Методическая разработка урока по истории на тему Правление Петра I

Методическая разработка урока истории на тему: «Начало правления Петра I».
Введение

Большую часть своего правления государь-преобразователь провел в путешествиях, деловых разъездах и военных походах. Царь редко задерживался в столицах - Москве и Петербурге. Петр I правил "наездами". Проводя преобразования во всероссийском масштабе и подчас не имея возможности вникнуть в суть частных проблем, он передоверял, их приближенными, отнюдь не всегда мог проконтролировать деятельность этих людей. Подобное положение дел открывало дорогу многочисленным служебным злоупотреблениям, вполне обычным в Петровское время.
Эти недостатки правления отчасти уравновешивались замечательным талантом царя подбирать себе одаренных помощников, способных нести вместе с ним груз реформ и войн, притом достаточно образованных, чтобы самостоятельно решать сложнейшие вопросы внутренней политики и дипломатии. Как и Иван III, Петр был способен переступить через личную неприязнь во имя интересов дела. Он не испытывал теплых чувств к полководцу Борису Шереметеву и дипломату Петру Толстому, но тем не менее они были возвышены им за свои способности и заслуги, сослужив России добрую службу.
Петр был безразличен к нарядам, не любил официальных приемов, на которых должен был носить горностаевую мантию и символы царской власти. Его стихией были ассамблеи, где присутствующие обращались друг к другу запросто, без титулов и званий, пили водку, черпая ее глиняными кружками из банных ушатов, курили, играли в шахматы и танцевали.
Царь даже не имел собственных выездных экипажей: если требовалось организовать торжественный выезд августейшей четы, он заимствовал коляску у известных придворных щеголей - Меншикова или Ягужинского.
Военная слава и расширение территории отнюдь не исчерпывают значения царствования Петра Великого и его разносторонней деятельности. При нем развивались промышленность, и Россия даже экспортировала оружие в Пруссию. Приглашались иностранные инженеры (около 900 специалистов прибыли с Петром из Европы), немало молодых россиян отправилось за границу изучать науки и ремесла. Под наблюдением Петра были изучены российские рудные залежи; в горном деле был достигнут немалый прогресс. Была спроектирована система каналов, и один из них, соединивший Волгу с Невой, был прорыт в 1711. Строились флоты, военный и торговый. Для финансирования своих проектов царь ввел множество новых налогов, в том числе подушную подать (1724). Совершенствовалась система государственного управления. В 1711 был учрежден Сенат - высший государственный орган, ведавший законодательством и делами управления. В 1719 по приказу Петра губернии были разбиты на 50 провинций, состоявшие из дистриктов. В 1722 была издана "Табель о рангах" - система чинов государственной службы (военной, штатской и придворной). Были введены арабские цифры, гражданский шрифт, учреждались типографии, появилась первая российская газета.



Психолого-педагогическое обоснование изучения темы
Тема данной методической разработки - «Начало правления Петра I».
Урок входит в состав раздела «Россия в эпоху Петра Великого».
Тема: «Начало правления Петра». На изучение темы отводится 2 часа.
Обоснованием выбора данной темы для изучения является необходимость привлечь внимание подростков к личности Петра Великого.
При разработке занятия были поставлены ряд целей:
Методическая:
- создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей;
- воспитания качеств личности;
- применения информационных технологий на уроке.
Обучающая:
- рассмотреть исторические условия вступления Петра на престол;
- сравнить состояние России и стран Западной Европы накануне проведения петровских преобразований.
Развивающая:
- учить умению самостоятельно работать с учебной и методической литературой; логически выстраивать аргументацию собственной позиции; работать в паре; развивать умение самостоятельно вычленять причины и следствия событий, явлений.
Воспитательная:
- воспитывать потребность заниматься самостоятельной интеллектуальной деятельностью;
- воспитание патриотизма, гражданственности, высокой нравственности.
Комплексно-методическое обеспечение урока:
- подготовленный раздаточный материал (карточки), видеофильм «К 400-летию династии Романовых» 2 серия, стенгазеты - «Правление Петра I», «Детство Петра», портреты- Софьи, Петра I, Екатерины I, атласы, презентация «Начало правления Петра I»
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок с использованием кинофильма.
Форма учебной работы: рассказ
Методы обучения:
объяснительно – иллюстративный;
репродуктивный;
частично – поисковой;
проблемный.
Оформление доски:
Раздел «Россия в эпоху Петра Великого»;
Тема: «Начало правления Петра I»;
Портреты- Софьи, Петра I, Екатерины I;
Стенгазеты - «Правление Петра I», «Детство Петра»;
Эпиграф
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
(А.С. Пушкин)
Основные понятия: - династия, регент, монархия, реформы.

