Статья Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

СЕРОШТАН Н.Б.
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
г.АСТАНА СШ №25


С первого класса необходимо начинать работу по обучению учащихся решению орфографических задач, при решении которых, у детей вырабатывается умение находить, видеть орфограмму в слове, определять её характер (тип орфограммы) и находить путь решения орфографической задачи. Такие умения называются орфографической зоркостью. Если у ребенка отсутствуют выше названные навыки, то, даже зная правило наизусть, он не применяет его там, где это необходимо, что влечёт за собой орфографические ошибки. [1, с.28 ]
На уроке используются следующие виды работ над орфографической зоркостью:
Письмо с проговариванием. Сначала образец проговаривания даётся учителем– 1-2 слова по слогам, потом дети диктуют себе хором по заданному образцу. После хорового проговаривания всегда есть желающие попробовать свои силы, проговорить индивидуально.
Списывание. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность учащихся. Слово они слышат не от учителя, а находят его в книге и читают сами. В процессе списывания у детей развивается зрительная и слуховая память, внимание, сравнение, воспитывается самостоятельность, самоконтроль, положительные эмоции.
Комментированное письмо. Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали с комментатором, не отставая и не забегая вперёд. Сначала комментируют сильные учащиеся, затем постепенно включаются и все остальные.
Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Сначала вместе с учащимися разбирается правописание тех слов, которые требуют проверки. Затем дети пишут данное предложение или текст под диктовку.
Письмо под диктовку. Этот вид работы проходит следующим образом: сначала учитель диктует слова так, как они пишутся. Для внимания и фонематического слуха проводится игра «Эхо». Читается слово, дети повторяют его по слогам или шёпотом, но так, чтобы учитель слышал. Если кто-то скопировал не правильно, то предлагается ещё раз повторить это слово всем, затем одному ученику (тому, кто ошибся). Дети исправляют ошибку и затем записывают слово по слогам. Таким образом, внимание к слову повышается, развивается слуховая память, фонематический слух, интуитивное письмо.
Письмо по памяти. Ребёнок читает текст. А потом записывает его по памяти. Этот вид письма развивает память, мышление, речь, внимание. Воспитывается трудолюбие, аккуратность, самоконтроль,
дисциплинированность.
Творческие работы. Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе по слогам, помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.
Первоклассники ещё не владеют рациональным способом обнаружения орфограмм. Поэтому, прежде всего при формировании орфографической зоркости у первоклассников, необходимо вооружить их знанием опознавательных признаков орфограмм. Такие признаки обычно указываются в правиле. Например, «безударные гласные», «парный согласный на конце слова» и т.д. Поэтому, когда начинается работа над правилом, необходимо вместе с детьми выделять существенные, отличительные признаки орфограмм и учиться находить орфограммы по данным признакам. [2, с.15 ]
Примеры упражнений, направленных на отработку названных умений:
1. Прочитайте правило. Какие гласные нужно проверять? Почему?
2. Прочитайте правило. Какие согласные нужно проверять? Когда (в каких случаях) следует проверять парный звонкий и глухой согласный? Почему?
Уже в первом классе учащиеся должны научиться пользоваться алгоритмом решения орфографической задачи:
1) определить место, где возникла орфографическая задача;
2) к какой группе правил относится данная орфограмма;
3) в какой части слова находится орфограмма;
4) установить, какую букву нужно проверить: гласную или согласную;
5) определить в слове ударение;
6) определить проверяемая или непроверяемая орфограмма;
7) написать слово в соответствии с правилом.
При изучении темы «Правописание безударного гласного», «Правописание парного звонкого и глухого согласного» дети вместе с учителем находят необходимый способ решения орфографической задачи.
Приведём несколько видов упражнений на развитие орфографической зоркости.
1. Прочитайте пословицу:
Весна красна цветами, а осень снопами. Определите, в каких словах гласные следует проверить или запомнить. Как это сделать? Запишите предложение и выделите орфограммы.
2.Составьте предложения по сюжетной картинке на тему «Следы на снегу». Например: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы. Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить (запомнить).
3. Зрительно-слуховые диктанты.
На доске: В лесу под сосной нора. В этой норе живёт лиса с лисятами. Лиса хитра. Прочитайте текст. Как определить, какие гласные нужно проверять? Определите. Проверьте. (Текст закрывается, дети записывают его под диктовку. В написанном тексте дети выделяют орфограммы.)
4. Сколько гласных букв нужно проверить в словах берега, холода.
5. Игры. Игра «Спрячь Ь в середину слова»: день-деньки; пень-пеньки. Докажите, почему в словах деньки и пеньки написали букву Е .
Игра «Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы»: пля, мря, слды. и.т.д. Объясни, почему вставили такие буквы.
Игра «Подбери буквы»: Красивы берёзовые лса! Лса прошла по пушистому снегу.
Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
Игра «Скалолазы». Две команды соревнуются в том, кто быстрее доберётся до вершины: вставить пропущенные буквы:
Хле, сне, сугро,стол
рука, бере, ду, моро
Игра «Прятки». На доске пишут два слова со звонкой или глухой согласной, два слова с проверяемой безударной гласной, два слова с удвоенной согласной. Необходимо выписать слова только с удвоенной согласной или только с проверяемой безударной.
6. При изучении темы «Непроизносимые согласные» предлагается детям написать по памяти пять слов с непроизносимым согласным и обязательно подчеркнуть их. Если ученик, написав слово, пропустит непроизносимую согласную, ему нечего будет подчёркивать. После того как учащиеся написали 5 слов по памяти, открывается доска, на которой написаны 10 слов на данную тему. Дети списывают те слова, которых у них нет, подчёркивая непроизносимые согласные. Это упражнение можно использовать при изучении любой темы.
Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мысленных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия. А это в свою очередь ведёт к эффективности усвоения норм правописания, прививает интерес и желание решать орфографические задачи, развивает орфографическую зоркость учащихся.

Список литературы:
Т.Г.Рамзаева «Методические основы языкового образования и литературного развития младшего школьника». С.Петербург 1997 г.
М.М.Разумовская «Методика обучения орфографии в школе». Москва 1992г.
Заголовок 215