Подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА, ЕГЭ с использованием методики УДЕ (из опыта работы).


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
«СЕЯХИНСКАЯ ШКОЛА—ИНТЕРНАТ
СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Методическое объединение гуманитарных дисциплин
381086360
Сборник методических материалов учителей
русского языка
Методическая служба школы-интерната
с. Сеяха 2013 г.
Содержание
Виды предложений по цели высказывания.
учитель русского языкаи литературы
Карпова О.Н.
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Умники и умницы»,
посвящённое русскому языку.
Оджигаева О.Б.,
учитель русского языка и литературы
«Не с именами прилагательными»
Оджигаева О.Б.,
учитель русского языкаи литературы
«Морфология. Имя существительное». Конспект элективного занятия.
Вильданова Э.У.
учитель русского языкаи литературы
Подготовка к ЕГЭ( урок русского языка в 11 классе)

Малышева А.Э.
учитель русского языка и литературы

6. Повторение и обобщение изученного в разделе
«Словообразование и орфография. Культура речи».
Черкаева Д.П.
учитель русского языка и литературы:

Подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА, ЕГЭ с использованием методики УДЕ(из опыта работы).
Оджигаева О.Б.,
Оджигаева О.Б.,
учитель русского языка и литературы
Подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА, ЕГЭ с использованием методики УДЕ (из опыта работы).
Наверное, каждый неравнодушный учитель задумывается над тем, как сделать процесс подготовки к итоговой аттестации учащихся в форме ЕГЭ эффективным, увлекательным, доступным для ребёнка. Найти ответ непросто, несмотря на то, что существуют десятки ( а может, даже сотни) методик и технологий, как будто бы раскрывших этот секрет. Не одну из них придётся перепробовать, прежде чем поймёшь: вот эта - самая лучшая.
Итак, на экзамене в 9 классе (ГИА) проверяется подготовка учащихся по всему курсу русского языка: и умение проводить разные виды языкового анализа, и способность понимать текст при аудировании и чтении, пересказывать текст и создавать собственное высказывание на заданную тему с опорой на прослушанный и прочитанный тексты. Анкетирование и беседы с девятиклассниками, участвовавшими в итоговой аттестации по новой форме, свидетельствуют о том, что большие затруднения при подготовке к экзамену и в процессе написания самой экзаменационной работы вызывает как творческая часть работы (написание изложения и сочинения), так и выполнение заданий, связанных с языковым разбором. Именно поэтому подготовка к экзамену представляет собой многоаспектную работу, которая предполагает и углублённое повторение изученного ранее материала (в 5 – 9 классах!), и постоянную тренировку в языковом анализе, и развитие коммуникативных умений, связанных с восприятием чужого текста (на слух и/или зрительно), с анализом текста и созданием собственного речевого высказывания, которое соответствовало бы определённым требованиям. Письменный экзамен проверяет также орфографическую и пунктуационную грамотность, поэтому следует уделить внимание работе над теми ошибками. Которые допускают учащиеся при написании диктантов, изложений, сочинений, при выполнении разнообразных упражнений и заданий на уроках русского языка и при выполнении домашних работ.
Вообще право на жизнь имеют разные системы и технологии обучения. Поэтому задача состоит в том, чтобы искать пути усиления развивающей направленности классно-урочной системы.
В настоящее время проблеме развивающего обучения посвящается много практико – ориентированных исследований, которые наиболее успешно реализуются в школе. Так, всю большую популярность приобретает опыт инновационных авторских школ, таких как «Дидактическая система Л.В. Занкова», «Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова» и т.д.
Я использую в своей работе технологию УДЕ, разработанную Эрдниевым ПюрвяМучкаевичем, академиком РАО, заслуженным деятелем науки РСФСР. Он обосновал эффективность укрупнённого введения новых знаний.
Укрупнение дидактических единиц.
Опыт показывает, что когда материал сводится в крупные блоки, появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого при резком снижении нагрузки на ученика. Рождению технологии предшествовал долгий путь учителя-практика: сначала, ещё до войны, ПюрвяМучкаевичЭрдниевработал в начальной школе, а после войны, окончив Барнаульский педагогический институт, преподавал математику и физику в сельских школах Алтайского края.
