Авторская программа Я выбираю профессию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пушкинского муниципального района
«Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов г.Пушкино»




«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ №8 ____________
Богачева И.Н.

«___»______________20___года


М.П.




Календарно - тематическое планирование по технологии (авторский курс «Я выбираю профессию»).
9 класс, 34ч.

Алпацкая Татьяна Викторовна

учитель технологии 1 категории








«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания ШМО № __от ___ Заместитель директора по УВР
Руководитель ШМО_____________ ___________________________
«___»___________________ 20___г. «___»______________20_____г.






Пояснительная записка

Курс «Я выбираю профессию» призван оказать помощь учащимся в их профессиональном самоопределении, планировании своей будущей профессиональной карьеры.
Основные задачи курса: актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их психологических ресурсов; развить способность адаптироваться в современных социально- экономических условиях.
Курс включает в себя теоретическую и практическую части. В ходе изучения теоретической части курса школьники получают представление о богатстве внутреннего психологического мира человека и многообразии мира профессий, что обеспечивает им возможность непосредственно охарактеризовать «Образ «Я» и составить личную программу профессионального самосовершенствования.
Сформированность «Образа «Я» является одним из условий, обеспечивающим школьнику возможность адекватно соотнести свои личные качества с требованиями различных профессий и соответственно эффективно реализовать свой потенциал в будущей профессиональной деятельности.
Успешной реализации задач курса способствует использование на занятиях разнообразных методов и форм обучения. Программа курса ориентирована на освоение учащимися знаний о самом себе. Одним из основных методов, направленных на реализацию этой программы, является развивающая психологическая диагностика.
Такая диагностика предполагает использование в рамках курса комплекса психологических методик, обеспечивающих возможность, во - первых, получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии (диагностические методические процедуры); во- вторых, развития этих психологических качеств (развивающие методические процедуры в виде социально - психологических тренингов, психотехнических, сюжетно - ролевых, профориентационных и деловых игр).
Диагностические методы, представленные опросниками, анкетами, тестами, сопровождают практически все темы курса, органически сочетаясь с содержанием изучаемого материала.
Развивающие диагностические процедуры, активизируя внутренние психологические ресурсы школьника и включая механизмы рефлексии, превращают процесс формирования профессионального самосознания в целенаправленную, осознанную, личностно - значимую деятельность.
Каждая тема программы предусматривает практическую работу школьников. Основная задача ее – сформировать у школьников потребность самостоятельно добывать знания, развивать умения работать с информацией, объективно оценивать свои возможности и профессиональные требования.

Цель курса:

формирование готовности учащихся к обоснованному выбору профессии с учетом интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей современного рынка труда.

Задачи курса:


Обобщить и сформировать у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, многообразии мира профессий, правилах выбора профессии и технологии построения профессиональной карьеры;
Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий и рынка труда;
Формировать знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся;
Формировать и развивать потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
Воспитывать уважение к труду;
Познакомить учащихся с рынком образовательных услуг, состоянием и тенденциями современного рынка труда.

Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения; требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, эмоционально - волевой сфере, интеллектуальных способностях.

Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования; владеть навыками учебной и личной самопрезентации.


Учебно – тематическое планирование по программе
( авторский курс «Я выбираю профессию»).

№ п/п

Наименование тем занятий

Всего,
час.
в том числе




лекции
практич.
занятия

1
2
3
4
5

1.
1 РАЗДЕЛ: « Мир профессий»
14
7
7

1.1
Вводное занятие.
1
1


1.2
Многообразие мира профессий.
1
1


1.3
Отрасли общественного производства. Понятия: «Профессия», «специальность», «должность».

1



1

1.4
Секреты выбора профессии.
1
1


1.5
Склонности и интересы в профессиональном выборе.
2
1
1

1.6
Роль способностей в профессиональной деятельности.
2
1
1

1.7
Здоровье и выбор профессии.
2
1
1

1.8
Типичные ошибки при выборе профессии.
1

1

1.9
Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность.
1

1

1.10
Пути получения профессионального образования.
1
1


1.11
Итоговое занятие. Проведение конкурсов, викторин, диспутов -1ч.
1

1

2.
2 РАЗДЕЛ: «Познавательные процессы».
20
11
9

2.1
Представление о себе и проблема выбора профессии.
1
1


2.2
Темперамент в профессиональном становлении личности.
2
1
1

2.3
Учет особенностей характера в профессиональном выборе.
2
1
1

2.4
Эмоциональное состояние личности.
2
1
1

2.5
Стресс и способы его регулирования.
2
1
1

2.6
Волевые качества личности.
2
1
1

2.7
Способность быть внимательным.
2
1
1

2.8
Память. Виды памяти и их роль в профессиональной деятельности. Способы развития памяти.
2
1
1

2.9
Мышление и успешность профессионального труда.
2
1
1

2.10
Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении
2
1
1

2.11
Технологическая и психологическая подготовка к экзаменам
1
1



Итоговая работа: защита портфолио.





