Рекомендации к итоговому сочинению-2016. Тематическое направление Опыт-ошибки. 11 класс


Тематическое направление «Опыт и ошибки».
Структура сочинения-рассуждения
1. Вступление. Определение и формулирование основной проблемы, которая будет доказываться в главной части сочинения. Проводим «расшифровку» темы по ключевым словам. Каждому ключевому слову даём определение. После того как понятия определены, мы формулируем свой тезис (главную мысль), который и  будем аргументировать в основной части сочинения.
2. Основная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблемы, поставленной во вступлении. Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. Вы должны доказывать свой тезис, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (лучше взять два), избирая свой путь использования литературного материала. Вы можете показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении.
3. Заключение. Краткий и точный  ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить). Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении. Задача - подвести итоги рассуждений. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова «проблема», «образ»  т.д.,  повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.
Обратите внимание
Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его  материалом, который только упомянут, но не проанализирован.
Сочинение будет неполным, если подобрать мало материала.
Произведение, которое вы используете как аргумент, пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные размышления и рассуждения по поводу того, как данная проблема раскрывается в указанном вами произведении.
Если выпускник не отвечает на вопрос  темы, это значит, что он не понимает, о чем его спрашивают. В таком случае сочинение заслуживает неудовлетворительной оценки («незачёт»).
 
Алгоритм работы над сочинением
Выбор и обдумывание темы сочинения.
Выявление ключевых слов темы сочинения.
Осмысление терминов и понятий в формулировке темы.
Определение главной мысли  сочинения (мой тезис).
Подбор литературного материала.
Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения, составление плана.
Написание текста сочинения на черновике.
Редактирование, переписывание сочинения на бланк.
Работа с орфографическим словарём.
 
Аргументы к сочинению
Не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (факты, взятые из литературных (художественных, публицистических, научных) источников;
факты из биографий писателей, учёных, художников, исторических и общественных деятелей;
общеизвестные исторические факты;
результаты сопоставления фактов, логические умозаключения.
 
Рекомендации ФИПИ
«Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
Возможные формулировки тем сочинений
Что влияет на жизненный опыт?
Как ошибки, осознанные нами, могут формировать жизненный опыт?
От чего зависит жизненный опыт (ошибки)?
Что такое жизненный опыт?
Когда мы можем сказать о том, что человек приобрел жизненный опыт?
Как надо относиться к своим ошибкам?
 
Определение понятий
Из толкового словаря:
«Опыт –
воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования, испытания;
отражение в сознании людей законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате их активного практического познания;
совокупность знаний и практически усвоенных навыков».
«Ошибки –
то, что невозможно рассчитать и предсказать заранее, опираясь на накопленные знания;
неправильность в действиях, поступках, суждениях, мыслях».
Слова-синонимы
Опыт: испытание, проба, эксперимент; попытка, исследование, умение, школа, искушенность, умудренность, навык, практика, сноровка, зрелость.Ошибка: промах, оплошность, просчёт.
 Афоризмы
Ребята, напоминаю, что приведённые ниже цитаты вы можете использовать как эпиграфы к сочинению или тезисы к определенной теме.
Цицерон, древнеримский политический деятель, философ: «Каждому человеку свойственно заблуждаться, но упорствовать в заблуждениях свойственно только глупцу».
Т. Карлейль, шотландский писатель: «Опыт - самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика».
У. Ченнинг, американский публицист: «Ошибки – это наука, помогающая нам двигаться вперед».
О. Бальзак, французский писатель: «Добрую часть своей жизни мы уничтожаем то, что вырастили в сердце своем в юности. Это называется приобретением опыта».
Мерсье, кардинал: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».
Р. Тагор, индийский писатель: «Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти».
М. Нуайме, ливанский писатель: «Как бы ни была богата натура человека, ей необходимо использовать опыт других».
К. Поппер, австрийский философ: «Во всех делах мы можем обучаться только методом проб и ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь».
Л. Витгенштейн, австрийский философ: «Извлекай пользу из каждой ошибки».
Г. Шоу, американский актёр: «Опыт увеличивает нашу мудрость, но не уменьшает нашей глупости».
Ж. Дюше, французский режиссёр: «Отсутствие опыта позволяет молодости совершать то, что старость считает невозможным».
Д. Коллинз, английская актриса: «Покажите мне человека, который не ошибся ни разу в жизни, и я покажу вам человека, который ничего не достиг».
Б. Парамонов, культуролог: «Неосознанные ошибки повторяются».
Аргументы

