Игра как средство обучения, воспитания, развития личности.

Доклад по теме: «Игра как средство обучения, воспитания, развития личности»

Игровая деятельность нашла свое отражение, как в философской, так и в психолого-педагогической литературе (Г.Гессе, В.Вундт, Л.Вингейштейн, Т.Манн, Г.Спенсер, Ф. Шиллер, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.А.Вербицкий, М.В.Кларин). В философском контексте игра есть форма свободного самовыражения человека, который предполагает реальную открытость мира возможного и развертывается в виде представления, исполнения, репрезентации каких-либо ситуаций, смыслов, состояний.
В кратком психологическом словаре игра определена как форма воссоздания предметного и социального содержания деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.
Л.С.Выготский определяет игру как осмысленную, разумную, целесообразную, планомерную, социально-координированную деятелньость, психологическая природа которой идентична психологии труда.
Д.Б.Эльконин рассматривает игру как деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. Он подчеркивает, что игра социальна по своей природе, по своему происхождению. Содержание игры, по утверждению автора, состоит в умении общаться, вступать в отношения с людьми.
В педагогической литературе можно встретить анализ игры как формы, метода, средства, приема обучения. Мнения педагогов и психологов сходятся в том, что игра занимает ведущее место в социальном формировании школьника как субъекта познания и деятельности.
Таким образом, игра становится одним из основных дидактических средств формирования различных навыков и умений школьников.
Игра ребенка серьезное занятие, в котором он осваивает и преобразует действительность.
Игровое взаимодействие предусматривает неформальное общение и позволяет школьникам раскрывать свои личностные качества, повышает самооценку участников игры. В играх ролевых и сюжетных, дети становятся более ловкими, сильными, сообразительными, добрыми, внимательными, способными к сотрудничеству.
С.Л.Рубинштейн утверждал, что игра является выражением определенного отношения человека к окружающей действительности: «Суть человеческой игры – в способности, отображая преображать действительность В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир – в этом основное, центральное и самое общее значение игры».
Таким образом, для педагога игра выступает как деятельность воспитанника, мотивом которой является сам процесс или действия с воображаемыми объектами в воображаемой или реальной ситуациях. Направленна на познание, освоение и преобразование действительности и используемая в педагогическом процессе в качестве средства обучения и воспитания. Иными словами, игра – это средство воспитания и обучения, в котором учитель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие нравственных качеств личности. Игра есть средство целенаправленного формирования личности.
Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит материалу, игровым действиям, которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло. Игровую форму занятий можно использовать на различных этапах урока. Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификации. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Прежде всего, игры обучающие, контролирующие, обобщающие.
Обучающей будет игра, если учащиеся, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре.
Пример:
Задаю на неделю изучение самостоятельной темы “Города Поволжья”. Почему города? О них мало материала. Играем в аукцион “Учитель и ученики”. Учащиеся столько находят материала, что диву даешься. Затем вместе с учителем суммируем все те новые факты, которых нет в учебнике, и учимся их осмысливать.
Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.
Пример:
При изучении истории возникает необходимость повторить часть материала, проверить, как их усвоили учащиеся. Обычный опрос не вызывает должного интереса. Поэтому используя игровую форму занятий “Конкурс знатоков”. Заблаговременно готовятся задания – рисунки, картины, брошюры и т.д. Задание состоит в том, чтобы установить автора картины, иллюстрации, к какому стилю относится. Аналогичные задания предлагаются учащимся при повторении тем культуры.
Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направленных на приобретение умений действовать в разных учебных ситуациях.
Пример:
На первых уроках истории в 5 классе ребята знакомятся с новой информацией. Появляется новая терминология, которая нелегко усваивается ими. В связи с этим в устные упражнения включаются следующие задания. Опишите рисунок, используя те данные, которые вам уже знакомы. В описание рисунка включаются более сложные понятия, с которыми ученики знакомятся на уроках. Этим способом развивается не только ум, но и речь. Предлагается задание на дом: придумать рассказ. В начале урока учащиеся поочередно отвечают. Они видят творчество других, и это побуждает творить еще лучше. Для этого необходимо глубоко знать учебный материал.
Игра-творчество, игра-труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, стремление к знаниям, чувство собственного достоинства, чувство сопереживания за друга. Увлекшись, дети не замечают, что учатся познанию, запоминают новое.
В свою очередь, дидактические игры в зависимости от содержания материала, способа организации, уровня подготовки школьников, цели урока могут приобретать различный характер. Быть продуктивными, репродуктивными, творческими, конструктивными, практическими, воспитывающими.
