Статья Творческие упражнения — основа подготовки к выпускному сочинению в 11 классе


Творческие упражнения – основа подготовки к выпускному сочинению в 11 классе
В связи с возвращением в школу сочинений как вида выпускного экзамена важное значение сегодня приобретает организация процесса обучения связной речи. Через систему творческих упражнений отрабатывается умение писать сочинения.
Интеллектуальная работа ученика начинается уже с первого знакомства с темой сочинения и последовательно проходит целый ряд ступеней, на которых формируются понимания сущности темы сочинения, его идеи, цели и задач высказывания, структурных частей.
Таким образом, создание связных высказываний – это процесс речетворческой, речемыслительной деятельности.
Успешность обучения написания сочинения определяется не только речеведческими (текстоведческими) знаниями, но и знаниями в области фонетики (достаточно вспомнить , что особую выразительность тексту придает такой прием как звукопись; звуковое богатство русской речи широко используется в художественных произведениях), лексикологии (богатство русского языка заключается в его лексике, т.е. словарном составе), грамматики (русский язык чрезвычайно разнообразен по видам словосочетаний, типам предложений; имеет уникальную систему частей речи), орфографии и пунктуации (значение правописания норм – составная часть общей культуры человека; безграмотное письмо – помеха в общении). Кроме того, результат обучению написания сочинения зависит и от общего уровня развития ребенка, прежде всего от владения им видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной речи (говорение, письмо) с учетом разных ситуаций общения и в соответствии со всеми нормами литературного языка. Таким образом, формирование умения писать сочинение может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи школьника, в результате овладения им всеми речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Как показывает практика, обучение написанию сочинения – это систематическая планомерная работа, которая предполагает:
усвоение речеведческих понятий, призванных обеспечить прочное усвоение навыков смыслового анализа текста, лексического анализа ключевых слов текста, анализа средств связи предложений и анализ средств выразительности речи;
усвоение всех норм литературного языка и опору на них в ходе письма;
расширение словарного запаса учащихся;
совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, аудирования, говорения, письма) в их взаимосвязанном единстве.
Готовить учащихся к выпускному экзамену в 11 классе следует на всех этапах обучения, начиная с 5 класса, с помощью специально разработанной системы развивающих упражнений с заданиями творческого характера.
Приведу основные виды творческих упражнений, которые активно использую в работе.
Диктанты творческого характера: зрительный, подготовленный (разученный), диктант по памяти, творческий, свободный, восстановленный, диктант по аналогии, диктант с одновременным языковым и смысловым анализом текста.Работа с лингвистическими словарями. Приведу конкретные примеры упражнений, тесно связанных со словарной работой.
С помощью «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова объясните лексическое значение данных слов. Графически покажите, от каких основ глаголов и при помощи каких суффиксов они образованы.
Развешанный – развешенный, застланный – засланный, размешанный – размешенный, выкачанная – выкаченная, замешанный – замешенный.
Из фразеологического словаря русского языка В.Н.Телии выпишите 3-5 фразеологизмов, в которых встречаются прилагательные с н и нн в суффиксах. Что обозначают данные устойчивые выражения? Составьте и запишите с ними простые предложения, произведите синтаксический разбор одного из предложений (на выбор).
Из орфографического словаря (см. д и т) выпишите слова, имеющие числовое значение, и заполните ими таблицу ( по 5 – 7 примеров для каждой колонки). Напишите, как отличить имя числительное от других частей речи, имеющих числовое значение.
Имя
числительное Имя
существительное Имя
прилагательное Глаг.
… … … …
3.Составление высказываний на лингвистическую тему. Построение текста на лингвистическую тему – это особый вид речевой деятельности, демонстрирующий не только фактический уровень знания лингвистической теории, но и общую культуру, интеллектуальный багаж личности. Приведу примеры соответствующих упражнений.
1. Напишите текст о слитном и раздельном написании производных предлогов. Проиллюстрируйте его примерами из пословиц, поговорок или народных примет.
2. Напишите сочинение на лингвистическую тему «Омонимичные наречия и предлоги». Какой стиль речи вы использовали в своей работе и почему?
3. Составьте и запишите эссе на тему «Неопределенные местоимения». Средтвами какого типа речи вы воспользовались?
4. Сочинения-миниатюра на «свободную» тему. При написании таких сочинений учащиеся используют различные стили и типы речи, с опорой на данные слова ( и словосочетания) или по данному началу.
1. Используя данные словосочетания, опишите поляну осеннего леса.
Маленький еж, похожий на зонтик, дубовый листок, разноцветные листья, у каждого куста, тоненький стебелек, мелкий дождь, служит домиком, хвост лисы, колючий прутик, последний цветок, одинокий пенек, ковер из листьев, лучик света.Придумайте продолжение комедийно-детективного рассказа, используя в нем неопределенные местоимения. Запишите и озаглавьте свое сочинение.
Стоял чудесный летний день. Некто в темном вышел из темного, мрачного подъезда. Он шел быстро, крепко сжимая что-то в руке.
Напишите сочинение-размышление о русской народной песне, отталкиваясь от строк И. Никитина:
Что за ширь! Ну-ка песню родную, чтобы сердце заныло в груди, чтобы вышли проклятые слезы, те, что гнетом легли над душой, чтобы вдаль под небесные грозы нам лететь бесконечно с тобой.
Используйте в своей работе союзы зато, тоже, также, чтобы и сходные с ними слова.
5.Письменные ответы на вопросы лингвистического характера.
