Методическая разработка «Хоровая музыка композиторов Адыгеи как средство воспитания в личности чувства патриотизма»




Методическая разработка

«Хоровая музыка композиторов Адыгеи как средство воспитания в личности чувства патриотизма»
Автор: Шубина Наталья Юрьевна
музыкальный руководитель МБ ДОУ № 3 «Яблочко»,
Майкопский район, республика Адыгея

2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………5 1. Исторические сведения о развитии адыгейской хоровой музыки………... 6
2.Хоровые произведения композиторов Адыгеи и их влияние на духовно-нравственный мир ребенка……….………………………………..7
3. Воспитание патриотического чувства в хоровом коллективе «Гармония»…………………………….………………………….13
4. Методы, применяемые при работе над художественным образом
в хоровых произведениях...……………………………………………….…..16
5. Работа над художественно-выразительным исполнением хоровых произведений...………………………………………………………………….18
6.Работа над поэтическим текстом в хоровых произведениях……………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………...…25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...27
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...29
ВВЕДЕНИЕ
Любой вид искусства, питающийся животворными соками национальной культуры, взращенный ею, - касается ли это живописи, театра, музыки, - всегда служит благородной цели – воспитанию высокого чувства любви к Родине, к ее истории, ее делам.
Патриотическое воспитание школьников всегда было приоритетной задачей образования, потому что детство и юность – самое лучшее время для формирования и развития у детей чувства любви к Родине. Сегодня, когда изменяется отношение к истории нашего Отечества, дается новая оценка его историческому прошлому, назрела необходимость пересмотреть с помощью каких средств привить современному ребенку любовь к своему народу. Актуальной стала проблема патриотического воспитания в системе художественного образования в России. В подтверждении этому является организация различных мероприятий, форумов, научно-практических конференций, посвященных актуальным проблемам патриотического воспитания. В условиях современной жизни хоровое пение приобрело довольно широкую популярность. Хоровое пение является показателем духовного здоровья нации. В системе образовательных программ дополнительного образования детей программа «Хоровой класс» занимает особое место. Особенности хорового пения предоставляют огромные возможности для воспитания чувства патриотизма. Роль такого вида музицирования в деле идейно-художественного воспитания велика. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека». [17, 25] Воспитываются не только участники исполнения, но и слушатели. Большое значение хоровому пению придавали политические деятели во все времена. Один из организаторов массовых хоровых праздников в нашей стране сказал: «Если отлично поет хор в сто человек, то это искусство; а если отлично поет хор в 25000 человек, то это уже больше, чем искусство, - это явление огромной общественной значимости». [15, 63]
Высоко оценивал значение хорового пения и академик Б. Асафьев. В статье «Хоровое пение в школе» он отмечал, что «...школьный хор должен быть организован с таким расчетом, чтобы в нем соединялись функции музыкально-социальные с функциями художественно-воспитательными. Пожалуй, никакая другая педагогическая специальность не требует столь разнообразных методических приемов в сложном процессе воспитания у детей благородных чувств патриотизма и гражданственности, как профессия педагога-руководителя хора, и, пожалуй, никакая другая педагогическая специальность не дает ему в руки столь благородный учебно-воспитательный материал». [3, 15]
Отразив звукообразы национального искусства, хоровая музыка стала самой значимой частью творчества композиторов Адыгеи. За несколько лет адыгейские авторы освоили практически весь жанровый диапазон хоровой академической музыки, и создали яркие образцы. Всем известны имена таких композиторов, как У. Тхабисимов, Чеслав и Вячеслав Анзароковы, А. Нехай, Р. Сиюхов, К. Туко, Г. Чич, М. Хупов, Ю. Чирг, Г. Самогова и др. Хоровые произведения этих композиторов воспитывают у подрастающего поколения благородные чувства любви к Родине, к своему народу. Восприятие хоровой музыки адыгейских композиторов сквозь призму патриотического чувства делает их еще более значимыми. В связи с этим, актуальной задачей является поиск механизмов, способствующих обогащению этого опыта, подбор эффективных средств, методов и приемов формирования нравственных и культурных основ, определяющих человека как личность, как гражданина.
Актуальность данных методических рекомендаций определяется тем, что коллективная форма хорового исполнения является ценным средством патриотического воспитания школьников. Практическая значимость методических рекомендаций заключается в обобщении форм и приемов работы по развитию чувства патриотизма на примере хоровой музыки композиторов Адыгеи. Также важным является вопрос организации детских хоровых коллективов, качественный подход в составлении учебного репертуара с учетом возрастных особенностей учащихся, уровню их эстетического развития. Необходимо найти условия и пути совершенствования патриотического воспитания детей на занятиях хора. Решение проблемы зависит, прежде всего, от разработки теоретических основ подбора репертуара в результате теоретических и экспериментальных исследований.
Объектом исследования являются методические приемы и способы развития патриотического чувства в хоре.
Предмет исследования – специфика обучения хоровому пению детей в детских школах искусств.
Цель работы – обозначить основные проблемы обучения хоровому пению школьников и развития чувства патриотизма.
Задачами исследования являются:
- анализ учебно-методической литературы, касающейся изучению хорового творчества композиторов Адыгеи, обучения хоровому пению детей; - описание процесса обучения;
- выявление специфики работы с детским репертуаром.
Методологической основой работы являются монографии Г.П. Стуловой «Акустика голосообразования у детей», «Методика работы в детском хоровом коллективе»; учебно-методическое пособие Г.К. Чича «Особенности работы с хором»; труды по патриотическому воспитанию И.А. Агаповой, И.А. Каирова, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского; а также многочисленные статьи, эссе, суждения, касающиеся изучению хорового творчества композиторов Адыгеи. В процессе исследования планируется использовать следующие методы:
теоретические (анализ и обобщение научно-методических исследований по данной проблеме);
практические методы исследования;
эмпирические (включенное наблюдение);
Новизна работы – в систематизации форм и методов патриотическоговоспитания, отвечающих современным социально-педагогическим требованиям, обобщение опыта работы.
Структура работы состоит из введения, основной части, состоящей из шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
Основная часть.
Патриотическое воспитание одна из главных и вечных проблем педагогики. Патриотизм – важнейшее духовное состояние личности и государства, один из важнейших элементов общественного сознания – фактор сохранения общественной стабильности, мобилизации сил человека в самых сложных жизненных ситуациях. Патриотизм – нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, гордость за прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. В словаре С.И. Ожегова патриотизм трактуется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Величайшая ценность нашего народа – это любовь к своему народу, привязанность к месту своего рождения, уважение к традициям и культуре. Возникает закономерный вопрос: «Можно ли воспитать патриотические чувства и насколько необходимо их воспитывать?» Этот процесс длительный по времени и сложный по содержанию. Очень важным для формирования гражданской позиции подрастающего поколения является воспитание любви к своей малой Родине, гордость за людей, которые живут и трудятся в Адыгее.
Исторические сведения о развитии адыгейской хоровой музыки.
Хоровая музыка является доминирующей сферой творческих интересов адыгейских композиторов. Исполняя хоровые произведения композиторов Адыгеи, необходимо знать историю развития адыгейской хоровой музыки. Хоровое пение в Адыгее имеет давние и богатые традиции. В России в 18-19 вв. хоровое искусство достигло высочайшего уровня. В этом огромную роль сыграли великие русские композиторы - Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков и другие. Традиции русского хорового творчества были продолжены и в советский период. В это время этот вид искусства становится очень популярен и в Адыгее. К этому жанру обращаются такие композиторы как В. М. Анзароков, Ч.М. Анзароков, М. А. Бесиджев, Д.И. Натхо, А. К. Нехай, Р. Х. Сиюхов, К. С. Туко, У. Х. Тхабисимов, Ю. М. Чирг, Г. К. Чич и другие. Благодаря этим талантливым композиторам, беззаветно любящим свой народ, создан богатый педагогический репертуар, который пользуется популярностью в музыкальных учебных заведениях разного ранга. Созданные ими прекрасные хоровые сочинения воспевают красоту родного края, героев гражданской и отечественных войн, героев труда.
