План работы по профориентации в 11 классе


Краснодарский край город Сочи
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №57 г. Сочи
Программа по профориентации для обучающихся 11 класса
Срок реализации:2015-2016г
Разработала: классный руководитель
11 класса Нуриян Жанна Грачевна.
«Путь в профессию» Нехитрое дело
попасть ногою
в проложенный след;
Гораздо труднее,
но зато и почетнее, прокладывать путь самому
Якуб Колас
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из приоритетных направлений современного воспитания в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору, так как возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи. Зачастую профессиональные намерения значительной части выпускников не соответствуют потребностям экономики страны в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни.
Программа профориентации обучающихся 11 класса «Путь в профессию» разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Конвенции о правах ребенка;
- Конституции Российской Федерации;
- Концепцией Модернизации российского образования;
- Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032 -1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
- Закона Российской Федерации от 29.12.2012г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка; в Российской Федерации»;
- постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;
- приказа Министерства образования Российской федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 04.10.1999 № 462/175 «О мерах по эффективному функционированию системы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных учреждений и адаптации их к рынку труда».
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. Согласно п.6 ФГОС портрет выпускника основной школы ориентирован на становление личности, осознающей ценность труда, науки и творчества, важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способной применять полученные знания на практике, ориентирующейся в мире профессий, понимающей значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Обучающиеся нуждаются в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии - важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая. Поэтому главная задача школы на сегодняшний день - подготовить ученика (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. Для этого необходимо сформировать у школьников социально значимые внутренние (психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении. Профессиональное самоопределение - процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности. Согласно И.С. Кону, профессиональное самоопределение начинается далеко в детстве и заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям. Поэтому необходимо совершенствовать профориентационную работу в школе, привести ее в соответствие с требованиями времени. Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Путь в профессию».
Настоящая программа «Путь в профессию» рассчитана на обучающихся общеобразовательной школы 11 класса и реализацию в течении 1 года.
Основные задачи:
С воспитанниками 11 класса важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у них проявляется устойчивый интерес и способности. Необходимо сосредоточить на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов; знакомить детей со способами достижения результатов в профессиональной деятельности; самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.
выработка гибкой системы взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона, района.
Цели и задачи Программы:
Цель: формирование личности обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями и с учетом социокультурной и экономической ситуации в условиях современного общества.
Задачи:
1. создать систему профориентационной работы, направленной на профессиональное самоопределение через урочную и внеурочную деятельность, а также совместную деятельность обучающихся с социумом;
2. создать условия для профессионального самоопределения обучающихся и содействовать в формировании готовности старшеклассников к профессиональной деятельности, имеющей общественную значимость и ценность, способности к сознательному выбору профессий и самореализации;
3. повысить информированность обучающихся об основных профессиях, по которым наблюдается существенный дефицит кадров на предприятиях области, района, села;
5. организовать допрофессиональную и профессиональную подготовку (через профессиональные пробы, социальные практики и др.) обучающихся с целью удовлетворения потребностей общества в компетентных работниках, владеющих профессиональными умениями и навыками.
Планируемые результаты:
- обеспечение профпросвещения, проведение профдиагностик, профконсультаций обучающихся, родителей;
- создание условий для профориентационной работы в школе;
- организация системы профориентационной работы через урочную и внеурочную деятельность, также совместную деятельность школы с социумом;
- организация допрофессиональной и профессиональной подготовки (через профессиональные пробы, социальные практики и др.) обучающихся с целью удовлетворения потребностей общества в компетентных работниках, владеющих профессиональными умениями и навыками;
- повышение информированности обучающихся об основных профессиях, по которым наблюдается существенный дефицит кадров на предприятиях области, района, села;
В ходе реализации воспитательной программы по профориентации реализуются 3 элемента:
получение воспитанником знаний о себе самом (образ “Я”);
информация о мире профессионального труда;
осуществление профессиональных проб (соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности).
Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Организационная работа в школе
1. Проведение социологического опроса выпускников с целью выявления профессиональных намерений и их реализации.
2. Выявление обучающихся, не определившихся с выбором профессии.
3. Анализ работы по профориентации с обучающимися и их родителями.
4. Создание профориентационного уголка.
Работа с педагогическими кадрами
1. Организация работы предметных кружков
2. Круглые столы по обмену опытом организации профориентационной работы в ОУ
Работа с родителями обучающихся
1 Проведение родительских собраний, лекториев профориентационной тематики
2 Индивидуальные консультации для родителей по вопросам профориентации
3 Организация тематических групповых бесед с родителями обучающихся по основным вопросам подготовки детей к осознанному выбору профиля обучения и профессии
4 Анкетирование родителей
5 Привлечение родителей к участию в профориентационной работе школы с обучающимися
6 Привлечение родителей обучающихся к организации работы кружков, секций, студий, общественных ученических организаций и др.
