Формирование общих компетенций в практике преподавания специальных дисциплин


Областное казенное учреждение социального обслуживания
«Курский СПРЦ»
Формирование общих компетенций в практике преподавания специальных дисциплин
Составил:
старший мастер
М.И. Шалдырван
2016 г.
В современном образовательном процессе формирование общих компетенций имеет не меньшее значение, чем компетентностный подход к изучению профессиональных дисциплин и модулей.
Каждому преподавателю следует помнить, что общие компетенции не могут формироваться только в рамках какой-то одной преподаваемой дисциплины и не существует общих компетенций отдельно для «ОБЖ», «Физической культуры» или «Оборудования» что, собственно и подтверждается текстами профессиональных стандартов. Формирование общих компетенций – сложный комплексный процесс, требующий интеграционного подхода всего педагогического коллектива. Каждый вносит свою лепту: для каких-то компетенций больше материаловедения, для каких-то ОБЖ и т.д., а на выходе получается единый результат.
Важно помнить, что компетентностный подход не исключает обязательность получения обучающимися определенных знаний и умений по конкретной дисциплине и этот результат преподавания необходимо совместить с формированием общих компетенций. В отличие от профессиональных компетенций, которые немыслимы без соответствующих знаний и умений, а значит базируются на них, следуют за ними, общие компетенции напрямую никак не связаны с дисциплинарными знаниями и умениями. Это обстоятельство позволяет реализовывать компетентностный подход параллельно с освоением учебной программы.
Наша задача, опираясь на существующие разработки, определить возможности формирования общих компетенций в ходе преподавания специальных дисциплин.
Рассмотрим общие компетенции (ОК), которые должны сформироваться у обучающихся. Формы и методы контроля и оценки должны позволять у обучающихся развитие этих общих компетенций (таблица «Формы и методы контроля и оценки результатов обучения ОК»).
Основную часть рабочей программы учебной дисциплины целесообразно представить в виде практических занятий, с элементами самостоятельной подготовки и деятельности. Такая форма организации учебного процесса по дисциплине как нельзя лучше подходит для формирования у обучающихся различных компетенций. Ведь они, прежде всего, связаны с результатами практической деятельности обучающихся, формированием у них конкретных жизненных или профессиональных навыков.
Формы организации занятий определяются преподавателем исходя из содержания рабочей программы по дисциплине. Не все темы могут потребовать практической деятельности, но при определении конкретных форм для отдельных занятий следует помнить, что основная задача преподавания – не просто передать определённый объём знаний и умений, как это было прежде, а способствовать формированию общих компетенций обучающегося. В связи с этим особое внимание следует обратить на выбор соответствующих методов обучения. При всём многообразии предлагаемых классификаций в современном педагогическом процессе они могут быть сведены к четырём основным группам, в зависимости от способов постановки учебной задачи (начальные условия), предлагаемых путей и способов её решения (алгоритм действия) и планируемого конечного результата. К репродуктивной группе относятся объяснительно-иллюстративный и алгоритмический методы, к продуктивной группе – проблемно-эвристический и проектно-исследовательский. Именно последние два метода и должны составить основу формирования общих компетенций обучающихся в ходе изучения специальных дисциплины. Репродуктивные методы направлены прежде всего на формирование знаний и умений, что является предварительным условием для компетентностного подхода.
Попробуем рассмотреть, как может быть организована образовательная деятельность по спецдисциплине на примере технологической карты занятия - формированию общих компетенций обучающихся. Тип занятия: урок формирования знаний, умений и компетенций.
технологическая карта занятия
Этап занятия Содержание занятия Деятельность
преподавателя Деятельность обучающихся Формируемые компетенции
I.Организационный  Создание делового настроя. Актуализация внимания и образовательной активности, ранее полученных знаний и умений. Подготовительная деятельность. Представление темы. Объявление основной цели занятия.
Выделение проблемного вопроса. Концентрация внимания, организационная подготовка к занятию. Словесная ассоциация: обучающиеся должны предложить свои определения термина, обсудить их между собой, выявить общие позиции. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
 
II. Актуализация субъективного опыта обучающихся
  Формулировка проблемы: «Что такое……? Представление информации для решения начальных аспектов проблемы.
 
