Статья на тему Контекстный подход к формированию компетенций при изучении междисциплинарных курсов и профессиональных модулей


Вербицкая Наталья Денисовна,
ГПОУ «Горловский колледж городского хозяйства»
«Контекстный подход к формированию компетенций при изучении междисциплинарных курсов и профессиональных модулей»
Аннотация. В статье приведена аргументация и основы теории контекстного подхода к формированию компетенций специалиста в соответствии с требованиями ГОС СПО. Приведен пример поэтапного внедрения активных методов обучения для реализации контекстного подхода.
Ключевые слова: контекстный подход, активные методы обучения, обучение; профессиональная деятельность.
Донецкая Народная Республика провозглашает сферу образования приоритетной. Учитывая, что в системе среднего профессионального образования осуществляется подготовка специалистов, составляющих основу кадрового потенциала Донецкой Народной Республики в энергетике и ЖКХ, работодатель должен получать специалиста, готового практикоориентированно работать на своем месте с мотивацией достижения успеха и обучения в течение всей жизни, который может работать в команде, способен к инновациям, самостоятельно принимает решения, проявляет инициативу. С уверенностью можно утверждать, что ценностью становятся не только знания, которыми обладает выпускник, а умения и практический опыт их применения.
В целях реализации поставленных задач ГОС СПО, основой которых является компетентностный подход к обучению, по сути, дают направление повышения профессиональной компетенции педагога как условия повышения качества образования студента.
Структурным элементом Государственных образовательных стандартов СПО по специальностям является не предмет, а образовательная область, представленная в виде профессиональных модулей и междисциплинарных курсов. Методологический подход, положенный в основу новых стандартов, обусловливает изменения не только в построении образовательного процесса, но и оказывает влияние на использование педагогами иных форм, методов обучения и воспитания, поскольку формирование компетенций выпускника образовательного учреждения невозможно в рамках только традиционных технологий, направленных на формирование знаний, умений и навыков.
Теория контекстного обучения активно развивается в научно-педагогической школе А.А. Вербицкого, одной из ведущий идей которой является утверждение, что «формирование инвариантов профессиональной компетентности студента может эффективно осуществляться посредством педагогической модели, содержащей систему учебных ситуаций, задающих социальный и предметный контексты предстоящей профессиональной деятельности» [1, с.18].
Контекстное обучение позволяет приблизить учебный процесс к будущей профессиональной деятельности, создавать с помощью учебных задач, заданий, моделей и ситуаций предметный и социальный контексты деятельности, быстро адаптироваться молодому специалисту в будущем к условиям профессиональной деятельности.
Преподавателю необходимо знание контекста предстоящей профессиональной деятельности, где эти знания будут служить средством ее осуществления.
Основным элементом деятельности обучающегося в контекстном обучении является поступок, выполнение которого приводит к получению определенного опыта профессиональной деятельности.
«Это обусловливает смысл действия для его субъекта и других людей, актуально или опосредованно представленных в ситуациях социальной жизни и деятельности, в социальном контексте» [1, с.68].
Производственные проблемы разнообразны и многогранны. Одной из важных задач при подготовке специалистов по специальности 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» является обеспечение качественного теплоснабжения потребителей. Используя активные методы обучения в контексте будущей профессиональной деятельности необходимо превратить «статичное содержание образования в динамично развертываемое» [1, с.68]. В качестве примера.
1. Проблемная лекция по теме «Регулирование отпуска теплоты».
2. Задача производственного содержания: «Для обеспечения качественного отопления рассчитать и построить график отпуска теплоты, выбрать и обосновать методы регулирования». В данном случае задача решается на уровне знания теоретического материала предыдущей проблемной лекции по теме «Регулирование отпуска теплоты».
3. Проблемная ситуация: «Режим отпуска теплоты от котельной соответствует режимной карте, а температурный режим помещений детского сада не отвечает санитарно - гигиеническим нормам. Определить и обосновать возможные причины создавшейся ситуации». При выполнении такого задания необходимо выполнить:
- анализ проблемной ситуации, который включает постановку проблемы, поиск недостающей информации и выдвижение гипотез;
- проверку гипотез, которая и будет собственно решением задачи;
- обоснование решения: проверка решения и аргументация.
4. «Круглый стол» на теме «Эксплуатация тепловых сетей и систем теплопотребления» по проблеме «Поступила жалоба на плохое отопление помещений от жильцов, проживающих по адресу...». Задание для студентов: выдвинуть свою версию - причину сложившейся ситуации, аргументировать ее состоятельность и предложить мероприятия для ликвидации причин неудовлетворительного теплоснабжения.
Обычно называются такие версии - причины:
- нарушение температурного режима отпуска теплоты от котельной;
- нарушение гидравлического режима ( в том числе порывы, аварии);
- нарушения в работе оборудования теплового пункта;
- разрегулировка системы отопления;
- потери в тепловой сети при транспортировке теплоносителя (отсутствие изоляции, залив тепловой трассы холодной водой).
Основной и традиционный замысел «Круглого стола» - полное равенство его участников, отказ от субординации. Занятие в форме «Круглого стола» удобнее всего проводить на стадии обобщения и закрепления материала, так как такая форма позволяет увидеть изучаемую тему в общей системе знаний по дисциплине, выявить междисциплинарные и внутридисциплинарные связи. Кроме того, занятие «Круглый стол» помогает связать теорию и практику, выявить практическую ценность полученных знаний, умений и навыков.
5 Деловая игра по теме «Эксплуатация тепловых сетей и систем теплопотребления» по проблеме «Поступила жалоба на плохое отопление помещений жилого здания от жильцов, проживающих по адресу...». Но задание для студентов уже другое: рассмотреть жалобу, установить и ликвидировать причины ее написания, сделать выводы, разработать мероприятия по обеспечению качественного теплоснабжения». В данном случае уже нет оппонентов. Есть имитация реальной жизни, реальной профессиональной деятельности. Каждый участник имеет свою роль. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности себе позволить нельзя. То, что деловая игра является моделью практической деятельности, знают все. Для успешного выполнения поставленного задания необходимо иметь алгоритм его реализации с четко прописанной ролью каждого участника.
Проблемные ситуации, которые создаются в контексте будущей профессиональной деятельности, и проблемное обучение обеспечивает трансформацию познавательной мотивации студентов в профессиональную.
Преподаватель может применять любые формы, методы и средства обучения, но обязательным условием в учебной деятельности студентов должно быть последовательное моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.
«В ходе контекстного обучения происходит трансформация учебной деятельности студента в профессиональную с постепенной сменой познавательных потребностей и мотивов, целей, поступков и действий, средств, предмета и результатов на профессиональные» [1, c.69].
Список использованной литературы
1 Закон Донецкой Народной Республики от 07.07.2015г. № 55-IHC «Об образовании».
2 Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 13.02.02Теплоснабжение и теплотехническое оборудование, утвержденный приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 25 сентября 2015 г. № 599;
3 Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова. – М.: Логос, 2011. – 288 с.