Рабочая учебная программа факультатива Занимательная геометрия» (6 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 39 имени Г.А.Чернова» г.Воркуты
Рассмотрено на заседании ШМО У Т В Е Р Ж Д А Ю
учителей математики, физики и Директор МОУ «СОШ №39 информатики им. Г.А.Чернова» г.Воркуты
протокол №___ _____________ /____________от «___»________________2015 г. «___»________________2015 г.



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ 6 КЛАССА
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»
Срок реализации программы: 1 год
Составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике и авторской программы Фотиной И.В. «Введение в геометрию. 6 класс» - Волгоград: Учитель, 2010
Составитель: Сагадеева Надежда Леонидовна, учитель математики

Воркута
2015
Пояснительная записка
Программа факультативного курса по математике для 6 класса «Занимательная геометрия» составлена на основе Примерной программы по математике. 5 – 9 классы. – 3-е издание. – М.: Просвещение, 2011.- 64 с. и авторской программы Фотиной И.В. «Введение в геометрию. 6 класс: планирование, конспекты занятий.- Волгоград: Учитель, 2010. – 143 с.
Одной из важнейших задач школы является воспитание всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Носителем собственного метода познания мира является геометрия, с помощью которой рассматриваются формы и взаимное расположение предметов. Изучение геометрии в школе направлено на развитие пространственного представления окружающего мира, образного мышления учащихся, приобретение изобразительно-графических навыков, формирование геометрического мышления.
Программа пропедевтического курса изучения геометрии учащимися 6 классов предназначена для развития пространственного воображения, геометрической интуиции и творческих способностей. Особенностью курса является одновременное изучение элементов планиметрии и стереометрии и наличие в нем большого количества практических занятий.
Целью изучения пропедевтического курса геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления учащихся с помощью методов геометрической наглядности. Важнейшими направлениями курса являются геометрическое конструирование и моделирование.
Задачи курса:
- развитие творческих способностей учащихся;
- развитие и углубление пространственного и образного мышления;
- развитие «геометрической» зоркости, интуиции, воображения;
- привитие интереса учащимся к математике;
- углубление и расширение знаний учащихся по математике;
- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся при решении текстовых задач;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
- повышение математической культуры ученика;
-формирование у учащихся первоначальных навыков работы с математической литературой с соответствующим составлением кратких текстов по арифметическим и логическим парадоксам;
- воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Данный курс изучается по материалам сверх образовательного стандарта. Объем теоретического материала невелик, а в качестве практических выбраны те упражнения, которые иллюстрируют основные методы доказательства, не рассматриваемые в школьной программе.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате проведения занятий учащиеся должны:
- расширить и углубить знания, связанные с содержанием программы основного курса математики;
выработать умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развить логическое мышление и логику рассуждений;
повысить интерес к математике как школьному предмету и внеклассной работе по математике;
выработать умения решать занимательные задачи;
развить умения точно выражать свои мысли.
Особенностью курса является то, что приобретение знаний осуществляется в основном в результате их самостоятельной деятельности.
В результате внедрения программы «Занимательная геометрия» будут сняты трудности в первоначальном ознакомлении с геометрией, когда в 7 классе учащиеся приступят к систематическому изучению этого курса. Развитое пространственное воображение позволит существенно повысить усвоение учащимися в будущем основного материала.
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 39 им. Г.А. Чернова» г.Воркуты на изучение факультативного курса «Занимательная геометрия» в 6 классе отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю.
Рабочая программа предусматривает использование учебного пособия:
Фотина И.В. «Введение в геометрию. 6 класс: планирование, конспекты занятий.- Волгоград: Учитель, 2010. – 143 с.
Тематический план
№ занятия Изучаемая тема Количество часов
1 Вводное занятие 1
2 – 6 Разрезание и складывание плоских фигур 5
7 Точки и ломаные 1
8 Сложи квадрат 1
9 – 10 Упражнения со спичками 2
11 Отрезок. Графики 1
12 Задачи с возможными жизненными ситуациями 1
13 Площади комбинированных фигур 1
14 Равные фигуры. Деление треугольника на равные части 1
15 Комбинированные фигуры. Вычисление площади комбинированной фигуры 1
16 – 17 Конструирование фигур из прямоугольных параллелепипедов. Вычисление объемов этих фигур 2
18 Мозаики. Головоломки Сома 1
19 – 20 Полимино 2
21 Иллюзии зрения 1
22 Задачи комбинированной геометрии. Покрытия и разрезания 1
23 Введение в топологию. Лист Мёбиуса 1
24 Зашифрованная переписка 1
25 – 26 Осевая симметрия 2
27 – 28 Центральная симметрия 2
29 Орнаменты 1
30 – 31 Секреты квадрата и куба 2
32 – 34 Координатная плоскость 3
35 Заключительное занятие 1
ИТОГО: 35
Требования к уровню подготовки учащихся
Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.
Для проверки степени усвоения материала по каждой теме рекомендуется проводить тематический контроль в форме проверочных самостоятельных работ, тестов, кроссвордов по темам блока занятий, устную олимпиаду и т.п.
Такие проверочные работы должны носить не столько оценивающий, сколько обучающий характер и являться продолжением процесса обучения. Оценки за такие работы можно ставить условно – например, в баллах по числу верно выполненных заданий. Учитывая возраст учащихся, проверочные работы можно проводить в форме игр, викторин, соревнований.
В результате изучения ученик должен
знать/понимать:
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждения о них, важных для практики;
уметь:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные фигуры, изображать их;
решать простейшие планиметрические задачи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии; решения геометрических задач; решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства); построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других;
извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
пользоваться предметным указателем, энциклопедией и справочником для нахождения информации;
самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.
владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной.
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
При проверке знаний учащихся и выставлении оценок учитель может использовать следующие критерии:
Оценка «отлично» - учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся освоил теоретический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными и домашними заданиями учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно, творчески. Для получения высокой оценки учащийся должен показать знание теории, владение набором стандартных методов, известную сообразительность и математическую культуру.
Оценка «хорошо» - учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; выполняет домашние задания прилежно (без проявления явных творческих способностей); наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащихся.
Оценка «удовлетворительно» - учащийся освоил наиболее простые идеи и методы курса, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.
Список литературы для учащихся
Дышинский Е.А. Игротека математического кружка. – М.: «Просвещение», 1972;
Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М.: «Наука», 1978;
Никольский С.М. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2007;
Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия. – М.: «Мирос», 1992
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно – тематическое планирование факультативного курса
«Занимательная геометрия»