Развитие хоровой музыки в Адыгее можно разделить на 2 этапа.
Первый этап относится к 1960-1980 годам. Создание хоровых произведений было связано с деятельностью хоровых коллективов художественной самодеятельности, учебных образовательных заведений (музыкальные школы, музыкальное училище, музыкальный факультет педагогического института), профессиональных коллективов (Адыгейский государственный ансамбль песни и танца, Адыгейский хор, Хоровая капелла, ансамбль «Исламей»). Каждый хоровой коллектив имел свои возможности и свой репертуар. За каждым коллективом стоял композитор, определявший его эстетический облик.
Второй этап - 1990-2000-е годы. Этот период определяет новая тематика композиторского творчества, создаются индивидуальные композиторские стили.
Стилевые эталоны хоровых сочинений композиторов Адыгеи зависят от общего культурно-исторического фона, от идей создания советского интернационального искусства, развития национальных и классических музыкальных традиций.
Так же хочется отметить несколько стилевых тенденций, характерных творчеству композиторов Адыгеи. «Первая тенденция направлена на освоение национальных лексем песенного и инструментального фольклора через хоровые обработки народных песен и хоровую интерпретацию танцевальных жанров (Г. Чич, А. Нехай, В. Анзароков). Вторая тенденция проявляет себя в создании синтетического стиля, в котором национальные музыкальные лексемы сочетаются со стилевыми универсалиями отечественной и европейской вокально-хоровой музыки (Г. Чич, М. Хупов, В. Анзароков). В эту тенденцию вписываются стилевые симбиозы, основанные на соединении интонационного фонда советской массовой песни и национальных лексем (К. Туко). Третья тенденция стилевых поисков адыгейских композиторов связана с освоением традиций отечественной, шире – европейской хоровой академической музыки в их «чистом» виде. Она реализуется в создании хоровых стилизаций русской классики XIX –XX вв. в творчестве Г. Чича». [5, 2] Для хорового искусства композиторов Адыгеи характерно слияние народной и профессиональной музыки. «Хоровая музыка адыгейских авторов отразила звуковое самовыражение этноса, связанное с использованием гармошечной стилистики». [5, 2]
Из выше сказанного следует вывод, что история развития хорового творчества в Адыгее связана с культурными процессами регионального и всероссийского масштаба. Хоровые произведения композиторов Адыгеи созданы профессиональными хормейстерами, владеющими техникой хорового письма. На современном этапе изучение и исполнение хоровых произведений композиторов Адыгеи стало потребностью, связанной с возрастанием интереса к истории родного края, с необходимостью сохранения и развития адыгской культуры, с воспитанием патриотического чувства.
Хоровые произведения композиторов Адыгеи и их влияние на духовно-нравственный мир ребенка.
Музыкальное образование предполагает совместную творческую деятельность педагога-музыканта и учащихся для освоения духовного и музыкального опыта, заложенного в содержании хорового произведения. При этом решаются важные педагогические задачи: получение знаний учащимися о музыке, знаний самой музыки, опыта музыкально-творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству и через него к окружающему миру. Сама музыкальная деятельность представляет собой деятельность по освоению духовных идеалов, ценностей, смыслов музыкального искусства, а, следовательно, является духовной. Духовная деятельность в современной науке понимается как деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире. В процессе такой деятельности человек через внутренний духовный опыт определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта. При этом патриотическое воспитание понимается как духовная деятельность, направленная на пробуждение в человеке позитивного отношения к Родине, к ее героическому прошлому, на укрепление у него веры в успешное развитие своей страны. Важно установить связь между личным опытом детей и патриотическим содержанием хорового произведения. Особенно близки учащимся произведения, связанные с тем местом, где они родились и учатся. При общении учащегося с адыгейской хоровой музыкой такая информация воспринимается на подсознательном уровне и постепенно перерождается из абстрактных идей в глубокие внутренние, нравственные убеждения. Это происходит неосознанно. Сначала ребенок тянется к своим родным, подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, поселку, городу, и, только повзрослев, осознает свою принадлежность к Отчизне. Сформировать основы гражданской идентичности, воспитать патриотические чувства, любовь к Родине помогает хоровая музыка композиторов Адыгеи. Хоровые произведения композиторов Адыгеи вызывают у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребенка.
В свете рассматриваемой темы становятся актуальными вопросы: «Что поют дети? Что они любят петь? Как поют дети?» Репертуар – вот что определяет направление идейно-художественной, воспитательной работы в детском хоровом коллективе: песни о семье, школе, о просторах родного края. Поэтому к подбору репертуара я подхожу с особой тщательностью и ставлю перед собой следующие цели и задачи: воспитание вкуса; формирование нравственных и эстетических чувств (любви к ближнему, к своему народу, к Родине); воспитание уважения к истории, традициям, музыкальной культуре адыгов, изучая хоровые произведения композиторов Адыгеи.Современные адыгейские композиторы, любящие свою Родину, опираясь на богатые традиции народного творчества, создавали и создают произведения, играющие огромную роль в формировании патриотических взглядов, в воспитании чувства национальной гордости у подрастающего поколения. Наши национальные композиторы создали такие песенно-хоровые шедевры, которые созвучны настроениям юношеской и детской среды и служат благородному делу воспитания патриотических чувств у современной молодежи.
Каплан Туко был влюблен в свой народ и беззаветно предан его мудрым духовным традициям. Исполняя песни Каплана Туко, дети проникаются любовью к адыгейскому народу и его культуре. Большой популярностью пользуются песни «Кукушка», «Мой папа шофер» на слова К. Жанэ, «Черкеска» на слова А.Кешокова, «Журавли улетают» на слова Б. Гедгафова, перевод И. Кашежевой и другие. Его хоровые произведения яркие, красивые и задушевные.
Хоровые сочинения составляют большую часть творчества Г. Чич. Гисса Карович Чич – музыкант редкого дарования. «Хоровая музыка становится «родной речью», естественным языком для выражения сокровенных переживаний и мыслей композитора». [11,109] Он написал много хоровых произведений: оратории, около 30 хоровых миниатюр a cappella, около 20 хоровых произведений с инструментальным сопровождением, имеются обработки для детских хоров и 20 хоровых обработок адыгских народных песен. В качестве примера можно привести обработку для трехголосного детского хора «Пшиш-река» музыка И. Святловской на стихи народного ашуга Цуга Теучежа. Композитор придает хоровой музыке значение «фундамента» в строительстве национальной музыкальной культуры. Он говорит, что «сегодня хор, хоровое искусство выступает как глас народа – это самый выразительный, самый распространенный и доступный вид музыкального жанра». [20, 4] В хоровых произведениях Г. Чича отражается любовь к природе, людям, живущих рядом. Слушая и исполняя произведения этого композитора, можно сказать, что перед глазами проходит вся история родного края.
Перу композитора принадлежат многочисленные научно-методические труды, учебные пособия и рекомендации по работе с хором. Автор освещает многолетний опыт работы с хором, который является бесценным. В своей работе я опираюсь на учебно-методическое пособие «Особенности работы с хором». В этой работе автор рассматривает важный аспект хорового искусства – нахождения ощущения замысла произведения и характера самой музыки, их взаимодействия и выбора средств его воплощения языком музыкального искусства, который очень важен для формирования духовной нравственности.
