите уравнения реакций.
Опыт 2. Изучение свойств ряда напряжений металлов.
а) В две пробирки налейте в одну 1,5 мл нитрата олова, в другую столько же хлорида или сульфата цинка. В первую пробирку опустите гранулу цинка, во вторую гранулу олова. Пробирки не встряхивайте. Через 2 – 3 минуты отметьте изменения. Составьте уравнения возможных реакций. Почему в одной из пробирок реакция не наблюдается? Сделайте вывод об активности металлов.
б) Возьмите две пробирки, в одну налейте 1,5 мл раствора хлорида меди, в другую раствора сульфата железа (II). Наклонив первую пробирку, осторожно опустите железный гвоздь, во вторую кусочек меди. Через 2 – 3 мин отметьте изменения. Почему в одной из пробирок реакции нет? Ответ поясните на основе таблицы «ряд напряжений металлов». Составьте уравнение возможных реакций.
Опыт 3. Взаимодействие металлов с кислотами окислителями различной концентрации.
а) Реакции с серной кислотой.
Возьмите две пробирки, в одну поместите кусочек металлического цинка, а в другую кусочек меди. В обе пробирки прилейте осторожно концентрированную серную кислоту. Происходит ли реакция? Осторожно нагрейте обе пробирки. Что вы наблюдаете? Напишите уравнения реакций.
б) Реакции с азотной кислотой.
Возьмите три чистых пробирки, поставьте перед собой азотную кислоту трех концентраций: концентрированную, разбавленную и очень разбавленную.
В первую поместите металлический цинк (активный металл), во вторую кусочек железа (средней активности), а в третью – медь (неактивный).
В каждой из пробирок прилейте сначала концентрированную. Затем опыт повторить, но добавить разбавленную, а потом то же самое, но очень разбавленную азотную кислоту.
Что вы наблюдаете? Составьте уравнение реакций.
Сделайте общий вывод по работе.
Контрольные вопросы
Каково положение металлов в периодической системе Д.И. Менделеева?
Какие металлы относятся к щелочным? Приведите примеры.
Какие металлы относятся к щелочноземельным? Приведите примеры.
Какие металлы относятся к амфотерным? Приведите примеры.
Почему железо не взаимодействует с концентрированной азотной кислотой?
Что такое ряд напряжение металлов?
Что такое коррозия металлов?
Перечислите виды коррозии металлов и методы борьбы с ней.
Лабораторная работа № 4
Получение и свойства этилена и ацетилена
Цели: опытным путем получить этилен и ацетилен, провести опыты с ними; уметь составлять уравнения реакций, отвечать на вопросы.
Оборудование и реактивы: пробирки, штатив, спиртовка, пробиркодержатель, Изогнутая газоотводная трубка с пробкой, чашка с песком, спички, лучинка. Этиловый спирт, серная кислота (концентрированная), песок (можно использовать собранный и заправленный прибор для получения этилена). Растворы: бромная вода (желтого цвета), перманганата калия (0,1 %, подкисленный). Карбид кальция (технический), вода, нитрат серебра или аммиачный раствор хлорида меди (I) – (1%).
Ход работы:
Получение этилена и опыты с ним.
1. В пробирку налейте 2 – 3 мл этилового спирта и осторожно добавьте 6 – 9 мл концентрированной серной кислоты. Затем всыпьте прокаленного песка, чтобы избежать толчков жидкости при кипении. Закройте пробирку с газоотводной трубкой, закрепите ее на штативе и осторожно нагревайте. В зависимости от условий проведения реакции, из приготовленной смеси можно получить разные вещества:
а) диэтиловый эфир (С2Н5 – О – С2Н5), если температуру в реакционной смеси не повышать более 140 градусов; б) этилен, если процесс вести при температуре свыше 140 градусов.
2. В другую пробирку налейте2 – 3 мл бромной воды. Опустите газоотводную трубку до дна пробирки с бромной водой и пропустите через нее выделяющийся газ.
3. В третью пробирку налейте 2 – 3 мл разбавленного раствора перманганата калия, подкисленного серной кислотой, и пропустите через него газ.
4. Подожгите выделяющийся газ.
Задания для самостоятельных выводов.
Какой газ выделяется при нагревании смеси этилового спирта с серной кислотой?
Что происходит при пропускании газа через бромную воду и раствор перманганата калия?
