Материалы для подготовки к выпускному сочинению. Блок Чем люди живы


Блок «Чем люди живы»
Темы этого блока предполагают размышления о ценностных ориентирах, нравственных, социальных, философских аспектах бытия.
Писать нужно о духовном развитии человека, о духовных ценностях, о чувствах, которые закованы в жестокость нынешнего времени, в условности толпы, где правит масса , а душа просыпается лишь наедине с собой или в узком кругу "своих".
Рекомендуемые произведения по блоку тем "Чем люди живы?".
И.А. Гончаров "Обломов"
Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание", «Униженные и оскорблённые»
Л.Н. Толстой «Чем люди живы», "Война и мир", «После бала»
И.А. Бунин "Господин из Сан-Франциско"
М. Горький "Старуха Изергиль", "На дне".
М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита".
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
А.И.Солженицын «Матрёнин двор»
А.Куприн «Гранатовый браслет»
А.П.Чехов «Ионыч», «Письмо к учёному соседу»
В.Распутин «Пожар»
В.Шукшин «Обида», «Верую»
 
Примерные темы сочинений для подготовки.
Живы ли Митрофанушки в наше время?
Люди как люди... только квартирный вопрос их испортил... (по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Зачем люди любят
Нравственные проблемы современных людей
Проблема лени и безволия
"Сильные люди всегда просты" (Л.Н. Толстой)
Почему люди держатся за старое? (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир")
"Люди существуют друг для друга" (Марк Аврелий)
Кто такой современный лишний человек?
Современное понимание термина герой нашего времени
Человек в поисках смысла
"В жизни человека есть два великих дня - день, когда он родился, и день, когда он понял для чего он родился!" (У. Барклай)
Социальные проблемы в современной русской литературе
Профессия и призвание... Могут ли они совпадать?
Проблемы молодежи в современной литературе
Поиски счастья в русской литературе
Мои поиски истины
Вера, надежда, любовь в современной жизни
"...Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!" (А.П. Чехов).
«Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный - невозможно...» (А.С.Пушкин).
" Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его" (Н.Г. Чернышевский). 
«Поэзия - это форма любви» (М.М. Пришвин). 
«Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать…» (В.Г.Белинский).
«Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы – большой и маленькой» (Д.С.Лихачев).
«Зло в человеке всегда связано с непониманием другого человека…» (Д. С. Лихачёв).
«У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание» (К. Г. Паустовский).
«Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать…» (М. Е. Салтыков-Щедрин)
«Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя…» (Б. Л. Пастернак).
«Человек – это…живая загадка» (С. Н. Булгаков».«Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н.Г. Чернышевский).
«Человек – целый мир…» (Ф. М. Достоевский).
«Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д. С. Лихачев).
«Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д. С. Мережковский).
«Сила влияния нравственного выше всяких сил…» (Н. В. Гоголь).
«Самое главное в дружбе – умение понять и прощать» (В.П. Некрасов).
«Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека» (В. Г. Белинский).
«Найти свою дорогу, узнать своё место – в этом всё для человека, это для него значит сделаться собой…» ( В. Г. Белинский).
«Без страстей и противоречий нет жизни…» (В. Г. Белинский).
«Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф. М. Достоевский).
«Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф. М. Достоевский».«Нет счастья в бездействии…»  (Ф. М. Достоевский).
«Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья» (К. Д. Ушинский).
«Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К.Г. Паустовский).
«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И. С. Тургенев).
Материалы для самостоятельной работы
Один из высочайших принципов истинной нравственности
заключается в уважении к человеческому достоинству во всяком
человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он - человек,
а потом уже за его личные достоинства.
В.Белинский Духовные ценности человека своими корнями достигают глубокой давности, когда идеалами был искренний и честный труд, когда жизнь приводилась в соответствие с законами Бога и природы. К сожалению, наш прагматичный век наложил свои коррективы на духовность человека. Поставить своего современника лицом к нормам, которые придумало человечество на протяжении веков, задуматься над сущностью собственной жизни, взяла на себя обязанность литература.
---------
Духовный мир человека. Он глубокий, многогранный, не познанный до конца. Чем он более богат, тем интереснее человек, тем содержательнее и прекраснее его жизнь. На страже нашей духовности, нашей душевной чистоты стоят вечные обереги, о которых народ говорит: это общечеловеческие ценности. Мамина колыбельная, молитва Богу, родительское благословение - это далеко не полный перечень тех сокровищ, которые очищают и облагораживают нашу душу, оберегают ее от скверны и прагматизма, корыстолюбия, неверности… 
---------
Как говорила Одри Хепберн: «Чтобы глаза были красивые – они должны излучать добро, а чтобы губы были красивыми – говорите добрые слова» - в этой незамысловатой фразе скрывается простая, неподдельная истина, наверно если бы все люди следовали бы ей, то и жизнь сразу показалась бы проще и добрее.
-----------
Люди всегда желают своим родным, близким, друзьям счастья. И в праздничные дни, и в будние звучит искреннее пожелание: «Пусть тебе везет!» - и враз теплеет на души, так как быть счастливым - заветная мечта каждого. И, говорят, счастье очень привередливо выбирает человека, прежде всего, учитывая его духовные качества.
----------
Можно быть материально богатым человеком, а чувствовать себя несчастным, так как в душе твоей, преисполненной стремления к зажиточности, уже не остается места для добра. А можно, наоборот, не иметь много денег, а все же быть счастливым, так как душа твоя желает помочь, защитить и близкого, и чужого человека, прийти в восхищение от красоты природы и самому создавать красоту, горячо откликнуться на чужую боль и поделить радость победы. Одним словом, иметь искреннюю и красивую душу, чтобы быть полезным, а не пройти по жизни серой тенью. Но, я думаю, прежде всего, для этого надо быть очень требовательным к себе и к своим собственным поступкам.
---------
…Издавна наши пращуры составили символическую систему духовных ценностей, которая передается от поколения к поколению. Со временем она изменяется, дополняется, но главными всегда остаются человеческая доброта, порядочность, чувство достоинства, любовь к родной земле и ее народу, трудолюбие, кроткая забота о маленьких и старых, противостояние злу… Можно еще очень долго пересчитывать те качества, которые делают человека Человеком. И я уверен, что праматерью, их основой, является доброта. Ее нам дарят с первых минут жизни родители, потом - воспитатели, учителя, посторонние люди. Эта доброта словно становится в душе тем грунтом, на котором срастаются-цветут все другие духовные ценности. И вот, когда доброта становится твоим вдохновением и звездой - указателем, ты можешь и себе, и другим искренне сознаться: «Я - счастливый человек!»
---------
В мировой культуре есть книги, без которых невозможно представить себе художественное развитие человечества. Все новые и новые поколения открывают их и находят там отзвук своим мыслям и чувствам, надеждам и тревогам. К таким вечным нашим спутникам принадлежат великие творения классика русской в мировой литературы Льва Толстого. 
--------
Вершиной нравственных поисков Некрасова стала поэма "Кому на Руси жить хорошо".В наше сложное время проблемы нравственности, по-моему, обретают особую остроту и актуальность. Мне больно смотреть, как люди не только теряют, но и перестают ценить такие качества, как доброта, верность, порядочность, искренность и особенно любовь к своей родине, ее нравам, обычаям, традициям. Как легко и просто мы перенимаем все чужое! А как бы мне хотелось посоветовать моему поколению: "Возьмите в руки томик Некрасова! Останьтесь с ним наедине! Вчитайтесь, вдумайтесь в его строки и загляните в свою душу!". И каждый найдет для себя в его строках отклик на то, что нас волнует, поможет понять смысл и ценность высоких нравственных идеалов в жизни человека.
Вечные духовные ориентиры и нравственные координаты русской классики
  Русская классическая литература поднимает фундаментальные вопросы бытия и извечный вопрос смысла человеческого существования. Удивительным образом русская литература находит отображение этой философской темы в любом своем направлении и ответвлении.
Но именно русскими классиками было положено начало духовному ориентиру литературы, и посеянные ими зерна философии, гуманизма и высокой нравственности проросли в могущественную и плодовитую культуру, основа которой, несомненно, лежит именно в литературном процессе.
Нравственность, которая является ключевым моментом, едва ли не каждого знаменитого произведения русской литературы, остается важной и по сей день и поднятие именно этой темы присутствует в современной культуре.
Основные нравственные координаты
О каких именно духовных ориентирах мы говорим, когда имеем в виду русскую классическую литературу?.. В первую очередь, это нравственный стержень человека, который должен укрепляться и обрастать верными нравственными идеалами, несмотря на трагические и тяжелые обстоятельства.
Истоки нравственного анализа русского человека и его положения в обществе заложены в знаменитом произведение классической русской литературы - «Евгении Онегине» А. Пушкина. Со временем классики поднимают более существенные вопросы: это осмысление фундаментальных ценностей человека и безусловные законы человеческого существования. Появляются произведения, посвященные глубокому проникновению в мир чувств человека и анализу его душевных выборов (Карамзин, Тургенев, Фет). Освещение в художественной литературе этих вопросов служит основой духовно-нравственного воспитания любого человека, именно по этой причине так важно изучать литературу в школьные годы.