Чеслава Магомедовича Анзарокова мы знаем как певца, педагога и композитора. Весь свой талант он отдает развитию музыкальной культуре в Адыгее. Особое место в творчестве этого композитора занимают песни для детей, песни о Родине. В хоровых произведениях Анзарокова народные интонации сочетаются с интонациями современного музыкального языка. Через свои произведения композитор раскрывает душу и сердце слушателям, хочет поделиться с людьми своим сокровенным чувством любви к родной Адыгее. Приятно смотреть, когда дети разных национальностей (русские, адыги, армяне) поют на русском языке песню «Пой, Адыгея моя!» на слова поэта К.Кумпилова, переложение для трехголосного хора М. Огнещикова. (См. приложение) Произведение небольшое по объему и очень мелодичное. Написано в куплетной форме. Тональность – d moll. Темп - Moderato. Партитура гармонического склада. Партии удобны для исполнения. Богатая динамическая палитра - от mp до f – используются не в сопоставлении, а в постепенном переходе от одного нюанса к другому. Ритмическая сторона произведения характеризуется триолями и синкопами. Каждая строка этой песни сливается воедино с душевной запоминающейся мелодией. Эта песня воспевает любовь к обычаям адыгов, дружбу русского и адыгейского народов. Чувства и переживания в этой песне понятны детям. С большим проникновением и чувством огромной гордости дети моего хорового коллектива исполняют это произведение. Вот какие слова звучат в этой песне:
Гордость седого Кавказа,
Дочь величавой страны,
Счастье сияет алмазом,
Дружбою крылья сильны.
Припев: Край дорогой, песенный край,
Пой, Адыгея моя!
Вечно живи, свадьбы играй,
Пой, Адыгея моя!
Не меньшую роль в патриотическом воспитании детей играют и другие хоровые сочинения Ч. Анзарокова: «Моя Адыгея» на слова К. Жанэ, русский текст Ю. Крючковой, «Добрый голос твой» на слова И. Машбаша, «Память» на слова Т. Днепровой. Так же полюбились детям «Песня о ласточке» на слова Р. Нехая, русский текст Н. Запорожченко, «Горная речка» на слова Д. Чуяко, перевод Е. Аксельрод. Исполняя эти песни, дети объединяются едиными мыслями, чувствами, настроениями, проникаются красотой и своеобразием мелодий, образами и картинами родного края.
Учащиеся моего хорового коллектива полюбили песню Вячеслава Анзарокова на слова И. Машбаша «Новый день». Удобная тесситура, не большой диапазон голосов, торжественный характер. Песня с легкостью разучивается и с удовольствием исполняется детьми. Идея мира, мысль всего миролюбивого человечества выражается в этом произведении.
В репертуар моего хора входит и задорное произведение Виталия Бурдеева «Считалка» на слова В. Бирюкова. Произведение одноголосное, с оригинальным ритмическим рисунком и шуточным текстом. Дети исполняют его с солистами и хором, что вызывает радость, положительные эмоции.
Песня Р. Сиюхова на слова поэта И. Машбаша «Черкеска» в обработке для хора В. Красниковой быстро завоевала любовь и признание в республике и за ее пределами. Стремительный аккомпанемент, запоминающаяся мелодия – вот что характеризует эту энергичную песню. Хочется отметить и полюбившиеся произведения Р. Сиюхова «Орэд фэсэlо хэку» переложение для хора С. Сиюховой, «Счастье – это ты» в аранжировке В. Екимова, которые звучат на республиканских хоровых конкурсах. Эти произведения бесценный материал для хормейстера в развитии патриотического чувства учащихся.
Умар Тхабисимов – певец, гармонист, композитор, стоявший у истоков композиторского профессионализма Адыгеи. Значимую роль в патриотическом воспитании детей играет песенное наследие композитора. В сочетании элементов адыгского музыкального фольклора и советской массовой песни У. Тхабисимов создал новый тип национального песенного искусства. Это около 600 песен, многие из которых популярны среди российских и зарубежных адыгов. В песнях для детей «он стремится, чтобы его сочинения нравились и детям, и ему самому, они должны быть доступны и безыскусны». [4, 42] С огромным желанием дети поют песни Умара Тхабисимова «Эльбрус» слова народные. Однако, собирательным образом всех аулов явилась песня композитора «Мой аул» на слова К. Жанэ. Она стала быстро популярной. Песня звучит задорно, в ритме, напоминающем лезгинку, и начинается полюбившимся запевом:
У реки бурливой
Мой аул стоит.
Ветер шаловливый
Вербами шумит…
Припев придает песня особый лиризм и любовь к родной земле:
О, аул, аул мой,
Милая земля.
Как тебя люблю я
Родина моя!..
Создавая песни о родном крае, У. Тхабисимов первым воспел любимый город Майкоп. «Майкоп – ты мое сердце» на слова Н. Добронравова, «Майкопский вальс» на слова Ашихмина – эти песни открывают целый сериал, посвященный адыгейскими композиторами Адыгее и Майкопу. Так же хочется отметить произведение «Музыканты» на слова А. Ильяшенко, переложение для хора З.Хапай. Ритмическая сторона песен У.Тхабисимова характеризуется множеством своебразных рисунков, в которых важное место занимают триоли, синкопы и акценты на слабые доли такта.
При разучивании произведений Тхабисимова, я всегда веду беседу о государственном гимне республики Адыгея, созданным композитором на стихи И. Машбаша. Это торжественная песнь о красоте и величии нашей малой Родины. Знакомлю хористов с государственными символами республики (флаг, герб, гимн). Это играет значимую роль в патриотическом воспитании.
Прекрасны и мелодичны произведения для хора М. Натхо «Песня весны и дружбы», В. Анзарокова «Первый цветок» на слова К. Жанэ, Ю. Чирга «Кавказ» и «Кто же» на слова Д. Чуяко. Это песни о родной земле, о дружбе людей всей земли. Тесситурные условия произведений естественны. Мелодия легко запоминается и хоровые партии удобны для исполнения. Эти хоровые произведения затрагивают, пробуждают в детях их лучшие человеческие качества: нежность, силу духа, благородство, гордость за родную Адыгею.
Для ребенка Родина – это его мама, близкие и родные люди, дом, где он живет, двор, где он играет, это детский сад, школа, друзья. Для многих людей слово «мама» – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Глубоко прав Расул Гамзатов, провозглашая такие возвышенные слова: «Нет вершин превыше матерей», и вполне логично, что композиторы Адыгеи в своих произведениях выражают суть отношения к святой теме матери. Песни о матери адыгейских композиторов устойчиво вошли в репертуар моего хора.
Хоровые сочинения адыгейских авторов уже давно получили общественное признание. Они прочно вошли в репертуар творческих коллективов республики, включены в обязательную программу детских республиканских исполнительских конкурсов. Музыка композиторов Адыгеи звучит далеко за пределами региона и стала достоянием музыкальной культуры Северного Кавказа и всего российского искусства в целом.
Проанализировав хоровые произведения композиторов Адыгеи, следует вывод, что хоровая музыка композиторов Адыгеи является благоприятной основой для становления духовно-нравственного воспитания детей, формирует эмоционально-ценностное отношение к истории, традициям и культуре своей Родины. Произведения доступны для исполнения и понятны детям. Хоровые песни адыгейских композиторов проникнуты чувством патриотизма, чувством любви к своей Родине, родной природе, родному языку, национальной культуре, чувством национальной гордости, достоинства, долга и чести. В адыгейской хоровой музыке раскрывается не только жизнь человека, но и летопись всего народа. В процессе изучения хоровых произведений адыгейских композиторов учащиеся начинают понимать их жизненную основу, их эмоциональную окраску. Мелодичные, спокойные, яркие, задорные, энергичные, торжественные хоровые произведения об Адыгее воздействуют на душу ребенка, тем более, если он сам является исполнителем. Прикасаясь к этой музыке, дети становятся добрее и терпимее друг к другу. Так постепенно обогащается духовно-нравственный мир ребенка, его эмоциональная сфера, формируется уважительное отношение к истории своей страны.
Воспитание патриотического чувства в хоровом коллективе «Гармония»
В применении к детской психологии значение хорового пения как фактора воспитывающего очень велико. В отличие от взрослых, дети впитывают эстетические впечатления одновременно с восприятием окружающего мира. Важной ступенью этой системы является музыкальное воспитание детей в раннем детском возрасте. На меня, как на руководителя хора, ложится большая ответственность, потому что музыкальное просвещение детей – это воспитание маленького человека, будущего полноправного гражданина своей страны. Какие же качества определяют индивидуальный смысл жизни человека? Это вера, совесть, правдивость, свобода, любовь. Все это заложено в хоровых произведениях. При организации воспитания патриотизма каждое из этих качеств приобретает патриотическое содержание. Главная моя цель, как хормейстера в том, чтобы для учащихся хоровая музыка композиторов Адыгеи стала духовной потребностью.