Почему этилен горит более светящим пламенем, чем метан?
Напишите уравнения соответствующих реакций
Чем отличаются свойства этилена от свойств предельных углеводородов?
Получение ацетилена и опыты с ним.
В пробирку положить несколько кусочков карбида кальция (технического). В две другие пробирки налить до ¼ их объема соответственно растворы бромной воды и перманганата калия. В четвертую пробирку до половины ее объема приливают либо аммиачный раствор хлорида меди (I), либо аммиачный раствор нитрата серебра (1%). В воронку наливают воды. Для демонстрации горения ацетилена к пробирке присоединяют стеклянную трубку.
В начале опыта поворачивают кран воронки так, чтобы вода по каплям стекала на кусочки карбида кальция, а во второй, третьей и четвертой пробирках газ проходил со скоростью, позволяющий считать пузырьки. Быстрее других обесцветиться раствор перманганата калия. Бромная вода обесцвечивается медленнее под действием ацетилена по сравнению с этиленом, к тому же при этом выделяется тяжелый белый «дым»летучего дибромэтана. При прохождении ацетилена через раствор аммиаката меди или аммиачный раствор нитрата серебра выпадает соответственно темно-красный сероватый осадок ацетиленида. Это качественная реакция на алкины, она позволяет отличить их от алкенов, алкадиенов и других непредельных соединений.
Исследование горения ацетилена проводить после опытов. Поджечь ацетилен горящей лучинкой. Он горит сильно коптящим пламенем. Почему? Если в пламя ацетилена вдувать воздух через трубку или через трубку с оттянутым концом, то пламя становится сначала сильно светящимся, а с подачей большого количества воздуха – несветящимся.
Напишите уравнения соответствующих реакций.
Сделайте общий вывод.
Контрольные вопросы
Какие вещества называют алкенами и алкинами?
Чем этилен отличается от ацетилена с точки зрения строения молекул?
Какими свойствами отличается этилен от ацетилена?
Какие виды изомерии характерны для непредельных углеводородов?
Объясните правило Марковникова на примере.
Что означает гидрирование? Приведите пример реакции.
Какие качественные реакции характерны для непредельных углеводородов? Приведите соответствующие уравнения реакций.
Что означает реакция тримеризации ацетилена? Напишите соответствующие уравнение реакции.
Лабораторная работа № 5
«Свойства спиртов и альдегидов».
Цель: провести опыты по изучению химических и физических свойств спиртов.
Реактивы и оборудование: пробирки, штатив, держатель, спички, спиртовка, тиглис крышками, вата. Спирты: этиловый, бутиловый, изоамиловый, глицерин. Растворы: перманганат калия, гидроксид натрия, соль меди (сульфат или хлорид меди); натрий. Водный раствор формальдегида (35 %), аммиачный раствор оксида серебра (I), медная проволока со спиралью на конце.
Ход работы:
Опыт № 1. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду (растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием).
Ит В три демонстрационные пробирки прилить ¼ их объема для наглядности подкрашенную раствором перманганата калия воду. В каждую пробирку добавить 1 мл спиртов этилового, бутилового, изоамилового и встряхнуть. Дважды прилить по 1 мл спиртов и сделать вывод о том, что с увеличением молекулярной массы в гомологическом ряду одноатомных спиртов их растворимость в воде уменьшается. Что можно сказать о растворимости метилового и гептилового спиртов?
Для исследования горения спиртов небольшие комочки ваты смочить этиловым, бутиловым, изоамиловым спиртами, положить их в тигли и поджечь. После наблюдения сделать вывод о том, что увеличение молекулярной массы в гомологическом ряду одноатомных спиртов приводит к увеличению массовой доли углерода в молекуле. Поэтому светимость пламени возрастает, амиловый спирт коптит. Что можно сказать о характере пламени метилового и гептилового спиртов?
Для сравнения скорости химических реакций взаимодействий различных спиртов с натрием в три пробирки прилить по 2 мл этилового, бутилового, изоамилового спиртов. Перед тем, как опустить в каждую пробирку по одинаковому кусочку натрия, студенты должны ответить на вопрос: в какой из пробирок скорость химической реакции будет наибольшей (наименьшей)? Предложить вспомнить студентам от каких условий зависит скорость химических реакций, и ответить на вопрос: как будет реагировать с натрием метиловый и гексиловый спирты? Составить уравнения реакций.
