Конспект урока по русскому языку на тему : Текст. Развитие речи: составление текста сравнительного описания.


СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования
Конспект урока
по Русскому языку
в 4 «г» классе МБОУ НОШ № 31
студента группы Б-3022
Ишанкулиевой Дженнет АмангельдыевныДата проведения урока: 4 мая 2016 г.
Начало урока в 10 часов 20 минут
Учитель-наставник: Тарасова Валентина Анатольевна
Руководитель: Абрамовских Наталья Викторовна
С конспектом ознакомлен:
«______» 20__ года _________________ (подпись учителя-наставника)
«______» 20__ года _________________ (подпись руководителя)
К уроку допущен
«______» 20__ года _________________ (подпись учителя-наставника)
«______» 20__ года _________________ (подпись руководителя)
Тема урока: Текст. Развитие речи: составление текста сравнительного описания.
Цель урока (для учителя): научить составлять текста сравнительного описания.
Задачи урока:
Образовательные:
Воспроизвести знания о тексте, его признаках.
Уметь определять тему и главную мысль текст, составлять план.
Формировать умение составлять текст сравнительного описания
Развивающие:
развивать умение сравнивать, анализировать.
Воспитательные:
воспитывать любовь к родине.
воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, интерес к предмету, желание учиться.
Планируемые результаты:
Предметные :
Умение составлять текст сравнительного описания
Правильно выделять тему и главную мысль текста
Метапредметные:
принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
уметь сравнивать и анализировать тексты
контролировать и оценивать свои действия
Личностные:
формирование таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, умение слушать и слышать собеседника
Тип урока: повторительно обобщающий урок
Методы и приемы: Мозговой штурм, беседа, фронтальная и индивидуальная работа.
Понятия, формируемые на уроке: текст. День Победы.
Оформление классной доски (представить рисунок классной доски с расположением заданий)
Этапы урока
Дидактическая задача каждого этапа урока Содержание этапа Планируемые результаты этапа урока ЦОР
Деятельность учителя Деятельность учащихся Организационный момент Подготовить детей к уроку. Здравствуйте дети, МЕНЯ ЗОВУТ Дженнет Амангельдыевна и я проведу у вас урок русского языка.
-Кто мне скажет какой праздник скоро будет?
-Все верно!
Дорогие ребята,  вы родились, и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей Земли происходят военные конфликты, в которых погибают люди, разрушаются жилые дома,. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, какой была Вторая мировая война.
Приветствуют одноклассников, начинают включаться в работу.
9 мая. Воспитательные:
•создавать условия для положительного отношения к процессу чтения;
•воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, интерес к предмету, желание учиться. Актуализация знаний
и выявления цели Выявление уже имеющихся знаний , выявление цели учащимися.
-Перед вами лежат 2 текста
-Вы внимательно читаете.
-другие следят и внимательно слушают.
-Далее отвечаем на вопросы.
-Первый текст:
22 июня в 12 часов дня министр иностранных дел В.М. Молотов выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии, называли красноармейцами.
Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!
Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди — люди стремились защищать свое Отечество!
По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны.
-Кто мне скажет, что такое текст?
-Какова тема текста? О чем говориться в тексте?
-Какова главная мысль текста? Для чего автор написал данный текст?
-Как можно озаглавить текст?
Второй текст:
9 мая 1945 года в Москве прошел первый парад Победы. Тысячи людей с букетами цветов вышли на улицы столицы. Люди смеялись, плакали, незнакомые обнимали друг друга. Это, в самом деле, был праздник всего народа «со слезами на глазах»! Все радовались величайшей победе над врагом и оплакивали погибших.
По улицам столицы стройными рядами шли воины-победители. Они несли на Красную площадь знамена поверженного врага и бросали их на брусчатку древней площади.
Женщины, дети, молодежь и пожилые люди со слезами радости встречали отважных бойцов, дарили им цветы, обнимали, поздравляли с победой.
В этот день на Красной площади столицы состоялся торжественный парад войск, а вечером небо над Москвой вспыхнуло яркими огнями победного салюта.