Уже тогда он видел несовершенство образовательного процесса: знания в учебниках представлены разрозненно и хаотично, понятия и суждения часто никак не связаны между собой, и это не позволяет ребёнку составить целостную картину мира, понять её противоречивость, к тому же, стремительно растёт поток информации и, конечно, учителю хочется рассказать как можно больше. О последствиях информационной перегрузки задумываться некогда: новый день диктует новый день. Но если даже задуматься, понимаешь – другого пути нет. А может, всё-таки есть? И не такая уж несбыточная мечта-уменьшить время, не уменьшая количества информации?
Впоследствии профессор Эрдниев доказал, что решить эту причину можно не упрощением задач а их усложнением – укрупнением дидактических единиц, - но при условии особой структуры учебного материала.
Он обосновал эффективность укрупнённого введения новых знаний, позволяющего:
применять обобщение в текущей учебной работе на каждом уроке;
устанавливать больше логических связей в материале;
выделять главное и существенное в большой дозе материала;
понимать значение материала в общей системе ЗУН;
выявлять больше межпредметных связей;
более эмоционально подавать материал;
делать закрепление материала более эффективным.
Разработанный на математическом материале метод укрупнения дидактических единиц ныне приобрёл общедидактический статус. Укрупнение, сжатие содержания образования возможно с помощью различных моделей (логических, продуктивных, семантических и т.д.).
Целевые ориентации:
- создание более совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающей их единство и целостность;
- достижение целостности знаний как главное условие развития и саморазвития интеллекта учащихся.
Концептуальные положения:
Понятие «укрупнение единицы усвоения» достаточно общее, его можно представить как интеграцию следующих конкретных подходов к обучению:
совместное и одновременное изучение взаимосвязанных действий, операций, функций (в частности, взаимообратных);
обеспечение единства процессов составления и решения задач, выполнения упражнений;
рассмотрение во взаимопереходах определённых и неопределённых заданий (в частности, деформированных упражнений);
обращение структуры упражнения, что создаёт условия для противопоставления исходного и преобразованного заданий;
выявление сложной природы математического знания, достижение системности и целостности знаний;
принцип дополнительности в системе упражнений (понимание достигается в результате межкодовых переходов образного и логического в мышлении, сознательного и подсознательного компонентов).
И всё-таки что же такое УДЕ? Научное определение выглядит так: «УДЕ – это технология обучения, обеспечивающая самовозрастание знаний учащихся (1) благодаря активизации у них подсознательных механизмов переработки информации (2) посредством сближения во времени и пространстве мозга (3) взаимодействующих компонентов доказательной логики и положительных эмоций».
Обучение строится по следующей схеме:
стадия усвоения недифференцированного целого в его первом приближении;
выделение в целом элементов и их взаимоотношений;
формирование на базе усвоенных элементов и их взаимоотношений более совершенного и точного целостного образа.
Таким образом, главной особенностью содержания технологии П.М. Эрдниева является перестройка традиционной дидактической структуры материала внутри учебных предметов, а в ряде случаев – и внутри блока родственных учебных предметов.
Что даёт применение этой технологии? Учителя в своих оценках единодушны: при применении УДЕ заметно повышается качество знаний, при том что учебное время по сравнению с существующими нормами сокращается в среднем на 20%, УДЕ развивает логическое мышление ребят, учит их приёмам свёртывания и развёртывания информации, помогает безошибочно вычленять главное.
А теперь докажем теорему глаголов и прилагательных! Может сложиться ошибочное представление, что система УДЕ применима лишь к математическому образованию. Действительно, в математике она сложилась в мощную технологию, достаточно сказать, что учебники созданы с 1-го по 8- ой класс. Но как показала практика, приёмы УДЕ можно с успехом использовать и в преподавании других предметов: истории, химии, физики, биологии, географии, русского языка.
При повторении с учащимися текстоведения начинаю со знакомства с большими таблицами, схемами.
1. Зачин 2. Развязка 3.Концовка
Виды связи предложений в тексте
/ \
Последовательная (цепная) параллельная
предложения связаны по цепочке ряд последующих предложений
(каждое последующее связано с предыдущим) развёртывает, конкретизирует
смысл предыдущего предложения
лексические средства лексический повтор, повтор однокоренных слов, синонимы (в том числе и контекстуальные, то есть употребляющиеся как синонимы только в данном тексте), антонимы (в том числе и контекстуальные), родо-видовые слова ( цветы: иван-чай, ромашка), описательные обороты.
