Методическая разработка «Создание условий для развития орфографической зоркости на уроках русского языка в коррекционной школе »


«Создание условий для развития орфографической зоркости на уроках русского языка в коррекционной школе » Важными условиями в работе по развитию орфографической зоркости является учёт ошибок, их предупреждение и преодоление. Цель работы над ошибками - объяснить орфограммы, закрепить навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу.
 Знакомство с орфографическим правилом желательно начинать с создания проблемной ситуации; видимость поиска поддерживается в игровой сформе — это активизирует мыслительную деятельность школьников и пробуждает интерес к орфографическому материал.
Урок «Правописание безударной гласной в корне слова»
« На дв(о/а)ре з(е/и)ма. Дует х(о/а)лодный ветер. Падает белый сн(е/и)жок».
- Какую орфограмму нужно проверить в словах?
- Как её проверить?
Самыми сложными для обучающихся коррекционной школы  являются морфологические написания, косвенно проверяемые произношением (правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных и т.д.).
  Изучение и применение этих правил необходимо строить по следующим этапам, путём перехода от простого к сложному:
1. подобрать родственные слова;
2.  выбрать из цепочки родственных слов проверочные;
3. произнести проверочные слова, выделив искомый звук;
4. правильно обозначить его буквой в проверяемом слове.
  Необходимо знать индивидуальные особенности каждого учащегося и строить уроки так, чтобы каждый школьник работал активно и выполнял задания на оптимальном для него уровне сложности.(карточка) Это даёт возможность для каждого типа (слабого, среднего и сильного) ученика выполнять задания на посильном для него уровне развития.
 Умение не только выполнять задания, но и объяснять свои действия    повышает   коммуникативно-познавательную   обобщающую функцию речи, т.е. проговаривание ребёнком вслух того, что рождается в уме, даёт возможность на начальном  этапе контролировать мыслительные процессы. На этапе, когда у учащихся формируется умение объяснять написание слов в соответствии с правилом, можно использовать задания.
использование таблиц родственных слов с выделением орфограмм;
орфографическое проговаривание слов;
зрительный диктант;
письмо по памяти;
многократное повторение и воспроизведение слов с данной орфограммой при работе в тетради;
работа с таблицами.
На следующем этапе необходимо научить детей видеть в тексте слова на изученное правило. Зная психические особенности детей с нарушениями интеллекта, необходимо учить их выделять орфограммы в тексте. Задания постепенно усложняются: сначала учим видеть и предупреждать ошибки на пройденное правило, а затем проводим работу по дифференциации орфограмм, подчиняющимся различным правилам.
Например, при изучении темы «Безударные гласные» для выработки умения находить в тексте слова с безударными гласными проводится работа в следующем порядке:
а) дифференциация слов с ударной и безударной гласной, учащиеся должны чётко уяснить, что проверяются именно безударные гласные;
б) дифференциация слов с проверяемой и непроверяемой ударной гласной (словарные слова, написание которых нужно запомнить).
На следующем этапе формирования грамотного письма необходимо развивать у учащихся навыки самоконтроля, то есть умение контролировать свое письмо правилами.
При проверке усвоения знаний учащимися на уроках обобщающего повторения и закрепления применяется фронтальный индивидуальный опрос, самостоятельные работы, а также тесты, опросные листы, включающие в себя краткую теоретическую часть и небольшую практическую работу. В помощь могут даваться опорные схемы, таблицы, условные обозначения.
Материал к урокам подбирается так, чтобы грамматические и орфографические упражнения способствовали речевому развитию школьников, формированию у них языковых обобщений и орфографических навыков. Учитывая особенности учащихся коррекционной школы (недостаточно быстрый темп работы, замедленность переключения с одного вида работы на другой), количество видов работ на уроке ограничивается в пределах 5 - 7 видов.
