Требования к структуре современного урока химии в соответствии ФГОС ООО


Заместитель директора по УВР, учитель химии МБОУ «Лицей» г. Протвино
Назарова Елена АрдалионовнаТребования к структуре современного урока химии в соответствии ФГОС ООО«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.» Паскаль.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения (ФГОС) основным результатом деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений, навыков учащихся, а комплекс компетентностей в таких областях деятельности, как интеллектуальная, гражданская, правовая, коммуникативная, информационная и т. п., чтобы выпускник школы мог самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни.Для решения поставленной задачи необходим новый системно-деятельностный подход образовательной парадигмы, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
Урок в условиях реализации ФГОС строится на базе системно-деятельностного подхода, который направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Рассмотрим структуру нескольких типов уроков по ФГОС:
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения):
1) Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
5. Структура комбинированного урока:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Какие требования предъявляются к современному уроку:
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока - дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
наличие технологической карты урока
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности. Технологическая карта - технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определенного вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), Примерной программы основного общего образования по химии (базовый уровень), и программы к учебникам для 8-11 классов общеобразовательных учреждений; рабочей программы к учебникам Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. автора: Гара Н.Н. В 8-9 классе -2 часа в неделю, в 10-11классе – 1 час в неделю.
Личностными результатами изучения предмета «Химия» являются следующие умения:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
осознание роли веществ:
- определять роль различных веществ в природе и технике;
- объяснять роль веществ в их круговороте.
рассмотрение химических процессов:
- приводить примеры химических процессов в природе;
- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
использование химических знаний в быту:
– объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
объяснять мир с точки зрения химии:
– перечислять отличительные свойства химических веществ;
– различать основные химические процессы;
- определять основные классы неорганических веществ;
- понимать смысл химических терминов.
овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:
- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:
- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
– различать опасные и безопасные вещества.
Урок по химии. (9 класс)
Тема: Реакции ионного обмена (урок №1).
Цель:
Сформировать понятия о реакциях ионного обмена и условиях их протекания, полном и сокращённом ионно-молекулярном уравнениях и ознакомить с алгоритмом составления ионно-молекулярных уравнений реакций.
Предметные результаты:
Сущность реакций ионного обмена и условия их протекания.
Отличие сокращённого ионно-молекулярного уравнения от молекулярного уравнения реакции.
Правила составления полных и сокращённых ионно-молекулярных уравнений реакций.
Уметь пользоваться таблицей «Растворимость кислот, оснований и солей в воде»
Метапредметные результаты:
Познавательные УД:
умения осуществлять поиск нужной информации; выделять главное в тексте; структурировать учебный материал; грамотно формулировать вопросы; готовить сообщения.
Личностные УД:
Умение управлять своей познавательной деятельностью, открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УД:
Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя.
Коммуникативные УД:
умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, умение слушать и понимать речь других.
Личностные результаты:
Знание основных составляющих здорового образа жизни, правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
Этап Содержание Оборудование Формирование УУД
1.Оргмомент Здравствуйте.
Кто сегодня отсутствует на уроке?
Проверка домашнего задания. Есть вопросы по домашнему заданию?
Тест:
Вариант 1.
Продолжите фразу:
Сильные электролиты – это…
Из приведенного перечня выпишите слабые электролиты: H2SO4 , Cu (OH)2, NaOH, H2CO3, NaCl , K2SO4, Ca(OH)2, Be(OH)2, NH4OH, CaCO3, H2O, HNO3
Напишите формулы электролитов в водном растворе, в котором содержаться ионы:
А) Fe 3+ и SO4 2- ; Б) H+ и NO3¯
Какие ионы не могут сосуществовать друг с другом в растворе (составьте пары ионов)? Почему?:
Cu2+, OH¯, Na+, Cl¯
Вариант 2.
Продолжите фразу:
Слабые электролиты – это…
Из приведенного перечня выпишите сильные электролиты: H2SO4 , Cu (OH)2, NaOH, H2CO3, NaCl, K2SO4, Ca(OH)2, Be(OH)2, NH4OH, CaCO3, H2O, HNO3
Напишите формулы электролитов в водном растворе, в котором содержаться ионы:
А) Na+ и OH¯ ; Б) Ca2+ и CO32¯
Какие ионы не могут сосуществовать друг с другом в растворе (составьте пары ионов)? Почему?:
Cu2+, OH¯, K+, NO3¯
Мультимедийное оборудование
На слайде – решение домашнего задания
На слайде – ответы
2 правильных ответа – «3»
3 правильных ответа – «4»
4 правильных ответа – «5»
(взаимопроверка) Личностные УД:
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
2.Проблемная ситуация и актуализация знаний Сегодня – урок исследование
Проблемный вопрос: В растворе электролиты существуют в виде ионов. Что происходит при сливании растворов электролитов?
Учитель сливает два раствора CuCl2 и KOH
Записывает молекулярное уравнение на доске:
CuCl2 + 2KOH = Cu(OH)2↓ + 2KClПолное ионное уравнение реакции:
Cu2+ + 2Cl– + 2K+ + 2OH– = Cu(OH)2↓.+ 2K+ + 2Cl–
Cокращенное ионное уравнение реакции:
Cu2+ + 2OH– = Cu(OH)2↓
Вывод: Электролиты обмениваются составными частями – ионами.
Тема урока: Реакции ионного обмена.
