Лабораторные и практические работы по химии

Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Аргаяшский аграрный техникум










Содержание лабораторных работ (практических занятий) по дисциплине
______________________Химия_______________________
_Разделы: Этиленовые углеводороды и диеновые углеводороды_
__________Ацетиленовые углеводороды_______________











Составитель: Вахитова Марьям Ильясовна Преподаватель химии
ГБПОУ «Аргаяшский аграрный техникум»


















Лабораторная работа

Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена

Цель работы: Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена; определение их свойств.
Материально - техническое оснащение: тигельные щипцы,  фарфоровая чашка, стеклянная палочка, спиртовка, спички, спиртовка, образцы полиэтилена, перманганат калия KMnO4,  гидроксид натрия NaOH концентрированный. 
Задание:
Определить свойства полиэтилена и полипропилена.
Порядок работы:
1) Изделие из полиэтилена нагреть в фарфоровой чашке над пламенем спиртовки. Заметьте, что материал быстро размягчается, а затем плавиться. 2) Стеклянной палочкой измените его форму (вытяните в нить)  и дайте изделию остыть.
3)Попытайтесь изменить форму образца при обычной температуре. Приданная ему при этом форма прочно закрепляется. 
Контрольные вопросы:
1) Какое свойство полиэтилена лежит в основе наблюдаемых явлений? При каких условиях это свойство проявляется? Какое практическое значение оноимеет? 2) Обратите внимание, горит ли полиэтилен вне пламени? Какого цвета пламя? Образуется ли при этом копоть? Обладают ли продукты сгорания запахом? 
Содержание отчета: 
Дать ответы на контрольные вопросы;
Оформить работу в тетради в виде таблицы:


 Название опыта
Наблюдения
Уравнение реакции, выводы

1




Литература:
Химия, О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, 2013
Органическая химия, 10-11 класс, Цветков Л.А., 2012
Химия, сборник основных формул, Савинкина Е.В., Логинова Г.П.,2013

























Лабораторная работа

Распознавание образцов алканов и алкенов

Цель работы:
Получение этилена путём нагревания смеси этилового спирта с концентрированной серной кислотой и изучение его свойства, сравнение свойства алканов и алкенов.
Материально –техническое оснащение: ПК, глобальная сеть Интернет
Задание:
Внимательно просмотреть видео – опыты:
1) «Получение этилена, опыты с ним»
2)«Горение этилена»
3)«Взаимодействие этилена с бромной водой» 
4)«Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия» 
Сравнить свойства алканов и алкенов.
Содержание отчета:
Оформить работу в тетради в виде таблицы:
 Название опыта, рисунок
Наблюдения
Уравнение реакции, выводы

1

Закончите уравнение реакции:                 
CH3-CH2-OH   t>140°C, H2SO4(конц.) 
 Укажите тип реакции, назовите продукты реакции?

2

Закончите уравнение реакции: 
CH2=CH2 + [O] + H2O KMnO4 
Назовите продукты и тип реакции?

3

Закончите уравнение реакции:
CH2=CH2 + Br2   
Назовите продукты и тип реакции?

4

Закончите уравнение реакции:                
C2H4 + O2  t  
Назовите тип реакции и продукты?


Контрольные вопросы:
1) Что происходит с раствором марганцовки?
2) Что происходит с бромной водой?
3) Почему этилен горит более светящимся пламенем, чем этан?
4) Каким образом можно распознать алканы и алкены?
Литература:
Химия, О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, 2013
Органическая химия, 10-11 класс, Цветков Л.А., 2012
Химия, сборник основных формул, Савинкина Е.В., Логинова Г.П.,2013

















Практическое занятие
Получение этилена дегидратацией этилового спирта
Цель занятия:
Получение в лаборатории этилена реакцией дегидратации спиртов; изучение физических и химических свойств этилена.
Оснащение практического занятия: штатив с пробирками, газоотводная трубка, лабораторный штатив, спиртовка, спички, резиновая пробка, прокалённый песок, этиловый спирт С2Н5ОН, концентрированная серная кислота H2SO4.
Задание:
1. Собрать прибор, как показано на рисунке.



