Разработка урока в 7 классе. Революция в Англии. Парламент против короля


Урок истории по теме "Парламент против короля. Революция в Англии". 8-й класс
Цели и задачи урока:
подвести учащихся к пониманию причин английской революции, которая развивалась в форме гражданской войны;
развивать умения учащихся актуализировать ранее изученное, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;
обеспечить усвоение учащихся понятий «компромисс», «кавалеры», «круглоголовые».
воспитывать толерантность, умение идти на компромисс.
Тип урока – комбинированный.
Оборудование: учебник А.Я. Юдовская, П. А. Баранов «Новая история 1500-1800», карта «Англия во время буржуазной революции».
Оформление доски:
Тема урока.Понятие «компромисс» - соглашение, достигнутое путем взаимных уступок.Персоналии: Яков I, Карл I, Оливер Кромвель.Даты: конец XVI -начало XVII века, 1625 г., 1628 г., 1640 г., 1642 г., 14 июня 1645 г., 1647 г., 20 января 1649 г., 30 января 1649 г., май 1649 г.Схема «Управление республикой» (Приложение 1);Домашнее задание: §16, эссе «Поставь себя на место Карла I, как бы  ты поступил?»
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Цель: настроить учащихся на учебную деятельность и тему урока. (2 мин.)
2. Проверка домашнего задания
Цель: Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландия» (10 мин.)
– На предыдущем занятии мы познакомились с темой «Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландия». Давайте вспомним причины революции и ее итоги (1-2 мин. идет обсуждение в парах и учащиеся отвечают на поставленные вопросы).
3. Изучение новой темы (20 мин.)
– А сейчас, представьте себе следующую ситуацию. Я знаю, вы очень любите футбол и смотрите по телевизору все матчи. Сегодня по каналу ОРТ в 20 часов будет транслироваться матч «Россия – Англия», и вы, конечно, хотите его посмотреть, но в это же время по каналу «Россия» будет мамин любимый сериал. Телевизор в доме только один. Как вы поступите в этой ситуации? (Учащиеся высказывают свои предложения по выходу из данной ситуации)
– Сегодня на уроке мы постараемся понять, к чему может привести неуступчивость правителя, т.е. неумение пойти на компромисс? А в конце урока мы вновь вернемся к поставленной задаче. (Учащиеся записывают тему урока)
– В ходе урока на доске появится логическая цепочка событий. Я прошу вас слушать внимательно, фиксировать в тетради события и сопоставлять их с датами, пользуясь текстом учебника. (По ходу рассказа учитель на доске строит логическую цепочку событий, которая заранее подготовлена на альбомных листах. См. Приложение 2)Англия накануне революции.
К концу XVI – началу XVII века – развивалась промышленность,
– процветает морская торговля,– «владычица морей»,– первая колония Виргиния,– создание Ост-Индской компании,– в Лондоне открыта биржа,– успехи в искусстве, науке,– дворяне–земледельцы соперничали с лордами,– росло число пуритан,
Требования пуритан: упразднить должности епископов, более дешевая церковь, король – божий избранник, но должен считаться с парламентом, который создан по божьему велению.
Король оставил требования пуритан без внимания и недовольство общества королем возрастает. Назревают причины революции.
– Какие? Давайте найдем по тексту параграфа и назовем. (Учащиеся ведут поиск информации и называют причины революции)
Карл I. Жизнь диктует необходимость перемен.
1625 г. Яков I умирает. Принц Уэльский Карл становится королем Карлом I (1625-1649)В обществе появилась надежда на перемены, реформы в системе управления, уменьшение власти чиновников. Но жена, французская принцесса-католичка Генриетта-Мария, подчинила нерешительного Карла I. Король не идет на компромисс. 1628 г.– парламент вынуждает Карла I подписать «Петицию о праве». Тогда король распускает строптивый парламент и не созывает его 11 лет. В стране установился режим личного правления Карла I, но вводить новые налоги без одобрения парламента он не мог.
Начало революции – созыв Долгого парламента.
1640 г. – казна опустела. Для ведения войны с Шотландией нужны были деньги, и Карлу пришлось созвать парламент (Долгий, т.к. не расходился 12 лет). Это событие стало началом революции.
– Парламент принимает реформы. Какие? Назовите. (Поиск информации учащимися по тексту учебника. Называют реформы).Но Карл I не пошел на компромисс и в 1642 г. бежал из Лондона на север страны, рассчитывая на помощь крупных землевладельцев.Началась гражданская война короля с парламентом.Англия оказалась разделенной на два враждебных лагеря: на сторонников короля – «кавалеров» и сторонников парламента – «круглоголовых».
– Итак, кто же поддержал короля и парламент? (Поиск информации по тексту учебника, называют и выписывают в тетради).
В начале военные действия не приносили парламенту побед, но армия нового образца, созданная Оливером Кромвелем, 14 июня 1645 г. у деревни Нейзби разбила армию Карла I.Переодетый король тайно бежал к шотландцам.
Реформы парламента. Парламент вновь принимает реформы.
– Какие? Давайте назовем. (Учащиеся называют реформы по тексту параграфа).От короля требовалось признать реформы и господство пуританской церкви. Зимой 1647 г. Карла I шотландцы продали парламенту, который поместил его под охрану в замок. Но в силу своего характера и взглядов Карл I не пошел на компромисс.  Армия требовала суда над королем. Была проведена чистка парламента от умеренных и создан чрезвычайный суд из 150 человек. 20 января 1649 г. вынесен обвинительный приговор. 30 января 1649 г. приговор исполнен.
Установление республики.
Актом парламента от 17 марта 1649 г. королевская власть была уничтожена. В мае 1649 г. Англию провозгласили республикой. (Учитель обращает внимание на схему «Управления республикой» на доске). Гражданская война закончилась победой пуритан. Король казнен, абсолютизм уничтожен. Провозглашена республика.
4. Подведение итогов (5 мин.) (Учитель обращает внимание на логическую цепочку событий)
– Карл I не пошел на компромисс с парламентом, хотя такая возможность появлялась трижды. Мы возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока: «К чему же привела неуступчивость Карла I?» (Учащиеся высказывают свое мнение).
5. Домашнее задание (2–3 мин.)
– Прочитать  §16, повторить записи в тетради, написать эссе «Поставь себя на место Карла I, как бы ты поступил?».
6. Закрепление изученного на уроке (3-5 мин.)
Работа в парах по карточкам (Приложение 3)