В этот период мы познаём не только окружающий их мир, но и самих себя, тогда формируются наши ценности и жизненные ориентиры, а жизнеутверждающие произведения русской классики, как ничто другое, поможет нам сформировать более трезвый и нравственный взгляд на мир.
Русская классика посвящена теме самоотвержения, избавления от эгоизма и алчности; а тематика чистой, глубокой, а порой и совершенно безусловной любви, представляет собой один из основных ее духовных ориентиров. Многие мотивы произведений классиков открывают перед читателями истинную ценность жизни душевную красоту, отзывчивость и искренность, чистоту и доброту.
Большая часть героев, на примере которых писатели и поэты, демонстрируют это, испытывают противоречивые чувства и обременены тягостными жизненными обстоятельствами. Но несмотря ни на что, они продолжают верить в самих себя и свои душевные устои, и надеяться на то, что все обернется к лучшему, на то, что восторжествует справедливость.
Зачастую этот процесс раскрывается через длительную и изнуряющую борьбу, когда на кону стоит жизненные долг, честь и сердце человека, любящее и сострадающее. Герои проходят множественные испытания, и только таким путем открывают свою истинную личину, свою настоящую, искреннюю натуру, глубокую и высоконравственную.
Это герои «Войны и мира» и «Анны Карениной» Л. Толстого, герои Чехова и Куприна, многоликие образы Гоголя и Тургенева, психологические портреты Достоевского и многих других выдающихся русских писателей.
Ценности в литературе
Современное поколение никогда не должно забывать о том богатстве, которое оставили нам наши предки. Мудрость наших предков отражена в произведениях устного народного творчества. В простом коротком изречении они могли точно, лаконично сказать о каком-либо предмете, или явлении. Что же ценили наши предки? Вот, к примеру, пословицы, в которых говорится о жизненных общечеловеческих ценностях.
При солнышке тепло, при матери добро. Здесь говорится о материнской любви, заботе, доброте.
Там где дружат, живут - не тужат. Начался разлад и друзьям не рад. Здесь говорится о важности дружбы и взаимопонимании. Где любовь, да совет, там и счастье, и свет, а где споры да ссоры, там одни лишь раздоры. Здесь говорится о значимости любви и согласии между людьми.
Что такое любовь, доброта, дружба? Каждый понимает значение этих ценностей по-своему, однако не каждый может это объяснить. Действительно, я согласна с Джоном Ивненом, который сказал, что «дружба – это золотая нить, связывающая всех живущих в мире людей». Поражают слова Мартина Кинга, для которого «любовь – это единственная сила, способная превратить любого врага в друга». Сегодня также значимы слова Франка Кларка: «Настоящая щедрость – делать что-нибудь хорошее тому, кто никогда об этом не узнает». «Счастье всегда кажется маленьким, когда ты его держишь в руках, но отпусти его – и сразу поймешь, насколько оно огромно и прекрасно» (М. Горький).
В нашем жестоком мире, где столько лжи, несправедливости, насилия, наверное, именно нашему современному поколению нужно наконец-то задуматься о том, что существуют такие ценности как милосердие, доброта, любовь, справедливость.
Наша жизнь неразрывно связана с книгой. К сожалению, в наш компьютерный век становится всё меньше людей, которые увлекаются чтением. А ведь художественная литература может многому научить. В художественной литературе очень хорошо показано влияние человеческих ценностей на нашу жизнь. Вот, к примеру:
Мы дарим сердца планете,
Мечты, несущие свет
Пусть будут смеяться дети
И утром сиять рассвет.
У всех есть свои заботы,
Но наших сердец мосты
Внутри пробуждают что-то
И чувствуешь вдруг, что ты,
Создав пирамиду истин,
Откроешь врата души,
Рисуя волшебною кистью,
Мы в мыслях опять малыши.
И снова готовы к созданию –
Ведь творчества мы проводник.
Наш труд развивает сознанье,
И мы милосердья родник.
А в сути у нас справедливость –
Одна из важнейших задач.
А к знанию наша пытливость Залог для возможных удач.
Добро с красотой неразлучны.
Они нам помогут понять,
Что, развиваясь, должны мы
Законы любви постигать.
Свобода нужна для открытий,
Что в дружбе даются легко
И массы веселых событий,
Но если семья далеко:
На сердце так грустно,
Но важно
Прожив предначертанный век
В пути не сломаться однажды
И помнить, что ты Человек.
Но в самых лучших стремленьях
И цель для людей всех одна:
Хранить и смыслом наполнить
Ту Жизнь, что нам Богом дана.
(С.В. Борисова, Н.В. Сусина)
«Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом» (А.П.Чехов)
(По роману Достоевского «Униженные и оскорбленные»)
Русская литература XIX в. была вся пронизана гуманистическими идеями. Писатели стремились своим творчеством изменить в жизни человека что -то к лучшему, дать нравственные ориентиры. Герои русской литературы всегда находили свое счастье в борьбе за счастье других, в служении людям, в помощи тем, кто в ней нуждается. «Делай добро!» – призывал Чехов, и лучшие герои произведений XIX в. следовали этому завету. Главные герои произведений Ф. М. Достоевского также были лишены эгоизма и стремились помогать ближнему. Делают они это потому, что по- другому они и не могли поступить, не могли они пройти мимо чужого горя. Таков герой- рассказчик Иван Петрович в романе Достоевского «Униженные и оскорбленные». Он не может оставаться безучастным, жить в стороне, живущий в нищете, он помогает незнакомым людям, встречающимся ему крайне редко. Встреча со стариком Смитом и его собакой поразила Ивана Петровича, он переживает смерть Азорки, пытается помочь старику, несмотря на то что сам болен. Но старик умирает прямо у него на руках, и его смерть производит тяжелое впечатление на рассказчика, хотя это совершенно не знакомый ему человек. Он занимает его квартиру в надежде на то, что кто -нибудь придет узнать о его судьбе. И это происходит. Приходит внучка Смита, Нелли, чья трагическая судьба странно перекликается с судьбой Наташи Ихменевой, для счастья которой Иван Петрович готов сделать все.
Наташа, которую рассказчик знает и любит с детства, надеясь соединить свою судьбу с ее судьбой, полюбила другого человека. Самое ужасное в том, что Алеша, избранник Наташи, сильной, умной, волевой девушки, не только бесхарактерный и подлый человек, но и к тому же сын князя Валковского, злейшего врага отца Наташи. Князь Валковский, у которого отец Наташи служил управляющим, узнав об увлечении своего сына и боясь, что он женится на Наташе, начинает судебное преследование Ихменева, обвиняя его в растрате, которой на самом деле не было. А Наташа, ослепленная своей любовью, тайком уходит из дома, чтобы поселиться вместе с Алешей. Иван Петрович, любя ее всем сердцем, понимая, что ее ждут страдания и несчастья, пытается помочь и ей, и ее несчастным родителям, для которых ее поступок стал страшным ударом. Особенно страдает отец Наташи, он грозится проклясть свою дочь. При этом он продолжает любить ее, он не может пройти мимо девочки- нищенки на улице, потому что она напоминает ему дочь: «Это была маленькая, худенькая девочка лет семи -восьми, не больше, одетая в грязные отрепья; маленькие ножки ее были обуты на босу ногу в дырявые башмаки. Она силилась прикрыть свое дрожащее от холода тельце каким -то ветхим подобием крошечного капота, из которого она давно уже успела вырасти. Тощее, бледное и больное ее личико было обращено к нам; она робко и безмолвно смотрела на нас и с каким -то покорным страхом отказа протягивала нам свою дрожащую ручонку». Старик отдает ей все деньги, которые были при нем, но его сердце болит за Наташу. Он хочет взять на воспитание какую- нибудь девочку сиротку, чтобы она заменила ему дочь. Иван Петрович помогает ему в этом, разыскивая внучку умершего Смита Нелли. Ему приходится вырвать Нелли из рук торговки живым товаром, из притона, где девочка подвергалась побоям и насилию. Иван Петрович забывает о своих несчастьях и страданиях, помогая другим. В образе Ивана Петровича мы находим много черт, присущих самому Достоевскому: он писатель, первый его роман вызвал восхищение критика Б., а сюжет романа очень напоминает «Бедных людей». Параллели с первым романом автора очевидны: «маленькому человеку» невыносимо жить в мире наживы и лицемерия, если он не получает никакой поддержки. Иван Петрович помогает Нелли, устраивая ее у Ихменевых, помогает Наташе, брошенной и униженной любимым человеком, найти прощение у родителей. Нелли рассказывает свою историю, трагическую и в то же время невероятную: она оказывается законной дочерью князя Валковского, который женился на ее матери, чтобы завладеть ее состоянием. Узрев все подробности, старик Ихменев прощает наконец -то свою раскаявшуюся дочь, боясь, что она повторит судьбу матери Нелли. Так доброта и самоотверженность Ивана Петровича помогает людям обрести покой и счастье. Но Достоевский не был бы великим писателем реалистом, если бы оставил такой оптимистичный финал. Финал остается открытым: мы не знаем, умер ли в конце концов Иван Петрович или он оправился от болезни, соединил свою судьбу с судьбой Наташи и обрел счастье. Любимые герои Достоевского живут именно так – делают добро.
