Система работы учителя со слабоуспевающими учащимися.

Система работы учителя со слабоуспевающими учащимися.
Определен комплекс мер по совершенствованию учебно - воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников:
1. Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:
– в средних классах сделать акцент на формировании сознательной дисциплины, ответственного отношения к учению; – особое внимание обратить на благоприятный психологический микроклимат, тактичный и внимательный подход к учащимся, учитывать интересы школьников; – в старших классах сосредоточить внимание на формировании социально значимых мотивов учения; – на всех ступенях необходимо обеспечить дифференцированный подход.
2. Выявление и учет специфических для школы причин отставания их профилактика и устранение. 3. Постоянное ознакомление с типичными причинами неуспеваемости, со способами изучения учащихся, мерами предупреждения и преодоления их отставания в учебе. Долг учителя – средствами своего предмета предоставлять разнообразные возможности для развития личности учащихся и отмечать все их успехи, создавая тем самым стимулы к продолжению обучения.
Программа
работы со слабоуспевающими детьми по биологии
на 2013 – 2014 учебный год.
Цели программы: выполнение Закона об образовании. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
2. Задачи программы: выполнение целей и задач по реализации программы по ФГОС. Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ. Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса  и повышение  мотивации у слабоуспевающих учеников. Реализация разноуровнего обучения. Изучение особенностей слабоуспевающих  учащихся,  причин их отставания в учебе и слабой мотивации. Формирование ответственного отношения учащихся к учебной деятельности.
3. Основополагающие направления  и виды деятельности:
- Организация работы со слабоуспевающими учащимися на уроке.
- Методы и формы работы со слабоуспевающими учащимися во внеурочное время.
- Воспитательная работа со слабоуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.
- Организация работы с родителями слабоуспевающих учащихся.
Повышение успеваемости и качества знаний, преодоление отставания школьников в учебе требуют решения двух проблем: с одной стороны, нужно совершенствовать методику проведения учебных занятий, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учащихся. С другой,  умело применять систему воспитательных средств воздействия на учащихся, с тем, чтобы не допускать формирования у них отрицательного отношения к учебе, вырабатывать потребность в знаниях и стремление к преодолению встречающихся трудностей.
План работы со слабоуспевающими учащимися по биологии
на 2013 – 2014 учебный год.
№ п/п
Мероприятия
Срок

1
Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения с целью выявления в знаниях учеников пробелов.
Сентябрь


2
Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, встречи с отдельными родителями и, в ходе беседы с самим ребенком.
Сентябрь


3
Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
В течение учебного года.

4
Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока
В течение учебного года.

5
Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
В течение учебного года.

6
Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.
В течение учебного года.

7
Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.
В течение учебного года.

8
Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса.
В течение учебного года

9
Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих учащихся.
В течение учебного года.

10
Вовлекать слабоуспевающих учащихся в организацию проведение внеклассных мероприятий по предмету.
В течение года


Технологическая карта педагогической программы работы со слабоуспевающими учащимися
Урочная деятельность:
1. Создание микроклимата в классе. 2. Алгоритмизация действий. 3. Удержание интереса. 4. Формирование мотивации к обучению. 5. Стимулирование оценкой, похвалой.
Вид работы:
1. Вести карту наблюдения. 2. Работа в группах, парах. 3. Индивидуальные консультации. 4. Уроки коррекции знаний. 5. Опорные конспекты, памятки. 6. Дидактические игры.
Внеурочная деятельность:
Индивидуально - личностный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Вид работы:
1. Индивидуальные и групповые консультации. 2. Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки инструкции, помощь сильных учеников). 3. Творческие задания.
Воспитательная работа:
Индивидуально - личностный подход, создание комфортной среды.
Вид работы:
1. Вовлечение в кружки, КТД. 2. Проведение тематических классных часов, предметных недель. 3. Опора на хобби.
Работа с родителями:
Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних  мотивов.  Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка.
Вид работы:
1. Тематические родительские собрания. 2. Индивидуальная и коррекционная работа с родителями. 3. Совет профилактики.
15