морфологические средства
союзы, союзные слова, частицы, местоимения, наречия, единство видовременных форм глагола, степени сравнения прилагательных и наречий
синтаксические средства Порядок слов, вводные слова и конструкции, синтаксический параллелизм, неполные предложения, обращения
комбинированные средства Частица и лексический повтор; указательное местоимение и лексический повтор; указательное местоимение и синоним; союз и лексический повтор; союз, указательное местоимение и лексический повтор; наречие и союз и т.д.
Функциональные разновидности языка:
-разговорная речь;
-язык художественной литературы;
функциональные стили
-научный;
-официально-деловой;
-публицистический
Краткая характеристика функциональных разновидностей языка
Основные признаки Разговорная речь Стили речи Художественная речь
официально-деловой научный публицисти-
ческийСфера применения разговорно-бытовая административно-правовая научная общественно-политическая произведения художественной литературы
Задачи речи общение, обмен впечатлениями, мыслями сообщение информации, имеющей практическое значение, указаний, инструкций сообщение и объяснение информации, представле-
ние системы научной аргумента-циивоздействие на слушателей и читателей воздействие
на чувства и мысли читателя, слушателя
Основные особенностиНепринуж-дённость, непосредст-венность, неподготов-ленность речи, эмоциональ-ность, экспрессив-ность, прерывис-тость и непоследо-вательность речи Стандартность, точность речи, соответствие строгой форме (шаблону), логичность, официальность, бесстрастность речи, сжатость, компактность, экономное использование языковых средствобобщённо-отвлечённый характер изложения, подчёркнутая логичность, смысловая точность, информативная насыщенность, объективность изложения, безобразность речи логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывностьХудожественная образность,;эмоциональность, экспрессив-ность, индивидуальность, подчинённость использования языковых средств образной мысли, художественному замыслу писателя, эстетическому воздействию читателя.
Лексические средства Разговорные и просторечные слова и фразеологизмы; лексика с эмоционально-экспрессивной окраской Слова в прямом значении, общественно- политическая лексика, отглагольные существитель-ные, языковые штампы; отсутствие эмоционально-экспрессив-ной лексики абстрактная лексика, научные термины, отглагольные существительные со значением действия, указывающие на связь и последовате-льность мыслей; отсутствие образности, эмоционально-экспрессивной лексики. Употребление слов торжественной лексики, общественно-политической лексики и фразеологии; употребление речевых штампов, клише, их воспроизводимость; употребление многозначных слов, слов в переносном значении, ярких эпитетов, метафор, сравнений, гипербол, воздействующих на читателя Широкое использование лексики в переносном значении, фразеологизмов; намеренное столкновение разностилевой лексики
Морфологи
ческие средства Преобладание глагола над существите-льным, частотность местоимений, частиц; пассивность отглагольных существите-льных, причастий и деепричастий преобладание глагола над местоимением; употребительность отглагольных существительных на –ени(е), отымённых предлогов, составных союзов, числительных преоблада-ние имени над глаголом, частотность существительных со значением признака, действия состояния; употребление единственного числа в значении множественного; употребление числительных активное использование личных местоимений 1-ого и 2-ого лица и соответствующих форм глагола; употребление единственного числа в значении множественного, глаголов в форме повелительного наклонения экспрессивное употребление разнообразных морфологических средств
Синтаксические
средства неполные, побудительные, восклицательные, вопросительные предложения; обращения, вводные слова разных групп, прямая речь Прямой порядок слов, преобладание повествовательных предложений, распространённых, сложных синтаксических конструкций, предложений с причастными оборотами и большим количеством однородных членов Преобладание простых осложнённых и СПП; широкое использование вводных, вставных, уточняющих конструкций, причастных и деепричастных оборотов Восклицательные предложения, риторические вопросы, вводные слова, обратный порядок слов в предложении, синтаксический параллелизм предложений; предложения с однородными членами, построенные по законам градации (усиления значения), повторы союзов и союзных слов и т.д. Использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств, широкое использование разнообразных стилистических фигур
Основные типы
речи повествование описание рассуждение описание повествование рассуждение описание рассуждение повествование
Основные жанры разговор, беседа, сообщение, рассказ, частное письмо, записка постановление, закон, указ, деловые документы (заявление, справка, доверенность, расписка, автобиография, характеристика, объявление), указание.инструкция и т.д.) научный труд, доклад, статья, учебник, лекция, справочное пособие, научно-популярная беседа, аннотация; устный ответ, объяснение, инструкциязаметка, статья, отзыв, репортаж, интервью прозаические, поэтические и драматургические произведения
Типы речи
Тип речи На какой вопрос дается ответ в тексте О чем говорится в тексте Типичное строение текста Типичные языковые особенности
описание Каков предмет, человек? О признаках предмета, человека и т.д. Общее впечатление (общий признак) и отдельные признаки предмета, человека и т.д. возможен вывод. Использование в художественном описании прилагательных и причасти, помогающих точно и выразительно «нарисовать» лицо, предмет.
