Доклад на тему: Развитие орфографической зоркости и оперативной памяти на уроках русского языка


Развитие орфографической зоркости и оперативной памяти на уроках русского языка
Сформировать орфографическую зоркость – значит научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, мотивирующим надобность в правилах и развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.
Орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, на сколько развита у учащихся способность обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит, задача учителя – формировать орфографическую зоркость учащихся. Исследования показывают, что у детей, пришедших в 5 класс, процент видения орфограмм колеблется от 30 до 50%.
Изучение работ психологов (А.Р. Лурия, М.С. Шехтер, П.И. Зинченко и др.) позволило выделить в структуре орфографической зоркости следующие компоненты:
-Мотивационный компонент связан с коммуникативной направленностью письменной речи и предполагает осознание учащимися необходимости грамотного письма и постановки орфографической задачи.
-Операционный компонент связан с опознаванием орфограммы на основе знания ее признаков и их определением в речевой ситуации.
-Операционный компонент на первоначальном этапе формирования орфографической зоркости предполагает активное участие фонематического слуха, звукового анализа в процессе проговаривания, а на последующих этапах – целенаправленное зрительное восприятие.
-Контролирующий компонент складывается на основе самопроверки написанного в результате сличения воспринимаемых зрительных образов с их следом в памяти.
Таким образом, мы видим, что на формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие психические процессы:
а) активное зрительное и слуховое восприятие, включающие в себя целенаправленный анализ;
б) логические операции сравнения, конкретизации, систематизации, классификации;
в) зрительная память, включающая в себя запоминание и воспроизведение зрительных образов орфограмм;
г) непроизвольное и произвольное внимание, обеспечивающее действие самоконтроля и самопроверки.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Прежде всего необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные. Эту работу помогут осуществить различные звуковые схемы. Нельзя пренебрегать этой работой, так как впоследствии учащиеся будут писать без пропусков букв.
Второй этап в этой работе – это выработка орфографической зоркости. Я учу ученика видеть и узнавать орфограммы. А этот навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий.
И третье, что необходимо для достижения грамотного письма, – это научить детей самоконтролю, т.е. ученик должен уметь сам контролировать себя во время проверки своей работы.
Еще в период обучения грамоте, когда мы говорим о звуках, учим детей распознавать их, обозначать определенной буквой, появляются первые орфограммы, а значит и необходимость формировать орфографическую зоркость и самоконтроль. Для этого я использую схемы В.В. Смирновой и в дальнейшей работе мы с ребятами используем их на уроках русского языка
Справедливо замечено педагогом-психологом Н.Ф. Талызиной, что осмысление материала вызывается его 100–200 кратным повторением. Например, чтобы ребенок научился писать букву а, он должен написать ее 100–200 раз на протяжении какого-то периода времени. Если он сразу напишет эту букву 100 или 200 раз, то это не даст желаемого результата. Надо этот период растянуть на довольно длительное время, в процессе которого и формируется навык.
В своей работе я использую приемы, которые позволяют выработать навык звукобуквенного анализа, предупредить ошибки, развивают орфографическую зоркость, самоконтроль, такие как:
1. Проверка орфограмм, списывание упражнения с орфограммами;
2. Сверка слов, написанных на доске, со словами в тетради;
3. Подчеркивание орфограмм;
4. Дано несколько слов с разными орфограммами. Выписать определенные;
5. Написание слов по памяти и подчеркивание орфограмм;
6. Игра “Огоньки”: дети прикрепляют красные кружки под орфограммами и записывают слова с орфограммами в тетрадь;
7. Письмо с проговариванием;
8. Письмо с комментированием;
9. Словарная, творческая работа;
10. Устное объяснение орфограмм;
11. Диктант “Проверяю себя”;
12. Диктант с обоснованием;
13. Диктант с постукиванием перед словом с орфограммой;
14. Диктант “Найди слова”.
При формировании правописных умений и навыков у учащихся необходимо помнить, что немаловажное значение имеет уровень развития оперативной памяти (кратковременной памяти). Поэтому я стремлюсь развивать у детей этот вид памяти.
Работа ведётся по алгоритму:
1. Прочитай предложение, записанное на доске вслух, пойми смысл.
2. Отчетливо и ясно проговаривай каждое слово по слогам.
3. Читай предложение по слогам про себя.
4. Просматривай как пишутся слова, особенно трудные. Объясняй все орфограммы.
5. Закрывай глаза и мысленно “пиши” каждое слово. При этом проговаривай трудные слова по слогам. (“Если не уверен в написании какого-то слова, открой глаза, рассмотри его еще раз и снова сделай с ним эту же работу”.)
6. Запиши предложения в тетрадь. (Доска с записанным предложением закрывается.) (Проговори слово, запиши и проверь.)
7. Предложение открывается. Проверь от последнего слова к первому.
Вся эта работа помогает умственному развитию детей, развивает память, наблюдательность, зоркость, учит детей анализировать и синтезировать. Русский язык для большинства становится любимым предметом.