Конспект урока. Сочинение сравнительного характера по картине – портрету К. Брюллова «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых».


Тема. Сочинение сравнительного характера по картине – портрету К. Брюллова «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых». (1 – 2 уроки) Александра Афанасьевна и сестра ее ОльгаЦели:
научиться составлять сравнительную характеристику персонажей по картине;
познакомиться с особенностями построения текста сравнительного характера;
научиться соединять в своём сочинении различные типы речи (повествование, описание);
обогатить речь образно-выразительными средствами русского языка.
Карл Павлович Брюллов (1799 – 1852)
План.
1. Представление портрета (автор, история создания).
2. Описание портрета.
а) лицо, мимикаб) позав) одеждаг) внутреннее состояние
3. Колорит картины.
4. Наше отношение к портрету К. Брюллова.
Оборудование:
Портрет художника.
"Последний день Помпеи".
Образцы ученических сочинений.
ХОД УРОКА
1. Слово учителя. Ребята, сегодняшний урок развития речи мы снова посвятим описанию иллюстрации. Но прежде чем мы с ней познакомимся, назовите мне, пожалуйста, жанры изобразительного искусства. (Портрет, натюрморт, пейзаж.)
– Мы остановимся на жанре портрета. Портрет является одним из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства в живописи, графике, скульптуре. В русском искусстве портрет зародился в первой половине XVIII столетия.
2. Запись числа, темы
3. Постановка цели урока
Беседа
– Попробуйте дать определение портрета как жанра изобразительного искусства.
На доске и в тетрадях.
Портрет – изображение человека на картине.
– Как называют художника, работающего в жанре портрета?
На доске и в тетрадях.
Портретист – художник, работающий в жанре портрета.
– Подберите синонимы к слову портрет. (Работа, картина, холст, полотно, произведение) – на доске и в тетрадях. – Подберите синонимы к слову портретист. (Художник, автор, мастер, живописец) – на доске и в тетрадях. – Назовите известных вам художников – портретистов. (Тропинин, Брюллов, Серов, Веницианов, Репин.)– Сегодня нам предстоит подготовиться к сочинению сравнительного характера по картине – портрету. – Что же такое характеристика человека и сравнительная характеристика? В характеристике мы представляем какого-либо человека (кто он такой, каковы основные черты его характера). В сравнительной характеристике автор сопоставляет героев художественного произведения или произведения искусства по внешнему облику, поступкам и характеру.Мы будем готовиться к составлению сравнительной характеристике по картине Карла Павловича Брюллова «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых», написанной в 1839 году.
4. Слово учителя. Карл Павлович Брюллов прожил недолгую жизнь. Но он сделал для российского и мирового искусства так много, что переоценить этот вклад невозможно! Его кисти принадлежат прекрасные портреты и акварели, замечательная картина на исторический сюжет "Последний день Помпеи" и, наконец, он принимал участие в работе над росписью крупнейшего Российского храма в Санкт-Петербурге – Исаакиевского собора. В 1821 году, в возрасте 22 лет, после двенадцатилетнего обучения Брюллов закончил Академию с высшей наградой – большой золотой медалью. В то время золотые медалисты получали право на поездку за границу для усовершенствования, и им полагался соответствующий денежный пенсион. Карла и его брата Александра Общество поощрения художников направило в Италию. В мае 1923 года они прибывают в Рим. Карл оставался в Италии долгих 12 лет, до 1835 года.
5. Работа с учебником
6. Слово учителя. Послушайте, как описывает картину Карла Брюллова Эсфирь Николаевна Ацаркина — известный искусствовед 1960–1970 гг, автор книг о художниках первой половины XIX в. Отрывок взят из её книги «Брюллов».