п/пАвтор, произведение О чём рассуждаем?
1 А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» Евгений Онегин, светский повеса, разочаровавшийся в жизни, получает наследство и уезжает из столицы в деревню. Герой не знает, чем себя занять в провинции.
Владимир Ленский, юноша 18 лет, недавно вернулся в свое поместье из «Германии туманной». Ленский, романтик, «поклонник Канта и поэт», верит в искреннюю дружбу и вечную любовь. Восторженный и по-детски наивный, он любит жизнь.
Размеренная деревенская жизнь, скука, отсутствие внешних событий, повлияли на то, что Онегин и Ленский стали «от делать нечего друзьями». Непохожесть героев, их разное отношение к жизни подчеркивает автор:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень. 
Не столь различны меж собой. 
И молодым людям было комфортно в обществе друг друга до тех пор, пока Ленский не влюбился в Ольгу Ларину. Ленский приглашает Онегина на бал к Лариным. Евгений весь вечер откровенно скучает, поэтому решает отомстить Владимиру за испорченный вечер и начинает ухаживать за Ольгой. Это стало поводом для дуэли, на которой Ленский был убит. Но дуэль можно было предотвратить. И сделать это должен был Онегин, извинившись перед приятелем. Но Онегин, светский человек, боясь в обществе прослыть трусом, считает позорным отказаться от поединка.
Взаимоотношения с Ленским - своеобразная проверка для Онегина, который, к сожалению, не способен ни к искренней дружбе, ни к настоящей любви.
2 М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» Наброски к аргументу
Печорин: «лишний человек», романтический герой, разочарованность в жизни.
Печорин о себе: «Во мне живут два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Печорин – «лишний человек»: неординарный человек, но не может найти применения своему уму, своим знаниям.
Печорин совершает много ошибок:
вмешивается в дела контрабандистов («Тамань»);
похищает Бэлу, делает девушку своей любовницей;
холоден при встрече с Максимом Максимычем («Максим Максимыч»);
Печорин – Вера (любовь-страсть, которая заставляет главного героя по-настоящему страдать. Вера мудрее, чем другие женщины, увлеченные Печориным, потому что героиня не пытается привязать Печорина к себе, не пытается его переделать. Она любит, мучается ревностью, страдает. Удивительная любовь. Кажется, что и Печорин по-настоящему привязан лишь к Вере: Григорий Александрович плачет, не сумев догнать свою любовницу. Но он плачет, как мне кажется, не от горя, а оттого что женщина ускользнула из-под его власти) («Княжна Мери»);влюбляет в себя Мери, а потом цинично наслаждается своим превосходством, говоря девушке, что лишь играл с ней («Княжна Мери»);
жесток с Грушницким (Печорин – эгоист, он причиняет несчастья всем, но страдания других людей ему безразличны)
(«Княжна Мери»).
Герой не даёт проявиться своим добрым чувствам, будто боится показаться хорошим человеком, старается заглушить голос сердца доводами рассудка: «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих…».
Но после дуэли с Грушницким настроение и поведение Печорина меняются («на душе моей – камень»). Что это: раскаяние, признание своей вины? Или это очередная рефлексия циничного человека?
«Мне осталось одно средство: путешествовать. Авось где-нибудь умру на дороге!» - рассуждает молодой человек герой, ещё недавно считавший, что «хуже смерти ничего не случится».
Аргумент
Человек не может понять себя, пока он не определит назначение своей жизни и человеческого существования вообще. Основная черта характера Печорина – рефлексия. Он постоянно анализирует свои мысли, поступки, желания, симпатии и антипатии, пытаясь раскрыть корни добра и зла. Герой говорил доктору Вернеру о двух половинах своей души: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его».
Любопытство – главный стержень его жизни. Именно любопытство заставляет Печорина вмешиваться в жизнь «честных контрабандистов», бесконечно испытывать любовь Веры и дружбу Максима Максимыча, вести хитрую игру с Грушницким, добиваться любви Мери.
Он все время испытывает судьбу. Зачем? Повесть «Фаталист» отвечает на эти вопросы. Спор о предопределении есть важнейший вопрос жизни для Печорина: «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?» Вот что мучит Печорина, вот что заставляет его превращать жизнь в цепь экспериментов над собой и окружающими. Печорин - герой-разрушитель. Для созидания необходима вера, а в раздвоенном сознании «героя нашего времени» нет места для веры. Поэтому можно сделать вывод о том, что герой проходит «путь ошибок».
3 Ф.М. Раскольников. Роман «Преступление и наказание» Наброски к аргументу
Давайте попытаемся определить, какие ошибки совершает Раскольников, создавая теорию о делении людей на два разряда.
Прочитав первые главы романа, мы приходим к выводу, что Раскольников – добрый человек: он любит сестру и мать, отдает последние деньги на похороны Мармеладова, не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре. Сон Раскольникова о забитой насмерть лошади подчеркивает гуманизм героя, его протест против зла и насилия.
В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм и жестокость, создавая античеловеческую теорию о «двух разрядах людей», определяющую, кому жить, а кому умереть. Ему принадлежит оправдание идеи «крови по совести», когда человека можно убить ради высших целей.