Опыт № 2. Растворение в воде глицерина и реакция его с гидроксидом меди (II).
Налейте в пробирку 1 — 2 мл глицерина, добавьте столько же воды и встряхните. Затем добавьте в 2- 3 раза больше воды.
В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте немного раствора гидроксида меди (II) до выпадения осадка. К осадку прилейте глицерин и взболтайте. Гидроксид меди (II) получите сами. Для этого к избытку гидроксида натрия прилейте немного соли меди из имеющихся в наличии.
Задачи для самостоятельных вывод:
Какова растворимость глицерина в воде?
Какая реакция характерна для глицерина и других многоатомных спиртов.
Напишите соответствующие уравнения реакций.
Опыт 3. Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра (I).
Держа чистую пробирку вертикально, внесите две капли раствора формальдегида, две капли аммиачного раствора оксида серебра (I) и слегка нагрейте на слабом огне. Заметьте образование «зеркала». Увеличить поверхность зеркального слоя можно путем вращения пробирки в наклонном положении. Напишите уравнение реакции. Реакция «серебряного зеркала» является качественной на альдегиды.
Аммиачный раствор готовят следующим образом:
К 2 %-ному раствору нитрата серебра приливают несколько капель 5 %-ного водного раствора аммиака до появления мутного колечка. Если при встряхивании оно не исчезает, добавляют еще каплю раствора аммиака.
Опыт 4. Окисление спирта в альдегид.
Держа пробирку (сухую)вертикально, внесите в нее 3- 4 капли этилового спирта. Накалите медную спираль в пламени — на ее поверхности образуется черный налет оксида меди (II) и быстро опустите в пробирку с этиловым спиртом. Погасите спиртовку, выньте спираль и, не нагревая ее, снова опустите в пары спирта. Эту операцию повторите несколько раз. Что происходит с медной проволокой? Обратите внимание на запах образовавшегося альдегида.
Ответьте на вопросы:
Какие реакции происходят с медью? Напишите их в своем отчете.
Почему медная спираль, вынутая из паров спирта, быстро окисляется?
Составьте уравнение реакции окисления этилового спирта оксидом меди (II) (в отчете).
Процесс окисления этилового спирта является эндотермическим или экзотермическим? Какие у вас доказательства?
Просуммируйте уравнения реакций окисления меди и окисления этилового спирта оксидом меди (II).Исключите те члены, которые повторяются в левой и в правой частях равенства. Суммарное уравнение раскрывает сущность реакции окисления спирта.
Сделайте полный вывод по работе.
Контрольные вопросы
Какие вещества называются альдегидами и спиртами?
Какие спирты называются первичными, твтроичными,третичными?
Приведите примеры.
Как изменяются свойства спиртов в зависимости от их молекулярной массы?
Какой из спиртов смертельно ядовит для человека?
Что собой представляет аммиачный раствор серебра в реакции серебряного зеркала альдегидов?
Кроме реакции серебряного зеркала, какая ещё есть качественная реакция на альдегиды?
Что с собой представляет раствор формалина? Где его используют?
Где применяют альдегиды в промышленности?
Лабораторная работа № 6
Химические свойства карбоновых кислот, мыло, их свойства
Цель: Провести опыты, подтверждающие химические свойства карбоновых кислот. Выполнить опыты с высшими карбоновыми кислотами, провести гидролиз мыла; уметь составлять уравнения реакций в молекулярном и ионном полном и сокращенном виде.
Оборудование и реактивы: штатив, пробирки, спиртовка, пробиркодержатель, спички; вещества: уксусная кислота, муравьиная кислота, цинк, магний, нитрат серебра, аммиачный раствор, стеариновая и олеиновая кислоты, хлорид натрия (35 %), мыло.
Ход работы:
Опыт № 1. Взаимодействие уксусной кислоты с некоторыми металлами.
В две пробирки налейте по 1 мл раствора уксусной кислоты. В одну пробирку всыпьте немного стружек магния, а во вторую — несколько гранул цинка. В первой пробирке происходит бурная реакция, а во второй реакция протекает спокойно (иногда она начинается только при нагревании).
Как уксусная кислота реагирует с магнием и цинком? Сравните скорость этих реакций и напишите уравнения в молекулярном и полном и сокращенном ионном виде.