Приступая к написанию нового полотна, Брюллов всегда рассматривал свою работу не как исполнение официального заказа, а как портретирование знакомых и приятных ему людей. Репрезентативность (заказанность) большого полотна должна была раствориться в атмосфере сердечной теплоты и лирической мягкости.Александра Афанасьевна и сестра ее Ольга с раннего детства были приобщены к искусству. В доме их отца А.Ф. Шишмарева, любителя театра и друга художников, часто бывали актеры, музыканты. В своем петербургском имении Шишмарев построил летнюю мастерскую для Кипренского, в которой тот написал портрет любезного хозяина (картина находится в ГТГ).Через 12 лет, когда Кипренского уже не было в живых, а слава "Великого Карла" гремела повсюду, Шишмарев обратился к художнику с просьбой написать его дочерей. Брюллов был необычайно капризен в заказах и не раз отказывал людям влиятельным и знаменитым (портрет Николая I так и не был написан, несмотря на желание царя). Будучи натурой глубоко артистичной, художник чувствовал себя скованным, когда брался за официальные заказы и писал людей ему несимпатичных. Познакомившись же с сёстрами, он не мог не оценить их прелести. Они были похожи и непохожи друг на друга. Старшая казалась более открытой и свободной в разговоре, грациозны были её движения. Младшая представлялась более сдержанной, угловатой, похожей на подростка. Обе музицировали, хорошо рисовали и, как все в их доме, увлечены искусством и литературой. В групповом портрете Шишмаревых Брюллов вновь нарушил условные рамки заказанного полотна. Его содержание он свел к своеобразной жанровой сцене, сюжетной мотивировкой для которой послужила прогулка. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении. Девушкам заказали костюмы для верховой езды, специально для картины, т. к они лошадьми не увлекались. ...Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сестры Шишмаревых, одетые в амазонки. Разгоряченные лошади с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену завершает бегущая за молодыми девушками лохматая собака, обычная участница больших групповых портретов Брюллова. Грациозна и стройна старшая Шишмарева, привлекающая своей миловидностью и изяществом движения, с каким она придерживает амазонку. Рядом с ней застывшей кажется младшая сестра.Композиционное решение портрета было найдено Брюлловым в карандашных набросках. Избегая однообразия в изображении двух женских фигур представленных в рост, он уже в предварительных набросках разместил их на разной высоте, оправдывая свой прием уступами лестницы. (Э. Ацаркина)
7. Беседа
– Вспомните, с помощью каких изобразительных средств создаётся любая картина? (С помощью красок, поэтому целесообразнее начать её описание именно с цветового решения.)– Каков же цветовой фон картины? (На доске и в тетрадях: Сочетание светлых и тёмных красок (золотистых, коричневых, оливковых, черных, голубых) придаёт ощущение задушевности, спокойствия, радости и теплоты.)– Художник создал не просто портрет, а жанровую картину, на которой мы видим людей, их быт XIX века. Отметьте детали этого века.Наряды дам XIX века: длинные шелковые платья (с корсетом или свободного покроя с бантом под грудью), изящные шляпки, лайковые перчатки (особая блестящая кожа); туфельки, отделанные шёлком и парчой (вид блестящей ткани с золотой или серебряной нитью), шёлковые носовые платки, амазонка – женское длинное платье особого покроя для верховой езды.– Что дальше мы будем описывать? (Героев – девушек.)– На какие детали мы обратим внимание при их описании? (Одежда, лицо, руки, глаза, волосы.)– Что объединяет, а что различает героинь этой картины? (На доске и в тетрадях: Обе молоды, интересны, красивы, привлекательны, кокетливы, богаты, из состоятельной дворянской семьи.)– Как вы понимаете слово кокетливы? Подберите синонимы к этому слову. (Cтарающаяся понравиться; имеющая нарядный, привлекательный вид; жеманная, капризная, непостоянная; различаются манерой одеваться, внешностью) – на доске и в тетрадях. – Составим сравнительную таблицу описания девушек.
На доске и в тетрадях.
№ п/п Что сравнивается? Александра Афанасьевна Ольга Афанасьевна.
1. Поза, руки. Повернула голову к зрителям, облокотилась о перила одной рукой, в другой держит небольшой белый шелковый платочек. Грациозна и стройна. Изящные руки. Голову наклонила чуть влево, в одной руке держит белый шелковый платочек, в другой – хлыст.Застыла на месте. Угловатая, сдержанная, похожая на подростка. Маленькие аккуратные руки.
2. Лицо. Тонкие черты лица. Удивительно миловидное, женственное (очень приятное). Выразительное румяное лицо. Лукавая, таинственная улыбка.
3. Глаза. Широко раскрыты, приветливы, лучисты. Прищуренные, добрые.
4. Взгляд. Выразительный, обращён к зрителям, добрый. Сосредоточенный, ласковый.
5. Нос. Маленький, короткий, аккуратный. Немного острый, средний по величине, прямой.
6.. Рот, губы. Маленький, изящный; яркие алые губы. Небольшой рот, тонкие губы, вытянутые ниточкой.
7. Волосы. Темные, плотно уложены и гладко причёсаны. Тёмные, немного вьющиеся уложены в локоны.
8. Одежда. Одета в амазонку – женское длинное платье особого покроя для верховой езды. Одета в амазонку.
9. Характер. Романтичный. Открытая и свободная в разговоре. Мечтательный, сдержанный.
10. Отношение художника. Выписывает каждую деталь. Выписывает каждую деталь.
– Запишем небольшой текст (это начало вашего сочинения).
Перед нами жанровая сцена, сюжетной мотивировкой для которой послужила прогулка. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении. Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сестры Шишмаревы, одетые в амазонки. Разгоряченные лошади с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену завершает бегущая за молодыми девушками лохматая собака, обычная участница таких прогулок. Грациозна и стройна старшая Шишмарева, привлекающая своей миловидностью и изяществом движения, с каким она придерживает амазонку. Рядом с ней застывшей кажется младшая сестра.
Скажите, какова роль пейзажа в этой картине? (Создаёт романтичную обстановку, ощущение теплоты и радости).Какой стиль речи будете использовать в своём сочинении? (Описание с элементами повествования.)