повествование Что происходит с предметом, человеком? О событиях и действиях Зачин, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, концовка Использование глаголов, а так же слов и словосочетаний, указывающих на последовательность действий
рассуждение Почему предмет, человек такой? Почему он поступает так, а не иначе? О причинах действий, признаков событий Тезис (основная мысль)
Аргументы (доказательства)
вывод Использование вводных слов, подчеркивающих последовательность изложения мыслей, доказательств
Основные выразительные средства языка
фонетические словообразовательные лексические морфологические синтаксические
Звукопись (аллитерация, ассонанс) - индивидуально – авторские слова
- словообразовательный повтор (однокоренных слов, слов одной словообразовательной модели, слов с суффиксами оценки) - синонимы
- антонимы
-омонимы
-паронимы
-устаревшие слова
-неологизмы
-заимствованные слова
-книжная лексика,
термины
- традиционно – поэтическая лексика
-разговорная лексика
-просторечия
-диалектизмы
-профессионализмы
-жаргонизмы
Арго
-эмоционально окрашенная лексика
-фразеологизмы
-крылатые слова и выражения -экспрессивное использование грамматических категорий (падежа, рода, одушевленности/неодушевленности и т. д.).
-прямое и переносное употребление форм времени глагола
- экспрессивное использование слов разных частей речи
-насыщение текста междометиями и звукоподражательными словами - ряды однородных членов предложения
- предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами
- экспрессивное использование предложений разного типа (односоставные, неполные, бессоюзные и т. д.).
Тропы и фигуры речи
Тропы Фигуры речи
эпитет
сравнение
метафора
метонимия
синекдоха
гипербола
литота
олицетворение
перифраз
оксюморон
антифразисанафора
параллелизм
антитеза
градация
инверсия
эллипсис
умолчание
риторический вопрос
риторическое обращение
риторическое восклицание
многословие
бессоюзие
Синтаксис
Средства связи частей СПП
Подчинительные союзы Союзные слова
простые составные Относительные местоимения Местоимения
наречия
что
как
когда
чтобы
пока
будто
словно
если
точно
раз
едва
лишь оттого что
как будто
потому что
так как
так что
с тех пор как
в связи с тем что
лишь только
с тем чтобы
в виду того что
вследствие того что что
кто
какой
который
каков
чей
сколько где
как
когда
куда
откуда
почему
Основные модели СПП (сложноподчиненных предложений).
С придаточным определительным какой? чей? с придаточным изъяснительным
вопросы косвенных падежей С придаточным обстоятельственным
[главная часть], (придаточная часть) [главная часть], (придаточная часть) места
где? куда? откуда? времени
когда? с каких пор? как долго? Сравнения
как? насколько?
[главная часть], (придаточная часть) [главная часть], (придаточная часть) [главная часть], (придаточная часть)
тот
такой
таков
все
каждый
всякий
любой союзные слова
какой
чей
который
кто
что
где то союзы
что
чтобы
как
будто
словно
союзные слова
кто
что
как
отчего
зачем
где
почему
сколько
чей там
туда
оттуда
откуда
всюду
везде союзные слова
где
куда тогда
до тех пор союзные слова
когда
пока
как только
едва
в то время
как
как
настолько союзы
как
будто
как будто
словно
точно
чем…тем
В главной части СПП иногда употребляются указательные слова тот, туда, оттуда, тогда, столько, настолько, и т. д. которые являются членами главной части и указывают на то, что при ней имеется придаточная часть. Указательное слово поясняется придаточной частью СПП.
тот

Да, жалок тот, в ком совесть не
чиста.
(А. С. Пушкин)
кто?
в ком

тот

На конце площади показался тот,
которого мы ждали.
в ком
(М. Ю. Лермонтов)
кто? образа действия и степени
как? каким образом? Цели
зачем? с какой целью? Условия
при каком условии?
