Итоговое сочинение в 11 классе. Спор поколений: вместе и врозь


Итоговое сочинение в 11 классе.
Спор поколений: вместе и врозь
Тема.
Конфликт и преемственность поколений в произведениях русской литературы.
Цели.
Проверить и закрепить знания художественной литературы.
Развить навыки работы с текстом.
Раскрыть суть отношений главных героев произведений с противоборствующим другим.
Сделать вывод, как отражается конфликт и преемственность поколений/
Задачи.
Метод.
Аналитическая беседа, комментированное чтение, пересказ эпизодов, творческая работа учащихся (написание сочинений).
Ход урока.
Записать темы эпиграфов
«Что отца своего и мать свою, и благо тебе будет и долголепен будешь на земле» (Библейская заповедь)
«Порвалась связь времен» (В. Шекспир)
«Сегодня российское общество испытывает дефицит духовных скреп» (В.В. Путин)
Слово учителя о целях и задачах урока
- Пословное обдумывание формулировки темы. Учитель заостряет внимание на том, что здесь действительно важно каждое слово. И ключевые спесь слова:
- Конфликт – это столкновение, непримиримость, противоречие, протест.
- Преемственность – продолжение, начатого предшественниками, следование их пути.
Вступительное слово учителя.
Как вы понимаете эпиграфы?
Проверка домашнего задания
Вспомним суть споров отцов и детей в романе «Отцы и дети». В качестве опережающего домашнего задания вам было дано над вопросами:
– Как Тургенев противопоставил братьям Кирсановым нигилизм Базарова?
- Наделен ли Базаров рефлексией, определенным расхождение между словами (убеждениями) и делами (готовность и способностью «рассиропится»)? В каких эпизодах это обнаруживается?
-Как характеризуют Базарова его циничные суждения о женщинах и глубокая, страстная любовь к Одинцовой?
-Что можно сказать о грубоватых высказываниях героя о родителях и нежной любви к своим старикам?
-В каких эпизодах романа обнаруживается «великое сердце» Базарова и безусловный трагизм его судьбы? Где проявляется трагедия бессмысленного отрицания того, что является прекрасным (музыки, поэзии, живописи, природы)?
Непонятно к чему
В самом деле, наше общество утратило за последние десятилетия традиционные нравственные ценности. Разобщённость «Отцов и детей», непонимание даже внутри одного поколения особенно остро ощущаются сейчас, когда утрачены прежние смыслы и цели, а новые вызывают растерянность, неопределенность.
Правда, такие споры были очевидны и в прежние время.
Предлагаю вспомнить суть споров отцов и детей в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
Вспомните, чем ознаменовался приезд Базарова в Марьино?
Прежде всего Базаров не считает нужным в угоду элементарным правилам учтивости менять свое обычное поведение. Оказавшись в обществе людей старшего поколения, не разделяющих революционно-демократических убеждений, он проявляет нетерпимость к их мнению, становится грубым среди своих товарищей. Оба героя (Базаров и Павел Петрович) почувствовали неприязнь друг к другу при первой же встречи. Павел Петрович окрестил Базарова циником, плебеем, лекаришкой, волосатым, шарлатаном. Базаров же называет Кирсанова аристократишкой, идиотом. И первая же встреча за чаем привела к словестной дуэли, которая длилась вплоть до настоящего поединка.
Спорили по разные вопросам, волновавшим в то время: о нарде, его жизни, о науке, патриотизме, религии, искусстве. Здесь и далее и выявились нигилистичные взгляды Базарова. Он считает, что «порядочный химик в 20 раз полезнее поэта», что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Базаров не признает чувств, считая, что есть только ощущения. Будучи естествоиспытателем, герой не признает никаких высших духовных ценностей.
Но начинается проверка взглядов Базарова жизнью. Постепенно после встречи с Одинцовой базаров начинает осознавать свою беспомощность перед вечностью и могуществом природы: «…И часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожны перед вечностью, где меня не было и не будет!..» - восклицает он. Грусть и растерянность чувствуем мы в этих словах.