«…Если в жизни есть смысл и цель то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье а в чем то более разумном и великом…» (А П Чехов)
Поиски цели и смысла жизни человека в русской классической литературе
(По рассказу Л Н Толстого «После бала»)
В чем смысл жизни? Для чего создан человек? Какой должна быть цель, достойная всей жизни? Наверное, каждый человек отвечает на этот вопрос по- своему. Однако существуют общепризнанные ценности, которые утверждаются культурой. В русской классической литературе проблематика смысла жизни, нравственных исканий героев – одна из центральных. Неоднократно подвергалось осмыслению то, что такое счастье, как оно соотносится с целью, к которой стремится человек. «Человек создан для счастья, как птица для полета» – этот афоризм, прозвучавший из уст несчастного калеки, персонажа рассказа В. Г. Короленко «Парадокс», как мне казалось раньше, определяет цель и смысл жизни человека. Однако не всегда личное счастье становится смыслом и целью жизни. Фраза - парадокс из рассказа Короленко опровергается выводом, который можно сделать после прочтения произведения Л. Н. Толстого «После бала» и размышления над ним.
Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» – одно из классических произведений школьной программы. После первого прочтения у меня не сложилось никакого отношения к этому рассказу. Но мне посчастливилось вернуться к нему и перечитать еще несколько раз. И только последующие прочтения открыли для меня мир этого рассказа и Л. Н. Толстого как оригинального художника слова… Хорошо известна биография Толстого, и нет смысла ее пересказывать в этом сочинении. Можно вспомнить, что Лев Николаевич в молодости был военным, но затем оставил карьеру и изменил образ жизни. Можно разглядеть некоторую автобиографичность рассказа. Обращение Толстого к христианской традиции и философии «непротивления» было не случайно. Трудно сказать, какие именно события в жизни молодого писателя определили его жизненный и творческий путь, но с уверенностью можно говорить, что одну из таких пограничных ситуаций раскрывает Толстой в рассказе «После бала». Сюжет произведения, на первый взгляд, прост. Рассказчик, некий Иван Васильевич, повествует о своей влюбленности в Вареньку Б. Но рассказ не о любви, или лучше сказать, не только о любви. Пышное описание бала, несмотря на подчеркнутую официальность, сменяется страшными сценами наказания солдата. Влюбленность молодого человека, такая искренняя, возвышенная и прекрасная в свете бала, испаряется в мутном тумане казарменного утра. Встреча Ивана Васильевича с полковником, отцом Вареньки, сначала на балу, а затем на плацу привела к убийству зарождающегося чувства. Сюжет наполняется деталями, как будто вынутыми из сказки. Перышко, подаренное герою, будто ведет его на поиски утраченной после бала возлюбленной – царевны. Герой путешествует из одного мира – мира праздника – в другой – мир шпицрутенов. У Ивана Васильевича появляется проводник по царству горя – сказочный кузнец. Да и имя героя вполне под стать сказочному – Иван. Сказочным элементам противопоставлены реалистические детали. Их так много, начиная с дагерротипного портрета (изобретение девятнадцатого века) – реалии николаевской эпохи и заканчивая натуралистичным описанием тела избитого. Антитеза признана ярким художественным приемом этого рассказа. Два мира, светлый и темный, вырастают перед читателем. В мире бала живут веселье, танцы, мелодии кадрили и мазурки. В темном мире жестокости обитают боль, стоны, монотонные звуки флейты и барабана.
Особого внимания заслуживает фигура полковника. Полковник – житель двух миров, мистический и жутковатый. Бравый военный окутан тайной. Иван Васильевич до конца считает, что полковнику известно что -то такое, чего он, Иван Васильевич, не знает. Между полковником и главным героем рассказа стоит Варенька. В мире бала она очаровательна, стройна, грациозна и величественна. Но, пройдя темный мир, герой утратил чувство восхищения.
Герой- рассказчик прошел испытания, но он изменился, и любовь умерла, «сошла на нет», как говорит слушателям этой необычной истории сам рассказчик. Подтвердил или опроверг Иван Васильевич своей историей мнение об определяющей роли среды в жизни человека, каждый решает сам. Л. Н. Толстой показал человека, способного воспринимать мир светлым и темным, но готового к активной деятельности. Мир и с ним жизнь раскололись на две половины: до бала и после бала. Смысл жизни для Ивана Васильевича (а за персонажем, очевидно, стоит и сам автор) заключается не в любви, семейном благополучии, бытовом и обыденном счастье, а в чем -то большем, великом и разумном. И это великое и разумное не допускает насилия человека над человеком, лицемерия в отношениях между людьми и самое главное – лжи, проникающей в жизнь. Ложь, несправедливость и насилие несовместимы с ощущением счастья, умещающегося обычно в один краткий миг, к которому человек стремится всю жизнь.Как вариант, можно написать сочинение на тему "Чем люди живы", опираясь на любовь и ее развитие.
То есть, главная тема вашего произведения (сочинения) будет звучать так: "Люди живы любовью". Тут имеется ввиду, что нужно в своем сочинении доказать, что любовь -это самое главное, что есть в жизни человека. Сделать это, думаю, не составит большого труда.
Так и напишите в своем сочинении, что "любовь" - это ключевой элемент существования человечества. Большая часть созданных и создаваемых людьми творческих продуктов (книг, песен, фильмов, картин …), как раз и затрагивают тему любви.
-------
Можно озаглавить тему сочинения так: "Люди живы мечтами". То есть, пока человек о чем-то мечтает, ему интересно жить, поэтому он и живет. У него есть цель (мечта), и он к ней стремится. И нужно привести в сочинении пример, что если человек окажется без мечты, то ему станет не интересен этот мир, он перестанет радоваться жизни и просто перестанет по-настоящему жить.
--------
Никогда человек не был жив только хлебом одним. То есть, для человека всегда важны его душевные порывы, стремление к свободе, уважение себя самого и уважение себя другими. Также для человека всегда была, есть и будет оставаться камнем преткновения любовь: нет её - и личное счастье представить себе трудно. Дружба в жизни человека также является неотъемлемой частью.
---------
Тема для сочинения "Чем люди живы?" предлагает развить мысль в сторону духовной составляющей сегодняшний людей. Предполагаются размышления над ценностями человечества, о нравственности человека, о социальных и философских аспектах жизни. Для раскрытия данной темы, будет хорошо опереться на классику мировой литературы, нужно подметить свои впечатление о литературных героя и постараться провести параллель с людьми сегодняшними, насколько персонажи раскрывают проблемы реальных людей и их недостатки, что до нас пытались донести авторы, таким образом и какие уроки, так и остались проигнорированными обществом, насколько возможно, что общество все же начнет учиться на чужих примерах, или, может быть уже начало, но малыми шагами...
Сочинение
Чем люди живы? Этот вопрос был взят из рассказа Л. Н. Толстого. Он актуален во все времена. На этот вопрос нет точного ответа, ведь каждый человек имеет свои ценности, которые делают его счастливым. Например, одни люди ценят своих близких, они “живы” только благодаря им. Другие влюблены только в свое состояние, в свое положение в обществе, они этим живут. Третьи живут своей работой или любимым занятием. Тему «жизненных ценностей» можно наблюдать практически в любом произведении русской литературы, например, в произведении Куприна “Гранатовый браслет”. Как и было сказано ранее, каждый жив по-своему, и это можно подтвердить, рассмотрев жизнь двух главных героев произведения: Веру Николаевну Шеину и Г. С. Желткова. Вера-княгиня, жена князя Василия Львовича Шеина, живущая в благополучном браке. Она ведет однообразный образ жизни, который основан на типичных связях, занятиях, обязанностях. Вере ничего не нужно для счастья, ей кажется, что у нее все есть. Она «была строго проста, со всеми холодна и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». Но в жизни героини нет настоящей любви. У Веры дружеские отношения с мужем, она с ним связана чувством привычки. И во всем окружении героини нет человека, с которым ее бы связывало чувство истинной любви. Г. С. Желтков -абсолютно другой человек. Он жив только благодаря стремлению к недостижимому, то есть стремлению к безнадежной любви, это и есть для него счастье. Главный герой повести-человек необычный. Для него любовь стала единственным содержанием его жизни, вытеснила все другие интересы. Желтков пишет Вере Николаевне, что его “не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в вас”. Он абсолютно искренен, когда пишет Вере письмо перед смертью: “От глубины души благодарю вас за то, что вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью”. Таким образом, Желтков разрушает спокойствие Веры Николаевны. Она испытывает пробуждение нового душевного настроя, нарастает ее внутреннее напряжение. Самый напряжённый момент - прощание с ушедшим Желтковым, это их первое и последнее “свидание”. «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Когда Вера Николаевна возвращается домой, она застает знакомую пианистку, которая играет ей любимый отрывок Желткова из второй сонаты Бетховена. Эта музыка стала еще одним признанием в любви для героини. В самом конце рассказа княгиня понимает, что «…он меня простил теперь. Все хорошо». Таким образом, образы героев произведения Куприна “Гранатовый браслет” подтверждают, что люди “живы” по-разному: у каждого человека свои ценности, цели, предпочтения. Есть такие люди, как Желтков, они больше всего на свете ценят любовь, пусть даже безответную, они не могут без нее жить, а для кого-то, как для Веры Николаевны, счастье-это просто спокойное безмятежное существование в этом мире, без ярких эмоций и душевных мук.
