Обобщение опыта работы по теме: «Методы, приемы и формы работы при организации исследовательской деятельности младших школьников»


Управление образования администрации Тайшетского района
Муниципальное казенное образовательное учреждение общеобразовательная средняя школа № 14
Научно- практическая конференция
« Первый опыт введения ФГОС НОО в ОУ Тайшетского района»
Обобщение опыта работы по теме:
«Методы, приемы и формы работы
при организации исследовательской деятельности
младших школьников»
УМК « Школа России»
Автор :Стрижнева Ирина Анатольевна
учитель начальных классов
г.Тайшет
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ___________________________________________________ _____стрОсновная часть ______________________________________________ ______ стр Исследовательская деятельность учащихся
Подготовительный этап _______ _____ стрОсновной этап ______________ ____ стрЗаключительный этап _________ ___ стрАнализ проведенной работы ___ ______ стр Исследовательская деятельность учителя
Анализ проведенного исследования ___ стрСравнительная диагностика _____ стрВыводы _______________________________________________________ ______ стрПриложения
Карточки – помогайки ____________________ ______ стрДневники наблюдений ____________________ _____ стрСтраницы исследователя ___________________ _____ стрТаблица 1 _____ стрТаблица 2 _____ стрДиаграммы _____ стрТворческие работы учащихся _____ стрВСТУПЛЕНИЕ В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения подчеркивается, что в общеобразовательной школе модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и сознательных способностей.
Важнейшей задачей современной системой образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Принципиальным отличием ФГОС НОО является их ориентация на «универсальные учебные действия» (далее – УУД), являющиеся метапредметными результатами образования.
На мой взгляд, одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий является исследовательская технология. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Основной его тезис: я знаю, для чего надо то, что я познаю, где и как я могу эти знания применить.
Исследовательская технология служит для развития познавательных навыков учащихся, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, т.е. служит основой для формирования универсальных учебных действий.
Сравним универсальные учебные действия с общими исследовательскими умениями и навыками.
УУД Исследовательские умения и навыки
Личностные (самоопределение,смыслообразование, нравственно-этическое оценивание)Самоконтроль и самооценка
Регулятивные (целеполагание,планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляцияУмение ставить цель и планировать свою работу
Коммуникативные (планированиеучебного сотрудничества, постановка
вопросов, разрешение конфликтов,
управление поведением партнера, умение выражать свои мысли)
Задавать вопросы
Умение доказывать и защищать свои идеи
Познавательные (общеучебные:самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели,поиск и выделение необходимой
информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
логические: анализ, синтез,
установление причинно-следственных связей, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование;
действия постановки и решения проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов
решения проблем творческого и поискового характера) Умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов
Умения и навыки структурирования
материала
Уметь давать определение понятиям;
классифицировать;
умения делать выводы и умозаключения;
выдвигать гипотезы
умение видеть проблемы
Глядя на эту таблицу мы видим, что УУД тесно связаны с исследовательской деятельностью.
Что же такое исследовательская деятельность? Исследовательская деятельность – это деятельность учащихся по исследованию различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Основным отличием учебной исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности. При этом у них развиваются способности кисследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция.
Исследовательская технология требует реализации педагогической модели «обучениечерез открытие».
Ведущий метод – проблемное обучение; метод проектов.
Организационная форма – совместный поиск решения проблемных ситуаций. Модель урока: «знаю, но не все; хотел бы узнать – узнал».
Обучающие приемы -экспериментирование или моделирование.
Содержательную основу исследовательского подхода в обучении составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы. Процессуальную основу его составляет научно-образовательная, поисково-творческая деятельность, способствующая организованномуусвоению опыта творческой деятельности и творческому усвоению и применению знаний.
В качестве основных неоспоримых достоинств данного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер получаемых знаний, могут быть названывысокая степень самостоятельности;
инициативность учащихся и их познавательноймотивированности;
развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:
а) во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
б) в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;
в) в актуализации внутрипредметных, межпредметных и межцикловых связей;
г) в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
д) в изменении характера взаимоотношений «учитель-ученик-коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.
Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современныхшкольных программах. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию«исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Дляразвития умений исследовательской, как и любых других умений, необходимо найти иреализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.
