ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ.













Обобщение опыта по теме
«Новые приёмы изучения орфографии»




















Выполнила:
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная №15
с углубленным изучением отдельных предметов»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
Надяйкина Вера Ивановна
Для всех не секрет, что именно в начальных классах мы выкладываем фундамент грамотного письма, а уже в средних и старших классах идёт надстройка к этому фундаменту. Не понял ребёнок какую-то орфограмму – на всю жизнь будет писать её с ошибками.
Чтобы ребёнок мог правильно и грамотно писать, в 1 классе его надо научить слышать звуки. Считаю, что задачи уроков обучения грамоте и письму в 1 классе – это развитие фонематического слуха и умение заменить фонемы соответствующими буквами.
К нам приходят дети с нарушением фонематического слуха. К сожалению, с каждым годом всё больше и больше. Такие дети не слышат звуков, и, когда им даётся задание назвать звуки, например в слоге ма, ребёнок отвечает: 1 звук [т], 2 - [у], а вместе ма.
Что же я стала делать:
Пока мы не учили буквы, а только звуки, знакомились со схемами слов, я для детей придумала игру про Зайца Тимку.
Он приходил к нам на урок и приносил схемки, он мог подарить схемки только тем детям, которые правильно называли слог, 1-й и 2-й звуки.
Алгоритм был таков: слог то, 1 звук [т], 2 - [о], а вместе то.
Сначала я им говорила слоги. Когда мы познакомились с гласными и согласными звуками, твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими, то и задание усложнилось, дети должны были назвать не только звуки, но и их охарактеризовать.
Слайд 2
Например: слог ля, 1 звук [л'] – согласный мягкий звонкий, 2 - [а] - гласный, а вместе ля.
Когда все без исключения дети научились подбирать правильно слоги к схемкам и характеризовать звуки в словах, я задание усложнила.
Например: слово мама, 1 звук [м] – согласный твёрдый звонкий, 2 - [а] - гласный, 3 звук [м] – согласный твёрдый звонкий, 4 - [а] - гласный, а вместе мама.
И каждый раз Заяц Тимка дарил детям схемки за правильные ответы. Они их складывали, потом подсчитывали у кого больше.
Что это мне дало?
Дети слышат звуки, значит, они правильно пишут те слова, которые не отличаются по письму и произношению, не пропуская и не заменяя другими буквами. А такая ошибка у детей встречается часто.
Когда дети начинают читать слоги, то им уже легче соединять два звука в слог.
Дети легко самостоятельно печатают слова, данные учителем.
Когда знакомятся с фонетическим разбором, усваивают его без труда.
Конечно же , грамотного письма не будет у ребёнка, если он плохо читает. Поэтому, когда в 1 классе переходим к знакомству с буквами и как только дети начинают читать слоги, я учу детей читать слоги с карандашом (на – гласная а, слог на). И строго требую чтение слогов и слов с карандашом.
Например: парта. При этом я видела, правильно ли читает ребёнок.
Этот метод оправдывает себя тем, что дети читают сейчас плавно, безотрывно. Приучены следить за чтением своих товарищей, владеют хоровым чтением. Сейчас, в 4 классе при норме 75-80 слов в минуту во второй четверти мои дети читают больше 100 слов – 15 человек, от 80 до 90 слов – 4 человека, норму 2 человека, и ниже нормы 1 человек.
Чтение у детей выразительное.
Обучая детей в 1 классе, я пришла к такому выводу: чтобы развить у детей фонематический слух, а от этого зависит грамотность ученика надо:
ежедневно заниматься звуковым анализом, независимо от количества читающих детей в классе;
постоянно показывать образец анализа звучащего слова (аксиома – что в опыте ребёнка нет, надо дать этому образец);
использовать способ протяжного интонирования звука в целом слове: с-с-с-с-ыр; сы-ы-ы-ы-р;
на первом этапе предъявлять готовую модель для самоконтроля приём трансформации (если закрою первую букву, какое слово получиться?) коса-оса;
при звуковом анализе ребёнка не торопить, не делать за него. Класс в это время может работать в паре со своими модельками;
подбор слов к звуковым моделям;
использовать задания - ловушки (сколько звуков в слове “ два”?; какое слово длиннее: час или минута?; мне кажется, что все звуки в слове “вата” мягкие?
Игровые приёмы: “Найди одинаковый звук”, “Определи место звука в слове”, “ Найди предметы с заданным звуком”, “ Шифровальщики” с пропусками "опасных" мест сразу по слуху;
''Найди опасное место''.
Слайд 3
Особое внимание нужно обратить на работу по составлению схем слова.
На 1 этапе работу эту веду фронтально.
У всех детей на парте есть фишки, обозначающие гласные и согласные звуки. На доске такие же фишки.
Разбираем слово жук.
Вместе: Вызываю первый звук жжжжжук. Какой 1 звук?
Ребёнок отвечает: 1 звук [ж]- согласный, звонкий, твёрдый и идёт ставит фишку на доске. Такая же работа идёт над всеми звуками слова.
На 2 этапе у доски ученик, но вызываем звуки все вместе, а ребёнок называет звук и составляет схему.
На 3 этапе вызываем звуки вместе, но каждый самостоятельно составляет схему, на обратной стороне доски ученик также составляет схему, а потом проверяем.
На 4 этапе каждый из детей самостоятельно вызывает звуки и составляет схему.
Здесь важна система, если она отработана, то к концу изучения грамоты все дети умеют составлять схемы слов.
Когда изучили Букварь, начинается работа над орфограммами (ча,ща,чу,щу, жи,ши и т.д.) Выучив каждое правило, договариваемся выделять его зелёной пастой везде, где бы мы не писали это слово.
Сразу же начала вводить на уроках русского языка орфографические минутки. Под диктовку, игровые. Продолжаю эту работу и во 2,3, 4 классах.
Слайд 4
Какие орфографические минутки бывают:
«Буквы спорят» (показываю карточку примерно такую – сне(ж-ш)ки, шу(б-п)ка, слё(з-с)ки; заб(о-а)лел, прил(е-и)тел и т.д.), а ученики показывают на веерах нужную букву;
«Вставь пропущенную букву» (на ветк.., у дорог.., о друг.., к лошад..)
«Раздели на два столбика» (диктую слова, дети письменно делят их на группы; в это время можно двоим предложить записывать слова на доске самостоятельно, каждому только одну группу). Например, когда мы повторяем 1-е и 2-е спряжение глаголов, я диктую слова: наступает, гоните, носит, думаешь, плавает, водишь, выгоняет,
покормим, засветит, одеваешь. Все ребята пишут в тетрадях по столбикам, а двое у доски, каждый – «своё» спряжение. Такую работу можно проводить с разными орфограммами.
«Выпиши только те слова, где есть орфограммы».
«Выпиши только те слова, где нет орфограмм».
Слайд 5
«Найди лишнее слово». Например: семя, друз..я, лист..я, б..ю, в..езд, п..ю.
«Напиши под диктовку». Например, в 4 классе: слева, налево, справа, направо, влево, вправо (правописание наречий).
«Выпиши слова, где есть только корень и суффикс» (и т.п.).
А также игровые орфографические минутки:
Слайд 6
Русский футбол – на мячах слова с пропущенной орфограммой. Забейте гол в ворота соперника (ученик читает слово, называет орфограмму, проверяет её и забивает гол)
Слайд 7
Наряди ёлку – на доске слова с пропущенной буквой. Вместо буквы ёлочная игрушка. Слова записаны в 2 столбика и рядом 2 ёлки. Дети с 1 и 2 рядов цепочкой подбегают к слову, убирают игрушку, вставляют пропущенную букву, а игрушку вешают на ёлку.
Слайд 8
Поймай рыбку – читают на рыбке слово с пропущенной орфограммой, называют её, проверяют, говорят правило и забирают на урок рыбку. Также проходят игры Подарю цветок, Собери грибы в корзинку.
Слайд 9
Определи маршрут корабля – выходят к доске 2 капитана. На доске 2 корабля и слова с пропущенными орфограммами и сами буквы. Капитаны направляют свои корабли к тем буквам, которые пропущены.
Слайд 10
Десантники – выходят к доске столько детей, сколько десантников на доске.
Читают слово, находят пропущенную орфограмму и стрелочкой показывают место приземления десантников.