Проблемные вопросы всей темы: Роль Петра I в истории России?
Какие ассоциации вызывает у Вас это имя?
Что Вы знаете об этом правителе и его делах?

ХОД УРОКА:
I. Орг.момент
Взаимные приветствия учителя и учащихся: фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния кабинета; проверка подготовленности учащихся к уроку; внутренняя готовность, психологическая организация внимания.

II. Цели и задачи для обучаемых.
Мотивация учебной деятельности для обучаемых к новой теме.
Сегодня на уроке мы начинаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность и самое главное ее последствия для судеб России и Европы, вызывает споры до сих пор. Действительно, времена не выбирают, в них живут и умирают. Многие историки делят историю России на периоды до его правления и после него.
Предлагаю посмотреть презентацию к уроку.

Тема раздела «Россия в эпоху Петра Великого».
Тема нашего урока: «Начало правления Петра I».
Основные задачи урока:
Рассмотреть исторические условия вступления Петра на престол;
Сравнить состояние России и стран Западной Европы, накануне проведение петровских преобразований;
Выявить необходимость преобразований и условия для их проведения.

Ну а вам в течение многих уроков придется изучать эти многочисленные обстоятельства и ответить на вопросы, которые красной нитью пройдут через всю изучаемую тему.
Проблемные вопросы всей темы: Роль Петра 1 в истории России?
Какие ассоциации вызывает у Вас это имя? Что Вы знаете об этом правителе и его делах?

III. Объяснение нового материала
План
1. Дети Алексея Михайловича Романова
2. Детство Петра
3. Путь Петра к власти

Переписать учащимся в тетрадь тему, план урока, основные понятия.

17 век в истории России – время новых явлений в экономике, политике, культуре. Но это с одной стороны, а с другойВек – «бунташный». Итоги этого века были очень противоречивы. Да и в царских хоромах было неспокойно

Вопросы к учащимся
Вспомните, пожалуйста, что такое династия и какие династии известны Российской истории.? К какой из династий относился Петр 1? С какого времени считается правление этой династии?
Мы начинаем с Вами работать: перед Вами находятся листы с заданиями и вопросами. Ваша задача: в течение урока правильно ответить на поставленные вопросы.
Как выглядела Россия по сравнению с Западной Европой?
Какие трудности предстояло решить Петру 1 в начале правления?
Задание – выделить черты развития России 17 века?

Учащиеся должны были подготовить сообщения о царе Алексее Михайловиче и его детях.

1. Царь Алексей Михайлович правил (1645-1676 гг.). Был женат дважды. Первая жена подарила ему 13 детей. До взрослого возраста дожили 6 дочерей и два сына. Сыновья, Федор и Иван, не отличались крепким здоровьем, зато дочери были все как на подбор, круглолицы и румяны. Среди них особенно выделялась царевна Софья.
Второй женой царя стала Наталья Кирилловна Нарышкина, происходившая из старинного, но небогатого рода. Она подарила ему троих детей, старшим из них был Петр.
После смерти Алексея Михайловича царем был провозглашен его старший сын Федор. Федор правил - (1676-1682). Болезненного юношу, бояре чуть ли не на руках внесли в царскую палату и посадили на трон. Он получил прекрасное образование. Имел успехи и любовь к стихосложению, философии и риторике. Смерть в 1982 году прервала многие планы царя, не оставив прямых наследников.

Просмотр отрывок фильма «К 400-летию династии Романовых» (1-20 мин)
Вопросы к учащимся
Охарактеризуйте царя Федора? (с детства болен)
Кто управлял государственными делами? (патриарх Иоаким)
В каком возрасте умер? (в 21 год, не оставив наследников)
Какой след он оставил в истории России? (мир с Турцией и Крымом)

Следующий сын Алексея Михайловича способностями государственного деятеля не обладал. 15-летний юноша был слабым и болезненным, страдал цингой и эпилепсией, имел слабое зрение и дефект речи. Австрийский дипломат отмечал, что Иван «говорил слабым и неясным голосом, а когда вставал, чтобы спросить о здоровье императора, то едва мог стоять на ногах, и его поддерживали два камергера под руки».

Совсем другим был младший брат Федора и Ивана – 10-летний Петр. Живой, подвижный, царевич рос крепким и смышленым ребенком. С 6-го месяца начал ходить, с года не расставался с любимыми игрушками – лошадкой, пушечками и барабаном. В два года мальчику подарили серебряный кораблик. В Кремле по приказу царя Федора, любившего своего младшего брата и крестника, выкопали прудик. Там Петруша плавал в легком суденышке. Любовь к военному делу и морю осталась у него на всю жизнь.
В день рождения Петра отец повелел снять с новорожденного «меру» - измерить длину и ширину его тельца – и написать икону таких же размеров. Петр носил эту икону всегда с собой.

2. На пятом году к царевичу был приставлен воспитатель Никита Моисеевич Зотов. Он постоянно приносил из оружейной палаты Петру книги: историческим предметам, дипломатии, географии, военному искусству. Заказывал для него «потешные тетрадки» - с красочными изображениями воинов, кораблей и городов. Но хорошего образования Петр не получил, многое осваивал потом сам. Помогала неистощимая любознательность. Царевич всему учился охотно и впоследствии писал бегло, но с многочисленными ошибками. Знания были отрывочными, и Петр так и остался малограмотным, писал, как слышал – «хто здес, книшка, афицер, сталяр».
Пробелы прерванного образования Петр потом восполнял в течение всей жизни. На печати, которой он запечатывал отправляемые им из-за границы письма, Петр вырезал девиз "Аз семь в чину учимых и учащих мя требую". Этому девизу Царь оставался верен до конца своих дней.
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра. (А.С.Пушкин)
Впервые в истории был изготовлен трон с двумя креслами. Царствовали вместе Иван с Петром (1982-89 гг.) Софья- Регент с 1982 г.

Просмотр отрывок фильма «К 400-летию династии Романовых» (20-30 мин)
Вопросы к учащимся
Как пришла к власти царевна Софья? (регент при Иване и Петре)
Какой бунт она организовала и с какой целью? (Стрелецкий)
Перечислите ее личные качества? (умная, властная, знала языки)
Каковы ее достижения? (заключен вечный мир с Польшей, походы против крымских татар, образована Эллино - греческая академия)

3. Во время регенства сестры Петр жил в подмосковном Преображенском. Здесь он чувствовал себя на воле, в нем крепло ощущение внутренней свободы, его не сковывали жесткие рамки дворцовых правил этикета. Природная одаренность Петра, его тяга к знаниям и практическому опыту в сочетании с настойчивостью и упорством дали удивительные плоды.
Петр любил физический труд. Он плотничал, работал в кузнице, осваивал самые неподходящие царю профессии. И, как все мальчишки любил играть в войну.
Из детей двух окрестных сел он собирал мальчишек – так начали формироваться два полка Семеновский и Преображенский, которые станут основой новой русской армии – ее гвардией. Сам Петр прошел все ступени воинской службы и получил впоследствии звание полковника Преображенского полка. Постепенно из «потешных» полки становились серьезной военной силой.
Привлекло Петра и корабельное дело. В Измайлове Петр нашел старый английский ботик, когда-то принадлежавший Алексею Михайловичу. На нем Петр обучался управлению кораблем на реке Яузе. Позднее Петр назовет ботик «дедушкой русского флота». В 1689 году Петра женили на Евдокии Лопухиной. Женитьба делала Петра совершеннолетним. Он сам теперь мог управлять государством.
Софья была встревожена не на шутку. Для укрепления своих позиций она решила использовать старый метод – восстание стрельцов. Но на этот раз план дал осечку. Постепенно многие бояре, патриарх, служилые люди приходили в Преображенское и присягали на верность Петру. Софья была отправлена в монастырь. Так в 1689 году Петр стал самостоятельным государем. Брат Иван скончался через 7 лет, и с 1696 года Петр стал единодержавным царем России.
Таков был непростой путь Петра к власти. И современников, и потомков Петра будет поражать необычайная сила и своеобразие его личности. Энергия и разносторонность сочетались в нем с грубостью, а порой и жестокостью. Целеустремленность, трудолюбие - с пристрастием к пирушкам и забавам весьма низкого толка. Неприхотливость, простота в общении - со страшными вспышками ярости и рукоприкладством; далеко не полноценное образование - с постоянной тягой к знаниям, особенно военным и техническим; его чисто "сухопутное" происхождение - с любовью к кораблям и морю; наконец, его глубочайший патриотизм - с уважением, а в молодости и с преклонением перед западной культурой.
Но этот путь был прост, если смотреть на тот путь, который Петру предстояло еще пройти.
Наследство Петру досталось незавидное.
Таким образом: перед нами те проблемы, которые вставали перед Россией, и которые нужно было решать Петру 1. (Записать в конспект)

- отставание от стран Западной Европы.
- крепостное право – беда России, причина отсталости,
- отсутствие выхода к морям,
- отсутствие морского торгового и военного флота,
- отсутствие торговли,
- отсутствие армии нового образца.
- устарела система государственных учреждений.
_________________________________________________________
- В Англии и Нидерландах широкое строительство мануфактур,
- развитие морской торговли,
- захват колоний.

Откройте атлас на стр.13 и посмотрите, какой огромной территорией управлял Петр Великий.
Какие территории вошли в состав России при Петре?

