МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО РЕДАКТОРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА. КРОССВОРД «БОЯРЫНЯ МАСЛЕНИЦА»


муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
муниципального образования Динской район
«Центр творчества»








Мастер-класс

Тема: «Использование текстового редактора для
подготовки раздаточного материала. Кроссворд «Боярыня масленица»











Педагог: Педагог дополнительного образования
Петренко Бела Арташесовна









Дата проведения 2016 г.
Пояснительная записка

Для оценки результативности обучения необходимо запланировать контролирующие и диагностические мероприятия, предусматривающие в динамике уровень освоения обучающимися учебного материала и его корректировку.
Кроссворд является тестом, требующим ответа в одно слово. Такие задания нужны для закрепления и активизации понятийного аппарата, научно-педагогического кругозора. Если кроссворд используется в пакете тестов, то вполне достаточно включить в него от пяти до десяти слов. Вариантом использования кроссворда является его составление, т.е. формулирование толкований к предложенным в кроссворде словам. Это требует от учащихся дифференцированной ориентировки в понятиях: они не только проявляют знание понятия, но и умение достаточно четко и лаконично дать его определение.
Для учащихся работать с кроссвордами гораздо интересней, чем отвечать на вопросы банального теста. Кроссворд отличный способ, с одной стороны, пополнить понятийный аппарат и расширить кругозор, с другой же стороны - это просто прекрасный вариант контроля полученных знаний.
Среди задач, которые я решаю на своих занятиях с обучающимися сегодня я выделю только одну: организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы они твердо усвоили программу курса.
Поэтому ввод в учебный процесс такой формы контроля знаний, как кроссворд, оказалась для учащихся привлекательной и увлекательной.
Так как мастер-класс проходит на недели масленицы, то неудивительно, что кроссворд, который мы с вами создадим, будет о масленице.
 В свое время замечательный ученый Д.Л. Лихачев писал: «Подобно тому, как личная память человека формирует его совесть, так и историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. Память - основа совести и нравственности, память - основа культуры. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой, перед потомками. Память - наше богатство».
Вот и надо начинать изучение истории государства и привитие любви к её, порой нелегкому, ходу событий с изучения своей  малой Родины – города и края,  в котором ты живешь,  наблюдаешь,  прикасаешься  и  приобщаешься  к  народным истокам и традициям старшего поколения.
Традиции  – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных классах и социальных группах в течение длительного времени.
Масляна, сырная масленица, сырная неделя, масляная неделя, сахарные уста, объедала, объедуха, ясочка, перепелочка, касаточка, боярыня-масленица, блиноеда, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, тридцати братьев сестра, разорительница, мокрохвостка, широкая, разгульная, веселая,  честная, курносая, румяная...

И это всё - о Масленице!

По этим прозвищам можно судить не только об особенностях славянского праздника, но и об отношении к нему людей.  Весело и с размахом провожая Зиму, народ готовился к Великому посту

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе комментированного показа практических приёмов работы и педагогического опыта.

Задачи: обучение участников мастер-класса конкретным навыкам (создание кроссвордов в текстовом редакторе Word с целью подготовки раздаточного и тестирующего материала), составляющим основу транслируемого педагогического опыта и способам достижения намеченных результатов.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный методы.

Оборудование: Компьютерный класс, ПО, столы, стулья

Дидактические материалы: демонстрируемое на экране компьютерное сопровождение процесса, образцы выполненного задания, раздаточный материал в цифровом виде, текстовая заготовка.

Раздаточный материал: алгоритм выполнения работы (практическое задание), информационная справка о мастер-классе.

Структура мастер-класса:

Вводная часть:
Приветствие.
Краткое изложение содержания мастер-класса.
Постановка цели и задач мастер-класса.

Основная часть:
Теория:
Параметры страницы, деление текста на страницы, вставка таблицы, вставка объекта, вставка рисунка как фона.
Практика:
Форматирование текстовой заготовки с целью создания кроссворда.


Заключительная часть:
Подведение итогов
Печать выполненных в процессе мастер-класса кроссвордов.
Заключительное слово педагога-мастера
Заполнение отзывов участниками мастер-класса.

Ход мастер-класса

Вводная часть:
Приветствие. Так как мастер-класс проходил на масленичной неделе, то создание кроссворда на тему масленицы, было актуальным.
Сообщение темы мастер-класса: «Использование текстового редактора для подготовки раздаточного материала. Кроссворд «Боярыня масленица». Цель - занятия создание кроссворда, задача - научиться создавать тестирующий материал с помощью кроссворда, используя Таблицы и фигуры.