Сочинение-размышление о смысле жизни людей разных социальных слоёв общества
Вопрос, который вынесен в заголовок этого сочинения, взят из рассказа Л.Н.Толстого. Вопрос этот, пожалуй, актуален во все времена. Особенно в переломные, кризисные эпохи. Когда некоторые пытаются говорить о каком-то «золотом веке» русской истории, они просто не знают эту историю как следует.
Всегда в России всё было относительно – относительно людей, политики, внешних и внутренних отношений. И вообще всё зависит от внутренней установки каждого человека: если ты стоишь за добро, хочешь нести людям спокойствие и свет – значит, вокруг тебя в основном будут собираться добрые люди. Если наоборот – то станет больше зла.
Чем живы люди сегодня? Общество расслоено на богатых и бедных. Полноценный средний класс отсутствует. Это накладывает отпечаток на всю нацию, на весь народ. Но даже в этой, не вполне нормальной ситуации, всегда находятся те, кто доволен свои нехитрым уделом, кто стремится жить, а не выживать. Например, те, кто живёт в деревне. Это очень специфическая среда: отношения между людьми пока еще добрее и сердечнее, тяга земли сильнее, а дыхание прогресса ощущается гораздо слабее, чем в столицах и центрах. Здесь люди заняты личным хозяйством, много времени проводят на свежем воздухе – собирают грибы и ягоды в лесу, потом заготавливают их на зиму. Общение может показаться примитивным: все друг друга знают, встречаются часто, по несколько раз на дню. Еще бывают застолья по случаю каких-нибудь праздников или даже без них, когда собравшиеся за столом поют хором старые советские или русские народные песни. Вот этим и живы люди – памятью души и сердца, заботой о ближних, неискоренимым оптимизмом.
Что касается богатых, их жизнь, вроде бы, разнообразнее, но на поверку гораздо скучнее. Денег, как говорится, куры не клюют, на всё хватает, дом – полная чаша. А счастья – простого, человеческого – как не было, так и нет. И все развлечения и поездки – лишь способ разогнать тоску одиночества.
Представителям среднего класса есть, что терять. Они всего в жизни добились почти исключительно сами, не прогибаясь и не кланяясь. Поэтому дорожат тем, что имеют и расставаться не собираются. Живут, в основном, от зарплаты до зарплаты, но если зададутся целью, то могут скопить капитал в течение года на заграничную поездку. А так – преимущественно работа и дом. Катастрофически не хватает времени на самообразование, на то, чтобы прочесть давно отложенные книги.
Интереснее всего живут люди творческих профессий. Для того, кто занят собственным творчеством, не важно, что происходит вокруг. Сначала он «варится в собственном соку», потом выходит к людям. И если есть отклик, возникает диалог – значит, человек талантлив, ему есть, что сказать окружающим, оставить частицу себя в этом мире.
Человек так устроен, что никогда не будет доволен тем, что уже имеет. Потому что иначе – духовная смерть гораздо раньше физической, как в известном рассказе Чехова «Ионыч». Пока мы живы – мы беспокоимся, радуемся, огорчаемся. Всегда находится то, что заставляет нас проявлять активность.
Сочинение по повести В.Распутина «Пожар»
Одна из серьезнейших социально-психологических проблем, которая решается современной литературой, состоит в правильности выбора героем места в жизни, точности определения им своей цели. Размышление о нашем современнике и его жизни, о его гражданском мужестве и нравственной позиции ведет в своих повестях один из самых талантливых писателей нашего времени — Валентин Распутин.
Повесть "Пожар" в творчестве В. Распутина занимает особое место. Велик ее идейно-нравственный и эстетический потенциал. Повесть начинается с размышления главного героя Ивана Петровича о правде, совести, о тех основных "подпорках", на которых, по его мнению, держится жизнь человека. В этих произведениях — душевная боль героя (и самого автора) за свою землю, нехозяйское, бездумное, потребительское отношение к ней многих людей. Что-то нарушилось в мире. Люди стали другими, какими-то равнодушными. Живут — каждый для себя. И писатель не может об этом молчать.
Само название повести символично. Пожар — это не только стихийное бедствие. Это и "пожар" в душах людей. Пламя выхватывает из тьмы не только мародерство, убийство, которое произошло в эту ночь, но и прошлое, сегодняшнее поселка Сосновка. Люди перестали быть хозяевами своей земли, своего селения. Не заботились об его благоустройстве.
"Мы почему, Иван, такие-то?" — спрашивает Анна Егоровна своего мужа на пожаре. Почему мы такие разобщенные? Почему среди нас процветает бесхозяйственность, воровство, пьянство, преступность?! "Почему столько на свете неробей и причиндалов?! И как получилось, что мы на их милость сдались, как получилось?" — спрашивает и автор.
Иван Петрович мучается, изводит себя душевно и физически. Герой сомневается, прав ли он, так как его никто не поддерживает. Он видит, что в прошлом "добро и зло отличались, имели собственный четкий образ, а теперь границы стерлись. Добро и зло перемешались. Добро превратилось в слабость, зло — в силу. Что такое теперь хороший или плохой человек? Раньше человека оценивали по его душевным жестам, по способности или неспособности чувствовать чужое страдание. А сейчас уже тот хороший человек, кто не делает зла, кто без спроса ни во что не вмешивается. В результате мерилом хорошего человека стало "удобное положение между добром и злом, постоянная и уравновешенная температура души". Люди раньше выдерживали испытания стихийными бедствиями, войной, голодом, потому что были все вместе. А сейчас испытание сытостью, разобщенностью оказалось еще труднее.
Мысли об этом не дают Ивану Петровичу покоя. Выход из тупика видим в рассуждениях героя о четырех "подпорках жизни": в чувстве дома с семьей; в чувстве солидарности с людьми, "с кем правишь праздники и будни"; в чувстве работы, с которой дается ощущение единства с людьми; в чувстве отечества, земли, на которой стоит твои дом, — если все это есть, человек счастлив и "весь превращается в ответ на чей-то зов, душа его выстраивается и начинает вольно звучать".
Повесть В. Распутина заставляет задуматься нас над многими вопросами современной жизни: зачем человек живет, в чем причина нравственной деградации людей и что делать, чтобы устранить эти явления? Поэтому произведения В. Распутина еще долго не утратят свой актуальности и будут волновать не одно поколение читателей.
Сочинение по рассказам А.П.Чехова
Первый рассказ молодого Чехова, студента Московского университета, был напечатан в 1880 году в юмористическом журнале “Стрекоза”. Вряд ли кому-нибудь из прочитавших тогда этот рассказ могло прийти в голову, что состоялся дебют писателя, которому суждено было стать великим художником слова. Но когда мы сегодня перечитываем “Письмо к ученому соседу”, узнаем в юношеском произведении неповторимые, неотъемлемо чеховские черты. С первых строк нам открывается образ героя рассказа, человека упоенно невежественного, за его показным, вызывающим и даже хвастливым самоуничижением чувствуется нерушимая убежденность в своей правоте. Рассуждать логически он не способен, но ему ужасно хочется мыслить, “просвещать”, наставлять на путь истины. В споре ему не хватает аргументов. Самое убедительное, что он может сказать: “Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда”. Его заискивающий тон легко переходит в раздраженно-повелительный. Презреннее всех для него простые люди. Отправляя свое послание с ключником Трофимом, он просит профессора наказать посыльного, если тот опоздает: “Побейте его по щекам, по-профессорски, нечего с этим племенем церемониться”.
Он не просто глуп, но, если так можно выразиться, “верноподданнически идиотичен”. Чего стоит хотя бы его рассуждение о том, почему жизнь на Луне невозможна: “И правительства не могут дозволить жить на Луне, потому что на ней по причине далекого расстояния и недосягаемости ее можно укрываться от повинностей очень легко”. Василий Семи-Булатов — первый в длинной и пестрой веренице чеховских персонажей, доморощенных мыслителей, “филозофов”, печенегов, самодуров, властных и грубых “отцов семейства”, бурбонов, унтеров пришибеевых.
Вместе с тем в первом рассказе уже наметилась характерная черта Чехова-художника, не любящего разъяснять смысл изображаемого, обижать читателя подсказками и поучениями, заслонять живые образы персонажей собственными рассуждениями. Позже Чехов выскажется против авторских характеристик, похожих на объяснительные надписи, “которые в садах прибивают к деревьям ученые садовники и портят пейзажи”.
В первом рассказе еще давала себя знать некоторая прямолинейность в раскрытии образа, грубоватость шуток. Пройдет несколько лет, и стремительно возрастет писательское мастерство, сила сатирического обличения, острота насмешки.
Пришибеев — не просто грубиян и невежда, унтер в нем полностью заслонил человека. Лицо у него “колючее” и голос “придушенный”. Он даже не говорит, а “отчеканивает каждое слово, точно командуя”. Но за всей бессмыслицей унтера четко прослеживается его позиция: “Где в законе написано, чтоб народу волю давать?” Сама жизнь в его представлении — нечто подозрительное, не вполне соответствующее своду законов, требующее неукоснительного надзора, неусыпной слежки. Когда его отстраняют от должности, Пришибеев недоумевает: “За что?!”, а выйдя из камеры, кричит на мужиков: “Наррод, расходись! Не толпись! По домам!” -
Вот в чем нестареющая сила чеховского реализма: образ индивидуализирован, очерчен зримо, как живой.
Рядом с самодовольными семи-булатовыми, полицейскими надзирателями очумеловыми (“Хамелеон”), унтерами пришибеевыми, со всеми этими штатными и сверхштатными блюстителями выстраивается другая группа персонажей молодого сатирика: не “толстых”, а “тонких”, маленьких, запуганных людишек. Маленький чиновник с громкой фамилией Дездемонов (“Депутат, или Повесть о том...”) и его сослуживцы решили было протестовать против самодурства начальника. Депутатом к нему единодушно избирают Дездемонова. “Ступай, Сеня! Не бойся! Так и скажи ему! Не на тех наскочил, мол, вашество!” Дездемонов отказывается: “Вспыльчив я, господа... Наговорю чего доброго!” Начало, как будто предвещающее острый конфликт, столкновение с зарвавшимся самодуром. Дездемонов все же соглашается стать депутатом. Но весь юмор в том и состоит, что вслед за большим, почти героическим замахом — никакого удара! Войдя к “его-ству”, Дездемонов лишается дара речи. Сюжет рассказа в том, что действие не состоялось. Маленький человек, чиновник последнего или предпоследнего ранга и чина, забит, запуган настолько, что унижается даже тогда, когда вышестоящее лицо этого не требует.
Рассказ “Толстый и тонкий” вначале строится так: “толстый”, узнав, что друг его детства “тонкий” переведен в его департамент, тотчас надувается, как “индейский петух”: “Поздно, милостивый государь, на службу являетесь”. Но спустя несколько лет, готовя рассказ для сборника “Пестрые рассказы”, Чехов переделал конец: толстый уже не надувается, не делает тонкому выговора. Он и вправду растроган неожиданной встречей, ему совсем не нужно, чтобы тонкий перед ним пресмыкался. Но так сильна традиция всеобщего чинопочитания, что, узнав о чине толстого, тонкий, его жена, даже узлы и картонки сразу “съежились”. Снова — привычка, с которой герой “уже совладать не может”. Даже когда с ним говорят по-человечески, он ведет себя так, будто на него кричат и топают ногами. Чеховские рассказы 80-х годов говорят о той атмосфере социальной подлости, о том искажении человеческой личности, которое определяло жизнь самодержавной бюрократической России.
В середине 80-х годов—начале 90-х в творчестве писателя наметился перелом. До сих пор он зло и весело изображал сплошь “отрицательных” героев. В них нет ничего настоящего, это марионеточные фигуры. Каждый — карикатура на человека. Но вот в этой пестрой и шумной толпе самодовольных невежд мелькают иные лица — молчаливые, бедно одетые, нечиновные, страдающие. Они человечны, их страдания неподдельны. Рассказ о них требует уже иного тона.
...У извозчика Ионы (“Тоска”) умер сын. Ему не с кем поделиться своим горем. Он начинает рассказывать седокам, но его никто не слушает. Чехов ни слова не говорит о людском равнодушии. Но он заставляет нас почувствовать, ощутить его, подумать о нем. Иона сетует:
“—Три дня полежал в больнице и помер... Божья воля.
— Сворачивай, дьявол! — раздается в потемках.— Повылазило, что ли, старый пес? Гляди глазами!
— Поезжай, поезжай...— говорит седок.— Эдак мы и до завтра не доедем... Подгони-ка!”
Это даже не назовешь “описанием”: Чехов так ставит рядом неловкую, беспомощную речь Ионы, грубый окрик прохожего и нетерпеливое, со сдержанным раздражением понукание седока, что самый контраст оказывается средством выразительности — он как бы заменяет собой развернутую авторскую характеристику. Тяжело человеческое горе. Но вдвое тяжелее, когда оно остается неразделенным, когда никому нет до тебя дела в шумном, крикливом, равнодушном городе. Ничего нет страшнее человеческого равнодушия — вот главная тема, которая зарождается в рассказах Чехова середины 80-х годов и проходит сквозь все его творчество.
Жив человек духовно или навеки уснул, погрузился в “сонную одурь”, лень, мертвое безразличие в погоне за чином и рублем? Есть ли еще в нем “искра” — отзывчивость к чужой беде, страданию, к народному горю, стремление к иной, лучшей жизни? Вот вопросы, над которыми билась беспокойная мысль художника-гуманиста.
Эта тема актуальна и в наши дни, мы с интересом читаем рассказы Чехова, написанные сто лет назад, но не устаревшие, не потерявшие своей свежести и новизны.
Философия жизни Платона Каратаева
Мудр тот, кто знает не многое, а нужное
Эсхил
Мудрость человечества в терпимости
Бани
«Война и мир» - широкое историческое полотно, где главным героем является народ. И сам Л.Н. Толстой пишет об этом в своих дневниках: «Чтоб произведение было хорошо, надо любить в нем главную, основную мысль. Так… в «Войне и мире» я любил мысль народную». По мнению автора, именно народные массы творят историю, а не командование армией и не генералы.
Платон Каратаев – один из представителей русского крестьянства. С ним знакомится Пьер Безухов в плену. После того, как он стал свидетелем страшного события – расстрела пленных, Пьер потерял веру в человека, в разумность его поступков. Он находится в подавленном состоянии. И именно встреча в бараке с Платоном вернула графа Безухова к жизни. «Рядом с ним сидел, согнувшись, какой-то маленький человек, присутствие которого Пьер заметил сначала по крепкому запаху пота, который отделялся от него при всяком его движении». Пьер наблюдает за тем, как Платон уверенными «круглыми» движениями разматывает бечевки на ногах. Граф и мужик оказались в одинаковом положении: они пленные. И в этой ситуации необходимо остаться человеком, самим собой, необходимо выстоять и выжить. Именно такому выживанию учится Пьер у Каратаева.
Платон у Толстого – собирательный образ, так же, как и Тихон Щербатый. Не случайно, представляясь Пьеру, он называет себя во множественном числе: «Солдаты Апшеронского полка… Меня Платоном звать, Каратаевы прозвище». Каратаев ощущает себя не отдельной личностью, а часть целого, частью народа: простых солдат, крестьянства. Его мудрость заключена в метких и емких пословицах и поговорках, за каждой из которых эпизод жизни Платона Каратаева. Например, «где суд, там и неправда». Он пострадал от несправедливого суда, и вынужден служить в армии. Однако Платон воспринимает любые повороты судьбы как должное, он готов приносить себя в жертву ради благополучия семьи: «… думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам-пят ребят, - а у меня, глади, одна солдатка осталась…Рок головы ищет».
Платон Каратаев любит каждого человека, каждое живое существо, весь мир. Не случайно он ласков с обычной бездомной собакой, по его философии, не только людей, но «и скота жалеть надо».
Платон воспитан на христианских традициях, а религия призывает нас к терпению и послушанию, жить «не нашим умом, а божьим судом». Поэтому он никогда не испытывал зла и обиды к людям. Раз уж так сложилась судьба, то нужно с честью выполнять свой воинский долг, защищать свою Родину: «Москва – она всем городам мать». Платон – патриот, Россия для него – это родная мать, и ради нее можно и с жизнью расстаться. Однако к врагам он не испытывает ненависти. Ведь войны ведут политики, императоры, при чем же здесь простой солдат? А пленным одинаково тяжело, какую бы из воющих сторон они не представляли. Платон с удовольствием шьет рубахи для французов и любуется своей работой.
После знакомства с Каратаевым Пьер начинает по-другому относится к жизни, ко всему тому, что с ним произошло. Платон для него – это идеал для подражания. Не случайно у Пьера он ассоциируется с чем-то «круглым». Круглым – значит, законченным, сформировавшимся, не принимающим на веру других принципов, «вечным олицетворением духа простоты и правды».
Конечно же, с жизненными принципами Платона Каратаева можно не согласиться. Не всегда нужно беспрекословно покоряться судьбе, быть рабом жизненных обстоятельств. Но что мне наиболее близко в образе Каратаева – это его любовь к жизни, к миру, ко всему человечеству. Его философия - философия христианская. А религия помогает жить любому человеку, в каких бы тяжелых условиях он не оказался, какие бы серьезные испытания не выпали ему. Это народная мудрость, сформированная веками. «Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал».
Возможно, как солдат Каратаев слабый: настоящий воин должен, как Тихон Щербатый, ненавидеть врага. И в то же время Каратаев патриот. Но как человек, личность, Платон очень сильный и мужественный. Как сказал о народе в романе Кутузов: «Чудесный, бесподобный народ!» Я думаю, эти слова можно отнести к Платону Каратаеву и к его жизненным принципам. Если бы в армии не было людей, готовых не только непримиримо бить врага, но и философски относиться к жизненным трудностям, находить в себе силы достойно преодолевать их, то я думаю, без таких солдат Кутузов вряд смог бы победить честолюбивого Наполеона.
Духовный поиск героев Шукшина
Василий Шукшин является продолжателем лучших традиций русской классической литературы. Писатель всегда считал, что главное в жизни интеллигенции - это стремление помочь нуждающимся людям. И он пытался помочь людям найти справедливость и сохранить истинные духовные ценности. Герои Шукшина похожи на героев Льва Толстого, они проходят путь духовных исканий. Писатель стремится раскрыть суть своих персонажей в кризисные моменты их жизни, в моменты выбора, разочарования, открытия и самопознания. Нравственные идеалы В. Шукшина олицетворяются в нравах героев, унаследовавших все лучшее, что было присуще истинно русской душе. Все они пытаются обрести свое место в жизни страны, найти употребление собственным силам. Герой киноповести “Живет такой парень” Пашка Колокольников живет так, как может, не задумываясь о том, как следует жить. Но при этом он полон внимания к людям, его деятельное добро — проявление сердечности. Он вообще живет не разумом, а чувством, и сердце его не обманывает. Иван Расторгуев — это хранитель русской земли. Герои Шукшина постоянно размышляют о вечном, о добре и зле, о смысле жизни, призвании человека. Многие из них склонны к максимализму, не готовы к компромиссам. Поиск истины для них начинается с познания окружающего мира. Самые активные споры возникают тогда, когда речь заходит о роли и назначении человека в жизни, о его душевных качествах и путях самосовершенствования. Они пытаются все постичь своим умом, познать на собственном опыте. В духовных исканиях героя проявляются его натура, восприятие им действительности. Смысл жизни они видят в гармонии мира и человека. Глубочайшей напряженностью отличается рассказ “В профиль и анфас”. Терзают сомнения Ивана, недоволен он своей жизнью и собой, хочет понять, для чего живет и работает: “А я не знаю, для чего я работаю…” Вера в гуманные начала жизни, вера в силы человека, возможность одержать победу над злом побудила В. Шукшина написать такие рассказы как “Калуза” и “Обида”. В основе рассказов до боли узнаваемая ситуация. В “Калузе” — не пожелала дать пропуск, не пропустила к больному, обошлась грубо с человеком немолодая уже женщина-вахтерша. Между тем на глазах у него были пропущены те, кто сунул рублевку или плитку шоколада в карман ее грязноватого халата. Явная несправедливость, и реакция на нее остра. В конце рассказа звучат тяжкие, как вздох, слова: “Я никак не мог успокоиться в течение всего дня… страшно и противно стало жить, не могу собрать воедино мысли, не могу доказать себе, что это мелочь. Рука трясется, душа трясется, думаю: “Да отчего же такая сознательная, такая в нас осмысленная злость-то?… Что с нами происходит?” Схожая ситуация и в рассказе “Обида”. “Что такое творится с людьми?” — вопрошает Сашка Ермолаев, главный герой “Обиды”. Обыденные житейские столкновения вызывают в героях острую реакцию, подводят к критическим размышлениям о природе человеческого хамства, равнодушия, вообще о человеческой жизни. В рассказах В. Шукшина за внешне простым, непритязательным, порой будничным фактом кроется широкое философское осмысление действительности, встают вопросы о смысле жизни, о добре и зле, о душе человеческой. Вот герой рассказа “Верую” Максим Яриков. Навалилась какая-то особенная тоска на него, сорокалетнего, злого на работу мужика. Не может Максим сказать, что с ним происходит. Чувствует — болит душа. Но как объяснить — почему? Ненавидит он тех “людей, у которых души нету, или она поганая”. Думает, мучительно размышляет герой: а зачем все? Зачем живет он и люди вокруг него? Услышал Максим Яриков, что к Лапшиным приехал “самый натуральный” поп, и пошел к нему узнать: “У верующих болит душа или нет?” И оказывается, что этому попу “ничто человеческое не чуждо”, а имя бога, в которого он верит, — Жизнь. “Ты пришел узнать, во что верить? Ты правильно догадался, у верующих душа не болит. Но во что верить? Верь в Жизнь”. Не всегда герои могут ответить на сложные вопросы, но уже само это стремление найти, докопаться до сути, понять несет в себе зерна духовности. Василий Шукшин неоднократно заставляет своего героя критически взглянуть на себя, на собственную жизнь, на ее нравственное содержание. Часто предметом исследования становится человек сложившийся, взятый в момент душевного напряжения, сдвига, надлома. Такова “Калина красная” — повествование о трагической судьбе Егора Прокудина. В нем есть все, что способно вызывать и гнев, и сострадание, и горькое раздумье о несложившейся жизни, о нравственных силах, не получивших разумного применения… Испытав отторжение и одиночество, герой повести вернулся к людям, к жизни… В труде и приязни близких, казалось бы, обретена жизненная опора и перспектива нравственного исцеления. Однако судьба Егора трагична. “И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи дома… Лежал, приникнув щекой к земле, как будто слушал что-то такое, одному ему слышное”. Поп из рассказа “Верую!” становится страстным жизнелюбом, как бы воплощая в себе радость стихийной жизни. По Шукшину, согласие с миром возможно только тогда, когда человек открыт для людей, отзывчив, готов подарить другим часть своей души. Шукшин восхищается героями фантазерами, эдакими “чудиками”, воспринимающими жизнь поэтически, стремящимися наделить ее легендой, наполнить сказкой. Талантливые люди почти всегда щедры. Им тяжело бороться с повседневностью, но они находят опору в любви ко всему живому, к природе. Задача человека — освободиться от эгоизма, тщеславия, мелочности. Но как же вернуть все прекрасное, что было утрачено? Авторские герои готовы все время пребывать в поиске истины. В этих противоречивых поисках, в заблуждениях, трудностях отразилось социальное и историческое состояние русского общества, важнейшие тенденции жизни. В них всегда присутствует жизнеутверждающее начало. С одной стороны — идеал целесообразности, пользы — с другой. При этом все обожаемые герои Шукшина ненавидят непристойность, мещанство, корыстность. Критерием ценности в творениях писателя становится реальная жизнь. Отношение человека к жизни - это и есть основной критерий истинного, главное испытание героя на крепость.
