Формы и методы работы по развитию орфографической зоркости на уроках русского языка


\s 
 Значение орфографической грамотности очень велико. Современное поколение отличается безграмотностью и, несомненно, с этим нужно бороться. Цель орфографии – служить удобным средством письменного общения, и потому её прямое назначение – точно и ясно передавать содержание речи, выражать те или иные мысли. Значение орфографической грамотности рассматривают с позиции социальной: как часть общей культуры человека, как признак образованности и воспитанности личности, а также рассматривают в речевом и функциональном аспектах как средство решения речевых задач.
   Цель учителя – научить осуществлять правильный выбор, путём анализа и дифференциации имеющейся информации.
      Цель ученика – уметь находить способы решения орфографических задач, применяя различные приёмы.
      Ученикам трудно усвоить орфографические правила из-за того, что они воспринимают правописание как набор разрозненных, не связанных между собой указаний, запретов и разрешений. Для достижения результатов необходима определённая система работы, чётко продуманная учителем, а ученик в свою очередь должен осознавать, что   коммуникативная целесообразность того или иного написания является тем связующим звеном, которое позволяет воспринимать орфографию как систему.
        Около 5-8 процентов школьников страдают дислекцией (стойкое нарушение чтения), и дисграфией (нарушение письма). Такие дети допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги. … При дисграфии учащиеся с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения, содержат множество ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк.
Ложная этимология. Когда говорящий, желая осмыслить новое слово, вольно или невольно сопоставляет его с известной ему лексикой и изменяет его звуковой облик, нередко значительно. Подобная переделка и переосмысление может стать причиной орфографических ошибок;
Незнание правил или знание правила, но неумение его применить.
Недостаточный уровень развития памяти, мыслительные процессы протекают медленно.
  Отсутствие положительной мотивации к изучению орфографии.
 Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность. Эта причина сводит на нет хорошее знание орфографических правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма, а значит ошибка в этом месте для него полная неожиданность.
   Причины у каждого ребенка индивидуальны и своеобразны, но в любом случае все они подлежат полному или частичному устранению. Необходимо только выявить причину, разработать стратегию ее ликвидации и претворить идею в жизнь. Важно приложить старания и не оставаться равнодушным наблюдателем, а также привлечь в процесс самого ребенка.
Методы и приёмы развития орфографической зоркости.
1. Развитие орфографической зоркости на основе понятия «опознавательный признак орфограммы».
Вниманию учеников предлагаются слова, записанные на доске:
Сосна
Река
Леса
Вопросы для беседы:
- В каком месте слов, записанных на доске, вы можете допустить ошибку?
- По каким приметам вы это определили?
- Почему именно это место, на ваш взгляд, является опасным с орфографической точки зрения?
- подчеркнуть.
  Далее уточняем ответы учащихся, обращая внимание на то, что отмеченная ими безударная позиция гласной о в слове сосна и е в словах река, леса, в которой эти звуки слышатся нечетко, и служит причиной возникновения ошибки, потому что позволяет пишущему предположить несколько вариантов написания.
Ученики говорят о роли ударения для гласных звуков, подбирают к данным словам проверочные, отмечая, что в положении под ударением гласные не дают повода для ошибок.
На доске рядом с первым столбиком слов появляется второй:
Сосна – сосны
Река – реки
Леса – лес
 2. Неосложненное списывание и обучающие диктанты с заданиями разного типа.
  Основным средством усвоения введенных понятий и выработки соответствующих им умений является способность обнаруживать опознавательные признаки орфограмм, определять по ним место применения правила в слове и предвидеть орфограмму или находить ее на письме. Добиться этого можно с помощью специальных орфографических упражнений, такие как неосложненное списывание и обучающие диктанты с заданиями типа:
- найти (зрительно или на слух) по опознавательным признакам те места в слове, в которых вы можете ошибиться;
-подчеркнуть опознавательные признаки изученных вами орфограмм-гласных букв, орфограмм-согласных букв и т. п.;
- назвать опознавательные признаки «точек» применения правил в конкретной части слова (в приставке, в корне, в суффиксе, окончании).
    Неосложненное списывание опирается на зрительный вид орфографической памяти и будет использоваться в целях обучения школьников поиску опознавательных признаков орфограмм буквенного типа и их обозначений. Списывание с пропуском орфограмм (осложненное списывание) в данном случае представляется не всегда эффективным, потому, что в упражнениях этого вида орфограммы как таковые уже определены на месте пропусков букв.
      3. Составление алгоритма.
Для разных случаев проверка орфограммы по ступеням алгоритма (операционный, исполнительский этап) – ещё один путь к успешной работе. Повторное, многократное выполнение действия по правилу в измененных условиях и вариантах, с постепенным нарастанием трудности, с постепенным свертыванием алгоритма, его сокращением, с ускорением действия (тот же операционный, исполнительский этап). Появление элементов автоматизма, дальнейшее сокращение алгоритма, усиление автоматизма в результате тренинга, упражнения. Достижение более или менее полного автоматизма влечёт за собой самоконтроль, самопроверку, укрепление безошибочного письма (само оценочный этап). Т.е. всё внимание сосредотачивается на содержании того, что пишется. В помощь ученику могут служить различные памятки.
