Доклад на тему ЖАНРОВЫЕ ПОИСКИ ОЛЖАСА СУЛЕЙМЕНОВА В КИНЕМАТОГРАФЕ

ЖАНРОВЫЕ ПОИСКИ ОЛЖАСА СУЛЕЙМЕНОВА В КИНЕМАТОГРАФЕ

Женис Н.,
под руководством Какильбаевой Э..Т.
Казахский национальный университет имени аль-Фараби
e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

О. О. Сулейменов является уникальной личностью, которая родилась ещё в ХХ-ом веке, и крепко стоит на ногах в нашей современной эпохе. Его можно поставить в один ряд с аль-Фараби и Омаром Хайямом: ведь он, как и они, – разносторонняя и многогранная личность. Об этом свидетельствует не столько сама биография Сулейменова, сколько его многоаспектная деятельность и творчество.
Особое место в жизни и творчестве О. Сулейменова занимает кинематограф, ведь он стоял у истоков рождения «казахской новой волны». При его непосредственном участии как главного редактора и сценариста киностудии «Казахфильм» были созданы лучшие киноленты национального кино: «Тревожное утро» (1966) режиссёра Абдуллы Карсакбаева, «Земля отцов» (1966) режиссёра Шакена Айманова и, конечно же, «Jыз Жібек» (1969-1970), самый прокатный в истории национального кино фольклорный фильм режиссёра Султана-Ахмета Ходжикова.
Первым фильмом, созданным по сценарию О. Сулейменова, стала «Земля отцов», появившаяся на экранах страны в 1966 году. Сценарий к фильму был написан поэтом по просьбе Шакена Айманова, которому понравились стихи Олжаса Сулейменова «Одна война закончилась другой». Тема родины – содержание данного фильма, который по жанру является драмой.
Следующее кинопроизведение «Синий маршрут» по сценарию О. Сулейменова, созданное на хорошем философско-поэтическом дыхании, было снято в 1968 году. Это фильм о молодом, советском человеке, который только начинает свой жизненный путь, но изначально сталкивается с трудностями. В киноленте показывается Мангышлакская степь, куда на практику в гидрогеологический отряд приезжает студент-геолог Корик, главный герой этого фильма. Олжас Омарович не понаслышке знает трудности и тонкости этой нелегкой профессии, ведь он по специальности - геолог.
Очень интересной в жанровом отношении является художественная лента «Примите Адама!», автором сценария которого является Олжас Сулейменов, использовавший на тот момент псевдоним О. Каракулов. Сюжет фильма довольно простой и незамысловатый, однако, в целом это комедийная киноновелла с философско-психологическим настроем. Некоторые эпизоды представлены в плане мелодрамы с трагикомическим оттенком. Сразу же обращает внимание исследование человеческих качеств и взаимоотношений между людьми.
Перу О. Сулейменова принадлежат сценарии не только художественных фильмов, но и документальных кинолент. «СЛОВО о Мухтаре Ауэзове» – это хроникально-документальный фильм о творчестве Мухтара Омархановича Ауэзова, снятый режиссером Э. Файком по сценарию поэта. Фильм посвящен творчеству выдающегося казахского писателя, лауреата Ленинской и Государственной премии, профессора, много лет проработавшего в КазГУ имени С.М. Кирова на филологическом факультете. Своими воспоминаниями о писателе, драматурге, ученом, педагоге и общественном деятеле делятся в фильме русские писатели Константин Симонов, Алексей Сурков и Леонид Соболев, а также Габит Мусрепов и Чингиз Айтматов,. Фильм снят «Казахфильмом» в 1977 году на цветной ленте и состоит из двух частей.
У всех фильмов О. Сулейменова есть одно общее – это неугасимая жажда познания человеческой души. Почти каждая кинокартина – это своего рода психологическая драма, где на первый план выходит наблюдение различных моментов проявления человеческой сути. Сюжеты кинопроизведений поэта доказывают, что он не только талантливый сценарист, но и ещё тонкий психолог.
15