Утверждение общечеловеческих ценностей в романе «Война и Мир»
«Учителем в жизни и в искусстве» называли многие критики XX века великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. И это звание он получил вполне заслуженно. Все его творчество — это своего рода энциклопедия русской жизни, энциклопедия человеческих характеров и судеб, энциклопедия вечных общечеловеческих ценностей. В своих произведениях писатель всегда поднимал и освещал важнейшие проблемы жизни, которые волнуют всех людей и которые каждому из нас приходится переживать неоднократно. Он ставил вопросы, на которые каждый человек в своей жизни должен найти ответ. Прежде всего, это вопрос нравственной чистоты людей, чистоты и величия их души.  Все герои Толстого привлекают нас своей неповторимостью, яркой индивидуальностью и своеобразием. Они заставляют нас вместе с ними переживать все жизненные ситуации и проблемы, вместе с ними думать, мечтать, чувствовать, принимать решения, делать выбор. И в первую очередь — выбор жизненного пути, жизненных позиций и принципов, определение важнейших человеческих ценностей. «Люди как реки, — говорил Л. Н. Толстой, — вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то широкая, то быстрая, то тихая, то чистая, то мутная, то холодная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие, и бывает совсем не похож на себя, оставаясь все между тем одним и самим собою». Именно способность человека к переменам, к самосовершенствованию всегда была для Толстого признаком духовности личности, ее нравственного здоровья. Потому всех своих героев писатель испытывал, проверял нравственностью, духовностью. В романе «Война и мир» внутреннему миру человека, формированию его нравственных позиций автор уделяет особенно серьезное внимание. Духовная красота героев Толстого проявляется во внутреннем борении мыслей и чувств, в неустанных поисках смысла жизни.  Писатель убежден, что нравственный облик человека не является чем-то изначально данным. Он формируется в ходе сложных и часто противоречивых жизненных исканий. Насколько человек оказывается упорным в своих исканиях, насколько серьезно и велико его стремление дойти до истины, найти ответы на важнейшие жизненные вопросы, сама способность формулировать для себя эти вопросы — вот то основное, что определяет, в конечном итоге, его моральный облик, то, станет ли он настоящим, достойным человеком или остановится на полпути, свернет с верной дороги, будет довольствоваться малыми победами.  В произведении Л. Н. Толстого мы встречаемся с представителями обеих категорий. Одни персонажи совершенно глухи к велениям совести, к зову сердца. Свою душевную пустоту они прячут за благозвучными, лицемерными речами. Таковы, например, Курагины, Друбецкие, посетители салона Анны Шерер. Другие — члены старых дворянских семей, сохранивших определенные традиции, имеющих богатое духовное наследие. Андрей и Марья Болконские, Наташа Ростова, Пьер Безухов — вот они, настоящие положительные герои, ищущие и находящие, пусть путем ошибок и сомнений, свой путь в жизни, свое истинное призвание и предназначение.  Все положительные герои романа-эпопеи во многом не похожи друг на друга. Все они живут своими мечтами, стремлениями, идеалами. Все они в той или иной степени наделены различными человеческими качествами. Но всех их объединяет то главное, что делает человека Человеком.  Герои Толстого предельно искренни в своих чувствах, мыслях, словах, переживаниях. У всех у них доброе и отзывчивое сердце, никто из них не может оставаться равнодушным к человеческому горю и страданиям, никто не может оставаться в стороне от важнейших исторических событий, определяющих судьбу всей страны. Все эти герои наделены благородным сердцем, все стремятся к высокому идеалу, всеми движут великие, истинные порывы. Каждый из них — цельная натура, неординарная личность с богатым внутренним миром. Андрея Болконского не устраивает окружающее его светское общество. Его душа стремится к чему-то большему, высшему. Видя вокруг лишь фальшь, неискренность, обман, лицемерие, он стремится вырваться их этого душного мира, реализовать свои высокие порывы, найти настоящую правду жизни. Самым верным путем для него представляется участие в военных действиях. Участвуя в войне, князь Андрей надеется найти покой и согласие с самим собой. Но не находит. Зато он открывает для себя нечто более высокое и важное, чем личные переживания и страдания. Он открыл величие народного разума и народной воли. В его душе сформировалось и укрепилось высокое чувство патриотизма, которое в конечном итоге и помогло ему определить свою позицию в жизни, найти себя. Так же, как Андрей Болконский, ищет смысл жизни и Наташа Ростова. Ее душа инстинктивно стремится к прекрасному, доброму, нежному. Она ищет любви — настоящей, искренней, сильной, вечной. Именно любовь может подарить ей и внутренний покой и полное благополучие и счастье. Но чтобы прийти к этой любви, чтобы самой полностью раствориться в любимом человеке и вызвать в своем избраннике точно такие же чувства, Наташа стремится духовно очиститься, стать еще более высокой нравственно: «Научи меня, что мне сделать, как исправиться навсегда, навсегда, как мне быть с моей жизнью…»  Пьер Безухов, пройдя нелегкий, наполненный разочарованиями и ошибками путь, приходит к своему пониманию счастья. Да, он обретает семейное счастье, любовь к Наташе обогащает его духовный мир, становясь для него высшим судьей и мерилом истины и добра. Однако семейное благополучие не может составить полного счастья для Пьера, не может полностью заполнить место в его ищущей душе. Полное успокоение и удовлетворение своих стремлений и порывов он находит в присоединении к декабристам. Он уверен в необходимости объединения всех честных людей, «чтобы противостоять общей катастрофе» .  Еще одним несомненным носителем высших нравственных ценностей является в произведении княжна Марья, живущая полным самопожертвованием, которое возведено ею в моральный принцип. Она готова всю себя отдать другим, для нее « христианская любовь к ближнему, любовь к врагам достойнее, отраднее и лучше, чем те чувства, которые могут внушить прекрасные глаза молодого человека молодой девушке». Смирению и самопожертвованию княжны Болконской сопутствуют бескорыстные нравственные чувства и напряженная духовная работа. Именно поэтому о Марье автор часто говорит с таким благоговейным чувством, отдавая ей бесспорную дань уважения. Разные герои, разные судьбы, разные пути к счастью и сами представления о счастье. Одинаково лишь — духовное богатство, сила и цельность натуры, страстное стремление к истине и гармонии.  Андрей Болконский, Наташа Ростова, Пьер Безухов, Марья Болконская — настоящие носители высоких общечеловеческих ценностей в романе. Они покоряют искренностью, чистотой и силой чувств, стремлением к любви и способностью любить по-настоящему, отдавая всего себя любимому человеку и при этом сохраняя себя как личность. Они могут чувствовать себя полностью счастливыми лишь принося пользу обществу, народу, стране. Они не хотят, да и не могут, в силу своих высоких нравственных качеств, замкнуться в собственном благополучии и закрыть глаза на страдания и беды окружающих их людей. Они — решительные, деятельные, гордые, смелые, честные, добрые. Все они нетерпимы к фальши, естественны в поведении и выражении своих чувств. Они сходятся в своем преклонении перед жизнью, неосознанном, как у Наташи, или вполне осознаваемом, как у Андрея Болконского. Любого из них можно смело назвать идеалом настоящего человека.  Однако не только эти представители дворянства могут считаться настоящими, духовно богатыми людьми. Носителями высших духовных ценностей, таких как чувство долга, патриотизм, искренность, отзывчивость, решительность, смелость, мужество, стойкость к жизненным испытаниям и ударам, жизнелюбие, оптимизм, являются и люди из народа — солдаты, простые труженики, самозабвенно выполняющие свой долг перед родиной. Благодаря такой широкой галерее разноплановых персонажей, наделенных лучшими человеческими качествами, произведение Л. Н. Толстого может по праву считаться энциклопедией человеческих характеров, учебником нравственности и духовности.
Духовные ценности в романе "Война и мир".
     В 1869 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над одним из гениальных произведений мировой литературы — романом-эпопеей "Война и мир". Прочитав роман, можно с уверенностью сказать, что Толстой проявил себя как художник и психолог, до мельчайших подробностей изобразивший полноту событий начала девятнадцатого века. Показав решающую роль народа в исторических событиях, Толстой создал особый жанр романа, грандиозную по охвату жизни и масштабам повествования реалистическую эпопею. В романе мимо читателя проходит множество различных героев, в каждого из которых Толстой вложил душу и индивидуальные душевные качества, но главный герой романа - народ, брошенный в ненужную ему войну 1805 года.      Важным моментом романа является изображение автором духовных ценностей человека. Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает важными личностными качествами. В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Один из ярких образов, созданных Толстым, это Андрей Болконский. Он обладает глубоким, склонным к постоянному анализу умом, он хорошо образован, имеет сильную волю. Его духовные ценности и формируют его как сильную личность. Человеческая душа обогащается нравственными ценностями, которые личность приобретает в процессе своего духовного становления. Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь.      Читая роман, современный читатель черпает для себя много неизвестных, ещё неоткрытых его внутренним миром духовных богатств, которые обогащают его душу.     А что значит читать роман? Это значит - размышлять вместе с автором, находиться с ним в постоянном поиске, улавливать роль и смысл различных сцен. Читатель совершает постоянную духовную работу, которая развивает личностные качества, исследует не только отдельные судьбы, но и их взаимосвязи. Одна из основных тем романа “Война и мир” — “мысль народная”. Современный читатель видит всю глубину и величие русской души, Толстой своим романом доносит до него, что движущей силой истории выступает единство людей, которое способно творить коренные переломы в истории человечества. Именно такие идеи обогащают душу современного человека, вносят положительные изменения в его общественные взгляды. Например, анализируя образ Кутузова, мы видим некоторые великолепные черты русского полководца: любовь к русскому народу, близость к солдату, его глубокие патриотические чувства. Кутузов был связан с народом тесными духовными связями, и в этом была его сила как полководца. В образе Кутузова воплощены такие духовные ценности, как простота, доброта и правда. Именно таких великих качеств, на мой взгляд, и не хватает современному русскому человеку. Толстой «выхватывает» из героев романа всё то ценное, что заложено в их душах для того, чтобы заставить простого человека, читающего роман, задуматься о бедности своей души.     Кроме того, роман даёт понять, ценности вырастают из идеалов личности, которые представляют собой предмет устремлений человека, являются смыслом его жизни. Л.Н. Толстой показывает героев романа в развитии и духовном становлении внутреннего мира личности. К примеру, когда наступил долгожданный момент Тулона, Андрей бежит впереди со знаменем и раненный падает вместе с ним. Похвала Наполеона, вчерашнего кумира, уже не нужна Болконскому. Он, поверженный, лежит на земле видит только высокое небо над собой и в нем одном находит величие ценностей, которых он ищет в жизни, но которых не было до этого, в его Тулоне. Такая особенность создания героев, как изображение их в духовном развитии, одинаково воздействует на читателей в разные времена: заставляет их не только задуматься, но и совершать духовную работу, переосмысливать свои идеалы.      Особенность романа Война и мир заключается в том, что, читая его, независимо от возраста всегда черпаешь из него столько, сколько способен взять и всегда при этом ощущаешь, сколько нетронутого осталось за пределами твоего восприятия. Перед нами, современными читателями, предстаёт роман не о войне, а о жизни, полной нравственных качеств. Сто с лишним лет прошло с той поры, и все новые и новые поколения открывают эту книгу, находят в ней то вечное, что роднит прошлое, настоящее и будущее. Жизнь романа продолжается
Чем люди живы?
