Урок Направление Опыт и ошибки на примере жизни и творчества А. Ьлока и М.Горького. Подготовка к итоговому сочинению.


Урок литературы
«Опыт и ошибки»
( на примере жизни и творчества А. Блока и М. Горького) »
Цель: обобщение знаний и умений учащихся рассуждать с опорой на факты жизни и литературный и публицистический материал в рамках тематического направления «Опыт и ошибки».
Задачи:
Раскрыть понятия «опыт», «ошибки»;
отработать умение формулировать тезис;
анализировать темы, формулировать их;
анализировать факты биографии и фрагменты текста, выявляя опыт и ошибки писателей, начала 20 века революции, войны;
раскрывать проблему текста;
строить микровыводы.

Оборудование. Тексты: пьеса «На дне» М. Горького, «Двенадцать» А. Блока; публицистические статьи «Интеллигенция и революция», «Несвоевременные мысли»(конспекты учеников).
Ход урока
Вступление. Мы знакомы с жизнью и творчеством Блока и Горького, на предыдущих уроках анализировали пьесу «На дне», поэму «12», конспектировали статьи «Интеллигенция и революция», «Несвоевременные мысли».
Сегодня наша задача, обобщая изученный материал по Блоку и Горькому, потренироваться практически в рамках тематического направления итогового сочинения «Опыт и ошибки».
1 часть урока.
Сначала давайте разберемся с понятиями ОПЫТ и ОШИБКИ.
Составление кластера.
Чей опыт и чьи ошибки могут быть в жизни? Кому принадлежать?
- отдельной личности;
-народу;
-человечеству в целом;
Где можно допустить ошибки и набраться опыта?
В жизни;
В истории;
В слове;
В речи;
В выборе;
В добродетелях,
В дарованиях.
Подберите прилагательные к тематическим словам.
Подберите синонимы к словам опыт и ошибка.
Компетенция промах
Багаж знаний оплошность
Школа жизни просчет
Навык погрешность
Практика заблуждение
Испытания неловкость
Проба упущение
Эксперимент неправильность
Подумайте, какими выражениями, в том числе устойчивыми, со словами «опыт», «ошибки» пользуетесь вы? Часто ли вы их употребляете? В каких ситуациях и с какой целью?
(наступать на одни и те же грабли, недооценивать подарки, не ошибается тот, кто ничего не делает; ошибка не обман; ошибка учит уму-разуму; отведаешь сам, поверишь и нам.)
2 часть урока.
Вступительное слово.
М. Горький и А.Блок – две ключевые фигуры эпохи 20 века, которые всегда находились в поле зрения читателей, критиков, политиков. Оба пережили неопределенное историческое событие - революцию, каждый по-своему восприняли ее, оценили и разочаровались.
Горький – выходец из народа, знающий жизнь в самых неприглядных формах, а Блок – потомственный интеллигент, воспитанный в традициях западноевропейского гуманизма, на высших образцах русской и мировой культуры. Они принадлежат одному времени, их занимают одни и те же проблемы.
Итак, начало 20 века…Какой опыт приобрели поэты, писатели, художники начала 20 века? (нелегки были их судьбы, всем им предстояло сделать выбор – уезжать или оставаться. Почти половина писателей, поэтов и художников вынуждены были покинуть Россию после победы большевиков и Гражданской войны. Это была первая волна эмиграции: Бальмонт, Северянин, Цветаева…)
В чем разница восприятия и отношения к революции Блока и Горького? (Блок принял революцию как неизбежное событие России, увидел в ней великий замысел и взлетел творчески. А Горький тоже принял революцию всей душой, но мироощущения его были неоднозначны. В «Несвоевременных мыслях» он резко критиковал Ленина и Троцкого за кровопролития, наполеоновский фанатизм.)
Какие трагические ошибки были совершены в ходе революции, по мнению М. Горького? А. Блока?
Задания по группам.
Задание 1. Проанализируйте темы сочинений и сформулируйте основную мысль (тезис) каждого сочинения.
Согласны ли вы с утверждением Л. да Винчи: «Знания, не рожденные опытом, бесплодны и полны ошибок».
Три пути ведут к знанию : размышлений – самый благородный, подражания – самый легкий, опыта – самый горький. (Восточная мудрость) Согласны ли вы, что путь через опыт самый горький?
По мнению Талейрана, ошибки хуже, чем преступление. Согласны ли вы с его словами?
«Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истины и счастья не узнал» (Н.А. Добролюбов)
«Человечество идет в будущее со взором, обращенным в прошлое». (Г. Ферреро)
Задание 2. Сформулируйте тему, прочитав данное вступление.
А) Россия…Великая Россия. Величественна своими широкими просторами, непоколебимой верой, сильным народным духом, богатством языка. Но так исторически сложилось: чтобы не сломить, рожденное веками величие родины, она обвенчалась со страшной судьбой, горьким опытом и тяжелыми испытаниями народа. Действительно, опыт – это самый горький путь. А опыт России часто формировался из трагических ошибок.
Б) Всю свою жизнь мы пытаемся добиться желаемых целей, хотя часто при этом допускаем ошибки, промахи. Все эти трудности люди переносят по-разному: кто-то впадает в депрессию, другой пытается начать все заново, а многие ставят перед собой новые цели, учитывая печальный опыт в достижении предыдущих. На мой взгляд, в этом и заключается весь смысл человеческой жизни. Жизнь — это вечный поиск себя, постоянная борьба за свое предназначение. И если в этой борьбе появляются «раны» и «ссадины», то это не повод для уныния. Потому что это ваши собственные ошибки, на которые вы имеете право. Будет что вспомнить в будущем, когда желаемое будет достигнуто, «раны» заживут и даже станет немного грустно, что все это уже позади.
