Павлова Л.Н. Выбираем профессию


Павлова Лариса Николаевна,
к.п.н., доцент,



Перспективы профессионального роста
Организационная форма: воркшоп.
Воркшоп - специальный формат практического семинара с максимальным вовлечением участников в решение поставленных задач. Воркшоп, это не передача знаний от ведущих слушателям, это погружения в новые задачи и поиска решений, с целью научиться думать и действовать по - другому.
В центре внимания находится самостоятельное обучение участников и интенсивное групповое взаимодействие. Акцент делается на получении динамического знания. Участники сами могут определять цели обучения. Они разделяют с ведущими ответственность за свои результаты учебного процесса.
Литература: К. Фопель «Эффективный воркшоп»,
К. Зайферт «Профессиональное развитие».

Технологическая карта проведения воркшопа.

Структура описания
Содержание

1
Цель
Формирование представлений о возможных направлениях персональной профессиональной карьеры.


2
Задачи
Обозначить собственные профессиональные ценности и приоритеты.
Сформулировать профессиональные цели.
Продумать возможные шаги на путях к достижению целей.
Осознать связь будущей профессиональной карьеры с личным прошлым и настоящим, обозначить сделанные шаги.

3
Тип
Дидактическая игра

4
Технология работы
Ментальные карты


5
Возраст участников
Не имеет значения

6
Количество участников
Количество групп зависит от желания организаторов.
В группах количество человек ограничивается до 10.

7
Место воркпоша в образовательном пространстве вуза
Осознание значимости профессии педагога в обществе .


8
Набор ролей
Организатор-ведущий, участники групп.

9
Реквизиты
Ватман, фломастеры, скоч, клей, вспомогательный печатный материал

10
Правила
1.Деление на группы осуществляется по желанию по 7- 10 человек.
2.Каждый этап работы фиксируется по времени от 10 до 20 минут.
3.На защиту каждой группе определяется 5-7 минут.

11
Поэтапное описание
1.Инструкция о поведении участников и порядке работы.
2.Формирование групп для совместной деятельности.
3.Формирование списка терминов или выдача списка терминов.
4.Работа со словарями или на основе коллективного обсуждения определение сути понятий по проблеме.
5.Работа с ментальной картой.
6.Защита результатов работы.

12
Возможные мониторинговые результаты
1.Межличностные отношения.
2.Психологический климат в данной группе.
3.Определение лидера в группе.
4.Этап формирования актива.
5.Рождение идеи и формы исследования или для исследования.

13
Формы представления результатов
Ментальная карта «Перспективы профессионального роста педагога»

14
Оценка результативности
Готовые работы очень внимательно изучите, обсудите - может быть, Вы увидите новые взаимосвязи, захотите расставить новые приоритеты, вывести конкретные задачи.




Дидактический материал для работы

Реализация перспектив профессионального роста называется карьерой. Решающими факторами успешной карьеры является сама личность, её потребности в достижениях, успехе, должностном росте или материальной выгоде, усилия в саморазвитии и реализации своего личностно-профессионального потенциала. Условием успешной карьеры является самофутурирование – прогнозирование своего профессионального будущего

Карьера профессиональная
Существует два вида профессиональной карьеры:
Карьера профессиональная (специализированная) вид карьеры; характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные ее стадии. Конкретный работник в специализированной профессиональной карьере может пройти эти стадии последовательно как в одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется. Например, начальник отдела сбыта одной организации стал начальником отдела сбыта другой организации. Такой переход связан либо с ростом размеров вознаграждения за труд, либо с изменением содержания труда, либо перспективами продвижения по службе. Другой пример: начальник отдела кадров назначен на должность заместителя директора по управлению персоналом организации, где он работает.
Карьера профессиональная (неспециализированная) вид карьеры, широко развитый в Японии. Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-то отдельной функции. Этим японская культура отличается, например, от американской.  Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более, чем на три года. Считается вполне нормально, если руководитель отдела сбыта меняется местами с руководителем отдела снабжения. Многие японские руководители на ранних этапах своей профессиональной карьеры работали в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель обладает значительно меньшим объемом специализированных знаний (которые в любом случае потеряют свою ценность через 5 лет) и одновременно владеет целостным представлением об организации, подкрепленным личным опытом. Ступени неспециализированной профессиональной карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.

.Анализ литературы по психологии карьеры позволят выделить следующие моменты:
1. В профессиональной карьере имеют место общие универсальные закономерности:
неравномерность (гетерохронность) профессионального развития, его нелинейность;
многовариантность и повторяемость (цикличность) профессионального онтогенеза.
2. Тенденция профессионального развития имеет отчётливо выраженный прогрессивный характер, сопровождающийся умножением личностно-профессионального потенциала.
3. Характерное развитие отдельного работника отличается уникальностью; каждая личность реализует себя в профессии с учётом своих психологических особенностей индивидуально своеобразно.


Карьера
Career
фр.Carriere
От итал.Carriera - жизненный путь
Карьера - в широком смысле - последовательность профессиональных ролей, статусов и видов деятельности в жизни человека.
Карьера - в узком смысле - фактическая последовательность занимаемых должностей, рабочих мест или положений в коллективе конкретным работником.
Вертикальная карьера
Вертикальная карьера - деловая карьера, предполагающая подъем на более высокую ступень структурной иерархии.
Внутриорганизационная карьера
Внутриорганизационная карьера - деловая карьера работника, проходящего в одной организации все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, развитие индивидуальных профессиональных способностей и уход на пенсию. Внутриорганизационная карьера может быть специализированной и неспециализированной.
Горизонтальная карьера
Горизонтальная карьера - деловая карьера, предполагающая: - либо перемещение работника в другую функциональную область деятельности; - либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре.

ТРУДОВАЯ КАРЬЕРА (от итал. сarriera - жизненный путь, поприще, бег) - продвижение индивида по ступеням профессиональной лестницы в течение всей трудовой жизни, его профессиональные перемещения, смена видов работ на пути к достижению успеха на служебном поприще, выражающемся в занятии более престижными видами труда, более высокой оплате труда, большей служебной ответственности и власти. В устаревшем значении понятие "карьера" используется также для обозначения конкретного рода занятий, определенной профессии (к примеру, карьера адвоката, военная карьера и др.). В научной литературе наряду с понятием "Т.К." употребляется понятие "профессиональная карьера". Т.К. может быть осуществлена работником как на разных предприятиях, так и в рамках одной организации ("внутрифирменная карьера"). Она может быть реализована индивидом в границах одной профессии, либо со сменой профессий в течение трудовой жизни .










13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 515