ИТОГО:
34
18
16




































СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Я ВЫБИРАЮ ПРОФЕССИЮ».

1 РАЗДЕЛ: «МИР ПРОФЕССИЙ» -14ч.

ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ -1ч.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с целями и задачами профориентационного курса, проинформировать о содержании программы «Я выбираю профессию», рассказать об итоге изучения курса – защите «Портфолио».
СОДЕРЖАНИЕ: беседа о значимости правильного выбора профессии для человека и общества. Цели, задачи, структура портфолио.

ТЕМА 2. МНОГООБРАЗИЕ МИРА ПРОФЕССИЙ -1ч.
ЦЕЛЬ: дать представление о многообразии мира профессий и труда; раскрыть возможности развития и самоутверждения личности в профессиональном труде.
СОДЕРЖАНИЕ: беседа с учащимися о труде как неотъемлемой потребности человека, познакомить с классификацией профессий Е.А.Климова.
Практическая работа по определению ценностных ориентаций по отношению к труду (Метод неоконченных предложений).
Диагностическая процедура: ДДО.

ТЕМА 3. ОТРАСЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА. ПОНЯТИЯ: “ПРОФЕССИЯ”, “СПЕЦИАЛЬНОСТЬ”, “ДОЛЖНОСТЬ” -1ч.
ЦЕЛЬ: познакомить с понятиями «профессия», «специальность», «должность», с классификацией профессий по отраслям труда, предметам, целям, орудиям и условиям труда.
СОДЕРЖАНИЕ: беседа о сферах и отраслях профессиональной деятельности (сфера материального производства и непроизводственная сфера). Характеристика основных классификационных признаков: предмет труда (Ч, Т, ЗС, ХО, П); цели труда (гностические, преобразующие, изыскательские); средства труда (ручные, механизированные, автоматические, функциональные); коллективность процесса труда (индивидуальная, коллективная работа); ответственность в труде (моральная, материальная); условия труда (бытовые, на открытом воздухе, в необычных условиях, с повышенной моральной и материальной ответственностью).

ТЕМА 4. СЕКРЕТЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ -1ч.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с правилами выбора профессии; актуализировать проблему как личностно значимую.
СОДЕРЖАНИЕ: восьмиугольная модель выбора профессии по Е.А.Климову.
Практическая работа: профориентационная игра «Круглый стол».

ТЕМА 5. СКЛОННОСТИ И ИНТЕРЕСЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫБОРЕ -2ч.
ЦЕЛЬ: выявить ведущие профессиональные интересы и склонности учащихся. Раскрыть сущность понятий “потребности”, “мотив”, “интересы”, “склонности”, “намерения”.
СОДЕРЖАНИЕ: роль склонностей и интересов в профессиональном самоопределении.
Диагностические процедуры: методика “Карта интересов”.

ТЕМА 6. РОЛЬ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -2ч.
ЦЕЛЬ: раскрыть понятия «задатки», «способности»; показать учащимся резервы возможностей человека.
СОДЕРЖАНИЕ: беседа о богатстве и многообразии человеческих возможностей. Развитие и формирование способностей. Сочетание требований, предъявляемых профессией к человеку и его способностей.
Диагностические процедуры: опросник “Ориентация”, методика Йовайши.

ТЕМА 7. ЗДОРОВЬЕ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ -2ч.
ЦЕЛЬ: формирование ценности духовного, физического и психического здоровья как фундамента будущей профессиональной и жизненной карьеры, обучение приемам и технологиям сохранения и укрепления здоровья.
СОДЕРЖАНИЕ: здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Ограничение профпригодности при различных заболеваниях.
Практическая работа: задания на выявления индексов здоровья; определение биологического возраста; определение психологического возраста.

ТЕМА 8. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ -1ч.
Цель: провести анализ наиболее распространенных ошибок при выборе профессии.
СОДЕРЖАНИЕ: работа с таблицей «Типичные ошибки при выборе профессии»; практическая работа с карточками - заданиями по определению ошибок, допущенных при выборе профессии на основе анализа жизненных ситуаций.