занятия
Тема занятия Дата Примечание
1 Вводное занятие 2 Разрезание и складывание плоских фигур 3 Разрезание и складывание плоских фигур 4 Разрезание и складывание плоских фигур 5 Разрезание и складывание плоских фигур 6 Разрезание и складывание плоских фигур 7 Точки и ломаные 8 Сложи квадрат 9 Упражнения со спичками 10 Упражнения со спичками 11 Отрезок. Графики 12 Задачи с возможными жизненными ситуациями 13 Площади комбинированных фигур 14 Равные фигуры. Деление треугольника на равные части 15 Комбинированные фигуры. Вычисление площади комбинированной фигуры 16 Конструирование фигур из прямоугольных параллелепипедов. Вычисление объемов этих фигур 17 Конструирование фигур из прямоугольных параллелепипедов. Вычисление объемов этих фигур 18 Мозаики. Головоломки Сома 19 Полимино 20 Полимино 21 Иллюзии зрения 22 Задачи комбинированной геометрии. Покрытия и разрезания 23 Введение в топологию. Лист Мёбиуса 24 Зашифрованная переписка 25 Осевая симметрия 26 Осевая симметрия 27 Центральная симметрия 28 Центральная симметрия 29 Орнаменты 30 Секреты квадрата и куба 31 Секреты квадрата и куба 32 Координатная плоскость 33 Координатная плоскость 34 Координатная плоскость 35 Заключительное занятие