Хоровой коллектив «Гармония» был создан в 2009 году на базе ДШИ. Мною было выбрано вокально-хоровое направление. Став руководителем хорового коллектива, я начала давать объявления в устной форме о наборе детей на занятия и проводила запись всех желающих детей после согласования их с родителями. Свободный набор детей в хоровой коллектив проводится и сейчас без ограничений по способностям. Психологическая атмосфера в хоре носит комфортный, неформальный характер, не регламентируется обязательствами и стандартами, чем и привлекателен коллектив для детей и родителей. Состав хорового коллектива был организован на основе добровольного начала: дети – родители – педагог. В учебном процессе я стала использовать различные формы занятий – индивидуальная, мелкогрупповая, групповая и работа в хоровом коллективе. В хоре участвует 19 человек: 12 девочек и 7 мальчиков. Возраст учащихся от 7 – до 13 лет.
Программа хора построена так, чтобы ребята смогли удовлетворить свой интерес, проявить способности, раскрыть свой внутренний мир, выразить любовь к родному краю, исполняя хоровые произведения композиторов Адыгеи.
Детям нравится петь в хоре. Они понимают, что когда они поют вместе, дружно, то получается красиво и хорошо. Песня, спетая хором, звучит выразительнее и ярче, чем, если бы он спел ее один.
Для воспитания патриотического чувства важно, что чувства, идеи, заложенные в хоровом произведении, выражаются не одним человеком, а массой людей. Осознание такого коллективного исполнения воздействует на чувства, настроения учащихся, поскольку песня способна преобразовывать духовный мир человека.
Богатство и разнообразие музыкального репертуара позволяет мне выбирать для работы хоровые произведения, которые обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Такими являются хоровые произведения адыгейских композиторов. Исполнение хоровых произведений адыгейских композиторов вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – обеспечивает эмоционально–психологическое благополучие. Эти произведения знакомят детей с обычаями и бытом адыгейского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Приобщая детей к хоровому наследию композиторов Адыгеи, я воспитываю в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Адыгейские композиторы написали очень много инструментальной музыки, которая входит в репертуар ДШИ. Перед разучиванием хорового произведения я провожу беседу о жизни и творчестве композитора и по возможности в качестве иллюстрации приглашаю учащихся отделений «Сольное пение», «Фортепиано». Так же использую национальные инструменты для аккомпанемента произведения. Такой вид работы вызывает большой интерес к музыке адыгейских композиторов, расширяет кругозор детей, помогает лучшему восприятию хоровых произведений.
Работа по патриотическому воспитанию, проведенная на уроках хора, продолжается и в концертной деятельности. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников. Основу тематики концертной работы хорового коллектива «Гармония» в нашей школе искусств на учебный год по патриотическому воспитанию составляют: юбилейные даты, тематические концерты, рассчитанные на определённую аудиторию, праздничные концерты, концерты-лекции для школьников и их родителей. Например, учащиеся выступают на концертах, посвященных Дню защитника Отечества, на районных конкурсах патриотической песни и занимают призовые места. Участвуют в концертах «День республики Адыгея», «День матери», «Международный день 8 марта», «День Победы», «День Славянской письменности», в концерте «Музыка адыгских композиторов в рамках проекта «От малой родины к просторам мира», во всероссийских и международных конкурсах «Гордость России», «Мелодинка». (См. приложение – фамилия руководителя и школа не указаны по условиям конкурса)
Безусловно, школа помогает раскрытию наилучших сторон личности подрастающего человека посредством музыки, но это будет более эффективным при поддержке родителей, если в доме ученика царит дух любви и уважения к музыке. Есть несколько форм моей работы с учеником и его родителями: это приглашение родителей в школу для беседы, совместные концерты учащихся и родителей, лекции, лекции - концерты, выезды на конкурсы, совместные походы на концерты, на выставки, родительские собрания. Только совместно с семьёй педагог может привить детям любовь к музыке и формировать их как высококультурных членов общества. Наблюдая за учащимися своего хорового коллектива, я заметила, что эти дети отличаются от остальных школьников: они уважительны, отзывчивы, терпеливы, мягкосердечны.
Эффективность формирования патриотических чувств, в процессе общения с музыкой во многом определяется профессионализмом и личной увлечённостью преподавателя. Учащиеся должны видеть, что педагог любит свой инструмент, музыку, приносящую ему самому радость. Только собственным примером «горением души», проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопониманием и уважением ученика, можно приблизить ребёнка к общечеловеческим морально-нравственным ценностям.
Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся хорового коллектива «Гармония» объединены одной целью, одной идеей. Главной целью для себя и учащихся я считаю обогащение эмоционального и духовного потенциала личности каждого ученика, раскрытие творческих способностей и потребностей, формирование уважительного отношения к своей семье, добру, дружбе, любви к Родине. Поэтому, изучая, слушая и исполняя хоровую музыку композиторов Адыгеи, на моих занятиях хора создаются предпосылки для формирования и развития патриотического воспитания детей с учетом новых требований современности.
Методы, применяемые при работе над художественным образом в хоровых произведениях.
Интерес к хоровому исполнению песен проявляется у детей в желании на эмоциональном уровне. Основой передачи содержания музыкального произведения являются образ и эмоции. Музыкальное искусство имеет большое воздействие на подсознание личности, воспитывают ребят и на уровне сознания (понимания), и на уровне эмоций и чувств. Состояние эмоциональной сферы ребенка, обучающегося пению, – одна из важнейших педагогических задач на пути патриотического воспитания. Мастерство хормейстера заключается в том, чтобы ученикам понравилось хоровое произведение, чтобы они эмоционально откликнулись на него. Тогда эмоционально-чувственное восприятие воспитанников перерастет в обобщение жизненного опыта и получит воплощение в ценностных установках.
Важным моментом в воспитании патриотического чувства является формирование музыкально-образного мышления, развитие способности к музыкально-образным представлениям, помогающим понимать содержание музыкальных произведений. Это обусловлено эмоциональной природой пения. При работе с детьми я использую различные методы и приемы музыкального обучения и применяю их в соответствующих ситуациях. В своей работе я использую методы, направленные на глубокое понимание музыкального языка:
1. метод сопереживания помогает хористам сравнить и почувствовать музыкальное произведение через собственный жизненный опыт;
2. метод сравнения и сопоставления, а также прием контрастного сопоставления – сравнение двух и более различных образов, выявить их сходство и различие. Этот метод помогает развитию способности к музыкально-образным представлениям.
3. метод ассоциативных сопоставлений позволяет обратиться к метафорам, сравнениям - это вызывает у детей определенное состояние души, находит эмоциональный отклик;
4. эмоционально-образный метод - основан на образном и ассоциативно – образном мышлении учащихся. Морозов В. П. назвал этот метод «методом как будто». По словам В.П. Морозова, «человек, представляющий себе какое-либо действие или состояние – вдыхание аромата цветка, расширение полости дыхательного тракта и т.п., - непроизвольно воспроизводит эти действия и состояния: мысленное представление их рождает соответственное движение, состояние и ощущение певца...». [10, 247] Используя этот метод, можно быстро добиться хороших результатов по развитию у детей «опертого», активного, вокального дыхания. А как известно, дыхание – основа пения. Я объясняю, что при вдохе мысленно надо представлять, что вы как будто вдыхаете аромат цветка. При формировании правильной певческой позиции представить, что вы как будто зеваете. Использую такие выражения: «Как будто вы поете для слушателя в последнем ряду» и др. Все эти сравнения вызывают у детей разнообразные зрительные, слуховые, тактильные и эмоциональные реакции. Чтобы вызвать соответствующее ощущение, у ребенка должно быть развито воображение. Я подбираю образы соответственно возрасту детей.
Примеры подобных методов можно найти в работах Малининой Е. М., Марковой Е. В., Демченко А. Д. и многих других авторов. Исследования В.Н.Холоповой показали, что во время пения человек испытывает положительные эмоции. Эмоции радости – это средство активизации резонансных механизмов пения, а также дикции, дыхания, сохранение высокой позиции при пении. И «перед педагогом встает задача психологической переориентации ученика от пассивно-равнодушного к активно-оптимистическому состоянию его души и тела: при радости, недаром говорится, и «душа поет». [10, 250] В процессе работы, необходимо знать какого звука, каких певческих ощущений я хочу добиться от ребенка. Необходимо представлять себе эталон звучания детского голоса. Ведь хорошее, красивое пение – результат правильно построенного процесса освоения детьми хоровой песни, в котором техническое и художественное начало тесно переплетены. Моя задача так усовершенствовать методы работы с хором, чтобы они служили и музыкально-образовательным, и воспитательным целям в широком смысле слова.
Таким образом, следует вывод, что перечисленные методы взаимно дополняют друг друга и использование их на практике способствует эмоциональному восприятию содержания произведения. При правильно найденных эмоционально-образных выражениях, сравнениях, ассоциаций хоровое произведение будет исполнено эмоционально и останется на долгие годы в сердце и в сознании юных певцов.
Работа над художественно-выразительным исполнением хоровых произведений.
К средствам художественной выразительности относятся мелодия, темп, динамика, ритм, ансамбль, голосоведение, тембр, фразировка, музыкальная форма, дикция. Без этого пение будет безликим, невыразительным, измениться содержание произведения, смысл, заложенный авторами. Это я объясняю детям на таком примере. Представьте, что вы слушаете чтеца, который выговаривает все буквы, читает четко и понятно, но без знаков препинания, не выделяет фразы, не делает смысловых акцентов, т.е. читает не выразительно. И такого чтеца просто не интересно слушать. Также и хоровое произведение, если петь не выразительно, то оно не будет представлять никакой художественной ценности. Неудивительно, если слушатель останется равнодушным к произведению, в котором отсутствует художественная выразительность. Это можно объяснить детям так же на примере картины, на которой только изображены детали, каждый предмет, но нет связи между ними, не выявлено настроение, нет красок, т.е. не создано художественное произведение.
Как же добиться выразительного исполнения хорового произведения? Для выразительного исполнения произведения работа над вокально-технической стороной и художественным образом с самого начала мною ведется в единстве. Вокально-хоровая работа подчинена одной цели – художественно-выразительному исполнению произведения. В своей работе я использую принцип систематизирования и обобщения знаний, полученных из методических и психологических трудов. В первую очередь я выбираю произведение доступное для исполнения, учитывая особенности возрастной психологии детей и особенности их голосов.
Важнейшим средством художественной выразительности произведения является мелодия, как она будет исполнена. Поэтому надо научить хор оттенять мелодию произведения. Для этого следует провести работу по анализу хоровой партитуры: выяснить в какие условия поставлен голос, исполняющий мелодию, определить характер произведения, обратить внимание на фактуру сочинения, т.е. выяснить какую роль играет партия в хоровой партитуре. В многоголосных произведениях следует тщательно следить за мелодией, чтобы она была слышна: ее исполняет одна партия, в то время как остальные поддерживают эту мелодию. Например, произведение Р.Сиюхова на слова И.Машбаша «Черкеска», переложение для трехголосного хора В. Красниковой. Мелодия поручена партии 1 сопрано. Это облегчает исполнение, т.к. это высокая партия хоровой партитуры, наиболее ясно выделяемая среди других голосов.
Но не всегда в многоголосных хоровых произведениях ведущая мелодия поручается партии сопрано. В некоторых хоровых произведениях отдельные партии поют без слов, на какую-нибудь гласную или слог, создавая фон для мелодии.
Важным в работе над художественно-выразительными средствами произведения является работа над голосоведением. Существуют следующие приемы певческого голосоведения - legato, non legato, staccato. Можно сказать, что прием звуковедения legato является важным средством выразительного исполнения мелодии: это плавность, напевность. Кантиленное пение является основой пения. Кантилена образуется только тогда, когда все выпеваемые звуки соединяются между собой, когда каждый последующий звук является продолжением предыдущего, как бы “выливаются” из него. Staccato - это пение отрывистое, короткими длительностями, легкими толчками, отделяя каждый звук, атакуя каждую ноту заново смыканием голосовых складок и дыханием при помощи активных движений диафрагмы. Staccato вносит в палитру художественного исполнения много дополнительных красок. Также используется распространенный прием звуковедения - non legato, который необходим для исполнения произведения соответствующего характера. Этот прием предусматривает некоторое подчеркивание мелодии без нарочитых акцентов. Этот прием труден тем, что содержит в себе элементы legato и staccato. Необходимо следить, чтобы подчеркивание звуков не переходило в акценты. Во время исполнения того или иного певческого штриха, я обращаю особое внимание учащихся на взаимосвязь голосоведения с дыханием. Упражнения для выработки характера звуковедения даны в приложении.
Большое значение для выразительного пения имеют тембровые представления, т. е. умение хориста представить окраску и характер звука, мыслить «воображаемыми» тембрами голосов, которые отвечают содержанию исполняемого произведения. Различные по тембру голоса детей должны сливаться в общий ровный тембр хора. Единый тембровый образ можно создать только в результате психологического единомыслия всех участников хора. Моя задача – верно понять содержание и прочувствовать характер музыкального образа, чтобы объяснить все это детям, помочь найти тембровые краски. Для этого я формирую у учащихся представления о звуке, который ему предстоит воспроизвести, используя эмоционально-образный метод. Применяю образные определения, связанные со слуховыми, зрительными, осязательными, резонаторными, вкусовыми ощущениями, такие как: глухой, звонкий, яркий, светлый, темный тембр; мягкое, жесткое, зажатое, вялое, близкое, далекое, высокое, низкое звучание, вкусный – доставляющий удовольствие звук и т.п. Детям объясняю, что тембр можно изменить, меняя форму рта, перенеся точки звуковых волн в твердое небо. Выражения лица, мимика поющего так же помогает повлиять на тембр. Обращаю внимание на то, что тембр изменяется в соответствии с музыкально-образным содержанием конкретного произведения. В качестве упражнений часто использую попевки, предлагая учащимся каждый раз петь в той или иной тембровой окраске - светло, мечтательно, сумрачно, темно, радостно и т.д. Я заметила, что у некоторых детей, понимающих образ произведения, голос принимает оттенки, соответствующие содержанию текста.
Одновременно с развитием тембрового слуха стараюсь расширять палитру динамических оттенков. Обращаю внимание детей, что необходимость изменения силы звука определяется содержанием произведения, смыслом отдельных музыкальных построений. Динамический план продумываю тщательно, составляю его для каждой фразы и всего произведения в целом. На начальном этапе работы с forte требуется обратить внимание, чтобы исполнение этого динамического оттенка не приобрело форсированного звучания. Работа над динамикой тесно связана с работой над певческим дыханием и звукообразованием.
Огромное художественное значение в хоровом пении имеет метроритм и темп. С помощью этих средств можно передать самые разнообразные настроения. Чтобы передать характер, настроение той или иной песни, я стараюсь следовать темпу указанному самим композитором. Изменение темпа может исказить произведение. Достижению метроритмической устойчивости помогает текст произведения, правильно расставленные ударения, смысловая логика. Много работаю над синкопированным и пунктирным ритмом в произведениях адыгейских композиторов. Использую ряд приемов для точного исполнения того или иного ритмического рисунка.