Нельзя считать, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть материалом “ легко и просто”. Легких путей в науке нет. Но необходимо использовать все для того, чтобы дети учились с интересом. Дидактическая игра не самоцель, а средство обучения и воспитания, развития творческой личности.
Небольшие творческие задания предлагаются на каникулы.
1. Учащимся предлагается сделать подборку пословиц и поговорок, в содержание которых входит изучаемый материал.
2. Придумайте свой кроссворд, тест на данную тему, оформите его. Классифицируйте задания по данной теме по уровню сложности для товарищей.
3. Напишите сказку, стихи, басню, сценку на историческую тему. Такое задание необычно, поэтому вызывает интерес.
К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.
Цель технологии обучения творческой деятельности состоит в содействии проявлению природных качеств каждого ученика, а не в доведении творческих способностей до задуманного уровня.
Посредством игры можно выявить, развить и усилить творческий потенциал личности обучающихся, поскольку игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит “почву” для успешной деятельности в реальной жизни. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, интеллектуальное, нравственное и эмоциональное развитие личности. Игры универсальны для любого этапа урока или его типа.
Исходя из вышесказанного, основные цели обучения при развитии творческого потенциала личности через игровые формы обучения следующие:
Обучающая – обеспечить достижение заданного уровня; обобщить и закрепить изученный материал;
Воспитывающая – сформировать эмоционально-ценностное отношение к миру в процессе игры – как основной форме обучения;
Развивающая – развитие общечеловеческих способностей личности каждого ученика для формирования адекватной социальной самооценки выпускника.
Урок, построенный в игровой форме, изменяет приоритеты в учебном процессе от усвоения знаний и умений к развитию и формированию личности со всех сторон. На таком уроке применение знаний и умений требуется на протяжении всего урока. В процессе игрового обучения изменяется сам стиль и характер общения по типу “ученик – ученик”. Изменяется функция педагога. Педагог становится организатором, координатором и консультантом на уроке. В игре каждый ученик перестаёт быть незамеченным в отличие от традиционного урока. От каждого требуется новое творческое начинание.
Для того чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, нужно использовать разнообразные творческие задания, воздействующие на возможные способности личности: интеллектуально-логические, интеллектуально-эвристические, коммуникативно-творческие. Посредством чего в процессе игры формируются качества творческой личности: любознательность, наблюдательность, развивается воображение и фантазия, мышление становится индивидуально-неординарным и др.
В результате урок из обыденности перерастает в творчество, что позволяет решать такие цели обучения, как развитие познавательного интереса к курсу и возникновение, и формирование всесторонне развитой личности.
Содержание обязательного минимума содержания образования и учебных программ по гуманитарным предметам считается наполнителем того каркаса, которым является сценарий урока, построенный в игровой форме. Составными звеньями такого урока являются задания творческого характера – это и составление кроссвордов, гипертекстов, графических работ (оформление контурных карт, создание реальных и воображаемых планов местности туристических походов и поездок и т.д.), рисунков, сочинений на тему и т.д. Сопровождением такого урока являются технические средства обучения и др. Средством обучения являются также творческий продукт работы учащихся.
Развивать творческий потенциал личности игровыми формами на протяжении всего курса преметов в школе. Обучение стараться разнообразить формами игр: сюжетно-ролевые игры, деловые игры, блиц игры и др. Но проводить игры на каждом уроке нецелесообразно, т.к. в конечном итоге это приведёт к снижению интереса к предмету. Поэтому урок-игру надо чередовать с традиционными уроками. Например, игра “Географический футбол”, после изучения темы “Как люди открывали и изучали Землю”, в курсе “Географии материков и океанов” (7 кл.).
В играх, как правило, используется групповая форма работы, и поэтому каждый из учеников принимает и выполняет ту роль, которую он бы хотел выполнять. Это позволяет проявить его природные способности: художественные, музыкальные, вокальные, математические. Например, игра “Остров сокровищ” проводится, как урок обобщения темы “Африка” в курсе “География материков и океанов” (7 кл.). Или ситуация “Житель замка ” проводится в этапе закрепление темы урока “Англия в раннее средневековье” по курсу “история средних веков” (6 кл.).
Групповая форма работы не единственная, есть творческие задания, которые ученик получает индивидуально каждый или при проведении фронтальной или уплотнённой формы работы.
Примеры творческих заданий:
1. Написание сочинений. Например: “Озеро моей мечты” (описание гипотетического озера, используя существенные и варьирующие признаки понятия “озеро”, 6 кл.), “Как я был в ” (описание гипотетической или реальной поездки в одну из стран Африки, 7 кл.) и др.