Раскольников, любящий людей, страдающий за их боль, совершает убийство процентщицы Алёны Ивановны и ее сестры - кроткой Лизаветы. Совершив убийство, он пытается утвердить абсолютную свободу человека, что по существу означает вседозволенность.
Раскольников считает, что идёт на преступление ради добра. Справедливость его намерений, как кажется молодому человеку, подчёркивает и разговор студента и офицера в трактире о несправедливости процентщицы: «Богата как жид… Только стерва ужасная... Стоит только одним днем просрочить заклад, и пропала вещь. Убей её [старуху] и возьми её деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика!»
Возникает парадоксальная идея: в основание зла положено добро. Добро и зло борются в душе Раскольникова. Зло, доведенное до предела, сближает его со Свидригайловым. Добро, доведенное до самопожертвования, роднит его с Соней Мармеладовой.
Ошибка Раскольникова, на мой взгляд, заключается в том, что он, раскаявшись в преступлении, всё-таки не признает ошибочность своей теории. Герой страдает, потому что сам он оказался «вошью дрожащей», «не смог преступить», то есть не стал великим человеком, избранным.
Ф.М. Достоевский, человек глубоко верующий, утверждает, что человек, признающий свои ошибки, достоин прощения.
4 Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» Путь к себе – это путь чести, самоуважения. Это путь, пройдя который, человек приобретает важные жизненные ценности, помогающие ему впоследствии делать правильный нравственный выбор, это путь преодоления ошибок и обретения жизненного опыта.
«Чтобы жить честно, надо рваться, метаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться... А спокойствие – душевная подлость», - утверждал Л.Н. Толстой. Какие же толстовские герои подвергаются нелёгким жизненным испытаниям? Какой бесценный жизненный опыт они приобретают?
Князь Андрей Болконский, знатного вельможи екатерининской эпохи, умен, честен и горд. Он обладает сильной волей, сдержанностью. Но в начале романа автор изображает князя глубоко несчастным, одиноким человеком: он не находит счастья в браке, светскую жизнь презирает. Начавшаяся военная кампания 1805 года побуждает князя вступить в действующую армию, где он становится адъютантом Кутузова. Он идёт на войну, признаваясь своему хорошему приятелю Пьеру Безухову: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне!»
В сражениях Андрей Болконский ищет случая выделиться, найти «свой Тулон», подражая в этом кумиру Наполеону, в котором герой видит воплощение заветной мечты о личной славе. Культ Наполеона в то время был популярен в Европе: безызвестный капрал становится императором Франции – это потрясло людские умы. Наполеон был его идеалом, и князь Андрей стремился к личной славе, к «любви людской», а «за минуту торжества над людьми» был готов пожертвовать многим.
Но великой минуты для него не наступило. В сражении при Аустерлиц князь Андрей, глядя в бездонное небо, осознаёт никчемность своих недавних помыслов. Наполеон, который в это время проезжает мимо тяжело раненного Болконского, кажется ему ничтожным.
Именно с этого момента жизнь героя приобретает новые краски, обретает иной смысл. Таким образом, Андрею Болконскому пришлось пережить немало разочарований, прежде чем он смог пройти свой путь от честолюбия к прощению, любви к людям.
Разочаровавшись в военной карьере, герой увлекается идеями Сперанского. В своём имении Болконский проводит преобразования, однако вскоре понимает, что реформы для крестьян бессмысленны и жизнь нельзя уложить в систему. Опять разочарование. Опять новый поиск.
Иное восприятие жизни он открывает для себя в любви к Наташе Ростовой, общение с которой пробуждает в герое по-настоящему живые чувства. Но после измены невесты под впечатлением нахлынувших на него чувств он вновь возвращается в армию. Участвуя в Отечественной войне, Болконский, отказавшись от штабной службы, сближается с солдатами своего полка.
В Бородинском сражении князь Андрей получает серьезное ранение. Под влиянием пережитых военных событий, физических страданий и раскаяния Наташи Болконский примиряется с ней, однако переживает нравственный кризис. Открывшуюся ему истину о том, что настоящая жизнь предполагает умение прощать и любить всех, не может вместить его гордая душа. Именно поэтому герой умирает.
«Ради чего нужно жить? В чём заключается истинное предназначение человека?» - именно эти непростые вопросы волновали князя Болконского. Он начал с поиска славы и общественного признания, прошел через поиск семейного счастья, счастья в любви, в общественной деятельности, а пришел в конце жизни к единению с народом и христианскому всепрощению. Князь Андрей интересен читателю тем, что постоянно ищет себя, умеет признавать свою неправоту и снова искать свой путь. Он смог простить Анатоля Курагина, своего врага, к которому он испытывал лишь ненависть. Простил Наташу, изменившую ему. Сблизился с солдатами своего полка ради победы над Наполеоном.
Эта способность благородного человека к вечному движению, развитию, духовным исканиям и есть такой непростой путь к себе, путь преодоления ошибок и путь обретения бесценного человеческого опыта.
Библиография
Красовская С.И. Сочинение? Легко! Пособие для учащихся общеобразовательных организаций / серия «Учимся с «Просвещением». – М.: Просвещение, 2015.
http://sochinenie11.ruhttp://www.aforizmov.nethttp://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie