Разработка технологической карты урока истории 7 класс по теме Парламент против короля. Революция в Англии


Тема II. РЕВОЛЮЦИЯ  В  АНГЛИИ. УСТАНОВЛЕНИЕ  ПАРЛАМЕНТСКОЙ  МОНАРХИИ (2 ч)
УРОК 17. Парламент против короля. Революция в Англии
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Парламент против короля. Революция в Англии:1. Англия накануне революции. Стюарты на троне. 2. Пуританская этика и образ жизни английского общества. 3. Причины революции. 4. Борьба Карла I с парламентом. 5. Начало революции и гражданская война. 6. Оливер Кромвель и революционная армия. 7. Победа парламента; казнь короля и установление республики. Возможная личностно значимая проблема: успех деятельности человека зависит от черт его характера, в том числе и от умения пойти на компромисс, если этого требуют важные обстоятельства
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся осознают, что революция в Англии была вызвана сложным и неразрывным переплетением социальных и религиозных причин: противоречиями между Стюартами, желавшими править, не считаясь с парламентом, и обществом, требовавшим уважения прав парламента и соблюдения законов; недовольством существующей административной системой; требованиями пуритан «очистить» господствовавшую англиканскую церковь; недовольство королем, поддерживавшим старые традиционные формы экономической деятельности, что в какой-то степени мешало развитию капиталистического предпринимательства; недовольство внешней политикой Стюартов.Учащиеся понимают, что революция в Англии развивалась в форме гражданской войны, имевшей широкий социальный состав и расколовшей все общество на два враждебных лагеря
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Варианты проблемных заданий: 1. Выделите причины революции в Англии. Сравните их с причинами революции в Нидерландах, найдите общие черты и различия. 2. Проанализируйте приведенный ниже текст и извлечения из документов в конце § 16 (Великая ремонстрация и Обвинение против короля) и сделайте вывод, в чем заключался корень противоречий, существовавших между королями и значительной частью общества в Англии в XVII в. «Итак, монархия есть подобие божественной власти. Во-первых, ее основание заключено в Священном Писании, во-вторых, она проистекает из древнего права нашего королевства, и, в-третьих, она коренится в законе природы... Титул короля божественного происхождения, поскольку короли только Богом посажены и только перед ним отчитываются за свои дела»,— заявлял Карл I.Форма урока: комбинированный урок или урок — лабораторная работа.Приемы деятельности учителя: размышление и беседа (о причинах революции в Англии), рассказ (о гражданской войне между королем и парламентом), персонификация (О. Кромвель), организация лабораторной работы с документами и текстом учебника
Развитие умений учащихся Учатся работать с документами, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, актуализировать ранее изученное, составлять характеристики исторических деятелей, решать проблемы и предъявлять результаты своей работы
Основные понятия и термины Джентри, режим личного правления, гражданская война, круглоголовые, кавалеры
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 16. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карта «Англия во время буржуазной революции». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей: Всемирная история.— М.: Аванта +, 1995.— Т. 1.— С. 482—485. В. Скотт. Пуритане; Роб Рой; Приключения Найджела; Легенда о Монтрозе; Черный карлик; Эдинбургская темница. А. Феличе. Клуб тетушки Сидони. Репродукции картин: Ван Дейк. Король Карл I, Английский. Р. Уокер. Оливер Кромвель
Комментарии к технологической карте
При проверке домашнего задания следует особое внимание уделить вопросам о причинах и значении революции в Нидерландах, а также самому понятию «революция». Это создаст условия для логичного перехода к изучению новой темы. Основная задача первого урока — углубить представления учащихся о причинах, вызывавших революционные взрывы.
Учащиеся уже знают о политическом и государственном устройстве Англии, ее социальном составе в XVII в., так как изучали § 3, 6 и 13. Учитель называет тему урока и знакомит учащихся с проблемными заданиями.
Первый и второй пункты плана рассматриваются в ходе беседы, где семиклассники, актуализируя ранее полученные знания, повторяют и углубляют представления о политическом, экономическом, социальном и духовном развитии Англии к середине XVII в. Хорошо передает атмосферу духовного пробуждения народа, интереса к религиозным учениям, поиска истины памфлет того времени.