Таким образом: КАКОЙ вывод можно сделать, что нужно было сделать в России?
IV. Закрепление нового материала
Действия Петра были резкими, часто жестокими, не всегда хорошо подготовленными, но они характеризуются историками как первая не только в российской, но и в мировой истории масштабная модернизация страны с использованием западного опыта. А последствия и величие этого опыта определять Вам. Проблемные вопросы, поставленные в начале урока остаются открытым и будут постепенно решаться Вами в течение изучения самого великого периода в истории Российского государства.
О мощный властелин судьбы,
Не так ли ты над самой бездной
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы?
Величие доказывается временем: Ленинграду возвращено имя Санкт-Петербург, штандарт Петра утвержден в качестве официального государственного флага, восстановлены петровские награды в качестве высших государственных отличий, символично, что Северная Пальмира – родина нынешнего председателя правительства и место обучения нынешнего президента России. Питер становится второй столицей – сюда переехал Конституционный суд. Память – это то, что не дает забыть. Читаем слова Сократа. Петр тоже понимал, что за молодым поколением будущее. Его «Юности честное зерцало» актуально и по сей день. Все это полезно и для Вас – поколения 21 века, потому что именно вы будете хозяевами страны.
Я бы закончила сегодняшний урок словами:
“То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствиями, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение... пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие”.

V. Домашнее задание
Написать эссе. Вводная фраза: я считаю, что России нужны были или не нужны были реформы.
Работа проводится по П О П С – формуле:

П – позиция «Я считаю, что»
О – обоснования «Потому, что»
П – пример «Например»
С – следствие «Поэтому »

VI. Подведение итогов
- Оценка работы группы в целом и отдельных учащихся;
- Аргументация выставленных отметок;
- Замечания по уроку;
- Сдача конспектов.





Приложение №1

Карточки

1. Как выглядела Россия по сравнению с Западной Европой?
2. Какие трудности предстояло решить Петру 1 в начале правления?
3. Задание – выделить черты развития России 17 века?

__________________________________________________________________

1. Как выглядела Россия по сравнению с Западной Европой?
2. Какие трудности предстояло решить Петру 1 в начале правления?
3. Задание – выделить черты развития России 17 века?

__________________________________________________________________

1. Как выглядела Россия по сравнению с Западной Европой?
2. Какие трудности предстояло решить Петру 1 в начале правления?
3. Задание – выделить черты развития России 17 века?

__________________________________________________________________

1. Как выглядела Россия по сравнению с Западной Европой?
2. Какие трудности предстояло решить Петру 1 в начале правления?
3. Задание – выделить черты развития России 17 века?

__________________________________________________________________

1. Как выглядела Россия по сравнению с Западной Европой?
2. Какие трудности предстояло решить Петру 1 в начале правления?
3. Задание – выделить черты развития России 17 века?

__________________________________________________________________

1. Как выглядела Россия по сравнению с Западной Европой?
2. Какие трудности предстояло решить Петру 1 в начале правления?
3. Задание – выделить черты развития России 17 века?

__________________________________________________________________

1. Как выглядела Россия по сравнению с Западной Европой?
2. Какие трудности предстояло решить Петру 1 в начале правления?
3. Задание – выделить черты развития России 17 века?


__________________________________________________________________



Заключение

Выполнение целей урока, с одной стороны- деятельности учителя и совместимости, отобранных им методов; с другой - правильных и результативных его действий по отбору материала для урока и организации учебного процесса в группе.
В ходе подготовки к уроку был сделан акцент на проблемном методе.
Так как он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление учащихся. Следует помнить, чтобы решить проблему, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями.
Проблемная методика - есть личностно - ориентированная технология.
Эта работа связана со знанием и позволяет активизировать личностный потенциал учащихся. Конечно, организация учебной деятельности не должна строиться исключительно по словесной и наглядной схеме обучения. Но при обобщении, закреплении и повторении учебного материала эти методы принадлежит к числу наиболее эффективных.
Учитель должен четко определить учебные задачи для учащихся, подобрать необходимый материал или дать рекомендации учащимся, где его можно найти, продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Важно иметь в виду необходимость отслеживания деятельности каждого ученика на всех этапах учебной работы.

Вывод: изучая историю учащиеся познают мир, расширяют кругозор и тем самым развивают и совершенствуют себя.


















Список используемой литературы


1. История СССР с древнейших времён до конца XVIII века. Под ред.
Б.А.Рыбакова. М., Изд-во “Высшая школа”, 1975.
2. Соловьёв С.М. “Чтения и рассказы по истории России”, М., Изд-во
Правда”, 1989.
3. Ключевский В.О. “Исторические портреты”, М., Изд-во “Правда”, 1991.
4. Сыров С.Н. “Страницы истории”, М., Изд-во “Русский язык”, 1983.
5. Павленко Н.И. “Пётр I и его время”, М., Изд-во “Просвещение”, 1989.

15