В) «Человек учится на ошибках» — каждому из нас хорошо известно это пословица. Но кто из нас задумывался над тем, сколько содержания и сколько жизненной мудрости в этом пословице? Ведь это действительно очень верно сказано. К сожалению, мы устроены именно таким образом, что пока сами всего не увидим, сами по попадем в трудную ситуацию, почти никогда не сделаем верных для себя выводов.
Задание 3. Революция в понимании М.Горького.
Вставьте слова. Продолжите фразы.
Неоднозначным бедственным временем стало начало XX века: русско-японская война, …………………………… война, три кровопролитные ………………………., …………………… война. На долю всех людей выпало нелегкое испытание – испытание Революцией. Каждый поэт, писатель принимал революцию по-своему: торжественно или болезненно. Каждый стоял перед выбором: оставаться или …………………, бунтовать или …………………………, принимать или отвергать.
Для Горького революция 1905 года являлась новой ………………………….. силой, готовой бороться за права человека. Однако, после Февральской революции, мироощущение поэта стало туманным. М.Горький в книге «Несвоевременные мысли» дает ответ на вопрос ………………………………………. и о роли в ней интеллигенции. В ней автор раскрывает горькую правду ……………………………………………………… . Он понимает, что революция обернулась анархией, ……………………………………………………………………………….. .
В публикации писатель критикует …………………………….., обличает ………………, ………………………………………, предсказывает народные бедствия.
(Микровывод)Таким образом, …………….........
Готовый вариант:
Неоднозначным бедственным временем стало начало XX века: русско-японская война, Первая мировая война, кровопролитные революции, Гражданская война. На долю всех людей выпало нелегкое испытание – испытание Революцией. Каждый поэт, писатель принимал революцию по-своему: торжественно или болезненно. Каждый стоял перед выбором: оставаться или уезжать, бунтовать или смиряться, принимать или отвергать.
Для Горького революция 1905 года являлась новой могучей силой, готовой бороться за права человека. Однако, после Февральской революции, мироощущение поэта стало туманным. М.Горький в книге «Несвоевременные мысли» дает ответ на вопрос о смысле русской революции и о роли в ней интеллигенции. В ней автор раскрывает горькую правду революционного неопределенного, авантюрного времени. Он понимает, что революция обернулась анархией, разрушением, насилием, разгулом жестокости.
В публикации писатель критикует Ленина, Троцкого, обличает революцию, советскую власть, предсказывает народные бедствия.
Задание 4.Статья А. Блока «Революция и интеллигенция»
Вопрос: Какие взгляды в статье выразил А. Блок? Дайте развернутый ответ, включая цитату (ы).
В помощь фрагменты статьи:
1)Теперь, когда весь европейский воздух изменен русской революцией, начавшейся "бескровной идиллией" февральских дней и растущей безостановочно и грозно, кажется иногда, будто и не было тех недавних, таких древних и далеких годов; а поток, ушедший в землю, протекавший бесшумно в глубине и тьме, - вот он опять шумит, и в шуме его - новая музыка.
2)Не дело художника - смотреть за тем, как исполняется задуманное, печься о том, исполнится оно или нет (…)
обязанность художника - видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит "разорванный ветром воздух".
Что же задумано?
Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью.
Когда такие замыслы, искони таящиеся в человеческой душе, в душе народной, разрывают сковывавшие их путы и бросаются бурным потоком, доламывая плотины, обсыпая лишние куски берегов, это называется революцией. Меньшее, более умеренное, более низменное - называется мятежом, бунтом, переворотом. Но это называется революцией.
3) Что же вы думали? Что революция - идиллия? Что творчество ничего не разрушает на своем пути? Что народ - паинька? Что сотни обыкновенных жуликов, провокаторов, черносотенцев, людей, любящих погреть руки, не постараются ухватить то, что плохо лежит? И, наконец, что так "бескровно" и так "безболезненно" и разрешится вековая распря между "черной" и "белой" костью, между "образованными" и "необразованными", между интеллигенцией и народом?
Задание 5. Соотнесите реплики с героями. Как можно охарактеризовать их опыт, ошибки?
Герои: Актер, Лука, Клещ, Барон, Пепел.
Реплика Герой В чем ошибка или опыт?
Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал…Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор. Когда-то имел звучную фамилию - Сверчков-Заволжский, первых ролей не играл (говорит, что играл в “Гамлете” могильщика), жил в нужде; начал пить, не видя выхода, - спился, “пропил душу” (акт
“Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память…
Пропил я душу…Веры у меня не было…” Служил в казённой палате, растратил деньги; за растрату казённых денег попал в тюрьму, затем оказался в ночлежке (акт 4). Потерял работу, хотя “честный труженик”, “с малых лет работал” (акт 1). Доброго здоровья, народ честной…
Мне всё равно: я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха не плоха, все чёрненькие, все прыгают…
Запишите вывод по теме «Ошибки и опыт героев ночлежки».
Б) Фрагмент из поэмы «Двенадцать». Оцените поступок с точки зрения нравственности:
А Катька где?— Мертва, мертва!
Простреленная голова!
Что, Катька, рада?— Ни гу-гу...
Лежи ты, падаль, на снегу!
Что ты, Петька, баба, что ль?
— Верно душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
— Поддержи свою осанку!
— Над собой держи контроль!
— Не такое нынче время,
Что бы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!
Задание 6. Факты биографии. См. приложение 6.
Заключительное слово.
В данном направлении мы можем рассуждать о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, страны, исторических событий человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Опытность — это школа, в которой уроки стоят дорого, но это единственная школа, в которой можно научиться. Ю.ЦезарьОшибки – это наука, помогающая нам двигаться вперед.У. Ченнинг