Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Использование нестандартного оборудования в ДОУ»


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Буратино» города Гая Оренбургской области
__________________________________________________________
Оренбургская область, г. Гай, ул. Орская, д. 116а, тел.:4-22-15;
e-mail: mbdoy7@yandex.ruСеминар-практикум для педагогов ДОУ
«Использование нестандартного оборудования в ДОУ»
Подготовила: Ишнязова М.А. старший воспитатель
МАДОУ« Детский сад № 7 «Буратино»
г. Гая, Оренбургской области
2015-2016
учебный год
Цель: повышение педагогической компетентности педагогов по проблеме приобщения дошкольников к здоровому образу жизни, оптимизации двигательного режима детей и повышения интереса к физкультурным занятиям, через использование нестандартного оборудования.
Задачи:
1 этап.
- Дать представление педагогам о современных проблемах в вопросах физического воспитания.
- Определить возможные пути оптимизации двигательного режима детей.
- Познакомить с разнообразными видами нетрадиционного оборудования.
2 этап.
- Познакомить с техникой изготовления некоторых видов нестандартного оборудования.
- Дать практические навыки по использованию нестандартного оборудования.
1. Теоретическая часть.
«Роль нетрадиционного оборудования в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми».
В современном мире, в эпоху XXI века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его здоровью и знаниям. Постоянно усиливающееся влияние на организм ребенка разнообразных отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья, к снижению умственного и физического состояния детей. В любом цивилизованном обществе нет более важной и главной ценности, чем здоровье детей, а, следовательно, приоритет должен быть отдан решению в первую очередь задач, связанных с детским здоровьем. Ведь от состояния здоровья человека зависит качество и продолжительность его жизни. Хорошее здоровье, полученное в детстве, служит фундаментом для общего развития человека. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача каждого дошкольного учреждения. И в наш современный век особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям и навыкам. Не секрет, что большую часть времени дети проводят в статическом положении: у телевизоров, компьютеров, за столами. Поэтому мы должны строить свой педагогический процесс с учетом повышения двигательной активности детей, с целью формирования культуры движений, систематизации образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, которые бы обеспечивали физическое развитие, функциональное совершенствование организма и для укрепления здоровья детей. Очень важно как организованна предметно-пространственная среда в ДОУ, прежде всего, это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна быть направлена на формирование здорового образа жизни детей, а также должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформированной, полифункциональной. В дошкольных учреждениях физкультурные занятия является ведущей формой организованного систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. В целях развития и поддержания интереса у детей к занятиям очень важно позаботиться о подборе физкультурного оборудования. На занятиях по физической культуре, на спортивных праздниках наряду с традиционным спортивным оборудованием, используем и нетрадиционное оборудование. Нетрадиционное физкультурное оборудование повышает интерес детей к занятиям, делает его наиболее эффективным, улучшает качество выполнения упражнений, и что самое важное способствуют формированию правильной осанки и свода стопы, повышению устойчивости вестибулярного аппарата, увеличению жизненной ёмкости лёгких, улучшению кровообращения, укреплению сердца и сосудов. При отборе нетрадиционного физкультурного оборудования важно учитывать его соответствие педагогическим, гигиеническим и эргономическим требованиям. Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчёта активного участия всех дошкольников в процессе занятий физической культурой. Так же оно должно соответствовать размерам зала, быть травм безопасным, максимально эффективным, значительно повышающим моторную плотность занятия, удобным к применению, компактным, универсальным, технологическим и дешевым в изготовлении, эстетическим. Достигнув цели расширить предметно-развивающую среду путем создания нового нетрадиционного оборудования, помогающего полноценному физическому развитию детей, мы решаем следующие задачи:
- обеспечить высокую двигательную активность, совершенствуя движения детей и их физические качества;
- развивать творческое воображение, стремление к активности, самостоятельности;
- развивать у детей интерес к процессу движений с использованием нетрадиционного оборудования;
- создавать и закреплять позитивное психосоматическое состояние;
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление прийти на помощь друг другу.
