Доклад Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка


Доклад
на тему «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»
Подготовила учитель русского языка
и литературы МБОУ «Курасовская ООШ»
Аспидова Мария Сергеевна
2016 год.
Н.С. Рождественский писал: «Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание».
Многих учителей волнует проблема безграмотного письма учащихся, неумение «видеть» орфограммы. Массовые проверки качества знаний учащихся свидетельствуют о том, что знания многих по русскому языку поверхностны.
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности.
Известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3 - 4 классах.
В старших классах грамотность учащихся определенно снизилась, поэтому целесообразно продолжать работу над развитием орфографической зоркости и в старших классах.
Существует ряд причин снижения орфографической грамотности учеников:
чрезвычайно беден словарный запас школьников;
не развито умение связывать теорию с практикой;
снижен интерес к учёбе;
не усваивается то главное, что определяет культурный уровень человека;
невысок процент числа учащихся, обладающих прочными знаниями.
Часто учителя, работая над формированием орфографической зоркости учащихся, в первую очередь стремятся быстрее познакомить их с правилом и приступить к практическому применению. Это не рационально, так как ученики, выяснив какую букву надо вставить в слово, самостоятельно не могут использовать на практике изученные правила.
Навык грамотного письма формируется в процессе многократных упражнений. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка.
         Использование разных видов работ с одной стороны разнообразит работу на уроке, вызывая активность учащихся, а с другой стороны способствует формированию орфографической зоркости.
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения и взаимопонимания. Приступая к изучению орфографии, дети должны осознать, что списывание, диктант – не самоцель, что в жизни орфография необходима для общения, для точности речи.
Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Орфографическую работу необходимо реализовывать через:
углубление познавательных интересов;
чёткий отбор и продуманную структуру дидактического материала, разнообразие видов работ;
использование занимательных материалов, увлекательных форм и методов работы;
повышение уровня самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
положительную самооценку: школьники должны постоянно убеждаться в своём успехе;
введение гибкой и тактичной системы контроля и оценки навыков, знаний и умений;
организация взаимопомощи в коллективе, одобрение одноклассников, похвала за успех, пусть даже небольшой.
Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость:
1. Комментированное письмо.
2. Письмо с проговариванием.
3. Письмо с пропуском орфограмм.
4. Какографические упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.
5. Письмо по памяти.
6. Работа с группой предложений по системе Федоренко.
Детям предлагается группа предложений. За определенное время учащиеся запоминают и самостоятельно записывают. Обязательно выполняется проверка и объяснение допущенных ошибок.
7. Списывание.
Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:
- Внимательно прочитай предложение.
- Повтори его не заглядывая в текст.
- Подчеркни в предложении все орфограммы.
- Прочитай предложение орфографически.
- Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.
- Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.
- Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
Особое внимание необходимо уделять выборочному списыванию, что является подготовительной работой к написанию сочинений и изложений. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:
1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное и т. д.
2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
5. Спиши слова определённой части речи.
6. Выпиши словосочетания.
 
8.  Скоростное письмо. Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем.2. Самостоятельное чтение хором.3. Объяснение орфограмм (коллективно).4. Считают количество предложений в тексте.5. Чтение по предложениям.6. Орфографическое чтение.7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.9. Проверка написанного.
 
9.  Диктанты.
       - Предупредительный диктант.
     - Объяснительный диктант.
       - Выборочный диктант.
       - Свободный диктант.
       - Самодиктант.
       - Зрительно-слуховой диктант.
     - Словарный диктант.
10. Орфографические минутки.
- Минутки-переклички
- Устная работа с помощью сигнальных карточек
11. Орфографическое чтение.
Если ежедневно на каждом уроке отводить по 2 минуты для орфографического чтения, это принесет хороший результат.
12. Творческие работы.
- составление словарных диктантов;
- орфографические сказки;
Дети очень любят этот вид работы. Практика показывает, что умение детей диктовать себе помогает им избавиться от ошибок. Дети часто спрашивают, как писать то, или иное слово. Это является показателем вдумчивого отношения к работе.
13. Работа над ошибками.
Большое внимание в своей практике уделяю работе над ошибками. Она проводится после каждой проверенной учителем работы.
14. Игровые ситуации.
Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации обучения.
- Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки». На доске записываю предложения. Детям предлагаю «зажечь» огоньки под изученными орфограммами. Сначала «огоньки зажигаем» на доске с помощью красных магнитов, затем учащиеся записывают предложение и проводят туже работу у себя в тетради с помощью красного карандаша. Написание каждой орфограммы объясняется при работе на доске.
- «Волшебный» квадрат (5×5). Используется для проверки написанного: накладывается на первое слово предложения и постепенно двигается вправо, открывая сначала первый слог, потом второй. Таким образом, он легко обнаружит ошибки, если ученики будут внимательны.
- Игра «третий лишний».
- Игра «Назови ошибку».
- Найди «Опасное место».
Учитель называет слово, если в нем есть «опасное» место, дети хлопают в ладоши.
- Игра - физминутка «Покажи орфограмму жестом».
15. Ведение словарика и тетради-шпаргалки. К ним ученик может обратиться при затруднении в написании орфограммы и выяснить, как пишется слово и какое правило применить к написанию.
Алгоритмы – памятки. Они помогают учащимся развивать навыки самоконтроля.
Необходимо учитывать факторы формирования орфографической зоркости:

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
2. Слуховой фактор. Ученик должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
3. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание, так как надо писать.
4. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
Учитель обязательно должен знать, хорошо ли усвоено то, что он сегодня объяснял. Поэтому на каждом уроке стараюсь проводить самостоятельную работу, с помощью разнообразных упражнений, проводить орфографическую работу.