Опыт № 2. Взаимодействие уксусной кислоты с основаниями.
Влейте в пробирку 1 — 1,5 мл раствора гидроксида натрия и добавьте несколько капель раствора фенолфталеина. При добавлении уксусной кислоты происходит обесцвечивание. Напишите уравнение реакции в молекулярном и ионном полном и сокращенном виде.
Опыт № 3. Окисление муравьиной кислоты оксидом серебра (I).
В чистую пробирку влейте 2 мл свежеприготовленного раствора, содержащего в массовых долях 0,02 или %, нитрата серебра (I), добавьте немного разбавленного раствора аммиака до растворения появившегося осадка. Затем добавьте несколько капель муравьиной кислоты и пробирку со смесью нагрейте в колбе с горячей водой.
Почему для муравьиной кислоты характерна реакция «серебряного зеркала», а другие карбоновые кислоты не обладают таким свойством? Напишите уравнения соответствующих реакций.
Опыт № 4. Взаимодействие стеариновой и олеиновой кислот со щелочью.
В пробирку прилить 4 мл безводного спирта, 2 капли раствора щелочи, 2 капли фенолфталеина, опустить кусочек стеариновой кислоты и содержимое сильно встряхнуть. Ярко-малиновая окраска фенолфталеина слабеет и исчезает вследствие нейтрализации щелочи стеариновой кислотой. Составьте уравнения реакций в молекулярном и ионном полном и сокращенном виде.
Повторить опыт с олеиновой кислотой.
В демонстрационную пробирку прилить 3 — 4 мл воды и опустить кусочек стеариновой кислоты. Встряхнуть и отметить, растворение кислоты не наблюдается даже при нагревании. Затем в эту же пробирку прилить немного щелочи. Встряхнуть и отметить, что смесь гомогенизируется вследствие взаимодействия кислоты со щелочью и образования растворимого мыла.
Аналогично провести опыт с олеиновой кислотой.
Выделение мыла из раствора. В пробирки, где прошли реакции стеариновой и олеиновой кислот со щелочью, прилить насыщенный раствор хлорида натрия. Мыла, вследствие их практической нерастворимости в соляном растворе, всплывает хлопьями наверх. В техники этот процесс называют высаливанием.
Опыт № 5. Гидролиз мыла.
В стакане с водой растворить тонкие стружки хозяйственного мыла. В раствор мыла добавить несколько капель фенолфталеина. Раствор приобретает малиновую окраску вследствие гидролиза мыла.
В демонстрационной пробирке приготовить аналогичным образом раствор мыла с спиртом и добавить несколько капель фенолфталеина. Окраска отсутствует, т.к. В спиртовой среде гидролиз не происходит.
В цилиндр на ¾ наполненный водой , осторожно по стенке вылить приготовленный спиртовой раствор мыла. На границе соприкосновения спиртового раствора мыла с водой образуется малиновое кольцо. Чем объяснить это явление? Сделайте общим вывод по пунктам 1- 3.
Сделайте общий вывод по работе.
Контрольные вопросы
Какие вещества называют карбоновыми кислотами?
Как изменяются свойства кислот от их молекулярной массы?
Что называют реакцией этерификации?
Чем отличается стеариновая кислота от олеиновой?
Что собой представляет мыло?
Как можно получить мыло?
Чем по строению отличается жидкое мыло от твердого мыла?
Какой процесс называют высаливанием?
Лабораторная работа № 7
Опыты с жирами. Омыление жиров
Цель: провести опыты с жирами по растворимости и непредельности; провести опыт гидролиза жиров.
Оборудование и реактивы: пробирки, штатив, спиртовка, пробиркодержатель, фильтровальная бумага, хим. стакан. Растворы: растительное масло, животный жир, перманганат калия, концентрированный раствор гидроксида натрия, насыщенный раствор поваренной соли, раствор хлорида (сульфата) меди, серная кислота.
Ход работы:
Опыт 1. Растворимость жиров, их непредельность.
В пробирку внесите каплю раствора растительного жира (в гексане, керосине, изоамиловом спирте) и по каплям (считайте их) при встряхивании добавляйте перманганат калия до обесцвечивания раствора.
То же проделайте с животным жиром, взяв для опыта одну каплю раствора.
