Статья Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка во 2 классе (1-4)

Развитие орфографической зоркости
на уроках русского языка во 2 классе (1-4)
В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве.
В результате этого можно проклассифицировать виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям, традиционно составляющим систему языка.
1. Фонетические упражнения.
2. Орфографические упражнения.
3. Синтаксические упражнения.
4. Лексические упражнения.
Я хочу предложить карточки с дифференцированными заданиями по изучению правописания словарных слов во 2 классе, работа по которым способствует быстрому и прочному усвоению непроверяемых написаний.
Для более удобного запоминания учащимися правописания слов с непроверяемыми написаниями, словарь каждого класса был разделен на тематические блоки. С каждый блоком дети работают в течение 6-10 уроков, выполняя различные упражнения, посредством которых их знания систематизируются и автоматизируются.
Так, например, во втором классе был выделен блок “ Животные”, в который вошли следующие слова: корова, медведь, лисица, собака, заяц; третьем классе слова: огород, овощ, картофель, огурец, помидор, морковь были объединены в блок “ Огород”.
Приведу примеры дифференцированных заданий, которые использую при изучении учащимися слов из данных блоков.
Фонетические упражнения.
1 уровень.
Запиши слова, вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.
За_ц, л_сица, м_дведъ, с_бака, к_рова.
2 уровень.
Запиши слова, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.
За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова.
3 уровень.
Запиши слова в алфавитном порядке, разделяя их на слоги. Вставь пропущенные буквы, поставь знак ударения.
За_ц, л_сица, м_дведь, с_бака, к_рова.
Орфографические упражнения.
1 уровень.
Выпиши слова с непроверяемыми гласными. Подчеркни безударную гласную, поставь ударение. Цв_ток, л_сица, в_да, к_рова, м дведь, м_док, з яц, зв_рек, с_бака..
2 уровень.
Запиши слова в два столбика: в первый - с проверяемой гласной, во второй - с непроверяемой. Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную.
Цв_ток, л_сица, в_да, к_рова, м дведь, м_док, з яц, зв_рек, с_бака..
3 уровень.
Запиши слова в два столбика: в первый – с непроверяемой гласной, во второй – с проверяемой, подбери и запиши проверочные слова. Обозначь ударение, подчеркни безударную гласную.
Цв_ток, л_сица, е_да, к_рова, м дведь, м_док, з_яц, зв_рек, с_6ака
Синтаксические упражнения.
1 уровень.
К данным словам подбери подходящее по смыслу слово из словаря. Трусливый ..., безрогая .... рыжая ..., косолапый ..., охотничья ... . Составь предложение с одним из словосочетаний.
2 уровень.
Восстанови пословицы, используя словарные слова.
1. Хорош ... – белый, а охотник – смелый. 2 .... черна , да молоко у нее бело. 3. ... – старая льстица. 4. Для ... зима – одна ночъ. 5. ... – верный друг человека.
3 уровень.
Подбери к данным словам синонимы и дополни ими пословицы.
Косой – ..., Буренка –..., рыжая плутовка –..., Топтыгин – ..., пес –... .
1. За двумя ... погонишься – ни одного не поймаешь. 2. Ешь ... соломку, поминай лето. 3. Старую ... не травят молодыми собаками. 4. Два ... в одной берлоге не живут. 5. Без ... зайца не поймаешь.
Лексические упражнения.
1 уровень.
Отгадай загадки и составь словосочетания с этими словами.
1. Голодная мычит, сытая жует, всем ребятам молоко дает. 2. Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. 3. В лесу живет, кур крадет. 4. С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком, а хвостик колечком. 5. Зимой беленький, летом серенький..
2 уровень.
Замените предложение одним словарным словом. Составьте с этим словом свое предложение,
1. Крупное домашнее животное, которое дает молоко. 2. Крупный хищный зверь, с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами. 3. Хвост пушистый, мех золотистый. 4. В древнерусском языке было слово пес, а это слово пришло из иранских языков. 5. Небольшой пугливый зверек семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами.
3 уровень.
Замените предложение одним словарным словом. Составьте с этими словами рассказ на тему “В лесу”.
1. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. 2. Это слово означает “едящий мед”. 3. Хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом. 4. Домашнее животное семейства псовых, родственник волку, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжке на Севере. 5. Еще одно значение этого слова пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо.
В заключение хотелось бы отметить, что на основе личного опыта использование разнообразных методов, приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами активизируется деятельность детей, повышается интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывается внимание к слову, обогащается словарный запас.
Учитель: Морозова Н.Е.
2009-2010 уч. год

Заголовок 115