В данном случае задача ученика – создать связное высказывание, аргументируя ту или иную точку зрения на лингвистический вопрос, который может касаться непосредственно орфографических тем или связан с грамматической проблемой.
1.В русском литературном языке 19 века конструкция вопреки чего-нибудь ( с родительным падежом существительного) широко употреблялась наряду с конструкцией вопреки чему ( с дательным падежом зависимого слова). Какая из этих конструкций закрепилась в современной литературной норме? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.
2.Письменно объясните, от какой части речи образовано наречие вдвойне: от числительного два или от прилагательного двойной.
6. Обобщение языкового материала в виде плана высказывания на лингвистическую тему.
1.Составьте план высказывания на тему «Различение на письме частицы ни и союза ни-ни. Запишите примеры из пословицы и поговорки, где встречаются слова с частицей ни и союзом ни-ни.
2.Подготовьте план работы на тему «Собственные и нарицательные имена существительные». Запишите по 5-7 примеров для каждого пункта плана.
3.Составьте и запишите план работы на тему «Склонение и правописание имен существительных». Какое место в нем будут занимать существительные на мя- и почему?
7. Подбор примеров на определенную орфограмму из художественных текстов или из произведений устного народного творчества.
1. Выпишите из стихотворений русских поэтов 19 века ( на выбор) 5-7 предложений, в которых встречаются наречия на –о/-е с приставкой ил частицей не. Устно объясните их правописание. Какую изобразительно выразительную роль играют наречия в тексте?
2. Запишите загадку: «Кого с земли плетью не сгонишь?» Дайте ответ на нее ( Тень). Знаете ли вы другие загадки, оканчивающиеся на шипящие? Запишите их.
3. Запишите 5-7 высказываний великих людей, где встречаются высказывания великих людей, где встречается союз ни-ни. Какое высказывание вам понравилось больше всего и почему? Дайте письменный ответ на этот вопрос.
8. Осмысление грамматических норм современного русского языка в ходе письма.
1. Как правильно сказать: «сколько время?» или «сколько времени?. Письменно дайте обоснование своего ответа.
2.Как правильно: «ушел, не заперев дверь» или «ушелБне заперши дверь»? Напишите аргументированный ответ на вопрос.
9. Занимательные упражнения.
1. Какие имена героев русских народных сказок содержат содержат приставку пре- или при-? Назовите сказки, которые вам запомнились.
2.Разгадайте кроссворд, заполнив его клеточки наречиями с орфограммой «Мягкий знак после шипящих на конце наречий». Для какого стиля речи характерны слова-ответы на третий и шестой вопросы?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 Опрокинуться на спину.
С размаху.
То же, что невмоготу.
То же, что уже.
Во всю ширь.
Совсем, вовсе.
То же, что галопом.
По всей поверхности.
Удалиться в сторону от какого –либо места.
10.Письменный пересказ текста: полный, сжатый, выборочный.
1. Прочитайте текст. Письменно перескажите близко к тексту. Графически объясните правописание гласных о/ё после шипящих в корне слов.
Жостковские подносы
Делают и расписывают подносы цветами в подмосковном селе Жосткове, где много зелени, воды и лугового простора. А как? На черном металлическом листе мастера четко вырисовывают цветы: желтые, красные, лиловые. Потом покрывают их блестящим лаком, закаливают на огне.
Раньше жостковские подносы продавались на ярмарках. Подносы в ходу и теперь. Вель каждому люба вещь, радующая глаз, веселящая душу.(По Осетрову)
2.Прочитайте текст. Озаглавьте его. Напишите сжатое изложение. В словах с основой на шипящие и ц и обозначьте окончания.
Прошла буря. Под камышом подобрали двух птенцов, которые были потеряны пеликаном и колпицей. Лечить их взялась рыбачка Мария Иванова. Ей быстро удалось приручить птенцов. Каждое утро с зарницей они выходили из сарая и просили завтрак. Но товарищем друг к другу каждый из них не стал. Пеликан не терпел, когда колпица приближалась к хозяйке. Осенью колпица улетела, а пеликан остался. С малышом забавлялась вся детвора поселка.(По Прокопенко)
11.Письменные ответы на вопросы нелингвистического характера (в форме полного связного высказывания)
Прочитайте высказывание бельгийского писателя Мориса Метерлинка:
Чем было бы человечество, не знавшее цветка? Не изменился бы наш характер, наша нравственность, наша способность к восприятии красоты, способность к счастью? Письменно объясните смысл данного высказывания. Используйте в своем сочинении причастия, которые пишутся с не слитно и раздельно.
12.Составление диалога(в письменной форме) на определенную тему в соответствии с нормами речевого этикета.
1. Придумайте и запишите в форме диалога беседу со своими одноклассниками. Например, Значение приставок пре и при-
2. Составьте и запишите диалог с товарищем. «С чего начинается Родина?»
3.Составьте и запишите диалог с родителями. «Наша родословная»
13.Сочинение на литературном материале и на основе жизненных впечатлений.
Темы сочинений для учащихся 10-11 классов:
Жизнь – река.
Власть красоты.
«Мы – новые. Но мы по крови те же» (Беличенко)
Взгляд в прошлое.
Ритмы разных времен.
Как бы я хотел прожить день, который назову счастливым.
Магия простых слов.
Великое в малом.
Человек и вещи.
10)Счастье трудных дорог.
Перечисленные виды упражнений творческого характера не только помогают учащимся приобрести необходимые навыки грамотного письма, но и способствуют их интенсивному речевому развитию, что особенно важно в связи с усилением общей речевой направленности современного школьного курса русского языка и возвращением в школу сочинения как выпускного экзамена.