Смысл дикции как средства художественной выразительности заключается в том, что произношение слов во время пения должно быть не только ясным, но и осмысленным. Оно должно основываться на глубоком проникновении в стиль и характер произведения. Я объясняю детям, что если у хора плохая дикция, то слушателям будет трудно понять содержание песни. Ясность подачи текста облегчает слушателям восприятие хорового произведения. Следует отметить, что для каждого хорового произведения ясность подачи текста разная. Например, в произведении В. Анзарокова «Новый день» на слова И. Машбаша дикция ясная, четкая, ведь характер этого произведения бодрый, радостный. Этим и определяется степень ясности произношения текста. Рассмотрим произведение Г. Чича «Сосны» на слова М. Лермонтова. Произведение звучит в основном на piano. И чеканность произношения приведет к искажению произведения. Здесь дикция должна быть как бы затушеванная. К этому обязывает и характер мелодии, и нюанс, а главное, - содержание текста.
Большое внимание в работе над художественно-выразительным исполнением хорового произведения следует уделять музыкальной фразировки. Ее всегда сравниваются с выразительной речью, в основе которой лежит смысловая логика. Для выразительного пения надо выделить главное слово, основную мысль фразы. Этой работе помогают средства музыкального выражения: агогика, динамика, дыхание, тембр, цезуры. Музыкальная фразировка зависит, конечно, от структуры произведения, его деление на периоды, предложения, фразы, мотивы. Следует определить их внутреннее развитие и соподчиненность, т.к. благодаря этому достигается освоение музыкальной формы произведения в целом. Необходимо учащихся научить осмысленно исполнять отдельные музыкальные построения, связывать их в единое целое, в законченную мысль.
Воплощением идейно-эмоционального содержания музыки является и музыкальная форма. В хоровых произведениях адыгейских композиторов чаще всего встречается куплетная формы. В работе над музыкальной формой, я добиваюсь, чтобы исполняемое произведение воспринималось как законченная целостная композиция.
Когда хористы поют вместе, начинают и заканчивают, одновременно произнося слова, берут одновременно дыхание, в указанном месте, переходят от быстрого темпа к медленному, одновременно выполняют нюансы, тогда создаются условия для подлинно художественного, выразительного исполнения хорового сочинения. А этого можно добиться в работе над ансамблем, который является наиболее важным средством художественной выразительности. Важно так же, чтобы дети поняли, что в хоре нельзя выделяться силой своего голоса, т.к. это нарушит художественность и выразительность исполнения, нарушит ансамбль.
Таким образом, следует вывод, что задачу выразительного исполнения хорового произведения облегчает вокально-хоровая техника и музыкальная грамотность. Все средства художественной выразительности подчинены одной цели – донести до исполнителя и слушателя идею, основную мысль хорового произведения. Овладевая вокально-хоровыми навыками, учащиеся ясно представляют себе их художественное значение. Поэтому становится очевидным единство художественных и технических навыков в пении, формирование которых должно вестись в единении эмоционального подтекста и художественной выразительности. Любой момент хорового исполнения должен проявлять себя как художественное явление, как образ. Чтобы произведение проникло в душу, необходимо его выразительное исполнение, убедительно отражающее содержание.
Работа над поэтическим текстом в хоровых произведениях.
Хоровое исполнительство неизбежно связано с литературным текстом. Слово и музыка в песне не разделимы. В этом единении и заключается великая сила хорового искусства. Очень важно, чтобы детям было понятно и интересно о чем они поют. Для воспитания патриотического чувства важно, задевает ли текст произведения струны детской души, или он поется равнодушно, без особого вникания в красоту слова, смысл фраз. Текст определяет степень «весомости» хорового произведения как средства воспитания патриотических чувств юного гражданина страны.
Известно, что слово облегчает восприятие идейно-художественного содержания музыкального произведения. Какие качества поэтической музы адыгейских поэтов привлекают композиторов? Это крылатость стиха, стройная образность, лаконичность мыслей всегда присутствующей простотой и доступностью в восприятии. Послушаем стихи известного адыгейского поэта Исхака Машбаша к песне В.Анзарокова «Новый день»:
Наш новый день, мы ждем тебя с добром.
Мы ждем тебя и радостным и мудрым.
Пусть будет утро только добрым утором,
Когда ты солнцем наполняешь дом.
Припев: И приноси нам теплые дожди.
Пускай растут хлеба, цветы и дети.
Пусть будет людям радостно на свете,
Ты только добрым, слышишь, приходи!
Текст очень поэтичен. В нем нет «дежурных» слов, и он понятен, доступен детям. Здесь говорится о мире, дружбе, добре, о светлом и счастливом будущем, которое принесет нам новый завтрашний день. В хоровых произведениях адыгейских композиторов слово конкретизирует музыку, а музыка, в свою очередь, эмоционально окрашивает текст, передавая его общее настроение и следуя за тончайшими его интонациями, оттенками. Именно единство музыки и текста создает в хоровых произведениях адыгейских композиторов яркий образец песенно-хоровой литературы, точно отвечающий тезису: «песня воспитывает человека».
Работа над поэтическим текстом хорового произведения ведется в несколько этапов. Прежде всего, я провожу самостоятельную работу. Это подразумевает проведение анализа содержания текста: выявить основную идею, найти «ключевое» слово и подобрать к нему образные сравнения, ассоциации, текст песни сопоставить с мелодической линией. Далее провожу анализ музыкальной фразы и выявляю средства музыкальной выразительности, с помощью которых поэтическое слово стало убедительным, определяю основную интонацию в песне и прослеживаю её развитие. Полезно заранее отметить места, где хор или партии должны брать дыхание, установить нюансировку произведения, и его от дельных частей, отметить трудные места и подумать способы из преодоления. Следует подумать об общем характере дирижерского жеста, который должен быть точным и выразительным, как и мимика дирижера. В сложных местах найти тот жест, с помощью которого эти трудности можно осилить. Надо помнить, что рука дирижера при концертных выступлениях восстанавливает в памяти все то, что объяснялось и отрабатывалось на занятиях.
После самостоятельного разбора я знакомлю ребят с литературным текстом. Сначала выразительно читаю текст, чтобы составить у детей ясное содержание разучиваемого произведения. Далее рассказываю о поэте, композиторе, нахожу образ, объясняю каждое слово, фразу. Если есть в записи это произведение, то его надо прослушать. Прослушивания необходимы для целостного представления о содержании текста. Необходимо донести до сознания детей средства музыкальной и текстовой выразительности. При разучивании произведения надо помнить, что в основе должен лежать художественный образ, задуманный автором произведения.
Следующим этапом работы является работа над элементами речевой выразительности. Чтобы произведение прозвучало ярко, необходимо осмысленное восприятие мелодии песни и текста. Этому благоприятно предшествуют показ педагога, выразительное исполнение песни на фортепиано, декламация текста в ритме, подчеркивание ритмического рисунка мелодии. В детском хоровом коллективе это важно, поскольку у ребят очень развита способность подражать, и правильно исполненный прием дети тут же воспроизводят. Но для сравнения можно показать и «неправильное пение» с вялым дыханием и плохой дикцией, тусклым голосом. Дети сравнивают, определяют.
Чтобы добиться чистоты интонации и четкой дикции необходимо особое внимание уделить трудным местам в замедленном темпе. Особенно, если произведение написано в быстром темпе, т.к. при их исполнении дети быстро переходят с пения на речь. В медленном темпе учащиеся лучше и быстрее освоят мелодию своей партии при четком произношении слов. В результате, при исполнении песни в её быстром темпе, хор поет легко, ясно произнося текст. От хористов я требую легкого пения, отчетливого произношения слов, твердого произношение согласных звуков, ясного произношения окончаний слов. Объясняю детям, что при пении на piano слова произносятся так, как будто мы поем на forte: губы и язык должны быть активными, а главное - активное дыхание. Все это помогает раскрыть содержание текста.