Работа с обучающимися
1 Проведение групповых информационно-справочных консультаций профориентационной тематики
2 Проведение индивидуальных профконсультаций с не определившимися обучающимися, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
3 Организация посещения обучающимися учебных заведений, учреждений и предприятий, отдела информации о профессиях
4 Участие школьников в внутришкольных, районных профориентационных мероприятиях
5 Профориентационные встречи с представителями различных ведомств, учебных заведений, предприятий и организаций
6 Проведение экскурсий на предприятия, учебные заведения
7 Классные часы профориентационной направленности
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Содержание деятельности Сроки Ответственные
Организационная работа в классе
1. Оформление уголка по профориентации:
"Твоя профессиональная карьера". Сентябрь Классный руководитель
2. Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год Сентябрь Классный руководитель
3. Вовлечение обуч-ся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами. В течение года классный руководитель
Работа с родителями
1 Лекторий для родителей по теме профессионального самоопределения обучающихся
Ноябрь Зам. дир. по ВР
2 Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися. В течение года Классный руководитель3 Встречи обучающихся с их родителями - представителями различных профессий. В течение года Классный руководитель4 Экскурсии обучающихся на предприятия и учебные заведения с привлечением родительской общественности В течение года Классный руководитель
5 Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации. По запросам родителей Классный руководительРабота с обучающимися
1 Экскурсии на предприятия и в учебные заведения района, области В течение года Классный руководитель
2 Проведение опроса по выявлению проблем обуч-ся по профориентации
Декабрь Классный руководитель
3 Тестирование и анкетирование обучающихся с целью выявления профнаправленности.
Сентябрь, январь Классный руководитель
4 Участие в предметной неделе по профориентации Апрель Классный руководитель, Зам по ВР
5 Участие в выставке
«Ярмарка профессий". Обсуждение книг, имеющих профориентационное значение.
Организация и проведение с обуч-ся викторин, бесед.
Декабрь
Классный руководитель, Зам по ВР
6 Серия классных часов
По плану Классный руководитель
7 Обеспечение участия обучающихся выпускных классов в днях открытых дверей учебных заведений октябрь – май Зам. дир. по ВР
8 Диагностика интересов обучающихся Сентябрь Классный руководитель
9 Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии (общественные поручения и т.д.). В течение года Классный руководитель
10 Разработка проектов
"Мой выбор профессиональной деятельности и реализация профессионального плана"
"Ступени мастерства"
"Мои жизненные планы, перспективы и
возможности" Апрель Классный руководитель
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер воздействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Профессиональная информация - ознакомление различных групп населения с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования.
Профессиональная консультация - оказание помощи человеку в профессиональном самоопределения с целью принятия осознанного решения в выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества.
Профессиональный подбор - предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
Профессиональный отбор - определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.
Профессиональная производственная и социальная адаптация - система мер, способствующих профессиональному становлению работника. Формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
Для оценки профориентационных результатов используется следующий инструментарий:
Диагностика - это установление и изучение признаков характеризующих состояние объекта для предсказания возможных отклонений и предотвращение нарушений в их нормальном функционировании.
Одним из диагностических методов в определении профориентации в подростковой группе является наблюдение.
Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Наблюдение должно проводиться систематически, то есть по определённому плану и при котором наблюдатель регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.
Анкетирование - одно из основных технических средств конкретного социального исследования: применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты.
Беседа — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Широко применяется в различных сферах психологии, социальной педагогике и т.д., наиболее эффективна при оценке эффективности профориентационных мероприятий среди обучающихся, так как экспертная группа в ходе беседы, как индивидуально с ребенком, так и с группой в целом, может понять и определить эффективность профориентационных мероприятий.
Опрос - получение информации об объективных и (или) субъективных (мнения, настроения и т.п.) фактах со слов опрашиваемого. В социальных исследованиях обычно применяются выборочные опросы. Методики опроса можно свести к двум основным типам: анкетированию и интервьюированию.
ЛИТЕРАТУРА
Булычева, Н. А. Особенности проф. выбора выпускников классов коррекционно-развивающего обучения / Н. А. Булычева // Коррекц. педагогика. – 2004. - № 2.
Волосовец, Т. В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и проф. образования инвалидов / Т. В. Волосовец // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. - № 4. – С. 3-10.
Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М., 1991.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6т. / Лев Семёнович Выготский. – М., 1984
Выготский Л. С. Соб. соч.. в 6т. Т. 5. Коллектив как фактор развития аномального ребёнка / Л. С. Выготский . —М. : Педагогика, 1982.
Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. - М. : Просвещение, 1988. - 270с
Игры, способствующие осознанию личностью главных жизненных ценностей и смысла для нее той или иной профессиональной деятельности // Общественно – аналитический ежеквартальный журнал. – 2004. - № 10. – С. 51-56.
