Урок на тему Жанровые особенности детектива

ТЕМА. Жанровые особенности детектива.
ЦЕЛЬ: систематизировать знания учащихся о жанровых особенностях
детективной литературы; развивать умение анализировать учебный
материал, формировать навыки работы в малых группах;
способствовать воспитанию вдумчивого читателя.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация «Особенности детективной литературы»,
компьютеры.

ХОД УРОКА
I ОРГ.МОМЕНТ.
Учащиеся делятся на команды, выбирают капитанов команд. Каждая из команд представляет себя (название, девиз).
Сегодня мы будем говорить об особенностях детективной литературы. Каждый из вас почувствует себя в роли сыщика. Работать вы будете в группах. Вы уже выбрали капитанов команд, назовите их.
За каждый из семи этапов урока команда (в соответствующей графе карточки) будет ставить всем членам команды ту оценку, которую они заслужили. В то же время каждый из вас на полях своей тетради напротив соответствующих данному этапу урока записей поставит собственную оценку своей работе. Я также буду оценивать работу команд на всех этапах урока. На основании этих трёх оценок вы получите индивидуальную оценку за работу на уроке.
А теперь представление команд.
II СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Увы, преступления совершали всегда. И всегда преступника пытались найти, чтобы наказать. Однако далеко не всегда для этой цели существовали специальные учреждения и люди. Профессия сыщика сравнительно нова. Первые сыскные агенства появляются в Лондоне лет 250 тому назад. А когда в 1842 году возник знаменитый Скотленд-Ярд, писатели проявили к нему огромный интерес. С тех пор детектив является одним из самых популярных жанров.
Кто же стоит у его истоков? Ответ на этот вопрос вы найдете на первом слайде. В тетрадях нужно записать фамилии основателей детективного жанра.
III.Слайд №1.
Вопросы.
~ Что означает слово «детектив»?
~ Назовите английских писателей – основателей детективного жанра.
~ Кто из французских писателей первым стал создавать детективы?
~ С кого начинается детектив в России?
~ А кто стоит у истоков этого жанра в Америке?
~ Что нового внёс Эдгар По в детектив?
~ Оцените свою работу и работу своих товарищей на первом этапе.

IV СЛОВО УЧИТЕЛЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ БЕСЕДЫ.
- Вы читаете детективы? А ваши родители?
- Какие детективы вы читаете?
Сегодня детективы читают, пожалуй, все. Тем не менее у детективного жанра не очень высокая репутация. А под маркой детектива существует множество печатной продукции, так называемых боевиков, к литературе никакого отношения не имеющей.
На этом уроке мы будем сыщиками: исседуем известные нам рассказы Артура Конана Дойла и найдём особенности настоящего детектива так же, как знаменитый Шерлок Холмс находит настоящего преступника, в отличие от полиции, уже арестовавшей ни в чём не повинного человека.
V ЭВОКАЦИЯ.
~ С чего начинается расследование любого преступления?
C выдвижения версий.

~ Вы прочитали много рассказов Артура Конана Дойла о Шерлоке Холмсе. Выскажите ваши предположения насчёт их особенностей: кто герои, каковы особенности композиции, идеи, события.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
~ Это ваши версии. Теперь надо отбросить ложные, несущественные и найти правильное решение.



III. ОСМЫСЛЕНИЕ.
~Итак, с чего же начнём?
Викторина.
~ Во-первых, мы должны знать, что, где, когда и с кем произошло. Поможет нам в этом викторина, которую вы найдёте на втором слайде. В ней
15 вопросов. Ответы на них вы записываете в тетради. Побеждает та команда, которая за 5 минут даст больше правильных ответов.
Слайд №2.
Работа учащихся над вопросами викторины.
Обсуждение.
~ Какие вопросы были для вас самыми сложными?
~ На какие вы не смогли ответить?
~ Что узнали вы о героях детективного произведения из вопросов викторины?
Ответы на вопросы викторины.
1в, 2а, 3б, 4в, 5б, 6б, 7б, 8а, 9б, 10в, 11в, 12в, 13а, 14в, 15а.
Запись на доске и в тетрадях.
ГЕРОИ
Детектив –
Друг сыщика –
Полицейский –

~ На основании знаний о тексте детективного произведения сделайте вывод об особенностях его сюжета – заполните пробелы на третьем слайде.
Слайд №3.
Запись на доске и в тетрадях.
СЮЖЕТ
в эпическом произведении – это движение событий, в лирическом – движение чувств, в детективном – движение мысли.
Кульминацией в детективном произведении является главная догадка.

~ Поставьте оценки себе и своим товарищам.
2. Личность Шерлока Холмса.
~ Ну, что ж, господа детективы, все ли необходимые факты вы собрали? Чего, по вашему мнению, не хватает для определения жанровых особенностей классического детектива? Возможно, ответить на этот вопрос поможет отрывок из фильма.
Слайд №4
Конечно, информации о личности самого известного частного детектива.
~ Кто может дать эту информацию?
Сам Холмс, доктор Ватсон, другие герои, автор.