[главная часть], (придаточная часть) [главная часть], (придаточная часть) [главная часть], (придаточная часть)
так
такой
настолько
таким
образом союзы
что
чтобы
как
как будто
словно
точно
союзные слова
как
настолько для того
чтобы
затем
с тем союзы
чтобы
для того
чтобы
с тем
чтобы в том
случаетогда союзы
если (бы)
когда
коль скоро
раз
причины
почему? отчего?
по какой причине? следствия
что из этого следует? Уступки
несмотря на что? вопреки чему?
[главная часть], (придаточная часть) [главная часть], (придаточная часть) [главная часть], (придаточная часть)
потому
оттого
вследствие
того союзы
потому что
ибо
так как
благодаря
ввиду того что союзы
так что союзы
хотя
хоть
несмотря на
то что
пускай
союзные слова
как ни
когда бы ни сколько бы ни
кто бы ни
От СПП с указательными словами следует отличать СПП с двойными союзами если…то, чем…тем, как…то и др.
Существуют разные способы схематического изображения структуры СПП:
- вертикальные схемы;
- горизонтальные схемы;
Вертикальные (иерархические) схемы наглядно показывают подчинительный характер связи придаточной части с главной:
Природу надо беречь, (2) как мы бережем саму жизнь человека (К. Паустовский).
В течение одного урока (консультации, факультатива и т. д.) учащиеся узнают основные признаки текста, сложноподчиненных предложений, а на последующих каждый признак изучают детально. Важно, чтобы все это время развернутые таблицы, схемы были у них перед глазами, ведь так проще сопоставить и сравнить, найти сходства и отличия, запомнить особенности. Подобные таблицы, схемы на уроках русского языка – это те же граф - схемы, используемые при доказательстве теорем.
Такая подача материала учащимся не напугает их, а напротив, они хорошо воспринимают, казалось бы сложные понятия. Результат становится ощутимым уже первого полугодия, у учащихся проявляется интерес к русскому языку, расширяется словарный запас.
Как и на уроках математики, заметно экономится время. Я использую его не только для повторения изученного материала, но и предлагаю для выполнения развивающих творческих работ (сочинения), на создание собственного речевого высказывания.
В классе, где предметы преподаются по системе УДЕ, заметно выше качество образования, у ребят лучше развито логическое мышление, они становятся увереннее в себе, смело берутся за любые задания. Секрет успеха многие объясняют тем, что сама технология изначально дисциплинирует.
И ловушки Базисного учебного плана не выбили учителей из колеи: если вспомнить в последнем его варианте было сокращено, число часов на физику, географию, но методика УДЕ помогла полностью уложиться в отведенное время, не пропуская и ,неужимая, ни одной темы.
Специфика Сеяхинской школы – интерната заключается в том, что в апреле необходимо вывозить учащихся в стойбища. Учителям непросто самим перекраивать содержание программы, не упуская ни одной темы.
Технология УДЕ уже давно вышла за пределы Калмыкии, по системе УДЕ работают учителя Москвы, Екатеринбурга, Самары, Хабаровска, Братска, Майкопа, Череповца, Днепропетровска и многих других городов России и стран СНГ.
Над усовершенствованием технологии, помимо учителей и ученых, работают и сыновья П. М. Эрдниева: Батр Пюрвяевич, профессор, возглавляющий кафедру математики и УДЕ в Калмыцком республиканском институте повышения квалификации работников образования, и Очир Пюрвяевич, доцент КГУ.
Научные труды П. М. Эрдниева опубликованы в Германии, Франции, Англии, Японии.
Таким образом, технология УДЕ дает реальную возможность не только подготовиться к выполнению всех трех частей экзаменационных материалов ГИА, ЕГЭ, но и усовершенствовать практические умения, необходимые для успешного усвоения школьного курса русского языка.
Рекомендуемая литература
Эрдниев П. М. «Обучение математике в начальных классах (из опыта работы)», М., Просвещение, 1997
Эрдниев П. М. «Обучение математике по УДЕ: серия статей», Начальная школа, 1993, 1996
Эрдниев П. М. «Укрупнение дидактических единиц как технология обучения» М., 1992
Эрдниев П. М., Эрдниев Б. М. «Укрупнение дидактических единиц в обучении математики», М., 1986
«Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе: практико – ориентированная монография», Москва – Тюмень, 1994