2. Составление туристических маршрутов:
Китай, США, Индия, Израиль, Бразилия, Египет, Австралия, Германия (7 кл.);
Франция, США, ФРГ, Испания, Италия (7 кл.)
3. Написание рефератов.
4. Написание докладов к уроку:
5. Кроссворды, ребусы, шарады, логические опорные сигналы и конспекты.
6. Составление “Визитной карточки” отдельных территорий. Например: “Визитная карточка Южной Америки” (7 кл.) и т.д.
7. Исследовательская деятельность. На примере практической работы “Ознакомление с компонентами природы своей местности, с проявлением связи между ними на примере природных комплексов, различие которых обусловлено рельефом; использование населением, изменение, охрана.
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы.
Игра- это не самопроизвольный процесс. Она может возникнуть и успешно осуществляться только при определённых условиях. Поскольку всякая игра в той или иной мере предполагает поисковую деятельность учеников, то, следовательно, учебный материал должен быть проблемным, т.е. должен содержать учебные задачи изначально или же в результате дополнительной переработки.
Для проведения любой игры требуется очень большая подготовительная работа. Одним из главных условий является готовность учащихся к искреннему общению, диалогу.
Предлагаемый в настоящей работе опыт направлен на обеспечение развития творческой личности студентов при помощи деловых и познавательных игр.
Применяя на уроках деловые и познавательные игры можно решить различные задачи, так как игра - это-моделирование учебной, производственной, экономической и социальной деятельности человека.
Предоставляет возможность многократно имитировать практически любую ситуацию с целью эффективного выбора форм и методов решения стоящих проблем. Игра позволяет находить эффективные управленческие решения с целью активизации учебно-воспитательного процесса в школе, максимального использования творческих возможностей обучающихся.
Это важнейшее средство усиления познавательной деятельности школьников.
Все элементы связаны единой педагогической деятельностью и представляют функциональную систему, в центре которой поисковая, аналитическая и созидательная работа всех участников игры.
Это наиболее эффективное средство поиска объективно правильного управленческого решения в экстремальных ситуациях, когда другие методы решения проблемы неприемлемы.
Игра стимулирует творческий поиск обучающихся в обосновании проблемы, в аргументации путей, предлагаемых для её разрешения, в реализации найденных решений на практике. Игра позволяет создать учебно-игровое взаимодействие участников. Его ценность – в коллективном характере, индивидуальном поиске решения проблемы и ответственности каждого участника игры за получаемые результаты.
Игра формирует игровую атмосферу, которая требует от «потенциально пассивных» её участников проявления вынужденной активности, и способствует её поддержанию на протяжении всего игрового времени.
Обеспечивает получение альтернативных результатов. Их анализ дает возможность выявить условия системного подхода к решению проблемы, позволяет приобрести определенный практический опыт поиска и обоснования принимаемых альтернативных решений.
Вследствие этого участники игры включаются в интенсивную умственную деятельность, мобилизирующую их творческий потенциал и познавательную активность.
Использование игр способствует эффективности урока, помогает учителю быстро проверить усвоение учащимися учебного материала, оценить большее количество учащихся, чем это возможно при устном опросе.
Наиболее популярными сейчас являются интеллектуальные игры. Разработка интеллектуальных игр – это продукт деятельности творческой лаборатории «учитель – ученик». Использование интеллектуальных игр способствует развитию у учащихся творчества, самостоятельного мышления и действия, умения логически мыслить, решать проблемы, получать и использовать информацию, приобретать навыки, способствующие получению новых знаний. Наиболее распространенными интеллектуальными играми являются игры со словами. Это словограммы, криптограммы, кроссворды, занимательные головоломки. Игры со словами расширяют техническую грамотность, эрудицию, учат работать с литературными источниками, дают возможность освоить необходимые понятия, потренировать память, глубже проникнуть в суть технических явлений, развивать техническое мышление, освоить мыслительные операции и логические приемы при усвоении учебного материала.
По-моему, мало кого нужно сегодня убеждать, что игры на учебных занятиях – это здорово. Учащиеся оживлены, активны, а преподаватель перестает быть традиционным «погонялой». Нельзя заставить запоминать того, кто не хочет запоминать. Наша задача сделать, чтобы ученик захотел запоминать, а, значит, захотел учиться. В этом мне помогают деловые игры.
Самое важное – не «натаскивать» ученика, а научить его самостоятельно работать и приобретать те знания, которые от него может потребовать жизнь.
Радость творческого поиска – непременное условие духовного роста, мобилизации интеллектуальных сил ученика. Именно в творческом поиске формируется личность, выделяется индивидуальный почерк. Самая большая ответственность преподавателя – создать оптимальные условия для развития каждого ученика, не пропустить, не прозевать талант.
15