2. В пробирку налить 1 мл этилового [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] С2Н5ОН и осторожно добавьте 69 мл концентрированной серной кислоты H2SO4 .
Затем всыпать немного прокаленного песка (песок или мелкие кусочки пемзы вводят для того, чтобы предотвратить толчки жидкости при кипении).
Закрыть пробирку пробкой с газоотводной трубкой, закрепить ее в штативе и осторожно нагреть содержимое пробирки.
5. Смесь этана и этилена объёмом 0,8 л (н.у.) обесцветила 200 г бромной воды с массовой долей 1,6%. Определить объёмную долю каждого газа в смеси.
Содержание отчета:
1)Дать ответы на контрольные вопросы;
2)Оформить работу в тетради в виде таблицы:


 Название опыта, рисунок
Наблюдения
Уравнение реакции, выводы

1




Контрольные вопросы:
1) Какую роль выполняет концентрированная серная кислота H2SO4 в реакции?
Литература:
Химия, О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов., 2013
Органическая химия, 10-11 класс, Цветков Л.А., 2012
Химия, сборник основных формул, Савинкина Е.В., Логинова Г.П.,2013






Практическое занятие
Изготовление моделей молекул алкинов, их изомеров
Цель занятия: составление структурных формул и шаростержневых моделей молекул алкинов по их молекулярным формулам;
Оснащение практического занятия: ПК, глобальная сеть Интернет, шаростержневые модели.
Задание:
Смоделировать шаростержневые молекулы алкинов и их изомеров.
Содержание отчета:
1.Составить структурные формулы для веществ гексин С6Н10  и пентин С5Н8 .
Изобразить их в тетради.
2.Собрать шаростержневые модели молекул этих углеводородов.
Изобразить их в тетради.
3.Составить по одной молекулярной формуле гомолога для каждого из этих веществ. Записать их структурные формулы в тетради. 4.Собрать шаростержневые модели молекул для этих гомологов.
Изобразить их в тетради.
5.Записать структурную формулу одного изомера для каждого из первоначальных веществ.
6.Собрать их шаростержневые модели молекул. Изобразить их в тетради. 7.Сделать вывод о сходстве и различиях веществ гексин С6Н10 и пентин С5Н8 по составу и строению.
Контрольные вопросы:
1)Какие основные положения теории А.М.Бутлерова вы использовали при изготовлении моделей молекул молекул алкинов и их изомеров?
2)Почему для изготовления моделей молекул используются шарики атомов различных размеров и цветов?
3) В чем преимущества и недостатки шаростержневых моделей?
Литература:
Химия, О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, 2013
Органическая химия, 10-11 класс, Цветков Л.А., 2012
Химия, сборник основных формул, Савинкина Е.В., Логинова Г.П.,2013





















Практическое занятие

Взаимодействие этилена с бромной водой, раствором перманганата калия

Цель занятия:
Освоение лабораторным способом получение этилена, изучение его свойства, соблюдая правила по технике безопасности; умение подтверждать теоретические знания химическим экспериментом.
Оснащение практического занятия: три пробирки, газоотводная трубка, резиновая пробка с отверстием под газоотводную трубку, металлический штатив, газовая горелка, этанол С2Н5ОН, концентрированная серная кислота Н2SO4 , раствор перманганата калия КMnO4 , раствор бромной воды, кусочки пемзы.
Задание:
В пробирку налить 0,5 мл этанола С2Н5ОН и добавить туда 2 мл концентрированной серной кислоты Н2SO4 (осторожно!).
Положить туда небольшой кусочек пемзы (для равномерного кипения), полученную смесь сильно нагреть.
Выделяющийся этен С2Н4 пропустить по очереди через слабый раствор перманганата калия КMnO4, а затем раствор бромной (или йодной) воды, взятые в количестве по 1 мл.
4)После обесцвечивания растворов конец газоотводной трубки поднимите вверх и подожгите выделяющийся этен С2Н4, не прекращая нагревания прибора. Отметить характер пламени. Прекратить нагревание прибора, дать ему остыть, разобрать и помыть прибор.
Содержание отчета:
1)Дать ответы на контрольные вопросы;
2)Оформить работу в тетради в виде таблицы:



 Название опыта, рисунок
Наблюдения
Уравнение реакции, выводы

1




Контрольные вопросы:
1.Как получают этен в лаборатории и промышленности?
2.Почему серная кислота, применяющаяся в опыте, должна быть концентрированной?
3.Почему этен легко обесцвечивает раствор перманганата калия и раствор бромной (или йодной) воды?
Литература:
Химия, О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов., 2013
Органическая химия, 10-11 класс, Цветков Л.А., 2012
Химия, сборник основных формул, Савинкина Е.В., Логинова Г.П.,2013
































Заголовок 215