ТЕМА 9. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЖИЗНЕННЫЕ ПЛАНЫ. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ -1ч.
Цель: раскрыть сущность понятий «план», «жизненный план», « профессиональный план», «карьера», «профессиональная пригодность», показать их взаимосвязь и взаимообусловленность.
СОДЕРЖАНИЕ: схема профессионального планирования, разработанная Е.А.Климовым. 4 степени профпригодности: непригодность, пригодность, соответствие человека той или иной области деятельности, призвание. Факторы, влияющие на формирование профессиональной пригодности.
Практическая работа: составление личного профессионального плана.
ТЕМА 10. ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -1ч.
ЦЕЛЬ: сформировать представление о системе среднего и высшего профессионального образования, о сроках и формах обучения, о видах учебных заведений, об условиях и порядке поступления. СОДЕРЖАНИЕ: типы учебных заведений: государственные, негосударственные, муниципальные; условия приема и обучения. Работа над личным профессиональным планом. Летнее трудоустройство.
Диагностические процедуры: анкета выпускника (№ 2).

ТЕМА 11. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. ПРОВЕДЕНИЕ КОНКУРСОВ, ВИКТОРИН, ДИСПУТОВ -1ч.
ЦЕЛЬ: обобщение пройденного материала в игровой форме.
СОДЕРЖАНИЕ: проведение профориентационных игр: «Угадай профессию», «Цейтнот», «Универмаг», «Пять шагов», «А вот и я» и др., «Клуб знатоков профессий».


2 РАЗДЕЛ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ» -20ч.

ТЕМА 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ И ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ -1ч.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся со структурой и функциями самосознания личности, «Я - концепцией»; стимулировать самостоятельную деятельность учащихся по самопознанию, становлению и развитию реальных представлений о себе; оказать поддержку в формировании собственной адекватной самооценки.
СОДЕРЖАНИЕ: процесс самопознания и «Я – образ». «Я – концепция» и ее составляющие. Самооценка. Особенности поведения людей в зависимости от самооценки. Источники формирования самооценки.
Развивающие процедуры: упражнение «Кто я?»
Диагностическая процедура: методика «Будасси».

ТЕМА 2. ТЕМПЕРАМЕНТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ -2ч.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с понятием «темперамент», его типами и свойствами. Раскрыть особенности проявления темперамента в различных видах профессиональной деятельности. Углубить самопознание, развить навыки самоанализа с помощью определения своего типа нервной системы и типа темперамента.
СОДЕРЖАНИЕ: история учения о темпераменте и современное представление о нем. Типы и свойства темперамента. Особенности трудовой и учебной деятельности в зависимости от темперамента.
Практическая работа: определение типов темперамента литературных персонажей, знакомых людей и составление их характеристик.
Диагностические процедуры: опросник Г. Айзенка; тест определения типа темперамента; опросник структуры темперамента В.М. Русалова.

ТЕМА 3. УЧЕТ ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫБОРЕ -2ч.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с понятием «характер», помочь в осознании своих особенностей и черт характера, развить навыки самоанализа и самовоспитания.
СОДЕРЖАНИЕ: связь характера с темпераментом. Влияние характера на выбор профессии.
Практическая работа: методика независимых характеристик (оценка свойств характера), сказко-терапия «Дерево - характер».

ТЕМА 4. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИЧНОСТИ -2ч.
ЦЕЛЬ: дать учащимся представление об эмоциональных проявлениях человека; сформировать умение узнавать, контролировать свои эмоциональные состояния и соотносить их с требованиями профессий.
СОДЕРЖАНИЕ: классификация и виды эмоций. Роль эмоций в жизни и трудовой деятельности человека. Управление эмоциями.
Практическая работа: игра «Изображение чувств».

ТЕМА 5. СТРЕСС И СПОСОБЫ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ-2ч.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с понятием «стресс», влиянием стресса и дистресса на организм и психику человека; показать пути выработки адаптивной стратегии поведения в стрессовых ситуациях.
СОДЕРЖАНИЕ: Стресс и дистресс. Фазы развития стресса. Влияние стресса на организм человека. Способы реагирования на стресс. Личная программа защита от стресса. Позитивное мышление в проблемных ситуациях.
Практическая работа: Тест Анцупова «Стресс жизни». Тест на самооценку стрессоустойчивости личности.

ТЕМА 6. ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ-2ч.
ЦЕЛЬ: раскрыть понятие «волевые качества личности». Показать регулирующую функцию воли в профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ: понятие воли. Основные признаки волевого акта. Волевая регуляция. Развитие волевых качеств.
Практическая работа: выполнение упражнений по воспитанию воли.
Диагностическая процедура: методика «Самооценка волевых качеств».


ТЕМА 7. СПОСОБНОСТЬ БЫТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ-2ч.
ЦЕЛЬ: дать учащимся общее представление о процессе внимания, его видах и свойствах. Раскрыть значение наблюдательности как профессионально важного качества. Показать возможности развития внимания.
СОДЕРЖАНИЕ: общее представление о внимании. Виды внимания: произвольное, непроизвольное. Свойства внимания: объем, устойчивость, распределение, концентрация, переключение. Недостатки внимания, рассеянность. Знакомство с основными условиями и способами поддержания и развития внимания. Значение внимания в успешности освоения профессиональной деятельности.
Диагностические процедуры: методика “Корректурная проба”.
Развивающие процедуры: 1. Игра “Хромая обезьяна”
2. Игра “Муха”
3. Игра “Рисуем картину”
4. Упражнение “Магическая фигура”.