Да и любовь, которую он тоже отрицал, входит в его жизнь. Как оказалось, он способен на глубокое чувство. Хотя оно и осталось безответным, а ведь прежде он был так циничен в отношении к женщине.
Особую остроту, пронзительность придает конфликт Базарова с родителями. Чувства Базарова противоречивы. С одной стороны, в порыве откровенности он признается, что любит своих родителей, а с другой – в его словах сквозит презрение к «глупой жизни отцов», продиктованное его жизненной позицией, его твердыми убеждениями. Разлад этот, по-видимому, не разрешим. Базаров утверждает: «Всякий человек сам себя воспитывать должен – ну хоть как я». Но не прав он. Только благодаря примеру родителей, их воспитанию возможен был интеллектуальный рост Базарова. Трагедия его в том, что утратив возможность понимать их, принимать их такими. Как есть, прощать. Между ними велика пропасть, да и сам Базаров не хочет сблизится с ними, считая это шагом назад.
«Чти отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле», - гласит пятая заповедь, данная Господом Богом. Как же правильно почитать отца и мать? Это в первую очередь любить их, быть благодарными им за жизнь, которую они дали, не судить их поступки, заботиться о них до самой их смерти, слушать их во всем.
Поное забвение этой заповеди у базарова: «да благо будет тебе, должен будешь на земле». Забыл о Боге, исключил его из своей жизни:»Я гляжу в небо, когда хочу чихнуть», - говорит герой. Вот еще и почему………………………………………………………………….
Поведение итогов
Проблема, заваленная Тургеневым в названии романа, - это проблема на все времена. Собственно, это проблема переосмысления жизненных ценностей поколения, предшествующего поколением, приходящим ему на смену. Не всякая смена поколений сопровождается таким переосмыслением и такой ломкой, как это произошло с Базаровым.
Важно отметить, что идейный конфликт, который возник в романе между Базаровым и «отцами» примирением не разрешится не может. Мировоззренческое противопоставление ведет к полному разрыву – к нарушению связи времен. (см.1 эпиграф). Фигура Базарова трагична и одиночеством его. Нет у него настоящих последователей на главном его поприще (не стоит думать, что медицина – главное его поприще). Одинок он и в личной жизни. Старики –родители чуть ли не боятся его, и он с ними скучает. И в отношениях с Одинцовой он терпит крах. Эта история окончательно надломила его.
Неожиданно обнаруживается, что и с народом, знанием и пониманием которого он так похваляется, у него тоже нет подлинной близости. Простой мужик выносит ему приговор: «Известно, барин: разве он что понимает?»
Скептицизм охватывает героя. Он и сам перестает верить в необходимость какой бы то ни было полезной деятельности. Усталость, бездействие, тоска героя ведут к трагическому тупику его жизненного пути.
Переход к анализу сцен из «Капитанской дочки»
Учитель
И все-таки как хорошо, когда не война, не протест против старшего поколения, а преемственность, дает понимание смысла жизни отцов утвердились в сознании детей. «Духовные скрепы» навсегда соединили Петра Гринева с родителями.
Напомните основные эпизоды, рассказывающие поведение героя, следование завету отца, в повести «Капитанская дочка».
Учащиеся рассказывают
-эпизод казни защитников Белогорской крепости.
- В штабе Пугачева.
-В Бердской слободе.
Делаем вывод
Примером стойкости, верности своим убеждениям, царю и Отечеству и, конечно, Богу, является Петр Гринев. Несмотря на сложные драматические обстоятельства в которых он оказался, Петр Гринев не уронил чести, остался верен государыне и не опозорил чести своей семьи. Герой всегда надеялся на милость Господа и выходил из труднейших положений благодаря своим нравственным качествам. В трудные минуты жизни он руководствуется не сиюминутными интересами, а высшими принципами, которые помогают ему принять правильные решения. Как ни уговаривал его Пугачев перейти на его сторону, Гринев не изменил себе, своим убеждениям, сохранив при этом достоинство и честь.