Использование нестандартного оборудования на уроках физической культуры в малокомплектной школе


МБОУ «ЛМООШ» п.Баханы Жиганской НЭРПлан самообразования учителя физической культуры
Саввиновой Надежды Александровны
Тема самообразования «использование нестандартного оборудования на уроках физкультуры в малокомплектной школе».
Актуальной проблемой в наше время стало дефицит финансирования, нехватка инвентаря в северных школах. Очень дорого стали стоить спортивный инвентарь и оборудование. Это заставляет учителей физической культуры совместно с учащимися уделять много времени изготовлению нестандартного оборудования, продумать систему хранения такого инвентаря и оборудования.
Цель: Цель уроков физической культуры – воспитывать физически закаленную, здоровую молодежь, готовую активно участвовать в общественной жизни, производственном труде, службе в армии. Поэтому надо заинтересовать большинство учащихся в этих занятиях, чтобы они регулярно выполняли физические упражнения, прививать любовь к урокам физической культуры. Решением данной проблемы может послужить применение на уроках нестандартного спортивного инвентаря. Повышение уровня подготовленности с помощью нестандартного оборудования.
Задачи:
Анализ источников;
Подбор нестандартного оборудования;
Изготовление и использование нестандартного оборудование;
Выявить эффективность нестандартного оборудования на уроках физкультуры.
Нестандартный инвентарь или тренажеры могут быть самыми разными и выполнять различные функции, они позволяют учителю дифференцировано подходить к организации занятий физическими упражнениями с учетом умений, знаний и особенностей обучающихся, Они избирательно воздействуют на определенные группы мышц, уплотняет цикл занятий, вдвое - трое сокращает срок обретения нужных двигательных навыков и умений. Очень эффективны, когда человеку, ведущему малоподвижный образ жизни восстанавливать силы, дать нагрузку бездействующим мышцам и когда хочется разнообразить досуг. Тренажер - прекрасное средство для профилактики гиподинамии.
Бесспорно, при проектировании и изготовлении спортивного инвентаря возможны ошибки. Поэтому при конструировании и изготовлении все должно быть сделано серьезно и качественно. В этом случае следует отдавать предпочтение коллективному творчеству. Можно также модернизировать имеющийся спортивный инвентарь. Начинать надо с того, что определяем, для каких целей нужен этот инвентарь. Далее делаем эскизы на бумаге, учитывая возраст учащихся и размеры изделия. Выбор материала играет тоже не второстепенную роль, от этого зависит прочность и безопасность оборудования. Ну и конечно не последнюю роль играет эстетичность изделия.
Устройство и применение
Мишени
Используем несколько разновидностей мишеней. Цифры от 1 до 12 могут, расположены хаотично или в определенном порядке. Применяются на уроках легкой атлетики для метания мяча в цель, в баскетболе и волейболе на точность передач. Они необходимы для развития меткости игровых действий, техники владения мячом, периферийного зрения. Размещаются мишени на высоте 3-4 метра. Передачи можно выполнять с поворотом налево (направо), кругом. Изготовление из ДСП или многослойной фанеры.
Набивные мячи
Вес 1-2 кг. Применяются для развития основных и специальных физических качеств. Это одно из средств развития скоростно – силовых качеств и позволяет выполнять упражнения приближенные к структуре приемов игры. Изготовляются из волейбольных мячей, пришедших в негодность, набитые из нутрии ватой, лоскутами материи. Используются на уроках волейбола, баскетбола, легкой атлетики, ОРУ, подвижных игр.
Мяч на амортизаторах.
Закрепляется в углу спортивного зала. К мячу пришиваются петли из кожи, к ним крепятся резиновые жгуты, с помощью которых снаряд крепим к стене. Чтобы исключить длительного колебания мяча после удара, его снизу крепим к полу капроновым шнуром. Используем для развития координации движений при атакующем ударе в волейболе.
Держатель мяча.
Это приспособление служит для освоения ударных движений при выполнении подач и атакующих ударах. Мяч находится в сетке и с помощью шнура закреплен к шесту. Удерживая мяч на заданной высоте, учащиеся атакуют (подают), что значительно приближает условия выполнения упражнения к игровым действиям. Приспособление хорошо тем, что учащиеся выполняют упражнение потоком, без задержек, что повышает плотность урока.
Летающий мяч.
Отличается от предыдущего тем, что к мячу пришивается кусочек кожи. К шесту закрепляем шнур к шнуру прикрепляем бельевую прищепку. Мяч фиксируем прищепкой. При атакующем ударе или выполнении подач, мяч летит в заданном направлении.
Двойная сетка.
Над основной сеткой закрепляется вторая сетка, верх основной сетки и низ второй связывают в нескольких местах по всей длине. Две команды одновременно могут выполнять упражнения по отработке техники и тактики нападения и защиты. Это позволяет увеличить плотность урока.
Удлиненная сетка.
С помощью стойки и волейбольных сеток, площадка делится на четыре части. Повышается плотность урока, в наибольшей мере отвечает задачам начального обучения, особенно незаменимо при проведении подготовительных к волейболу учебных двухсторонних игр, тактических действий в защите и нападении.
Ласты.