 Свободное автоматизированное письмо – навык, пригождающийся в различных ситуациях жизни.
      4.Использование раздаточного материала - один из эффективных приемов в усвоении орфограмм учащимися.
Дети могут работать в паре или индивидуально в зависимости от поставленной цели урока: закрепление орфограммы или отработка ее.
  Работа с карточками дает полную картину усвоения учащимися изучаемой орфограммы. Подобная работа дисциплинирует детей, экономит время. Для ребят сильной группы свободное время не пропадает даром в ожидании, когда другие дети выполняют задание. Работая с карточкой, учащийся должен проявить самостоятельность, еще раз повторить орфограмму и закрепить ее при выполнении разно уровневого задания, проявить упорство и аккуратность.
   Как показывает опыт, дети быстро привыкают к требованиям работы с индивидуальной карточкой, совместной деятельности с соседом по одной карточке, когда материал нужно усвоить с помощью более сильного ученика.
Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать на основе разъяснения несоответствия произношения и написания:
1. Ввести понятие «опасное место», чтобы насторожить детей на появлении возможной ошибки.
2. Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками.
3. Развивать фонематический слух.
4. Обучать правильному списыванию текста.
5. Прививать интерес к чтению.
6. Интегрировать уроки русского языка и литературы.
7. Развивать словарный запас детей.
Очень помогают в работе мини-справочники, которые учащиеся делают сами. Это тот же привычный для детей словарик (разрезанная вдоль тетрадочка), в котором есть схемы-опоры практически на каждое правило. Здесь же ученики пишут все образцы разборов и при необходимости могут ими пользоваться.
Развитию орфографической зоркости способствует большое количество упражнений.
Использование принципа какографии, т.е. письма с намеренно допущенными ошибками. Обычно текст записан на доске.
Комментированное письмо с указанием орфограмм. Это один из сложных видов работы, поэтому его необходимо применять практически на каждом уроке.
- Объяснительные и предупредительные диктанты.
- Выборочные списывания и диктанты.
- Показ нужной орфограммы на карточках-сигналах.
- Письмо по памяти.
- Использование зрительных диктантов.
- Использование зрительных диктантов для развития бокового зрения.
- Использование этимологического анализа.
4 Использование орфографического чтения для развития фонематического слуха. Очень полезно после разбора упражнения читать тексты так, как написаны.
5 Прием списывания как одно из лучших средств развития орфографической зоркости.
 Этот прием соединяет в себе и письмо по памяти, и орфографическое чтение, и комментированное письмо. Существуют множество методик по обучению списыванию, но все они сходятся в оном – орфографическое прочтение просто необходимо. Как необходимо каждый урок начинать с орфографической зарядки. Формы могут быть любые: по памятке, в парах, по упражнению. Особенно интересна орфографическая зарядка с использованием столбиков слов:
карандаш радостный сказка
земляника опасный березка
Москва солнце легкий
хорошо известный гладкий
Задание получает каждый ряд по одному столбику слов на 1 -2 минуты, по истечении которых читаются слова так, как написаны, указываются орфограммы и делается вывод, что все слова в первом столбике на непроверяемую гласную, во втором столбике на непроизносимую согласную и как ее проверить, в третьем столбике – на парную согласную и как ее проверить.
Алгоритм списывания может выглядеть так:
- прочитай предложение так, как оно слышится;
- прочитай предложение, как оно пишется;
- повтори по памяти;
- подчеркни орфограммы и «опасные места»;
- еще раз прочитай предложение так, как оно пишется;
- пиши и подчеркивай орфограммы, не смотря в книгу;
- проверь по книге.
При подборе языкового материала для списывания важно не только учитывать нарастающую сложность, но и оценивать его привлекательность с точки зрения содержания, выразительности. Но в то же время необходимо выстраивать эту работу так, чтобы каждое записываемое предложение представляло собой новую ступеньку сложности.
     6. Использование мнемотехники (запоминание путём выстраивания ассоциаций).
Например, чтобы запомнить словарное слово – витрина, необходимо несколько раз проговорить: «Витя Видит ВИтрину»
7. Применение ИКТ.
      Для контроля за УУД, формирования активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности школьников на уроках используются письменные, устные формы контроля, диктанты, тестовые задания, разно уровневые работы, контрольные работы, фронтальный опрос, викторины, самоконтроль. В зависимости от типа урока по-разному можно использовать ИКТ в своей работе. Очень удобно использовать компьютерные технологии и при повторении пройденного материала.
Развитию орфографической зоркости способствуют и многие другие упражнения, но даже систематическое использование этих дает неплохие результаты.
Познавательный интерес детей может быстро угаснуть, если от них потребуется лишь механическое запоминание определений или правил, которые даны в учебнике. Учитель должен позаботиться о том, чтобы у учащихся возникло стойкое активное отношение к изучаемому материалу. Поэтому не стоит давать готового решения проблемы, лучше включать детей в активную учебную деятельность, предлагая им последовательно выполнить ряд операций, требующих анализа языкового материала, сравнения полученных фактов и первичного обобщения.