В ритмически трудных местах произведения использую прием отчетливого проговаривания текста в ритме песни, так же проговаривание текста в ритме с интонацией, но отрывисто, при активной четкой артикуляции. Такой прием помогает уточнять интонацию, укрепляет дикцию, фиксирует слуховое ощущение поющих на звуковысотной стороне. Он особенно полезен при разучивании произведений, в которых встречается движение голоса восьмыми или шестнадцатыми. Сложность представляет работа над синкопой: сильную долю отмечаем хлопком.
Результативными являются приемы, предлагаемые Стуловой Г.П.:
[16, 53]
- произнесение текста шепотом (это активизирует дыхательную мускулатуру и добавляет чувство опоры);
- беззвучное, но активное артикулирование при мысленном пении с опорой на внешнее звучание (активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона);- проговаривание слогов нараспев и на одной высоте (для сохранения вокализации текста);
- проговаривание текста слегка выше по отношению к речевому диапазону (привлечение внимания к стабилизации гортани);
- речевая декламация, допускающая модуляции голоса по высоте, однако при условии стабильного положения гортани (переходная ступень между артикуляционным напряжением в речи и специфически вокальным).
Как дополнительные упражнения предлагаю хору спеть фразу или упражнение с состоянием ненависти, ласки, боязливо, жалобно, мечтательно.
Заключительным этапом работы является соединение всех элементов речевой выразительности в единое целое, в связи с музыкальным содержанием и с целью последующего воплощения на сцене. Глубже и эмоциональнее воспринимается художественный образ именно в звучании всего хора. Глубоко волнует и трогает детей, когда произведение звучит в исполнении всего коллектива. Но после такого исполнения необходимо подвести к тому, что еще несовершенно и надо доработать. Пропевание произведения от начала до конца нужно для того, чтобы вызвать в сознании целостный художественный образ. Впечатление от совместного звучания голосов хоровой партитуры является причиной большого эмоционального подъема. Исполняя произведение целиком, дети испытывают удовлетворение от своих достижений. Глядя на лица поющих детей в этот момент, можно сказать, что они не просто поют, они действительно хотят быть достойными гражданами своей страны.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа над поэтическим текстом в хоровых произведениях адыгейских композиторов - это глубокая, целенаправленная работа над созданием художественного образа. Работа над литературным текстом выступает как рождение видения художественного образа, заложенного композитором. Хоровое сочинение являет собой сложный синтез музыки и поэтического слова. Содержание поэзии раскрывается в нем средствами музыки. Слово облегчает восприятие идейно-художественного содержания музыкального произведения. И здесь необходимо идти не от теоретической закономерности тяготения интервалов, звукорядов, аккордов, а от того образно-содержательного «заряда», который несет в себе данный интервал или интонация в музыкальном высказывании композитора. Любой момент хорового исполнения должен проявлять себя как художественное явление, как образ.
Сила хорового искусства в патриотическом воспитании в том, что воспитывается не только исполнитель, но и слушатель. Музыкальные средства выражения усиливают эмоциональное воздействие на слушателя. Они придают содержанию стихотворного текста новую, неповторимую окраску и художественную форму. Все это обеспечивает систематическое развитие у детей сознательности и творческой активности.
Заключение
Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. Практический опыт показывает, что изучая хоровую музыку композиторов Адыгеи, воспитанники проникаются ощущением ответственности, ценности своей жизни и жизни окружающих, учатся высокой нравственности и красоте человеческого общения. Задача хормейстера – продумать целенаправленный процесс привлечения средств искусства во всю систему патриотического воспитания.
В рамках современного образовательного процесса, который носит гуманистический характер и направлен на индивидуальное личностное развитие, развивающее обучение в системе образования становится ведущим, а технологии, предполагающие построение учебного материала на личностно-смысловой, эмоционально-психологической основе, становятся очень актуальными. С 2000 года в Российской Федерации разработаны и действуют более 60 программ гражданского и патриотического воспитания. Современные композиторы очень часто в своем творчестве обращаются к теме любви к Родине. Особенно эта тема хорошо раскрывается в хоровых произведениях композиторов Адыгеи. Ежегодно в Адыгее проводятся концерты и конкурсы, где большое значение уделяется выступлению детских хоровых коллективов. С концертных площадок звучат песни композиторов Адыгеи о Родине, о мире, о матери, о дружбе народов. Ежегодно по всей стране в День Славянской культуры проводятся концерты, в которых принимают участие и детские хоры.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи. Всем нам очень хочется видеть наших детей счастливыми, добрыми, уважаемыми людьми в будущем – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!» Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности. Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение – это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования чувства патриотизма. Роль хоровой музыки композиторов Адыгеи важна в нравственно - патриотическом воспитании. Впечатления детства неизгладимы. Дети всем своим существом воспринимают увиденное и услышанное с доверчивостью. Многое принимают «на веру», особенно если информация исходит от лиц, которых они уважают. И дети ждут, чтобы взрослые показали им путь, по которому они должны идти.
В моей работе очень важно, чтобы искусство помогало восприятию окружающего, воспитывало любовь к родному краю и уважение к людям, живущим в нем.
Список литературы
Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе / И. А. Агапова. – Москва: Айрис–Пресс, 2002. – 212 с.
Адаменко, С. Воспитываем патриотов России / С. Адаменко // Москва: Народное образование. – 2005. – №4. – С. 23– 25.
Асафьев, Б.В. О хоровом искусстве. [Текст] // Б.ВАсафьев.
- Ленинград: Музыка. - 1980.- с.15.
Атаманенко, И.Г., Бесиджев М.А., Полянский А.К. Умар Тхабисимов. Страницы жизни и творчества: Очерк. [Текст] // И.Г. Атаманенко, М.А. Бесиджев, А.К. Полянский – Майкоп: Адыг. Отделение Краснодар, книж. Изд., 1988, - с. 42
Гогина, Е.Л. Проблемы изучения хоровой музыки композиторов Адыгеи . [Текст] // Е.Л. Гогина. - Статья. [Электронный ресурс] – URL: http://nauka-rastudent.ru. - Дата обращения: 28.10.2016.
Далецкий, О.В. Самоучитель певца, вопросы – ответы / О. В.Далецкий. - Москва: Издательский дом «Композитор». - 2003г. - 56с.
Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики. / Л. Б.Дмитриев. – Москва: Музыка, 20с.
Добровольская, Н. Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре / Н.Добровольская. – М.:Музыка, 19с.
Мелик-Шахназарова, Н.Г. Национальная традиция и композиторское творчество. Эволюция взаимодействия (опыт музыкального искусства республик Закавказья и Средней Азии): Автореф. дис. д-ра искусствоведения. // Н.Г. Мелик-Шахназарова. - М., 1988.
Морозов, В. П. Искусство резонансного пения [Текст] /В. П.Морозов. – Москва: Музыка. – 2002. – 494 с.
Музыкальная культура Адыгеи. Выпуск 1. Творчество композиторов Республики Адыгея. Учебное пособие [Текст] / Группа авторов. Под общей ред. А.Н.Соколовой. – Майкоп. - 2011. – с.109.
Петрусенко, И. Чеслав Анзароков. Певец, педагог, композитор. - Майкоп, 1989. - 121с.
Петрушин, Г. Музыкальная психология. – Москва: Владос. - 1997.
Соколов, Вл. Работа с хором: учебное пособие. 2-е изд., перераб., доп. / Вл. Соколов – М.: Музыка. – 1983.- 190с.Соколов, В.Г. Работа с детским хором: статьи [Текст] // В.Г. Соколов. – Москва: Музыка. – 1981. – с. 63.
Стулова, Г.П. Развитие голоса в процессе обучения пению. [Текст] // Г.П. Стулова – М.: Музыка, 1992. – с.53.
Сухомлинский, В.А. Люди науки. [Текст] // В.А. Сухомлинский.- Москва: Просвещение. - 1985. – с.25.
Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. – Москва. Просвещение. – 1994.
Тхагапсо, З.А. Краткая характеристика творчества композиторов Адыгеи // Наука-RASTUDENT.RU. – 2014. – No. 4 (04-2014) / [Электронный ресурс] – URL: http://nauka-rastudent.ru. - Дата обращения : 28.10.2016.
Чич, Г.К. От песни – к опере [Текст] // Г.К.Чич. - Адыгейская правда. – 1981. 5 февраля. - С. 4.
Чич, Г.К. Особенности работы с хором : учебно-методическое пособие // Г.К.Чич. – Майкоп : Адыгейское республиканское книжное изд-во. - 1994. – 54 с.
Шу, Ш. С. Краткие сведения о народном музыкальном творчестве адыгов. – Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1992. – 96с.
ПРИЛОЖЕНИЕ.

