Урок русского языка в 3 классе Приемы формирования орфографической зоркости.



План- конспект открытого урока по русскому языку составила учитель начальных классов МБОУ «Параньгинская средняя общеобразовательная школа» Республики Марий Эл Липатникова Лариса Леонидовна.
Место урока в учебном плане: 3 класс, III четверть, образовательная система «Школа 2100» (авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина).
Тема : Приемы формирования орфографической зоркости.
Задачи: 1) закрепить умения обнаруживать орфограммы, соотносить их с правилом, осуществлять орфографический самоконтроль ; 2) развивать речь, память, мышление, слух. 3) воспитывать любовь к природе, чувство дружбы и товарищества.
Оборудование: рисунки первоцветов, иллюстрация к картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели», скворечник, конверт с письмом,
Тип урока: закрепление изученного материала
.
Методы обучения: словесный, наглядно- образный, частично- поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, коллективная, индивидуальная, по вариантам.
Ход урока.
I.Организационный момент.II.Сообщение темы урока.III.Закрепление приемов формирования орфографической зоркости.
1.Загадка. Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет - в лесу подснежник расцветет. (Весна)
- Как определили, что это весна? (Подснежник расцветает весной).
- Почему цветок так называется?
- Назвать родственные слова к слову подснежник, отвечающие на вопросы кто? что? ( Снежок, снеговик, снежинка, снегопад, Снегурочка, снегирь).
Назовите «опасное место» во всех этих словах. Как его проверить?
Вывод: На месте одного и того же безударного гласного звука при письме бывают разные буквы. Но правильная для слова только одна . Ее нужно выбрать. Выберешь не ту букву - допустишь ошибку.
- Какие еще первоцветы знаете? (учащиеся называют первоцветы, учитель показывает рисунки).
Воспитательный момент: Не рвать первоцветы! Их становится все меньше и меньше. Многие занесены в Красную книгу.
2. Минутка чистописания.
Запись на доске и в тетрадях: В в Подбор и запись однокоренных слов к слову весна: веснушки, весеннийРазбор по составу. – Что называется окончанием? Основой? Корнем? Суффиксом?
- Куда падает ударение в этих словах?
- Как проверить безударную гласную? (весны)
Вывод: в данном примере проверить безударную гласную можно постановкой имени существительного весна во множественное число.
3.Коллективная работа.
Распространите предложения, используя имена прилагательные.
На доске: Отшумели . . . вьюги. Ярче светит . . . солнце. Скоро покажется . . . травка. На деревьях появятся . . . листочки. ( Дети называют имена прилагательные, учитель записывает их на доске).
- Выписать из текста слова с различными орфограммами, подчеркнуть эти орфограммы.
4.Работа по иллюстрации к картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели».
Выступление ученика: « Послушайте, как о картине говорит писательница Н.Шанина.
Эту картину написал Алексей Кондратьевич Саврасов. На первом плане художник нарисовал грачей. Птицы заняты важным делом. Они спешат построить жилье. В центре картины кривые, изогнутые березки. На заднем плане видны крыши сараев и церковь. А дальше простор земли, легкое небо. Цвета голубые, серые, нежные. Полотно полно света, свежего дыхания весн».
-Весной грачи вьют гнезда . А где будут жить прилетевшие скворцы? ( Учитель показывает скворечник).
-Чем птицы помогают людям? ( Поедают вредных насекомых, красиво поют).
- Можно это назвать дружбой? (Да, птицы - наши пернатые друзья).(Воспитательный момент).
Самостоятельно составить и записать в тетрадь предложение о птицах, выделить орфограммы.
5.Списать с доски пословицы о дружбе, вставляя пропущенные слова.
Сам погибай, а . . . выручай. (товарища).
К дому друга . . . никогда не бывает длинной. (дорога)
Проверьте написание пропущенных слов по орфографическому словарю, используя памятку. (Проверка выполняется по вариантам).
Проверь: прочитай слово у себя и еще раз сверь со словарем.
6. А может ли быть дружба между мальчиком и девочкой?
Вот такое письмо написал мальчик девочке:
Здра . ствуй, . оня! Ж . ву я х . р шо. Я оч . нь ра . . Ве . ь т . перь у м . ня есть . ар . к. Он звонк . ла . т. Твой дру . . е . -Почему мальчик оставил «окошки»? (Он не знал, какие нужны буквы, а делать ошибки не захотел). Дети объясняют орфограммы, затем списывают текст.
IV. Обобщение.
- О чем говорили на уроке?
- Что нового узнали?
V. Итог урока. Выставление оценок.
VI. Домашнее задание. Составь словарный диктант и запиши его в тетрадь. Включи в него слова из словаря учебника ( с. 171- 172) : имена существительные, обозначающие продукты питания и имена прилагательные, обозначающие цвет.