Актуализация знаний: мы должны с вами исследовать сущность реакций ионного обмена и выяснить при каких условиях реакции ионного обмена имеют практический смысл, т. е. идут до конца, научиться составлять полные и сокращённые ионно-молекулярные уравнения реакций и пользоваться таблицей «Растворимость кислот, оснований и солей в воде»
Мультимедийное оборудование Регулятивные УД:
Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
Коммуникативные УД:
умение слушать и понимать речь других
3.Совместное открытие знаний Карточки с заданиями и правилами составления уравнений в ионно-молекулярном виде на столах. На каждой парте находятся реактивы, штативы с пробирками.
Каждой группе предстоит выяснить сущность реакций ионного обмена, условия, при которых эти реакции идут до конца; научиться составлять полные и сокращённые ионные уравнения, для этого вы выполните химический эксперимент по инструкциям, работая в паре. После работы идет обсуждение результатов, и формулируем выводы. Пользуясь таблицей растворимости, кислот, солей и оснований, запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.
Напоминаю правило техники безопасности при работе с кислотами, щелочами
Задание для группы № 1
Если в результате реакции выделяется малодиссоциирующее вещество – вода.
Проделайте реакцию между гидроксидом натрия (добавьте фенолфталеин) и соляной кислотой до исчезновения окраски, признак реакции (вспомните – эта реакция обмена называется реакцией нейтрализации)- образование малодиссоциирующего вещества - воды. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнение.
Молекулярное уравнение реакции щелочи с кислотой:
NaOH + HCl → NaCl + H2O (слабый электролит)
Полное ионное уравнение реакции:
Na+ + OH– + H+ + Cl– →Na+ + Cl – + H2O
Cокращённое ионное уравнение реакции:
H + + OH– → H2O
Задание для группы № 2.
Если в результате реакции выделяется нерастворимое в воде вещество.
Проделайте реакцию между хлоридом бария и сульфатом натрия. Какой признак этой реакции?
Молекулярное уравнение реакции обмена растворимых солей:
CuCl2 + 2NaOH → 2NaCl + Cu(OH)2↓
Полное ионное уравнение реакции:
Cu 2+ + 2Cl – + 2Na + + 2OH –→ 2Na + + 2Cl – + Cu(OH)2↓.
Cокращённое ионное уравнение реакции:
Cu 2+ + 2OH –→ Cu(OH)2↓
Задание для группы № 3
Если в результате реакции выделяется газообразное вещество.
Проделайте реакцию между карбонатом натрия и соляной кислотой. Какой признак этой реакции?
Молекулярное уравнение реакции растворимой соли (карбоната натрия) с соляной кислотой:
Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + H2O + CO2↑
Полное ионное уравнение реакции:
2Na + + CO3 2– + 2H + + 2Cl –→ 2Na+ + CO2↑ + H2O + 2Cl –
Cокращенное ионное уравнение реакции:
CO3 2– + 2H + = CO2↑ + H2O
О протекании данной реакции до конца свидетельствуют два признака: выделение
воды и газа – оксида углерода(IV).
Сделайте вывод об условиях течения реакций ионного обмена до конца.
По одному человеку от каждой группы учащиеся выходят к доске и пишут уравнения реакций ионного обмена.
Задания на карточках для работы в группе.
Алгоритм составления ионно-молекулярных уравнений.
Таблица растворимости.
Реактивы для работы группы. Познавательные УД:
умения осуществлять поиск нужной информации; выделять главное в тексте; структурировать учебный материал; грамотно формулировать вопросы; готовить сообщения
Коммуникативные УД:
умение строить эффективное взаимодействие с дноклассниками, умение слушать и понимать речь других
Личностные УД:
Умение управлять своей познавательной деятельностью, открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам
4.Самостоятельное применение знаний Учитель перед классом ставит проблемный вопрос:
Все ли реакции, протекающие в растворах между двумя сложными веществами, будут протекать до конца?
Демонстрация опыта: NaOH и KClNaOH + KCl → NaCl + KOH
Na + + OH– + K+ + Cl– → Na+ + Cl– + K+ + OH–
Учащиеся отмечают, что в данном случае нет признаков реакции. Записывают уравнение реакции, работают с таблицей растворимости, делают вывод, что данная реакция не идет до конца, т.к. не происходит связывания ионов. Демонстрация опыта 5.Домашнее задание § 4, вопросы №1-5 стр. 22 Мультимедийное оборудование Регулятивные УД:
умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя
Познавательные УД:
умения осуществлять поиск нужной информации; выделять главное в тексте; структурировать учебный материал; грамотно формулировать вопросы; готовить сообщения
6.Итог урока Проблемный вопрос: В растворе электролиты существуют в виде ионов. Что происходит при сливании растворов электролитов? Что такое реакции ионного обмена?
Реакции растворов электролитов сводятся к взаимодействию ионов.
Реакции ионного обмена – это реакции растворов электролитов, входе которых электролиты обмениваются составными частями – ионами. Реакции ионного обмена имеют практический смысл, если образуется газ, осадок или слабодиссоциирующее вещество (на пример, вода).
Сущность реакции ионного обмена: образование слабого электролита.
Мультимедийное оборудование Регулятивные УД:
Умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя
7.Рефлексия Интересно ли?
+ -
Заполняют таблицу  Личностные УД:
Умение управлять своей познавательной деятельностью, открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам
Говорят, действовать легко, трудно овладеть теорией и действовать в соответствии с ней. На самом деле, трудно. Но, если мы сумеем понять роль федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, роль системно-деятельностного подхода, который направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности, то сможем воспитать ученика нового поколения, способного решать задачи неординарными методами.