Религия теперь стала темой всеобщих разговоров и застольных бесед в тавернах и пивных, где едва можно было найти пять человек, придерживающихся одного мнения, и тем не менее каждый считает, что он прав. Один желает избавиться от молитвенника (англиканской церкви), считая его ложным, другой нападает на одежды и обычаи клира; один не желает коленопреклоняться, другой не желает стоять, третий желает сидеть. Один не желает бить поклоны, другой не желает снимать шляпу, третий считает папизмом все хорошие обряды... Один считает, что спастись можно с помощью добрых дел, другой желает спастись только голой верой и вовсе не желает совершать какие-либо дела. И так вера колеблется туда и обратно при каждом дуновении доктрины.
Работая над вопросом о причинах революции (третий пункт плана), учащиеся одновременно решают поставленные перед ними проблемы. В слабо подготовленном классе для этого могут быть использованы приемы беседы и комментированного чтения документов с последующей записью в тетради причин революции. В более подготовленном классе учащиеся самостоятельно читают документы и выделяют причины революции, затем результаты работы корректируются во время фронтальной беседы.
Учащимся следует разъяснить несколько моментов: 1. Недовольство экономической политикой короля, поддерживавшего цеховую систему и монополии, существовало, но Англия была, наряду с Голландией, самым развитым в экономическом плане государством. В целом экономическая политика английского правительства способствовала развитию национальной промышленности и торговли, и лидерам Долгого парламента не было необходимости эту политику менять. 2. Борьба парламента против короля за сохранение старых традиционных порядков (прав парламента), измененных существующей властью, не является борьбой за возвращение к традиционному обществу. Эти требования просто придавали видимость законности далеко идущим революционным требованиям, целью которых было установление нового государственного и общественного порядка. 3. Следует учитывать, что кризис отношений между обществом и королевской властью был вызван непомерным ростом расходов на содержание растущего и расширяющегося бюрократического аппарата и усиление централизации.
Конфликта можно было бы избежать, если бы король был склонен к компромиссу и пошел на проведение реформ в области административной системы, но здесь требования общества натолкнулись на личные качества Карла I, лишенного интеллекта Елизаветы I, уступчивости Людовика XIII и мудрости Ришелье.
Рассказывая о борьбе Карла I с парламентом, следует уделить внимание личности английского короля (его портрет имеется в учебнике), подчеркнув, что король по своему характеру в отличие от Елизаветы I не являлся дипломатом.
Все это в целом привело к революции, происходившей в форме гражданской войны. Революционные гражданские войны этой эпохи отличались тем, что имели очень широкий социальный состав участников и включали в той или иной степени все сословия и социальные группы. Размежевание враждующих лагерей в них шло не по сословному (каждый враждующий лагерь включал представителей всех сословий), а по мировоззренческому признаку. Эти гражданские войны охватывали всю страну и стремились остановить, ограничить усиление центральной власти, проводящей абсолютистскую политику в административной, налоговой и религиозной сферах. Самой мощной революционной гражданской войной этой эпохи по масштабам политических изменений, остроте религиозного конфликта, широте идеологических разногласий, по раскрытию демократических возможностей в конституционном творчестве и развитии принципов республиканизма была Английская революция. Нигде так, как в Англии, не была политизирована армия. В Англии зародилось первое «левое» политическое движение — левеллеры.
Шестой и седьмой пункты плана следует рассматривать в объеме учебника. Если останется время, то, говоря об армии Кромвеля, следует отметить, что в ней большое внимание уделялось наведению среди солдат строгой дисциплины. В качестве иллюстрации можно привести документ.
Вчера в военном суде был подвергнут суду некий Марко, ирландец, известный пьяница, сквернослов и человек, который нахально вел себя по отношению к главнокомандующему. Он был признан виновным без всякого снисхождения... приговор ему был прост: проткнуть язык раскаленным докрасна железом, посадить в тюрьму на 14 дней на хлеб и воду и с позором изгнать из армии. Другой преступник был отдан под суд за нарушение порядка в месте своего постоя и был приговорен к нескольким неделям заключения и к выставлению на базарной площади в месте нахождения главного штаба во время рыночного дня в течение часа с указанием вины, написанной большими буквами на груди...