По числу израсходованных капель перманганата калия определите, какой жир обладает большей непредельностью.
Опыт 2. Омыление жиров.
Положите в стакан 0,5 г жира и прилейте 1,5 мл концентрированного раствора гидроксида натрия. Смесь несильно нагрейте. Когда она закипит, добавьте 1 мл воды. При вспенивании жидкости прилейте столько же воды, продолжая нагревание.
Появление на поверхности жидкости и на стенках стакана мелких кусочков мыла доказывает, что гидролиз жира закончился (он длится примерно 5-7 мин).
Чтобы убедится в этом, возьмите пробу: пипеткой наберите 1-2 капли жидкости и проведите реакцию на глицерин. Если раствор приобретает синий цвет (почему?), гидролиз закончился. При отсутствии окрашивания продолжайте нагревание, через две минуты снова возьмите пробу.
Когда гидролиз закончится, прекратите нагревание и дайте пробирке остыть. Через две минуты прилейте в пробирку насыщенный раствор соли (происходит высаливание мыла). Мелкие кусочки мыла отделите путем фильтрования. Проверьте не содержится ли в фильтрате (отфильтрованной жидкости) глицерин (вспомните характерную реакцию на это вещество; обратите внимание на то, что раствор имеет сильнощелочную среду).
Установите, растворяется ли мыло в воде и образует ли оно пену. Для этого в пробирку поместите палочкой полученное мыло, прилейте 2 мл воды и слегка нагрейте (для ускорения процесса).
Получите из мыла (раствора) жирные кислоты.
Ответьте на вопросы.
Какую реакцию вы осуществили при получении мыла из жира? Напишите уравнение реакции.
Как доказать образование мыла из жира? Укажите это в отчете.
Как вы подтвердили наличие глицерина? Напишите уравнение реакции.
Экспериментальная задача.
Вам выдан раствор (спиртово-водный) подсолнечного масла (2-3 капли подсолнечного масла растворяют в 1 мл спирта и разбавляют в 20 мл воды). Как доказать, что в молекулах масла содержатся преимущественно остатки непредельных кислот?
Сделайте общий вывод по работе.
Контрольные вопросы
Жиры являются сложным эфиром, какого спирта и какой кислоты?
Чем отличается растительный жир от животного?
Как получить жир в лабораторных условиях?
Какие химические свойства жиров? Приведите примеры соответствующих уравнений реакций.
Почему из жира можно получить мыло?
Какое применение имеют сложные эфиры?
Каково биологическое значение жиров?
Лабораторная работа № 8.
Химические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала.
Цель: провести опыты, подтверждающие химические свойства углеводов; уметь составлять уравнения реакций.
Оборудование и реактивы: пробирки, штатив, спиртовка, спички, пробиркодержатель, сосуд с горячей водой, фильтровальная бумага, воронка, стеклянная трубка. Растворы: глюкоза, сахароза, крахмал. Растворы: гидроксида натрия, сульфата меди, гидроксида кальция, раствор йода в спирте, иодид калия, раствор серной кислоты, вода.
Ход работы:
Опыт 1. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II).
Налейте в пробирку 2 — 3 мл раствора глюкозы и столько же разбавленного раствора гидроксида натрия (должен быть в избытке), затем добавьте несколько капель раствора сульфата меди (II). Пробирку с полученным раствором нагрейте.
Что представляет собой раствор синего цвета? Что доказывает данный опыт?
Почему при нагревании в пробирке появляются сначала желтый , а затем красный осадок?
Напишите уравнения соответствующих реакций.
Опыт № 2. Реакция «серебряного зеркала» с глюкозой.
В чистую пробирку влейте 2 мл нитрата серебра, добавьте немного раствора аммиака, затем добавьте несколько капель раствора глюкозы и пробирку со смесью слабо нагрейте. Напишите уравнение реакции. Почему для глюкозы характерна реакция «серебряного зеркала»?
Опыт № 3. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция.
Всыпьте в пробирку 1 г сахарозы и прилейте 5 мл воды. К полученному раствору, непрерывно взбалтывая, приливайте свежеприготовленный раствор гидроксида кальция, до образования осадка. Через 5 минут поученную смесь отфильтруйте. Немного фильтрата влейте в пробирку и через стеклянную трубку продолжительное время продувайте в него выдыхаемый воздух.