Основные виды работ:
1. Списывание с различными заданиями (определить грамматическую категорию, изменить форму слова, вставить по смыслу нужное слово или словосочетание и т.д.),
2.     Работа со словосочетаниями, умение составлять предложения с ними.
3.     Самостоятельный подбор примеров (слов, словосочетаний, предложений по заданию учителя). Это способствует развитию  речи и мыслительных процессов школьников с ОВЗ.
4.    Например. Составление предложений по схемам.
5.     Работа с деформированными предложениями и деформированным текстом.
6.    Ответы  на вопросы с предварительно поставленными грамматическими заданиями ( ответить нераспространёнными или распространёнными предложениями; ответить на вопрос с использованием словосочетаний и др.).
7.     Творческий и выборочный диктанты. Творческий диктант предполагает составление предложений с определённой грамматической категорией, с различными членами предложения, с постановкой слов в заданном падеже, числе, времени и т.д.
При работе с выборочным диктантом школьники записывают только отдельные слова или словосочетания на изучаемое или заданное учителем грамматическое правило.
8.    Изложение   и   сочинение   с   грамматическим   заданием (употребить в тексте данные прилагательные, поставить глаголы настоящего времени в прошедшее, изменить лицо местоимений и т.д.).
9.    Грамматический разбор -  синтаксический, морфологический, фонетический.
  Для развития орфографической зоркости необходимо научить детей слышать звуки, определять их количество в слогах, словах; различать гласные и согласные, ударные и безударные звуки и буквы; научить видеть и узнавать орфограммы в словах, приучать детей к самоконтролю. Для этого подбираются такие виды работ: зрительные, слуховые диктанты и письмо по памяти, комментированное письмо.
1.          Для зрительного диктанта достаточны небольшие тексты из двух-трех предложений. Детям предлагается внимательно прочитать и проанализировать текст, написанный на доске, затем текст закрывается. После этого они пишут под диктовку, а потом проверяют написанное.
2.         Письмо по памяти даётся школьникам с отклонениями в умственном развитии труднее. Поэтому подбираются небольшие стихотворения, понятные по содержанию и нетрудные для запоминания. Учащиеся несколько раз читают его, стараются запомнить, затем записывают и сверяют с доской или учебником.
Детям нравятся эти виды работ и выполняют их охотно, т.к. здесь сразу можно проверить результат своей работы.
3.   Комментированное письмо, помогает детям избежать возможных ошибок и способствует наиболее прочному усвоению материала: ученик диктует предложение и объясняет  все орфограммы.
Чтобы ребёнок применил правило, ему необходимо овладеть целым рядом умений: умением различать части речи, грамматические признаки слов, части слова и звуки в речи, умением видеть «трудные» места, требующие применения правил. Это дается школьникам с трудом, поэтому этот вид работы подкрепляется опорными схемами, таблицами, памятками, дидактическим материалом.
В работе использую игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают  положительные условия для мотивации в учении:
- игра «Четвёртый лишний» (вычеркнуть лишнее слово)
- игра «Опасное место» — проводится с сигнальными карточками для развития слухового внимания: учитель произносит  слово, учащиеся, услышав звук, которому нельзя доверять, поднимают сигнал;
- корректирование текста: текст на доске написан с ошибками, надо «исправить» ошибки и объяснить написание слов.
Важный этап в системе работы над ошибками - проверка письменных работ.
В рабочих тетрадях также проводится работа над ошибками, где дети учатся контролировать свою работу, учатся проверять и исправлять ошибки. Работа строится так, чтобы все ошибки, допущенные учеником, были им же исправлены и объяснены.
Эффективность работы над ошибками в условиях коррекционной школы VIII вида зависит от нескольких факторов:
- от систематичности её проведения;
- от разнообразия видов упражнений, нацеленных на усвоение и закрепление орфограмм;
- от максимальной для данной категории детей активности в процессе их самостоятельной деятельности по осознанию ошибочных написаний (от умения учащихся ставить и решать орфографические задачи);
- от наличия индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ученику.