Сделаны из многослойной фанеры. Применяются на начальном обучении постановки блока в волейболе. Учащиеся осваивают постановку рук и пальцев во время блока с подставки. Это приспособление дает им уверенность в выполнении упражнения.
Механический блок.
Изготовлен из многослойной фанеры. Применяется при атакующем ударе для обведения блока.
Стойки для крепления волейбольной сетки.
Они изготовлены из двух труб разного диаметра. Одна труба вставляется в другую. Меньшего диаметра крепится к стене и полу, высота 250 см, большего диаметра передвигается по ней. НА ней петли для крепления сетки, высота 120 см. Кроме крепления сетки, стойки применяются на уроках легкой атлетики для обучения прыжкам в высоту через резинку.
Гимнастические палочки.
Используем старые лыжные палочки. Вырезаем по размеру ножовкой по металлу, применяем на подвижных играх и ОРУ.
Перетягивание палки.
Круглая палка и упор для ног. Материал-дерево. Это национальный вид спорта.
Гантели.
Обрезки труб разного диаметра, соединены сваркой. Замки изготовлены на металлорежущем станке. Блины нарезаем из резины или от штанги. Применяем на уроке внеурочных занятиях и на соревнованиях.
Навесная перекладина.
Изготовлено из труб, соединены, сваркой. На ней можно выполнять различные упражнения для укрепления мышц рук и плечевого пояса. Висы обычные и сложные, подтягивание разным хватом, размахивание изгибами и махи в сторону.
Усовершенствованная перекладина.
Дополнительно, поднимание ног к перекладине из виса, подъем силой, сгибание рук в упоре.
Наклонная доска. Дерево. Одной стороной опирается о пол, другой о гимнастическую стенку. Упражнения выполняются в положении лежа. Ноги закрепляются за рейку гимнастической стенки или руками берем рейку и выполняем поднимание туловища или ног. Можно регулировать угол наклона доски.
Наклонная лестница
Дерево. Для школьников младших классов. Передвижение по наклонной лестнице в полный рост, на коленях с переходом на гимнастическую стенку. В горизонтальном положении ходьба по брусочкам для профилактики плоскостопия.
Приспособление для контроля гибкости.
Дерево. Состоит из двух деталей. Сделана разметка в сантиметрах. Вырезы для постановки ног. Очень удобно и несложно в изготовлении. Проверяем развитие гибкости.
Линейка.
Дерево. Разметка до 3 метров. Измеряем прыжок в длину с места, для контроля планки в прыжках в высоту, контроль высоты сетки в волейболе.
Эстафетные палочки.
Дерево. Применяем в эстафетах, подвижных играх.
Кубики.
Дерево. Применяем в эстафетах, челночном беге, для разметки площадки.
Граната.
Дерево. Вес регулируем наполнением внутрь подручным материалом.
Укладка для гранат.
Дерево и ДВП. Хранятся, переносим и используем гранаты на уроках и соревнованиях.
Пристенная перекладина.
Одна стойка перекладины крепится к стене и полу. Вторая стойка устанавливается с помощью растяжек, которые крепятся к полу. Такая перекладина быстро устанавливается и убирается.
Место для хранения мячей.
Изготовлено из металлического уголка и брусков из дерева. Есть отделения для хранения волейбольных, баскетбольных, футбольных, набивных мячей. Очень удобно и компактно.
Комната для хранения лыж.
Укладки для хранения лыж изготовлены из деревянных брусков и досок. Каждая пара лыж пронумерована и проставлен размер ботинок на ячейке для хранения.
Ожидаемый результат:
Внедрение данного опыта работы на уроках физической культуры позволит повысить не только уровень физической подготовленности учащихся, но и увеличить процент качества знаний. Работая на уроках с нестандартным оборудованием можно достичь определенных результатов:
- нет дополнительных затрат на спортивный инвентарь;
- улучшается материально-техническая база;
- привлекаем учащихся и родителей к изготовлению и модернизации нестандартного оборудования;
- возрастает интерес учащихся к занятиям;
- учащиеся приобщаются к постоянным занятиям физическими упражнениями, укрепляя здоровье;
- отвлекаем их от курения, наркомании, распития спиртных напитков, хулиганства на улицах в общественных местах.
- быстро осваивают сложные упражнения;
- увеличивается плотность урока;
- уроки проходят на более эмоциональном уровне.
Этапы работы
1 этап. 20011, 2012 годы – научно-литературная работа
2 этап. 2012, 2013 годы – использование нестандартного оборудования
3 этап. 2014, 2015 годы – выявление эффективности опыта.
Библиография.
Железняк Ю.Д. Волейбол в школе. Москва, Просвещение, 1989 г.;
Железняк Ю.Д. Подготовка юных волейболистов. Москва, Физкультура и спорт, 1967 г.
Клещев Ю.Н. Волейбол. Москва, Физкультура и спорт, 1985 г.
Нестандартные упражнения/Э.Р. Кучкильдин // Физическая культура в школе. – 2008.
Таланга, Е. Энциклопедия физических упражнений [Текст]: / Е.Таланга. – М.: Физкультура и спорт, 2008.

МБОУ «ЛМООШ» п.Баханы Жиганской НЭР
План самообразования учителя физической культуры
Саввиновой Надежды Александровны