СтатьяФормирование общих и профессиональных компетенций в процессе исследовательской работы учащихся


ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ учащихся
Л.Н. Букина
Астраханское специальное училище
Преподаватель истории и английского языка.
В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование личности молодого человека, обладающей критическим, нестандартным решением, способной к поиску взвешенных решений и самостоятельного исследования окружающего мира.
Результат образования в ФГОСе СПО – стандарте нового поколения – зафиксирован следующим образом: освоение общих профессиональных компетенций, усвоение знаний, обеспечивающих соответствующую квалификацию и уровень образования. Понятие «компетенция» определяется как способность обучающегося применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Формирование компетенций совершается в преобразующей и осознанной деятельности, совершаемой субъектом. Вид компетенций определяется типом мотивации, которая побуждает субъект вступать в ту или иную деятельность.
Главный показатель качественного профессионального образования состоит не только в приобретении прочных профессиональных знаний учащимися, но и формировании устойчивой мотивации к познанию, творческого мышления, умения учиться и работать самостоятельно, что позволяет раскрыть творческий потенциал обучающихся. В ходе самостоятельной работы они имеют возможность расширить теоретические знания, совершенствовать практические умения, развивать познавательные способности, активность, ответственность – именно те качества, которые необходимы современному специалисту при формировании общих компетенций.
Для того, чтобы формировать профессиональные компетенции, развивать мышление, организаторские способности, научить учащихся использовать полученные знания в практической деятельности, необходимо широко внедрять активные методы обучения профессиональным умениям: деловые игры; решение ситуационных задач; выполнение индивидуальных заданий и т.д.
В настоящее время поиск наиболее эффективных способов, стимулирующих процесс освоения учащимися новых знаний об окружающем мире, нужно направить на ознакомление их с первоисточниками информации для стимулирования самостоятельного поиска ответов на возникающие вопросы, увеличение доли проводимой ими самостоятельно работы, перехода к проблемному и исследовательскому обучению.
Научно-исследовательская работа учащихся во многом способствует формированию и развитию общих и профессиональных компетенций: творческих, коммуникативных способностей, умений поисковой деятельности, развитию познавательной инициативы, способности к организации собственной деятельности и других качеств.
Приобщение молодежи к элементам творческой и исследовательской деятельности является одним из перспективных средств их развития и саморазвития.
В выполняемой учащимися самостоятельной работе по характеру познавательной деятельности можно выделить несколько видов: исследовательскую, познавательную и творческую.
Ученик и преподаватель должны активно работать. Учащийся становится субъектом исследовательской деятельности, а преподаватель выступает главным консультантом. Он определяет этапы и направления работы, оказывает помощь в подборе литературы, материала и обработке собранных данных.
Как преподаватель истории и английского языка, сознаю необходимость вовлечения обучающихся в творческую и исследовательскую работу по предметам моего цикла. Формы такой работы разнообразны: участие в областных олимпиадах по истории, английскому языку в творческих презентациях, интеллектуальных тренингах по краеведению, в областных и всероссийских конференциях конкурсах исследовательских работ по истории «Отечество» и «Человек в истории. Россия – ХХ век».
Под руководством преподавателя, учащиеся знакомятся с техникой и методикой научно-исследовательской работы: как определить проблему исследования, как вести поиск героев своих работ, сформировать и описывать результаты исследования, обрабатывать и анализировать архивные документы, комментировать статьи, проводить интервью, систематизировать собранный материал. Функции преподавателя заключаются в том, чтобы направить их исследовательскую работу, которая должна отвечать следующим требованиям: научности, актуальности выбранной темы проблемы, её практической значимости, наличию гипотезы исследования и целей работы, различных подходов к данной теме или проблеме, собственного взгляда и мнения ученика на проблему исследования, четкой структуры и плана работы.
При написании творческих исследовательских работ молодые люди опираются на краеведческий материал, документы из семейных и государственных архивов, статистическую информацию, материалы СМИ, Интернета. При отборе этих источников требуется помощь со стороны преподавателя, особенно на трудных этапах исследования ( анализа первоисточника и документов, их комментирование, выводы ).
В исследовательской работе можно выделить несколько этапов:
1.Поиск предмета и проблемы исследования. Формулирование проблемы, целей и задач исследовательской работы. Выдвижение гипотезы, определения методов и структуры работы, её название, работа по сбору документов и других источников. На данном этапе выполнения работы у ученика формулируются следующие основные компетенции: умение пользоваться глобальными информационными ресурсами, находить необходимую литературу; способность определять и формировать проблему; ставить научные и исследовательские задачи и определять пути их решения; уметь принимать решения в различных ситуациях.
2. Проведение исследования: изучение справочной научной литературы, работы с периодической печатью, с архивными документами, фотографиями, письмами, анкетирование, интервьюирование. Анализ собранного материала и его систематизация согласно плану работы.
3. Подготовка письменного текста. В ходе работы с источниками, данными, полученными в ходе исследования, можно вносить корректировки в ранее составленный план работы. На данном этапе исследования у учащихся должны формироваться следующие основные компетенции: умение находить другие источники информации; владеть методами технического сопровождения исследовательской работы.
4. Заключение. Подведение итогов исследования. Анализ проведенный работы, достигнутых целей исследования. На данном этапе у учащихся формируются следующие компетенции: способность оценивать результаты проведенного исследования; выражать свое отношение к исследовательско-творческой деятельности; умение правильно оформлять документацию, приложения и другие материалы исследования.
5. Представление результатов работы, её презентация. На этом этапе преподаватель и ученик проводят широкое обсуждение работы в училище, на конференциях, при подведении итогов конкурсов исследовательских работ. У учащихся формируются следующие компетенции: умение выделять в исследовании главную информацию; создавать презентации своих исследовательских работ; способность применять полученные в ходе исследования знания и умения на практике; извлекать пользу из полученного опыта научного исследования; желание учиться и самосовершенствоваться дальше.
Взгляд в прошлое меняет отношение обучающихся к настоящему, у них появляется свое личное, продуманное отношение к тому, что происходит вокруг, желание действовать, что-то менять в лучшую сторону. В этом, на мой взгляд, проявляется их активная гражданская позиция.
Роль и значение исследовательской творческой деятельности учащихся, на мой взгляд, заключается в том, что она способствует формированию их мировоззрения, пополнению теоретических и практических знаний, более глубокому изучению ими социальных процессов и явлений, выработки навыков самостоятельной работы с первоисточниками, архивными документами, собственной позиции. Исследовательская работа стимулирует проявление у учеников воображения, интеллектуальной активности, творчества и способствует формированию общих и профессиональных компетенций у обучающихся.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании М 2004 г.
Хуторской А. Ключевые компетенции. Технология конструирования /народное образование №5 2003 г./
Профессионал. – 2007. – №5, 6, 8.
Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – №4, 6.
Специалист. – 2007. – №1, 2, 3, 4.