Для орфографических минуток я использую детские стихи, считалки, загадки, поговорки, отрывки из сказок, из изучаемых на уроке литературы произведений.
Хочется отметить, что сама я очень люблю «Орфографические минутки», и дети тоже оживают на них, для детей это не утомительный процесс, а увлекательная игра. Эта работа оживляет урок, не даёт превратить его в скучный и монотонный.
Очень часто даю задание: в тексте найти слова с данной орфограммой или все изученные орфограммы. Цепочкой их назвать. Такая работа развивает орфографическую зоркость детей, настраивает на то, чтобы прежде чем писать слово, его надо проверить.
Систематически проводимая работа по формированию орфографической зоркости на основе графического и цифрового обозначения дает положительные результаты: дети определяют место в слове, где возникла орфографическая задача.
В итоге сейчас в классе из 27 учеников 22 ученика пишут диктанты на «4» и «5» - это 81% качества знаний.
Начиная со 2 класса, при проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила не исправляю, вместо этого ставлю на полях палочку (у более слабых учеников – номер орфограммы). Ученик, получив работу, принимается за поиск ошибок в той строке, где на полях поставлена палочка (или номер орфограммы). Затем слово, в котором была допущена ошибка, ученик выписывает внизу под работой и выполняет работу над ошибками в соответствии с ''Памяткой'' Слайд 11 (в списке орфограмм с номерами дается способ ее объяснения и проверки). После того, как выполнена работа над ошибками, выставляется отметка. Каждый раз, работая с ''Памяткой'', ученик видит перед собой список изученных орфограмм, знает способ исправления ошибок. Все это способствует лучшему запоминанию орфограмм и повышению орфографической грамотности.
Провожу и коллективную работу над ошибками после написания диктантов
На доске пишу слова, в которых допущены ошибки, но вперемешку с правильно написанными словами на ту же орфограмму. Предлагается найти орфограммы в ошибочно написанных словах; объяснить, как их правильно написать, при этом на полях в тетради поставить номер орфограммы. Только после такой коллективной работы приступаем к самостоятельной, индивидуальной работе над ошибками по памятке.
Сейчас на уроках русского языка меня радует то, что дети видят орфограммы в словах, могут их объяснить, проверить. Очень довольна учебником русского языка (автор М.С.Соловейчик, программа «Гармония»). Идёт более углубленное и опережающее изучение русского языка, ведётся большая работа над орфографической зоркостью, задания творческие, даются разные точки зрения на то или иное правило, над которыми детям приходится размышлять и делать выводы.







































Рисунок 115