Почему для опыта требовалось брать свежеприготовленную суспензию гидроксида кальция?
На основании опыта сделайте вывод о растворимости сахарата кальция.
Почему при продувании воздуха через раствор сахарата кальция вначале образовался осадок, а затем растворился?
Напишите уравнение реакций.
Опыт № 4. Взаимодействие крахмала с йодом, гидролиз крахмала.
а) Взаимодействие крахмала с йодом.
Приготовьте крахмальный клейстер: налейте в пробирку 4 — 5 мл воды и добавьте немного крахмала, смесь встряхните. Образующуюся суспензию понемногу вливайте в стакан с горячей водой постоянно помешивая — получается крахмальный клейстер. Полученный клейстер разбавьте холодной водой (1:20) и разлейте в две пробирки. В одну пробирку добавьте раствор йода в спирте, а в другую — раствор иодида калия. Почему синие окрашивание появилось только в первой пробирке?
б) Гидролиз крахмала.
В пробирку налейте 2 мл крахмального клейстера, добавьте 6 мл воды и осторожно прилейте 0,5 мл серной кислоты. Кипятите смесь в течении 5 мин., затем нейтрализуйте ее раствором гидроксида натрия. Приготовьте немного осадка гидроксида меди и добавьте его в пробирку, где проводили гидролиз крахмала. Содержимое пробирки вновь нагрейте.
Что происходит с крахмалом при его нагревании в присутствии с серной кислотой.
О чем свидетельствует появление желтого и красного цветов?
Напишите уравнения реакций.
Сделайте общий вывод по работе.
Контрольные вопросы
Какие вещества называют углеводами?
Назовите классификацию углеводов.
Какие изомеры имеет глюкоза?
Чем отличается по строению глюкоза от фруктозы?
Каково биологическое значение глюкозы и фруктозы?
Почему для глюкозы характерна реакция серебряного зеркала?
Чем отличаются по строению крахмал и целлюлоза?
Как получают сахарозу из свеклы?
Лабораторная работа № 9
Химические свойства аминов
Цель: изучить химические свойства аминов на примере анилина и карбамида; проделать опыты и составить соответствующие уравнения реакций.
Оборудование и реактивы: пробирки с подогнанными к ним пробками, спиртово-водный раствор анилина, слабый раствор соляной кислоты, лакмус(раствор и бумажка), спиртовка, пробиркодержатель, карбамид (мочевина), известковая вода (гидроксид кальция), раствор гидроксида натрия, раствор соли меди.
Ход работы:
Свойства анилина — ароматического амина
Опыт № 1. Взаимодействие анилина с соляной кислотой.
Внесите в пробирку 5-6 капель раствора соляной кислоты и одну каплю лакмуса (раствор должен иметь слабую красную окраску). К полученному раствору по каплям добавляйте раствор анилина до исчезновения красной окраски лакмуса. После каждой капли анилина взбалтывайте содержимое пробирки. По окончании опыта закройте пробирку пробкой.
Составьте уравнение реакций: а) между анилином и соляной кислотой;
б) между анилином и бромной водой.
Свойства карбамида.
Опыт № 2. Растворимость карбамида в воде.
В пробирку поместите немного кристалликов карбамида (покрыть им только дно) и прилейте 1мл воды. Содержимое взболтайте. Хорошо ли растворяется карбамид в воде? Раствор испытайте лакмусом (1-2 капли).
Опыт № 3. Гидролиз карбамида.
К полученному в раствору карбамида добавьте двойной объем известковой воды. При кипячении раствора карбамид гидролизуется с выделением аммиака, который обнаруживается с помощью лакмусовой бумаги. Напишите уравнение реакций.
Опыт № 4. Разложение карбамида.
В сухую пробирку поместите одну неполную стеклянную лопаточку карбамида (на дно). При нагревании карбамид вначале плавится, затем разлагается с выделением аммиака, который обнаруживается с помощью лакмусовой бумаги. Кроме аммиака образуется биурет в виде твердого белого вещества.
Напишите уравнение разложения карбамида при нагревании с образованием биурета.
Опыт № 5. Реакция на биурет.
Полученный биурет в предыдущем опыте, растворите в 1 мл воды, и слабо нагрейте. В раствор внесите 2 капли раствора соли меди и прибавьте раствор гидроксида натрия до появления красно-фиолетовой окраски. Что означает полученный цвет?