Нетрадиционное физкультурное оборудование может быть фабричным и изготовленным педагогами или родителями. Материалы для изготовления нетрадиционного оборудования разнообразны и мало затратные: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки из-под йогуртов, разные пуговицы, ткань, бобины из-под линолеума и т.д. Эти, бесполезные на первый взгляд, предметы превращаются в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик. Новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активации физкультурно-оздоровительной работы. Это массажные и ребристые дорожки, следовая дорожка, дорожка из пуговиц, косички, верёвочки разной длины, платочки и многое другое, при использовании, которых идет прекрасная работа стоп, профилактика и лечение плоскостопия, сменяются ощущения, устанавливается спокойное и хорошее настроение. Многофункциональные мешочки, наполненные песком, с помощью которых происходит тренировка в равновесии, выравнивание и сохранение правильной осанки, развитие мелкой мускулатуры рук. Для проведения праздников и развлечений можно использовать нетрадиционные пособия - листочки, грибочки, звёздочки, фонарики, снежинки, ленточки и мн.др. В физкультурно-оздоровительной работе необходимо использовать и естественное природное окружение. Во время прогулок учитывать индивидуальные особенности детей, стараться заинтересовать их, подбирая упражнения с использованием предметов природного окружения, усложнять упражнения по мере их усвоения, стремиться научить детей выполнять разные виды движений. Зимой для развития двигательных навыков детей используются различные игровые упражнения. Например: «Попади в цель (для метания снежков), «Следопыты», ходьба по чистому снегу след в след, сохраняя равновесие, прыжки по снегу след в след, отталкиваясь одной или двумя ногами; «Не упади» (для скольжения по ледяным дорожкам), «Пройти по снежному валу», выполняя разные задания. Дети всех возрастов с большим удовольствием выполняют упражнения с нестандартным физкультурным оборудованием и достигают хороших результатов. Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных занятиях, играх и игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе, праздниках и развлечениях мы повышаем интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличиваем объём двигательной активности, поднимаем эмоциональный настрой, тем самым благотворно влияем на их физическое и умственное развитие, на состояние здоровья.
2. Практическая часть.
Теперь я хочу предложить вашему вниманию мастер-класс по изготовлению нестандартного оборудования, которые можно использовать как на занятиях по физической культуре, так и в свободное от занятий время
1. «ЛОВКИЕ НОЖКИ» коврик-тренажер для профилактики плоскостопия у детей 3 – 7 лет
Задачи использования:
Способствовать профилактике плоскостопия;
Укреплять связочно-мышечный аппарат стоп;
Развивать ловкость пальцев ног.
Материалы:
Резиновый коврик;
Плоские фигуры – 4 – 5 шт., можно геометрические;
Крупные бусины по количеству фигур;
Тесьма или веревочка.
Последовательность работы
Пришить к коврику геометрические фигуры;
К геометрическим фигурам привязать веревочки, длинной 25-30 см;
На конце веревочки закрепить бусину.
2. «МАССАЖНЫЙ ЁЖИК» массажёр для детей от 1 года до 7 лет
Задачи использования:
Создавать условия для профилактики плоскостопия, сколиоза.
Способствовать активизации окислительно-восстановительных процессов в мышцах, суставах.
Материалы:
Пластиковый цилиндр (из конструктора).
Детали мозаики.
Шило.
Последовательность работы
В цилиндре протыкаем шилом отверстия.
В отверстия вставляем детали мозаики.
3. «СОЛНЫШКО ЛУЧИСТОЕ» полифункциональное пособие для детей 3-6 лет
Задачи использования:
Вызывать интерес к физическим упражнениям.
Использовать в подвижных играх.
Способствовать формированию правильной осанки.
Упражнять в перепрыгивании и перешагивании.
Материалы:
5 мотков ниток для вязания жёлтого цвета.
Тарелочки картонные.
Пуговицы – 10 шт.
Лента жёлтого цвета (ширина 2 см.) - 10 метров (1 метр на каждый луч).
Нитки, иголка,
ножницы.
Резинка.
Последовательность работы
Берем крючок и нитки для вязания и вяжем два одинаковых круга.
Вставляем внутрь тарелочку и сшиваем.
Пришиваем глазки, вышиваем ротик.
К каждой ленте длиной 1 метр с одной стороны пришиваем пуговицу, а к солнышку по окружности – петельки-резинки.
Вдеваем пуговицы на ленточках в петельки и солнышко готово.
В заключении хочется пожелать вам творческих успехов в поисках новых нестандартных решений и вы сможете без значительных финансовых затрат усовершенствовать традиционное оборудование, разработать и внедрить авторские, оригинальные, вариативные модели и конструкции.