Эти сведения важны и при изучении истории Тридцатилетней войны, когда речь пойдет о дисциплине в европейских армиях; они позволят провести сравнение порядков в армии парламента и в армиях, сражавшихся в континентальной Европе.
Если на уроке не была организована работа с документами для выяснения причин революции и поэтому имеется дополнительное время, можно подробнее остановиться на вопросе суда над королем и его казни.
Суд над королем Карлом I проходил в главном зале Лондона, Вестминстер-холле, 20 января 1649 г. Вот как историк описывал это событие: «Охрану дома круглосуточно несли 200 пехотинцев и отряд кавалерии. 20 января, около двух часов пополудни, члены суда, предшествуемые 20 стражами, вооруженными алебардами, и клерками, несшими меч и скипетр — знаки высшей власти, вошли в зал и заняли свои места. Их скамьи были покрыты красным сукном. Кресло председателя стояло на возвышении. С обеих сторон от него располагались кресла двух его помощников. Все трое были в черных судейских мантиях. Перед ними находился стол секретаря и несколько поодаль — обитое красным кресло для подсудимого. Но вот появился король в черном платье, окруженный двенадцатью солдатами. В знак непризнания полномочий суда он нарочито не снимал шляпы. Не глядя по сторонам, Карл быстро прошел и сел в предназначенное для него кресло спиной к публике.
Суд завершился приговором короля к смертной казни.
Из приговора верховного суда над королем, 27 января 1649 г.
После обстоятельного и зрелого взвешивания всех данных и после рассмотрения общеизвестных фактов, касающихся обвинений, предъявленных ему... суд по разумному убеждению и по совести вполне удостоверился в том, что названный Карл Стюарт виновен в том, что поднял против парламента и народа войну, поддерживал и продолжал ее, за что он признается обвиненным... Он был и является виновным в преступных намерениях и попытках... и в том, что он был и является виновным в государственной измене... За все эти изменнические действия и преступления настоящий суд приговаривает его, настоящего Карла Стюарта, как тирана, изменника, убийцу и общественного врага народа к смерти путем отсечения головы от туловища.
Продолжая рассказ, учитель говорит:
«...День выдался на удивление морозным. Темза покрылась льдом. На площади, с трех сторон огороженной зданиями королевского дворца Уайтхолл, раздавался стук топоров — шли последние приготовления к публичной казни. Здесь сооружался помост, на котором Карл должен был умереть. В два часа пополудни король, одетый в черное, в сопровождении усиленного военного конвоя появился на площади. Помост был окружен несколькими шеренгами кавалерии, отделявшими место казни от зрителей. Вся площадь была запружена народом, многие забрались на уличные фонари, балконы и крыши окружающих домов. На помосте стояли наготове палач и его помощник. В обязанности последнего входило высоко поднять отрубленную голову, выкрикивая: «Вот голова изменника!» Они были в полумасках и к тому же загримированы (им приклеили усы и бороды), в одежде моряков. Помост был задрапирован черным. Король взошел на помост в сопровождении епископа, избранного им в духовники. Оглядевшись вокруг, он вынул из кармана сложенный лист и обратился к охране, ибо другие его не могли расслышать, с «прощальным словом». Затем, опустившись на колени, он положил голову на плаху и через несколько мгновений вытянул вперед руки — это был знак палачу, и тот одним махом топора отрубил ему голову. Дело было сделано. Кавалерия быстро рассеяла толпу, и площадь опустела... Так Англия стала республикой...»
           Вопросы: 1. Согласны ли вы с обвинениями, выдвинутыми парламентом в адрес короля? 2. Считаете ли необходимым вынесение смертного приговора? 3. О каких личных качествах Карла Стюарта говорит его поведение во время казни?
В заключение урока учащиеся еще раз предъявляют результаты своей работы на уроке, говоря о причинах революционной гражданской войны в Англии. Учителю следует подчеркнуть, что неспособность короля и его окружения к компромиссу как средству разрешения противоречий привело к падению монархии в Англии. Домашнее задание указано в технологической карте.