Сделайте общий вывод по работе.
Контрольные вопросы
Какие вещества называют аминами и аминокислотами?
Назовите классификацию аминов?
Какие свойства наиболее характерны для аминов?
Какие именные реакции можете назвать у аминов? Приведите соответствующие уравнения реакций.
К какой группе относится анилин?
Чем объяснить сходство аминов с аммиаком?
Какими свойствами обладают амины: кислотными, основными или амфотерными?
Что такое биурет?
Лабораторная работа № 10
Изучение свойств белков
Цель: провести опыты с белками на основе их свойств; уметь объяснять полученные результаты опытов.
Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, спиртовка, стакан, спички, пробиркодержалка; белок куриного яйца, молоко, вода, хлорид натрия кристаллический, сульфат меди (II) — 10 % , гидроксид натрия, азотная кислота концентрированная, раствор ацетата свинца.
Ход работы:
Опыт № 1. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков.
Растворение и осаждение белков.
В стакан прилить 50 мл воды и 7- 8 мл белка куриного яйца. Отметить, что белок при интенсивном помешивании полностью в воде не растворяется. Продолжая помешивать, в смесь добавить 0,4 г поваренной соли. В подсоленном растворе белок растворяется. Внести в стакан еще 2 -3 мл белка, который при помешивании растворяется. В две демонстрационные пробирки из стакана отлить по 4 мл раствора белка. В одну пробирку насыпать примерно 1 г хлорида натрия, который при встряхивании растворяется. Белок из сильно соленного раствора выделяется в виде осадка. При разбавлении данного раствора водой, осадок исчезает. К раствору белка во второй пробирке добавить около 1 мл раствора сульфата меди (II). Выпадает белый осадок, при разбавлении с водой он не исчезает.
Сделайте вывод по проделанному опыту. Составьте уравнение реакций гидролиза белка.
2. В пробирку прилить 4 -5 мл раствора белка. Раствор нагреть. Наблюдают свертывание белка вследствие разрушения его структуры под действием нагревания. В стакане нагревают 20 мл молока. Перед закипанием на поверхности молока образуется пленка, которая легко снимается с помощью стеклянной палочки. Пленка — это свернувшейся белок.
Обобщить экспериментальные данные, дать определение денатурации белков и ее места в жизни организмов.
Опыт № 2. Цветные реакции на белки.
1. Биуретовая реакция.
К 1 мл куриного белка прилить 1 мл гидроксида натрия и столько же сульфата меди (II). Наблюдается появление красно-фиолетовой окраски. Этот опыт открывает наличие не более 2-х пептидных связей. В основе лежит способность белка образовывать комплекс с солями меди.
2. Ксантопротеиновая реакция.
К 1 мл белка приливаем 5 – 6 капель концентрированной азотной кислоты до появления белого осадка, затем осторожно нагреваем. Осадок меняет цвет на желтый. Охладить идобавить 10 капель 10 %-ного раствора гидроксида натрия.
3.Реакция с солями тяжелых металлов.
К 1 мл белка прилить 1 мл ацетата свинца. Что вы наблюдаете? Сделайте общий вывод.
Выполните задания: С помощью, каких реакций можно различить следующие вещества: раствор белка, раствор уксусной кислоты, бензол, раствор фенола? Составьте уравнения реакций, в которых не участвуют полимерные вещества.
Сделайте общий вывод по работе
Контрольные вопросы
Какие вещества называют белками?
Какие химические соединения используются в организме для синтеза белков?
Назовите структуры белка.
Что такое денатурация и ренатурация белка?
Какую структуру белка можно восстанавливать после денатурации, а какую нет?
Какие цветные реакции являются качественными на белки?
За счет чего происходит образование дипептидов?
Какое биологическое значение белков?
Список использованной литературы.
1. Ерохин Ю.М. Химия. – М.,2014.
2. Рудзитис Г.Е. Химия 10 кл. – М.: Просвещение, 1991.
3. Рудзитис Г.Е. Химия 11 кл. – М.: просвещение, 1991.
4. Потапов В.М., Хомченко Г.Л Химия. – М.: Высшая школа, 1982.
5. Цветков Л.А. Органическая химия 10 кл. – М.: Просвещения,1982