Клименко Г.Б., Каченя Г. М. Технология формирования готовности выпускников основной школы к профессиональному самоопределению // Учебно – методический и научно – практический журнал «Профильная школа». – 2011. - №1. – С. 28-31.
Климов Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. - М. : Просвещение, 1990. - 159 с.
Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека) / Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К.Ракович. – Минск, 2002.
Панфило, Е. Как ребенку-инвалиду получить профессию : [круглый стол] / Е. Панфило // Комсомол. правда. – 2007. – 6 июня. – С. 13.
Психологические тесты. Т.2. Под ред. А.А. Карелина. - М., ВЛАДОС, 1999, - 99с
Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика / [И.Ю.Беляева и др.]. – М. : Изд-во МГУ, 1992. - 116 с.
Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников . - М. : «Академия», 2007.
Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н. С. Пряжников . - М. : МГППИ, 1999. - 108 с.
Пряжников Н. С. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников / Н. С. Пряжников. – М. : «Первое сентября», 2004.
Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с.
Славгородская М. В. Профессиональное самоопределение школьников с ограниченными возможностями // Учебно – методический и научно – практический журнал «Профильная школа». - 2008. - № 2. – С.34-38.
Соловьёва О. Ю. Найди свой путь : учеб. пособие для предпрофильного обучения. Методика изучения курса / О. Ю. Соловьёва, Г. К. Селевко. - М., 2008.
Соловьёва О. Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы для занятий: тесты, ситуации, тренинги, игры, упражнения. Методика изучения курса / О. Ю. Соловьёва. - М., 2007.
Технология: твоя профессиональная карьера : дидакт. материал : кн. для учителя / (С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Н.С. Пряжников, И.А. Умовская); под ред. С.Н. Чистяковой. – М. : Просвящение, 2008. – 111с.
Организация работы по ориентации учащихся на педагогическую профессию
С момента возникновения педагогической профессии за учителями, прежде всего, закрепилась воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. В силу ряда объективных и субъективных причин современная молодежь оказалась недостаточно подготовленной к новым требованиям политической социально-экономической и кадровой ситуации. Серьезному искажению подверглась система представлений о престижности образования, произошла переоценка нравственных ценностей, снизился престиж педагогических специальностей.
Педагогическая специальность — это вид деятельности, в рамках данной профессиональной группы, характеризующейся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присвоенной квалификацией. Быть педагогом стало не модно, не престижно: зарплата невысокая, а ответственность за человеческие судьбы огромная. В связи с этим в настоящее время данная проблема более чем актуальна.
«Профессиональная ориентация (от фран. orientation — установка) — комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом». А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков определяют профессиональную ориентацию как деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии, в свою очередь социально-профессиональную ориентацию характеризуют как подготовку молодежи к выбору профессии и своего места в обществе.


Система профориентационной работы на педагогические специальности в 11 классе включает в себя деятельность по следующим направлениям:
-        профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию на профессию «учитель» Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей;
-        предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интереса к профессии учителя и педагогических способностей, ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии. Профессиональная диагностика осуществляется посредством интервью, бесед, опросников, наблюдений;
-        профессиональное консультирование (индивидуальное), нацеленное в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны преподавателей вуза. Это оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
-        профессиональный отбор с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности. В процессе профессионального отбора определяется профессиональная пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий. «Профессиональная пригодность» — это уровень соответствия физических качеств и психофизических особенностей человека профессиональным требованиям . Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, то мы сталкиваемся с профессиональной неполноценностью, от которой страдают и общество и личность;
-        профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у молодежи чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
Методы профессионального воспитания можно объединить в три группы: методы формирования сознания личности; методы формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования деятельности; -        профессиональная адаптация, в процессе которой осуществляется формирование новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными; -        психологическая поддержка, включающая в себя методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.
В работе по различным направлениям определился круг форм и методов профориентационной работы, а именно:
-        беседы о профессии учителя;
-        экскурсии в университет, на факультет педагогики и психологии, «дни открытых дверей», встречи с представителями педагогических специальностей; (День открытых дверей в СГУ)
-      приглашение учащихся на ответственные мероприятия, проводимые в стенах школы, а также проведение школьных мероприятий совместно со студентами и т. д.; (День самоуправления)
-        игры по профориентации — это новое направление в профориентации молодежи когда создаются ситуации, которые развивают такие качества как умение творчески мыслить, находить решения, действовать, аргументировать свою позицию — те качества, которые сложно развивать в повседневной жизни, но они необходимы для педагогических специальностей; -        составление профессиограмм, включающих описание данной профессии, специальности;
-        проведение родительских собраний (общешкольных, классных); -        индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися;
-        проведение недель по профориентации, конкурсов профессии, конференций.
Определение образовательного маршрута выпускников.
Свой дальнейший образовательный маршрут наши выпускники могут продолжить после окончания школы в Сочинском Государственном Университете по следующим специальностям:
Туризм,
Юриспруденция,
Педагогика.