С тех пор праздник Победы — 9 мая — стал поистине всенародным торжеством!
Улицы столицы расцветают улыбками радости, пышными букетами цветов и яркими шарами, звучит торжественная музыка.
-Какова тема текста? О чем говориться в тексте?
-Какова главная мысль текста? Для чего автор написал данный текст?
-Как можно озаглавить текст?
-Это два или несколько предложений связанные по смыслу и имеющие определенную последовательность.
-о том что началась война
-для того чтоб сообщить когда именно началась война,что на нас напали фашисты,что люди стремились защищать родину.
-Начало ВОВ
О конце ВОВ
-то что 9 мая 1945 году закончилась война, то что люди встречали бойцов, и тд.
-9 мая; со слезами на глазах и тд. .
Объяснение нового материала Открытие новых знаний, первоначальное их усвоение. - Ребята вот вы послушали 2 текста, определили темы текстов, выделили главную мысль, озаглавили их.
-Теперь кто мне скажет, что такое сравнение?
-Как вы думаете, мы можем сравнить эти два текста?
-Давайте попробуем.
-Перед вами лежит табличка, которую вы должны заполнить отвечая на вопросы .Общее Различие
1.Типы текста?
2.Тема? (о чем говориться в текстах)
3.Главная мысль?
Эмоциональная окраска.
1 текст:
2 текст:
2.Времянные рамки:
3.Заголовки
Это когда выделяют чем они похожи, и чем отличаются.   Физкультминутка Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
физкультминутка Закрепление изученного материала Закрепление полученных знаний .Теперь у вас ребята есть шпаргалка где говориться чем они похожи и чем они отличаются,
У каждого на парте есть еще одна памятка маленькая структура сравнительного текста описания:
Основная мысль.
Одновременное сравнение двух объектов.
Вывод.
Которая поможет вам написать сочинение сравнительного описания.
-Записываем число, классная работа, ниже пишем мини-сочинение, заголовок который каждый придумывает сам.
-Сочинение должно быть буквально на 4-5 предложений.
Начать вы можете с фраз: Данные тексты очень похожи, в них говорится о войне.
-Это ваша основная мысль, но вы можете и написать по-своему.
-Далее идет одновременное сравнение двух текстов.
-И вывод.
Если нет вопросов, приступаем.
Далее проверка, прослушивание 3-4 мини сочинения
Практическая работа написание текста сравнительного описания. Рефлексия а)- Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?
-Кто ее раз мне напомнит, что такое текст?
-Как писать текст, сравнительного описания?
-А теперь я предлагаю высказать свое мнение, посмотрите на экран и продолжите высказывание.
Проводят рефлексию, отвечают на вопросы. Общее Различие
1.Типы текста?
2.Тема? (о чем говориться в текстах)
3.Главная мысль?
Эмоциональная окраска.
1 текст:
2 текст:
2.Времянные рамки:
3.Заголовки
Общее Различие
1.Типы текста?
2.Тема? (о чем говориться в текстах)
3.Главная мысль?
Эмоциональная окраска.
1 текст:
2 текст:
2.Времянные рамки:
3.Заголовки
Общее Различие
1.Типы текста?
2.Тема? (о чем говориться в текстах)
3.Главная мысль?
Эмоциональная окраска.
1 текст:
2 текст:
2.Времянные рамки:
3.Заголовки
Общее Различие
1.Типы текста?
2.Тема? (о чем говориться в текстах)
3.Главная мысль?
Эмоциональная окраска.
1 текст:
2 текст:
2.Времянные рамки:
3.Заголовки
Общее Различие
1.Типы текста?
2.Тема? (о чем говориться в текстах)
3.Главная мысль?
Эмоциональная окраска.
1 текст:
2 текст:
2.Времянные рамки:
3.Заголовки
Общее Различие
1.Типы текста?
2.Тема? (о чем говориться в текстах)
3.Главная мысль?
Эмоциональная окраска.