(по рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор»)
У тех людей всегда лица хороши,
кто в ладах с совестью своей
А.И. Солженицын
«Матренин двор»
Она не совершала никаких подвигов, не стояла у станка в трудное лихое время, не агитировала и не призывала жить праведно. Нет, она ничего этого не делала, но из всех героев, о которых говорят и чьи фотографии красуются с обложек художественных произведений, эта женщина и её жизнь для меня – пример того, чем и как жить.
И имя у нее неприметное, ветхое какое-то – Матрена. Чтобы увидеть за всей этой неприглядностью то, что однажды вдруг открылось автору рассказа «Матренин двор» Александру Исаевичу Солженицыну, надо очень внимательно перечитывать это произведение, строчка за строчкой, деталь за деталью собирать то, что позволит вслед за писателем по-новому увидеть Матрену. Совершу и я этот путь вместе с автором, чтобы всмотреться, вслушаться и понять, чем жила простая женщина из российской глубинки и почему еще после её гибели почти полгода все поезда замедляли свой ход «на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы».
Деревенская жизнь любит сильных людей: пахарей, плотников, косарей - одним словом, мужиков. А как управляться с хозяйством, если ты «одинокая кругом», если вилы и лопату некому насадить и недуг тебя гнет к земле, а на твоих старческих плечах дом с «четырьмя оконцами», «колченогая кошка» и грязно-белая коза? Чем жить, если по причине болезни тебя отпустили из колхоза и пенсию тебе не платят? «Разве это жизнь?» - скажет любой, но только не Матрена. Нельзя сказать, что она не сетовала по этому поводу. Нет, даже обижалась, что притесняют её, но не бегала с жалобами в конторы, лишь с совершенно посторонним человеком обмолвилась в непринужденном разговоре. Попытка понять Матрену и её образ жизни привели меня к одной фразе: «Закономерный порядок… дел она держала в голове и, проснувшись поутру, всегда знала, чем сегодня день её будет занят». Из года в год изнурительная тяжелая работа. От сбора бруснички до вывороченных трактором старых пеньков на болоте, от копки картофеля на своем и чужом поле до тяжелых двухпудовых кулей с торфом, принесенных за три километра, от заготовки сена для козы («труд великий»!) до безвозмездной помощи любой бабе в Тальново, да и колхозу тоже. Разве можно не согнуться под тяжестью однообразной и изнурительной работы?! Не обидеться на свет божий?!
Этот вопрос сам собою исчезает, когда я читаю между строк, написанных с большой любовью о Матрене автором, следующие слова: «лучезарная улыбка», «возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой». Читаю и подхожу к самому главному открытию: как ни парадоксально, у неё было самое действенное средство не падать духом – работа. Та самая, которая гнет к земле и изнуряет.
Понравившаяся мне героиня не совершала подвигов. Но она раскрасила трудовыми заботами серые будни своей жизни и превратила её в храм души человеческой. Труден её день, и горек её хлеб, но «беспритульная», «потерянная» Матрена сумела обласкать каждого, кто пересек её жизненный путь.
Она уйдет из жизни так же тяжело, как жила. После её ухода ничего не изменится, разве что колченогая кошка и коза осиротеют. Но Матрена оставит после себя одну житейскую мудрость: человек может быть счастлив в малом – в каждом своем трудовом дне. Низкий поклон автору и через его произведение - земле, на которой завершила свой земной путь простая русская женщина Матрена, оставив в нашей душе светлый образ праведницы. Кто-то назовет её «чудачкой», кто-то скажет, что это ангельская душа… Верно и то и другое, как верно то, что Матрена выбрала такой жизненный путь, где героика чувств и мыслей растворялась в мирских хлопотах обычного дня.
Для меня во всей прочитанной литературе два таких героя: маленький принц Экзюпери и Матрена Солженицына, которые знают порядок жизненных вещей. Молодость и старость… Как хотелось бы, чтобы золотая середина человечества жила по принципу этих двух праведников: не навреди.
«Разве бывает несчастная любовь?»
( по произведениям Бунина и Куприна)
И.Бунин и А. Куприн в большинстве своих произведений стараются доказать читателю, что несчастной любви не бывает. Любовь может быть безответной, может прерваться по самым разным причинам, при этом оставаясь самым утренним и самым радостным чувством...
Хотелось бы согласиться с классиками, но в голове крутятся несколько вопросов. Разве можно назвать любовь, приносящую человеку боль, радостной? Разве после потери возлюбленного можно остаться по-настоящему счастливой? Разве только трагически закончившееся чувство можно назвать любовью, а чувства, переросшие в привязанность и доверие, в нежную привычку, почти неизбежную в семейной жизни, уже перестают быть ею?
Известно, что когда Бунина спрашивали, любит ли он свою жену, то писатель отмахивался :« Я без нее дышать не могу, но это не любовь, это — другое!» Что же это?!
И у Бунина, и у Куприна герои дышат любовью, живут ею, счастливы своим чувством, даже и неразделенным. Но почему, зачем столько жертв? Почему так часто любовь у них соседствует со смертью в самых обыденных житейских обстоятельствах? Меня это тревожит и даже иногда раздражает. Пусть люди расстаются, пусть у них остается лишь сладостное воспоминание о юности, о несбывшейся мечте... такие рассказы мне нравятся больше, чем те, которые завершаются резней и стрельбой... В конце концов Бунин и Куприн в прозе пишут вроде бы реалистические произведения, а в жизни, к счастью, любовь не так часто заканчивается убийством и самоубийством. Впрочем, настоящая Любовь редка, это правда.
Один из моих любимых рассказов у Бунина - «Руся»... «Дачная» любовь, недолгое чувство, так резко оборвавшееся в самом начале... Герой рассказа «Руся» женился на другой женщине и скучает, глядя по сторонам, проезжая по тем местам, где жил и любил в юности... Но потом память разрастается настолько, что оживает все до мелочей. Оказывается, герой и не забывал Русю никогда, он жил подробными воспоминаниями об их недолгих встречах — и до сих пор эта девушка владеет его сердцем... И тогда уже тошно ему становится смотреть на чужую женщину рядом с собой ( хотя он и состоит с ней в законном браке ), и он говорит про Русю глухим, изменившимся голосом : « Возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет!» И Бунин считает, что та глубина, с которой мужчина вспоминает подругу своей юности, оправдывает все, вносит счастье в его прозаическое, бездуховное существование, оживляет его... И не так важно, почему они расстались, они — по Бунину — все равно должны были расстаться для того, чтобы сохранить незамутненным любовное воспоминанье... И мужчина, подводя итоги своей жизни, думает о том, что летние дни, проведенные с Русей, были лучшими днями в его судьбе.
В другом своем рассказе (“Генрих» ) Иван Бунин разлучает героев , убивая возлюбленную. Со смертью невозможно спорить, это не деспотичные родители и не социальные различия... Глебову после смерти девушки, работавшей под псевдонимом «Генрих», очень больно... У героя было много подруг, но именно после рокового события он понимает, что только с той, которая погибла из-за него, стоило связать свою судьбу. Он вспоминает, как им было «тепло» вместе, как с Генрихом было хорошо говорить и молчать, как она понимала его...
Куприн тоже в своих произведениях старается опровергнуть мнение о том, что безответная любовь — обязательно несчастливая. В « Гранатовом браслете» его герой, любящий крепко и беззаветно, кончает жизнь самоубийством, хотя утверждает, что он был счастлив своим невзаимным чувством. Случай, описанный в этом рассказе, на мой взгляд, самый сложный. Еще можно понять, когда любящие друг друга люди были какое-то время вместе, их связывают воспоминания, они успели подарить друг другу тепло своих душ... Совсем другое, когда порывы чьего-то сердца — тщетны, любимая отвергает любые проявления нежных чувств, не оставляя ни надежды, ни возможности встречи. Главный герой Желтков больше десяти лет любит княгиню Веру, благополучную в браке женщину. Желтков утверждает не единожды, что любовь эта приносила ему неземное счастье... Но ведь он покончил с собой!? Читателю это кажется странным, нелогичным. Но, оказывается, герой так любил Веру, что не хотел ей причинить даже малейшие неудобства самим фактом своего существования...
Столь глубокие и самоотверженные чувства, конечно, очень редки. Куприн показывает, что в этой ситуации нет виновных, Вера и ее супруг — достойные люди. Жизнь Веры пересекла необычайная по силе любовь чужого для нее человека, силу чувства женщина смогла оценить только после смерти любящего. Но здесь нет и жертв. Желков любил добровольно и ушел из жизни тогда, когда счел это необходимым для душевного покоя возлюбленной. Память о странном человеке останется в сердце Веры навсегда, она плачет о нем и о счастливой безответной любви, которая не смогла выжить на этой грешной земле.
Таким образом, Бунин и Куприн , видимо, хотят убедить читателя, что есть любовь, которая заканчивается смертью, но нет любви несчастливой. Согласилась ли я с ними? Не знаю.