Основная часть:
Теория:
Понятие о структуре документа, параметрах страницы, работа с таблицей.
Текстовая заготовка (содержание кроссворда) знакомит участников мастер-класса с созданием раздаточного (тестирующего материала).
Теоретическая часть занятия переплетается с практическим применением полученных знаний.

Практика:
Работа с текстовой заготовкой: изменение ориентации страницы, разбивка текста на страницы, вставка объектов WORD ART, вставка таблицы, форматирование текста в ячейке таблицы, вставка рисунка в ячейку таблицы, в фигуру.

Раздаточный материал (Алгоритм выполнения задания)

Создание кроссворда в текстовом редакторе Word
Алгоритм кроссворда средствами MS Office Word
Описание
Добавить заголовок, задание кроссворда
На листе подготовить сетку для кроссворда.

Для этого:

Шаг 1. 
Создаем таблицу.
Выбираем пункт меню «Вставить таблицу» и в появившемся окне задаем размер кроссворда (таблицы), например 15х15 клеток.



Шаг 2.

Получившаяся таблица далека от идеала и будущий кроссворд в ней можно узнать, если очень сильно напрячь воображение. Приводим клетки в нормальный вид, для чего правой кнопкой мыши щелкаем по верхнему левому углу таблицы и в появившемся меню выбираем пункт «Свойства таблицы».



Шаг 3.
Задаем ширину столбцов 1 см.
Для данного кроссворда 0,7см. Но, так как высота строк слишком велика и ячейки кроссворда смотрятся не совсем симметрично, задаем для всей таблицы размер шрифта 9, 10. Сетка получается ровная. Но если Вам надо побольше, то можно поэкспериментировать с размерами.



Шаг 4
После этих действий необходимо заполнить таблицу. Вы можете писать цифры маленьким шрифтом и выравнивать их по левому верхнему краю, или же Вы можете использовать верхний индекс для цифр. Когда таблица полностью заполнена цифрами – надо закрасить ячейки, которые не будут использоваться в таблице.
Выделяем необходимые ячейки левой кнопкой мыши, затем на одной из них нажимаем правую кнопку мыши и выбираем пункт «Границы и заливка». Осталось только определить цвет заливки и Ваш кроссворд готов.

















9


13













3






































5

10












1






11


































4




































2

8




























15






















17




7





14











6































16



























12







































Вопросы (можно любой тестирующий материал, используемый для проверки знаний учащихся)
По горизонтали:
1. Подобие человека, кукла; оно же пугало для птиц на посевах;
2. Народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов;
3. Первый день Масленицы;
4. Руководство по приготовлению кулинарного изделия;
6. Старинная русская упряжка лошадей;
11. Бывает вересковый, гречишный, липовый;
12. Главный атрибут весеннего праздника;
14. Он наступает, наконец, как счастья, . венец; (пропущено слово)
16. У восточных славян называются молодежные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца.
По вертикали:
1. Бодрящий напиток; особенно вкусный с сахаром и лимоном;
5. Борьба, соперничество за достижение превосходства, лучшего результата;
7. Обычно они приходят в праздники;
8. Совершается в последний день масленичной недели – сожжение чучела Масленицы;
9. День торжества (или ряд дней), установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. Выходной, нерабочий день;
10. Ею смазывают блин;
13. Длится ровно неделю, и каждому дню этой недели дано свое определенное название;
15. Второй день Масленицы;
17. Устройство для кипячения воды и приготовления чая.

Ответы на кроссворд
по горизонтали
1 чучело; 2 сарафан; 3 встреча; 4 рецепт; 6 тройка; 11 мед; 12 блины 14 радости; 16 хоровод.
по вертикали
1 чай; 5 соревнование; 7 гости; 8 ритуал; 9 праздник; 10 сметаной
Другой способ создания кроссворда.

Для создания красочного тестирующего кроссворда можно использовать ВСТАВКА – ФИГУРА;

Алгоритм создания.

Вставляем фигуру, заливку используем любой рисунок, добавить цифры, выполнить группировку.












































А можно так.














Заключительная часть:
Подведение итогов.
Печать выполненных в процессе мастер-класса брошюр.
Заключительное слово педагога-мастера.
Заполнение анкет участниками мастер-класса.













Литература:

Корнеев, Колосков, Минеева: «Microsoft Word 2007: работаем с текстом», изд. Наука и техника, 2009 г.
Практикум по информатике и информационным технологиям, Н. Угринович, Л Босова, 2001 г.
Интернет-рессурсы:
neumeka.ru - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
компьютер - это просто - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]












13PAGE 15


13PAGE 14315



7

2

1

3



Рисунок 0Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 9