  Организация обучающихся  на решение задачи. Систематизация материала. Демонстрация видеоролика. Вопросы для дискуссии:
1.
-     2.
-     3. Представление различных точек зрения. Обучающиеся отвечают на вопросы, приводят разные доводы. Идет совместный поиск конструктивных решений.
Дискуссия: выступление «сторонников», «защитников», «экспертов». Сформулированные выводы формулируются и фиксируются в опорных конспектах. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
III.Коллективно-индивидуальная исследовательская работа Постановка и решение
исследовательской задачи: Организует обучающихся на решение проблемы. Демонстрация презентации по теме урока. Контролирует мини-исследование обучающихся организует обмен мнениями. На основании материалов презентации и ранее полученных знаний обучающиеся самостоятельно формулируют решение поставленной проблемы, обмениваются информаций, вступают в дискуссию, предлагают выработанное коллективным образом решение поставленной задачи. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
 
IV.Проектная деятельность Представление мини-проектов по теме:……. Организует представление мини-проектов в виде коротких устных сообщений, подготовленных заранее  некоторыми обучающимися. Организует обсуждение, формулирует выводы. Представление мини-проектов авторами, вопросы аудитории, обсуждение представленного материала. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
V. Рефлексия. Подведение итогов Закрепление знаний, новых понятий. Анализ собственных мыслительных операций. Целостное осмысление, обобщение полученной информации Предлагает составить последовательность, этапы... Подведение итогов занятия. Составление картосхемы ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
 
 
Таким образом, мы видим, что при выборе оптимальной формы организации и проведения занятия формирование общих компетенций обучающихся не будет представлять значительной сложности. И, наконец, самый сложный вопрос – как производить оценку сформированных обучающимся общих компетенций, как проверить общие компетенции? В полной мере реализовать общие компетенции обучающиеся могут и должны прежде всего в условиях реальной трудовой деятельности, а не в рамках образовательного процесса. И как, простите, в этом случае быть преподавателю? Всем педагогическим коллективом следовать за каждым выпускником  на производство, чтобы на месте проконтролировать, как он усвоил и реализует общие компетенции?  Ирония здесь вполне уместна, ибо за контролем сформированных профессиональных компетенций предусмотрены различные формы практики.
Что можно порекомендовать, когда доступных, общепризнанных критериев и методик оценки общих компетенций ещё нет, а работать с ними уже надо?
 Вариант №1 – проигнорировать в ходе текущей и итоговой аттестации сам факт существования общих компетенций, по-прежнему сконцентрировав внимание на традиционной триаде «знания-умения-навыки».
Вариант №2 - контролировать сформированность общих компетенций по результатам постоянных, ежеурочных наблюдений за деятельностью обучающихся в ходе занятий, подготовке к ним, самостоятельной деятельности, ведя учёт результатам этих наблюдений в произвольной форме и затем  учитывать эти результаты при промежуточной аттестации, как бонусы или понижающие коэффициенты.
Вариант №3 – принять локальным актом новое положение о всех видах аттестации обучающихся, где учесть оценку общих компетенций, как итоговый результат деятельности обучающихся в ходе изучения дисциплины в целом, без дифференциации по баллам на уровне «сформировано», «сформировано частично», «не сформировано» и учитывать этот факт как элемент допуска к промежуточной аттестации.
Вариант №4 -  принять априорно (заранее) факт сформированности общих компетенций, без выставления конкретной оценки, если обучающийся допущен к промежуточной аттестации и сдал её.
Вариант №5 – создать особую шкалу оценки сформированности общих компетенций, которую добавить к существующей шкале оценки «знаний-умений-навыков» как обязательный компонент.
Предложенные варианты безусловно применимы к любой дисциплине, где не предусмотрено полностью или частично формирование каких-то профессиональных компетенций.