Урок развития речи в 6 классе Тема: Подготовка к сочинению – описанию по картине И.И.Шишкина «Зима»



Кинзябулатова И.С.., учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ д. Старый Калкаш Стерлибашевского района РБ,
“Русский язык 6 класс”

Демонстрационный материал Портрет И.И.Шишкина, стенд «И.И.Шишкин – художник-живописец»,, магнитофон, аудиокассета с музыкой Г.Свиридова «Тройка» к повести А.С.Пушкина «Метель».

Урок развития речи в 6 классе

Тема: Подготовка к сочинению – описанию по картине И.И.Шишкина «Зима»
Цель: Совершенствование навыков употребления имен существительных в речи,
подготовка к сочинению – описанию по картине; знакомство с творчеством русского художника И.И.Шишкина; воспитание любви к родной природе.
Оборудование: портрет И.И.Шишкина, стенд «И.И.Шишкин – художник-живописец»,
магнитофон,аудиокассета с музыкой Г.Свиридова «Тройка» к повести А.С.Пушкина «Метель».
Эпиграф: «Мороз и солнце! День чудесный!»
А.С.Пушкин.

Ход урока.
Организационный момент.
Включаю магнитофон. Звучит музыка Г.Свиридова.
Какую картину вы представили, когда слушали музыку?
Какое время года видели перед глазами?
О чём думали, когда слушали музыку?
Композитор Г.Свиридов красоту зимней природы так передаёт через музыку. В музыке описывается картина природы.
В чём заключается особенность описания? Вы должны так описать предметы, явления, чтобы они были ясные, понятные. Необходимо использовать яркие, неожиданные слова и выражения.
Какие виды описания вы знаете? (Описание внешнего вида человека – портрет, описание внутреннего вида помещения, описание природы).
Как называется описание картины природы? (Пейзаж).
Какие виды пейзажей вам известны? (Морской, горный, городской, деревенский, летний, осенний, весенний, зимний).
Сообщение цели урока.
Сегодня мы остановимся на зимнем пейзаже, познакомимся с творчеством художника И.И.Шишкина, готовимся написать сочинение-описание по картине «Зима»
Запишите слова и подберите к ним однокоренные слова. (Работа ведётся в тетрадях и на доске).
Зима – зимушка, зимний, зимой, зимовник, зимовье, зазимок, зимующие, озимые.
Снег– снежок, снежинка, снеговик, подснежник, снежный, снегирь, снеговой, заснеженный
Мороз – морозный, заморозки, заморозить, морозко, мороженое, морозно, подморозило
Разбор слов по составу:
З и м у ш к а п о д с н е ж н и к с н е ж о к г//ж
Объясните способы образования этих слов.
Народ создал много загадок о зиме. А вы, какие загадки знаете о зиме? (Дети загадывают друг другу загадки)
Проведём небольшой словарный диктант.
Хвойный лес, замечательная погода, чудесный зимний день, белый пушистый снег, снег на ветках деревьев, снег на пенечке, блестит снег, переливается и искрится на солнце, прозрачный чистый воздух, могучие сосны, зимний наряд.
Ребята, перед нами стенд «И.И.Шишкин – художник-живописец».
Посмотрите на эти репродукции картин.
Знакомы ли в
·ам эти картины?
Какую картину вы знаете?
Как называется картина?
Рассказ ученика об И.И.Шишкине.
Кто не знает картин известного русского живописца Ивана Ивановича Шишкина: «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Корабельная роща», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком»!
И.И.Шишкин родился в тихом городке Елабуге, живописно расположенном на реке Каме, в семье небогатого, но образованного купца. Щедрая природа родных мест, красивые камские берега, мощные леса вокруг Елабуги рисовал на бумаге маленький Ваня.
Учитель. Русский художник И.И.Шишкин – автор замечательных картин пейзажей «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Сосны освещённые солнцем», «Корабельная роща», «Уголок заброшенного сада», «Лесные дали», «Зима» и другие.
Все они посвящены изображению родной природы и написаны так выразительно и талантливо, что мы ощущаем её величие и красоту. Вместе с художником любуемся просторами полей, лугов, исполинами деревьями и мощью дремучих лесов. Мастерство этого живописца вызывает чувство восхищения.
Этот портрет И.И.Шишкина написал известный русский художник И.Крамской. Знаменитый художник нарисован с зонтом и этюдником, которые нужны художнику для работы на природе.
А теперь, ребята, внимательно рассмотрите картину «Зима».
Пусть эпиграфом нашего урока будут слова из стихотворения «Зимнее утро» А.С.Пушкина.
Мороз и солнце! День чудесный!
А.С.Пушкин.(Эпиграф написан на доске)
Ученица читает наизусть стихотворение «Зимнее утро» А.С.Пушкина.
Беседа по картине.
Представьте себе, что вы оказались в зимнем лесу. Какое время года и суток изображено на картине? (На картине изображён чудесный зимний день)
Что можно сказать о воздухе в зимнем лесу? (Воздух чистый, свежий, прозрачный)
Какой лес изображён на картине? (В лесу царит тишина)
Какие деревья и кусты мы видим? (В зимнем лесу мы видим столетние сосны, могучие ели, молодые кусты)
Что можно сказать о снеге? (Блестя на солнце, снег лежит)
Как выглядят деревья? (Белый пушистый снег лежит на ветках деревьев. Зима облепила снегом хвойные деревья)
Любите ли вы зиму, зимний лес, снег? Почему?
В какие игры играете зимой?
А какое настроение создаёт картина «Зима»? (Картина вызывает весёлое, приподнятое настроение)
Составление плана (на доске)
Прекрасный зимний день.
Деревья и кусты зимой.
Всё покрыто снегом.
Зима – любимое время года.
Вывод. Таким образом, мы на уроке познакомились с творчеством художника-живописца И.И.Шишкина и беседовали по картине «Зима». Картины художника учат любить родную природу, восхищаться её красотой.
Домашнее задание. Написать сочинение по картине «Зима» И.И.Шишкина.
Подведение итогов урока.

















Кинзябулатова И.С
учитель русского языка и литературы,
“Русский язык 6 класс”
Подготовка к сочинению – описанию по картине И.И.Шишкина «Зима»

Заголовок 115