Условия формирования исследовательских умений младших школьников.
Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, риторики, русского языка, математики, окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
Мотивированность. Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и способностей, способов саморазвития и самосовершенствования.
Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
Психологический комфорт. Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно», «Ты делаешь не то (не так)» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы,поверить в себя.
Личность педагога.Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творческий работающий учитель, стремящийся к созданию творческой рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
Учет возрастных особенностей. Так как речь идет об учащихся младшего
школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Исследование как метод должен использоваться практически на каждом уроке. На уроках учителя используют специальные игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать навыки проведения исследований.
В первом классе школьники учатся задавать вопросы, планировать действия, наблюдать и обобщать; знакомятся с приемами рефлексии и самоконтроля.
Во втором классе дети знакомятся с элементами исследовательской деятельности: анализ проблемной ситуации, целеполагание, выдвижение гипотез, формулирование выводов.
С третьего класса начинается обучение коллективному исследованию по плану:
выявление проблемы;
постановка цели, задач, определение объекта исследования;
выбор методики исследования;
отбор материала;
соотнесение собранного материала с темой и целью исследования.
В этот период организуется подготовка детей к проведению самостоятельных исследований. На этом этапе дети получают элементарные представления о том, каквести диалог, выделять главное в материале, как провести несложный эксперимент, подготовить доклад.
В четвертом классе у обучающихся проявляется более высокий уровень самостоятельности в проведении учебных исследований. На данном этапе очень важно помочьребенку своевременно осуществить самоанализ и самооценку своей деятельности, чтобы скорректировать работу.
Предлагаю рассмотреть организацию исследовательской деятельности на конкретном примере:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Подготовительный этап
Для знакомства с методикой проведения учебных исследований я проводила 3 фронтальных тренировочных занятия с классом, цель которых познакомить каждого ученика с «техникой» проведения исследований. Для этого дети рассаживались по группам так, чтобы видеть лица друг друга. Объявлялась тема занятия. Для того чтобы показать детям, как веси себя на каждом из этапов исследовательского поиска, я выделяла на добровольных началах пару наиболее активных ребят. Они вместе со мной выполняли главную работу исследователей от первого до последнего этапа, все остальные дети участвовали, как активные помощники.
Следующий этап по формированию исследовательской деятельности – это исследование на уроке.
Для этого была выбрана тема «Про кошек и собак», так как эту тему можно было исследовать максимально широко.
Задача: получить как можно больше сведений о кошках и собаках, их породах и назначениях и подготовить о них небольшое сообщение.
Цель : дать представление о животных живого уголка. Познакомить с некоторыми породами кошек и собак и их назначением. Учить по внешним признакам определять наиболее известные породы. Воспитывать любовь к животным, ответственное отношение к ним.
Постановка проблемы:
Задачи: определение темы, уточнение целей и исходного положения. Выбор рабочей группы.
Деятельность учащихся: уточняют информацию, обсуждают задание
Деятельность учителя: мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает
Работа по теме началась с того, что было предложено разделить иллюстрации на 2 группы (кошек и собак).
В ходе беседы были выявлены следующие проблемные вопросы:
- почему в одну группу определили таких непохожих внешне животных?
- для чего люди вывели различные породы этих животных?
- почему люди заводят дома кошек и собак?
- почему они становятся бродячими?
- что делать если ваше животное заболело?
На основе этого дети были разделены на группы: «Зоологи», «Защитники животных», «Ветеринары», «Врачи», «Историки».
Задачи: анализ проблемы, определение источника информации, постановка задач и выбор критериев результатов. Ролевое распределение в команде.
Деятельность учащихся: формируют задачи, уточняют источники информации, выбирают и обосновывают критерии успеха.
Деятельность учителя: помогает в анализе и синтезе по просьбе учащихся, наблюдает за их деятельностью.
Каждой группой был намечен план действий:
- Что нужно сделать вначале?
- Как вы думаете, с чего бы начали исследование ученые?
(как только определен метод, положить перед детьми карточку с изображением метода исследования (приложение 1)) Карточки – это план нашего исследования. С чего нужно начать наше исследование? А что делать во вторую, в третью очередь и далее.