ТЕМА 8. ПАМЯТЬ. ВИДЫ ПАМЯТИ И ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ -2ч.
ЦЕЛЬ: дать общее представление о памяти, ее видах, процессах. Показать роль памяти в различных видах профессиональной деятельности. Познакомить учащихся с некоторыми видами запоминания и развития памяти.
СОДЕРЖАНИЕ: общее представление о памяти. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение. Виды памяти: кратковременная, долговременная, оперативная, образная, словесно-логическая, двигательная, произвольная и непроизвольная. Роль памяти в различных видах профессиональной деятельности. Условия развития памяти.
Диагностические процедуры: методики “Запоминание словесного ряда”, КНОП, “Оперативная память”, “Память на числа”, “Память на образы”.

ТЕМА 9. МЫШЛЕНИЕ И УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРУДА-2ч.
ЦЕЛЬ: дать учащимся общее представление о процессе мышления, его видах и мыслительных операциях.
СОДЕРЖАНИЕ: мышление как высший познавательный процесс. Виды мышления. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Творческое мышление. Условия развития мышления.
Диагностические процедуры: методики “Сложные аналогии”, “Определение уровня логических связей”.

ТЕМА 10. МОТИВЫ, ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ИХ РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ -2ч.
ЦЕЛЬ: раскрыть сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Познакомить с классификацией значений мотивов и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении.
СОДЕРЖАНИЕ: группы мотивов выбора профессии (социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные). Типы ценностных ориентаций.
Практическая работа: методика определения типа ценностных ориентаций. Анкета мотивов выбора профессии. Мотивация к успеху. Мотивация избегания неудач. Игра «Как поживаешь?».

ТЕМА 11.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ -1ч.
ЦЕЛЬ: психологически подготовить учащихся к выпускным экзаменам.
СОДЕРЖАНИЕ: составляющие успеха на экзаменах. Проявление индивидуальных особенностей людей в ситуации экзамена. Расслабление - ключ к управлению собой. Позитивное мышление. Мотивация. Построение ответа на экзаменах.








































ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

ЛИТЕРАТУРА:


1. Арефьев И.П., Т.В. Васильева, А.Я.Журкина и др. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера»: книга для учителя. /Под общ. ред. С.Н.Чистяковой.- М.: Просвещение, 2000.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.- М.:Генезис,2000.
3. Гуткин М.С., Г.Ф.Михальченко, А.В.Прудило и др. Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8-11-х кл. общеобразоват. учреждений. /Под ред.С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. - М.: Просвещение, 2000.
4. Детская психодиагностика и профориентация. /Под ред. Л.Д.Столяренко.- Ростов-на- Дону: Феникс,1999.
5. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.
6. Онишина В.В. Способы развития уверенности в себе (Техники и методические рекомендации). – М.: ГОУЦРСДОД,2003.-68с.(Серия: «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
7. Онишина В.В. Технология здоровьесбережения школьников в процессе учебной деятельности. – М.: Кафедра человековедения и физической культуры ПАПО, 2009г.
8. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. /Под ред. М.Р.Битяновой. - СПб.: - М.: Питер, 2002.
9. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003.
10. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8 -11классы).- М.: ВАКО, 2006.- 288с.- (Педагогика. Психология. Управление).
11. Психология популярных профессий. /Под. Ред.Л.А.Головей.- СПб.: Речь, 2003.
12. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.- Самара: Издательский Дом «БАХРАХ»,1998.
13. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: программа профессионального самоопределения для подростков.- М.: Генезис, 2000.
14. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М.: Генезис, 2003.
15. Рогов Е.И. Выбор профессии: Становление профессионала.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
16. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов.- М.: Вако, 2006.
17. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе – М.:АРКТИ, 2005.-320с.
18. Филимонова О.Г. Психолого-педагогическое сопровождение личностного самоопределения // Ежегодник Российского психологического общества, материалы Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года.- СПб.: Издательство СПбГУ, 2003.
19. Филимонова О.Г. Как научиться выбирать профессию? Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов.- М.: Чистые пруды, 2008.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ:
1.Программа компьютерной обработки и тестирования блока психологических тестов «Профориентационная система ПРОФИ-3», НПФ АМАЛТЕЯ, Санкт- Петербург 2007.
2.Профориентационная компьютерная система «ПРОФИ». СПб, «ИМАТОН»,2002.




















Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515