1 текст:
2 текст:
2.Времянные рамки:
3.Заголовки
Общее Различие
1.Типы текста?
2.Тема? (о чем говориться в текстах)
3.Главная мысль?
Эмоциональная окраска.
1 текст:
2 текст:
2.Времянные рамки:
3.Заголовки
Общее Различие
1.Типы текста?
2.Тема? (о чем говориться в текстах)
3.Главная мысль?
Эмоциональная окраска.
1 текст:
2 текст:
2.Времянные рамки:
3.Заголовки
Общее Различие
1.Типы текста?
2.Тема? (о чем говориться в текстах)
3.Главная мысль?
Эмоциональная окраска.
1 текст:
2 текст:
2.Времянные рамки:
3.Заголовки

Общее Различие
1.Типы текста?
2.Тема? (о чем говориться в текстах)
3.Главная мысль?
Эмоциональная окраска.
1 текст:
2 текст:
2.Времянные рамки:
3.Заголовки
Общее Различие
1.Типы текста?
2.Тема? (о чем говориться в текстах)
3.Главная мысль?
Эмоциональная окраска.
1 текст:
2 текст:
2.Времянные рамки:
3.Заголовки
Общее Различие
1.Типы текста?
2.Тема? (о чем говориться в текстах)
3.Главная мысль?
Эмоциональная окраска.
1 текст:
2 текст:
2.Времянные рамки:
3.Заголовки
Общее Различие
1.Типы текста?
2.Тема? (о чем говориться в текстах)
3.Главная мысль?
Эмоциональная окраска.
1 текст:
2 текст:
2.Времянные рамки:
3.Заголовки
Общее Различие
1.Типы текста?
2.Тема? (о чем говориться в текстах)
3.Главная мысль?
Эмоциональная окраска.
1 текст:
2 текст:
2.Времянные рамки:
3.Заголовки
Общее Различие
1.Типы текста?
2.Тема? (о чем говориться в текстах)
3.Главная мысль?
Эмоциональная окраска.
1 текст:
2 текст:
2.Времянные рамки:
3.Заголовки
Общее Различие
1.Типы текста?
2.Тема? (о чем говориться в текстах)
3.Главная мысль?
Эмоциональная окраска.
1 текст:
2 текст:
2.Времянные рамки:
3.Заголовки
Первый текст
22 июня в 12 часов дня министр иностранных дел В.М. Молотов выступил по радио и сообщил о нападении на нашу страну фашисткой Германии. Молодые люди снимали школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну, становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии, называли красноармейцами.
Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом!
Но в 1941 г. народ всеми силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов собирались очереди — люди стремились защищать свое Отечество!
По масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина — граждане нашей страны.
-Кто мне скажет, что такое текст?
-Какова тема текста? О чем говориться в тексте?
-Какова главная мысль текста? Для чего автор написал данный текст?
-Как можно озаглавить текст?
Второй текст:
9 мая 1945 года в Москве прошел первый парад Победы. Тысячи людей с букетами цветов вышли на улицы столицы. Люди смеялись, плакали, незнакомые обнимали друг друга. Это, в самом деле, был праздник всего народа «со слезами на глазах»! Все радовались величайшей победе над врагом и оплакивали погибших.
По улицам столицы стройными рядами шли воины-победители. Они несли на Красную площадь знамена поверженного врага и бросали их на брусчатку древней площади.
Женщины, дети, молодежь и пожилые люди со слезами радости встречали отважных бойцов, дарили им цветы, обнимали, поздравляли с победой.
В этот день на Красной площади столицы состоялся торжественный парад войск, а вечером небо над Москвой вспыхнуло яркими огнями победного салюта.
С тех пор праздник Победы — 9 мая — стал поистине всенародным торжеством!
Улицы столицы расцветают улыбками радости, пышными букетами цветов и яркими шарами, звучит торжественная музыка.
-Какова тема текста? О чем говориться в тексте?
-Какова главная мысль текста? Для чего автор написал данный текст?
-Как можно озаглавить текст?