Упражнения для работы над художественно-выразительными средствами музыки.
1. Одно из любимейших упражнений моих детей. Перед его исполнением я прошу их представить, что на ладошке у них сидит маленький зайчик (интересно бывает спросить, а какой именно зайчик у каждого – тут и серые с зелёными глазками, и рыжие с голубыми). Во время исполнения четверти на слог «по» мы показываем, как гладим его, а на последующие восьмые делаем лёгкие движения руками, изображая, как зайчик убегает. Так легко, в игре дети знакомятся со штрихами legato и staccato.

2. Следующие упражнение чрезвычайно полезно для формирования артикуляционного навыка и навыка пения мажорного тетрахорда. Если в исполнении верхнего звука присутствует вялость, я прошу детей симитировать руками движение по лесенке вверх и вниз, но прошу обязательно на верхнюю ступеньку наступить сверху, а не «вползать» на неё. Обычно такое предложение вызывает улыбки и смех, и, впоследствии, правильное исполнение поставленной задачи.

3. Использую упражнение, где сочетается необходимость правильного интонирования и чёткость исполнения штрихов.

Использую и такие упражнения: 4.

5.

6.

7. Формирование высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона, опорного дыхания – всего три ноты, но насколько насыщенным можно сделать пение этого упражнения, если обращать внимание на все детали! Естественно, что на начальном этапе обучения заостряю внимание на каком-либо определённом моменте, но потом постепенно прибавляю и другие задачи.

8. Отдельное точное звучание каждой ноты и гласной, при переходе в верхний регистр целесообразно петь это упражнение на слова «лес весной». А можно предложить (не часто, в виде исключения, для преодоления рутинности распевочного процесса) спеть слово «пылесос» - и полезно для формирования гласной «ы», и вызывает у детей улыбку и радость, а разве не для этого, по большому счёту, мы учим их петь!

9. Осознанная фразировка, владение опорным дыханием.

10. В этом упражнении необходимо чередовать staccato в первом и legato во втором такте.

11. Усложнённый вариант предыдущего упражнения.

12. Штрих staccato, высокая позиция звука, точное интонирование, формирование гласной, расширение диапазона.

13. Усложнённый вариант предыдущего упражнения, требующий более широкого дыхания и ровности звука по всему диапазону.

14. Преодоление зажатости гортани, ровность звука по всему диапазону, сглаживание регистров, использование резонаторов.

15. Упражнение, помогающее развить лёгкость и подвижность голоса.

16. Акцент на верхней ноте и staccato.

17. Высокая позиция звука, активность артикуляции.

18. Для освоения дикционно сложного упражнения, исполняющегося в быстром темпе, я использую визуальное расположение слогов в пространстве, отмечаемое рукой с постепенным нарастанием темпа. В графической записи это выглядит так: ЛЯ-ли →ЛЕ-ли ←ЛЁ-ли.


В заключении следует отметить, что только те упражнения будут полезны детям, целесообразность которых понятна преподавателю. Вокальных упражнений множество, но для работы мы должны отбирать только те, которые по моему мнению, наиболее отвечают потребностям именно моих учеников. Если понравившееся упражнение не получается у самого преподавателя или если ему не понятно, какие навыки оно формирует, лучше вовсе отказаться от него, как бы оно не нравилось. Приведу пример из личной практики. Многие мои коллеги используют следующее вокальное упражнение:

Я же, при исполнении его, особенно в быстром темпе, чувствовала, что верхняя нота получается плоской, с «завалом» на гортань. Но, как только я его спела на двух соседних нотах, оно превратилось в прекрасное упражнение, не только формирующим дикционные навыки, но и позволяющим успеть без особых усилий приподнять нёбо и поставить верхнюю ноту в высокую позицию.

Используя такие упражнения, можно достичь высоких результатов в формировании певческого аппарата, умения слышать и слушать, качественно исполнять вокально-хоровые произведения богатым красками голосом.