Подумать самостоятельно
Спросить у другого человека
Посмотреть в книгах
Посмотреть по телевизору
Понаблюдать
Провести эксперимент
Получить информацию у компьютера
Связаться со специалистом
Итак, план составлен. Мы готовы к поиску. От плана взрослого исследователя он отличается лишь формой выражения – он изображен на карточках, а у взрослого исследователя описан в текстах. Как и взрослые исследователи, вы будете фиксировать результаты своего поиска в дневнике наблюдений (приложение 2).
Результат можно фиксировать на маленьких листочках бумаги ручкой, карандашом или фломастерами, можно делать заметки – рисунки, значки, символы. Возможно, что каждый ученик получит специальную «папку исследователя» и листочки для сбора информации. План исследования в этом случае проговаривать необязательно. Он фактически зафиксирован на кармашках «папки исследователя». Можно использовать пиктографическое письмо, которое позволяет отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных каналов (зрения, слуха, вкуса, температуры) – это является показателем того, что данное сенсорное ощущение стало предметом осознания, оно приобретает значимость, становится ценностью.
Основной этап
Проведение исследований
цель: сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив, выбор оптимального варианта, подготовка к сообщению
деятельность учащихся: работают с информацией, проводят анализ и синтез идей, выполняют исследование
деятельность учителя: наблюдает, консультирует.
Для сбора информации детям предлагается в помощь следующий материал:
Материал для «Зоологов»:
Набор открыток и фотографий с изображениями кошек и собак; атлас - определитель «От земли до неба»; энциклопедия «Я познаю мир. Домашние животные»; Куклачев «Где не страшен черный кот»; альбомы: «Охотничьи собаки», «Декоративные собаки», «Служебные собаки».
Материал для «Защитников животных»: Набор открыток и фотографий с изображениями кошек и собак; энциклопедия «Я познаю мир. Домашние животные»; рисунки детей; журнал «Юный натуралист»; литературный ряд: Михалков «Мой щенок», Даша Куличенко «Кошка Василиса», Асадов «Верный пес».
Материалы для «Ветеринаров»: Учебник «Мир вокруг нас», В.Прокошев «Четвероногий друг»
Материалы для «Историков»: Плешаков «Хрестоматия к учебнику «Окружающий мир» 1 класс»; Учебник «Мир вокруг нас»; энциклопедия «Я познаю мир. История»
Материалы для «Врачей»: энциклопедия «Я познаю мир. Медицина»; журнал «Юный натуралист» № 9 2005 год; энциклопедия «Я познаю мир. Домашние животные».
Материал самостоятельно изучается, обсуждается в группах. Работа по сбору информации нужно проводить быстро. Если какой-то из методов не идет, не страшно, помогите детям сгруппировать то, что есть.
Заключительный этап
Сообщения по результатам исследований
Цель:объяснение полученных результатов, сообщение результатов исследования.
Деятельность учащихся: объяснение полученных результатов, коллективный анализ результатов
Деятельность учителя: участвует в коллективном анализе результатов исследования.
На этом этапе докладчики не просто рассказывали о том, что он узнали, а старались передать эти сведения одноклассникам. Не важно, что материал, с которым работали дети, выглядел простым и даже примитивным с точки зрения взрослого. В данном случае важнее то, что за этим внешне простым делом формировались качества творческой личности. Для составления доклада дети пользовались страницами исследователя из дневника наблюдений (приложение 3).
Дети были настроены по отношению к докладчику критически. Как показывает практика, они легко включились в спор, задавали вопросы, вносили свои поправки и дополнения в выступления одноклассников. Все перечисленное способствовало развитию критического мышления. Поэтому по итогам выступлений учителю необходимо поощрить не только тех учеников, которые хорошо отвечали, но и ребят, задававших интересные вопросы.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
Анализ проведенного исследования
По окончанию урока, для обобщения и анализа проведенной работы мною заполняется таблица, которая помогает выявить уровень сформированности умений учащихся по исследовательской работе.
Предлагаю вам познакомиться с двумя вариантами подобной оценки проектных работ (см. приложение таблицы № 1 и № 2).