Обратитесь к четвёртому и пятому слайдам и проанализируйте данные в них высказывания. О каких чертах характера легендарного героя они говорят? Запишите их в тетрадях.
Слайды №5, №6.

Выступления представителя от каждой группы с информацией о чертах характера Холмса.
Запись на доске.
ШЕРЛОК ХОЛМС
аналитические способности
неприятие обыденности
бескорыстие
стремление восстановить справедливость
романтичность

~Идеализирует ли Конан Дойл своего героя?
Нет, автор пишет о пристрастии Холмса к кокаину, упоминает о привычке героя грызть ногти, говорит о его тщеславии.
~ Чем же привлекает нас Шерлок Холмс?
Он восхищает силой своей мысли.
А теперь проанализируйте высказывание Холмса, данное на следующем слайде: «Я похож на математика. Меня занимает одно: правильное решение трудной задачи, а как это решение отразится на людях, мне, право же, вполне безразлично».
Обсудите в группах и затем выскажите своё мнение по поводу справедливости этих слов.
Слайд №7.
Оценка и самооценка работы учащихся на данном этапе.
Доктор Ватсон.
~ Скажите, мог бы Шерлок Холмс раскрыть преступление без Ватсона?
~ Но если Ватсон не нужен Холмсу, то, может быть, он нужен автору? Зачем?
Рассмотрите следующий слайд и обсудите этот вопрос в группах.
Слайд №8.
Ватсон представляет точку зрения обывателя, обыкновенного человека, лишённого наблюдательности и аналитических способностей.
Завершение записи, начатой после обсуждения викторины.
Детектив – аналитическая способность
Друг сыщика – обыденность
Полицейский – глупость
Оценка и самооценка работы учащихся.
IV РЕФЛЕКСИЯ.
1.Сенкант
Мы собрали все необходимые факты, и сейчас время высказать предположения. Давайте сделаем это в виде СЕНКАНТА. Тема сенканта – настоящий детектив.
Примечание. СЕНКАНТ – одна из форм работы учащихся в методике критического мышления. Представляет своеобразное стихотворение в прозе, каждая последующая строка которого, за исключением последней, длиннее предыдущей на одно слово. Позволяет в сжатой форме обобщить изученный материал.
СХЕМА СЕНКАНТА
1.Слово (тема).
2. 2 слова (прилагательные).
3. 3 слова (действия)
4. Фраза из четырёх слов.
5. Слово (синоним темы).

ПРИМЕР СЕНКАНТА
Детектив.
Справедливый, умный.
Увлекает, волнует, защищает.
Кульминацией является главная догадка.
Романтика.
Оценка и самооценка работы.
2.Сочинение-миниатюра.
Вот и кульминация этого расследования. Догадались, чем настоящий, классический детектив отличается от боевика? Напишите сочинение-миниатюру «Чем интересен детектив?»
ВАРИАНТ СОЧИНЕНИЯ
Вместе с Шерлоком Холмсом читатель получает возможность не просто бежать от жизненной скуки, а вторгнуться в неё на правах героя: поверить в свои силы и восстановить справедливость. Каждый рассказ о Шерлоке Холмсе – гимн человеческому разуму, гимн победной логике. Не стоит путать классический детектив с современными боевиками. В настоящем детективе главное – это мыслительный процесс, а не бесконечная драка, перестрелка и автогонки.
Оценка и самооценка работы.
Эскиз обложки книги Артура Конана Дойла.
Давайте сменим амплуа. Представьте себя в роли издателя. Вам поручили выпуск нового издания книги Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Подумайте, какие произведения вы включили бы в неё и создайте эскиз обложки. Подготовьтесь к защите своего выбора.
Оценка и самооценка работы.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
VI .ДОМ.ЗАДАНИЕ.
По выбору учащихся.
Представьте, что Вы директор частного сыскного агентства. Составьте список требований, которые Вы будете предъявлять к своим сотрудникам при приёме на работу.
Напишите собственный детектив.

Л И Т Е Р А Т У Р А
Артур Конан Дойль . Записки о Шерлоке Холмсе. – Кишинёв: Лумина, 1977.
Артур Конан Дойль. Из записок о Шерлоке Холмсе. – М: Художественная литература, 1987.
К. Чуковский. О Шерлоке Холмсе. – М: Художественная литература, 1977.
И.Шайтанов. Расследование ведёт Шерлок Холмс. – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] september.ru


Этот урок – урок внеклассного чтения в 7 классе, построенный по методике критического мышления.

Автор – Гришанова Татьяна Константиновна, учитель Каменнояружской средней общеобразовательной школы, Харьковская область.
Дом. Тел. – 2 – 63 – 94. Код Чугуева – 05746.
Моб. – 80956147296.























№ п/п
фамилия, имя
б а л л ы



I
II
III
IV
V
VI
VII

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 




№ п/п
фамилия, имя
б а л л ы



I
II
III
IV
V
VI
VII

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 


№ п/п
фамилия, имя
б а л л ы



I
II
III
IV
V
VI
VII

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 



детектив