Таблица № 1
Оценка проекта, выполненного учащимися
класса
по предмету
ФИО Сложность темы Реальность и практическая ценность Уровень самостоятельности Качество оформления Качество сообщения Проявление глубины, широты знаний по заданной теме Ответы на вопросы преподавателя. Ответы на вопросы учащихся Оценка творческих способностей учащихся Итоговая оценка
Таблица № 2
Оценка проекта, выполненного учащимися
класса
по предмету
-2324105715
Сравнительная диагностика
Сравнительный мониторинг отражают диагностические таблицы (приложение 6)
Мониторинг
исследовательских способностей учащихся
3184525325755-142875325755 Начало обучения: Конец III четверти 2го класса:
Выводы:
Урок окружающего мира нельзя рассматривать только как форму передачи содержания: его надо оценивать как источник развития детей, раскрытия их познавательных сил и возможностей, которые проявляются при рациональной организации совместной деятельности учителя и учащихся.
Во время урока – исследования решаются основные образовательные задачи, включая формирование навыков учебного труда: работы с дополнительной литературой – энциклопедиями, справочниками, словарями, с информационными электронными носителями, интернетом
Оптимально сочетаются методы и средства обучения: индуктивные и дедуктивные, поисковые и методы самостоятельной работы
В содержании урока предусмотрен объем, сложность, доступность, научность изучаемой темы, межпредметные связи.
При планировании урока учтены особенности класса и разработан план на зону ближайшего развития. Взаимоотношения на уроке диктовались технологиями развивающего обучения, перед учителем стояла задача необходимость искать формы и методы групповой и коллективной деятельности, которая осуществлялась в форме развернутого учебного диалога. Трудность организации урока – исследования состояла в том, что второклассникам еще тяжело работать с познавательной литературой, низка самостоятельность, слабо развита речь у детей из ближнего зарубежья, поэтому этап самостоятельного сбора информации затягивается.
( к заключению)
В процессе организации учебно-исследовательской деятельности много достоинств:
одна и та же информация повторяется в разной форме (детям не скучно); есть возможность неоднократно повторять новый материал с целью его усвоения и систематизации;
процесс обучения приближен к реальной жизни;
развиваются коммуникативные навыки (ведения дискуссии; доказывания и аргументирования);
воспитываются нравственные качества личности (сопереживание, великодушие, терпение, трудолюбие, честность, доброта и др.).
Однако, наряду со всеми этими достоинствами, следует отметить и некоторые сложности:
Сложность соблюдения временных рамок.
Сложность точного планирования хода урока.
Учителя, работая в данном направлении, отмечают: повышение плотности урока; появление широких возможностей для осуществления индивидуального подхода; рост уровня обученности и воспитанности класса (к чему так стремится каждый учитель); профессиональный рост в результате работы.
Таким образом, приобщение к учебно-исследовательской деятельности имеет обширный образовательный потенциал, так как – это лучший способ формирования УУД.
Учителю процесс исследовательской деятельности ученика позволяет применять сформированные умения при организации обучения любому предмету.
Очень важно, чтобы такая работа по включению детей в активную учебную деятельность была ежедневной, чтобы такой вид деятельности стал привычным как дыхание. Для этого важна личная мотивация учителя: я делаю так потому, что просто не могу по-другому работать.
Мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной самый важный ожидаемый нами результат - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт активной, творческой, исследовательской работы; самостоятельное приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков, составляющих целый спектр психических новообразований.

Список литературы.
Л.С.Выготский. Мышление и его развитие в детском возрасте. Собр.соч. В 6 т. – Т.2 – М., 1984.
А.И.Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. 2-е изд., испр. и доп. Самара, 2006.
А.И.Савенков. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М., 2004.
Т.Ивочкина. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Начальное образование. – 2000. – №3.
В.И.Андреев. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Дис….кан.пед.наук. М., 1983.
Н.А.Семенова. Формирование исследовательских умений младших школьников: Дис….кан.пед.наук. Томск, 2007.
Использованная литература:
А.И.Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Самара Издательство «Учебная литература» 2006 год
Н.Т. Брыкина, О.Е.Жиренко «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»». Москва «Вако» 2004 год
Г.И. Василенко «Дни наук в начальной школе» Волгоград «Учитель» 2006 год
Н.В Матяш, В.Д. Симоненко «Проектная деятельность младших школьников» Москва Издательский центр «Вентана - Граф» 2004 год