Из опыта работы Самомассаж с использованием нестандартного оборудования на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ

СЛАЙД 2
В последнее время мы слышим все чаще:
«Ребенок хороший, но неговорящий.
А этот, хоть скажет – но плохо, невнятно,
А что говорит - ничего непонятно».
Но мы для того и даны нашим детям:
Понять разобраться и справиться с этим!

Логопедическая работа в нашей школе ведется с учетом особенностей обучающихся и поэтому характеризуется спецификой. У детей наряду с несформированностью высших форм познавательной деятельности наблюдается недоразвитие всех сторон речи: звукопроизношения, фонетико-фонематической, лексической, грамматической (системное недоразвитие речи легкой, средней и тяжелой степени). Есть в школе дети, у которых собственная речь отсутствует или они издают некоторые звукокомплексы. Поэтому особенностью логопедической работы в коррекционной школе для детей с умственной отсталостью является индивидуализация логопедического воздействия.
СЛАЙД 3
У детей с интеллектуальной недостаточностью часто снижены кинестетические ощущения, в связи с этим мы уделяем большое внимание, как развитию мелкой моторики, так и артикуляционной гимнастике, а также логопедическому массажу и самомассажу, который относится к нетрадиционным логопедическим технологиям.

Логопедический массаж – активный метод механического воздействия который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей переферического речевого аппарата. Логопедический массаж – часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств и представляет собой одну из техник, используемых нами в работе с умственно отсталыми детьми.
Самомассаж- это массаж, выполняемый самим ребенко, страдающим речевой патологией, с помощью рук или вспомогательных средств.
СЛАЙД 4
В своей логопедической практике мы столкнулась с тем, что для воздействия на детей с умственной отсталостью и сопутствующими ей тяжелыми речевыми нарушениями педагогические методы зачастую недостаточны, а то и неэффективны, поэтому наше внимание привлек метод самомассажа с использованием нетрадиционных приемов и различных подручных материалов, так как его использование доступно в условиях коррекционной школы.
СЛАЙД 5
Учитывая несложность выполнения и отсутствие противопоказаний, самомассаж можно проводить многократно, как на логопедических занятиях, дефектологических занятиях, так и в группе продленного дня.
СЛАЙД 6
В логопедическом массаже и самомассаже существуют такие приемы, как:
- поглаживание;
- растирание;
- разминание;
- вибрация.
Мы поставили перед собой цель и определили задачи.
СЛАЙД 7
Цель: внедрение в логопедическую практику нетрадиционных приёмов логопедического массажа и самомассажа у умственно отсталых школьников в условиях коррекционной школы.
Задачи:
1.Изучить литературу по интересующей нас теме.
2.Подобрать эффективные и доступные приёмы логопедического массажа и самомассажа для коррекционной работы с обучающимися.
3.Составить план мероприятий по этой теме.
4. Подобрать подручный материал для проведения логопедического массажа и самомассажа.
5. Ввести в коррекционные занятия приемы логопедического массажа и самомассажа.
6. Проанализировать полученные результаты.

Важнейшим условием коррекционной работы с умственно отсталыми школьниками младших классов является создание условий, вызывающих положительные эмоции у детей.
СЛАЙД 8
В этом случае огромную помощь оказывают различные игровые упражнения с использованием подручных материалов, которые подбираются в зависимости от лексической темы. Например, изучая тему «Зимующие птицы» нам подойдут горох, семечки, которые ученик перекладывает из одной чашки в другую; в теме «Овощи, фрукты» используем фасоль, горох, семечки, грецкие орехи; в теме «Зима. Зимняя одежда» мы используем игровой коврик «Базовые навыки», который помогает развивать мелкую моторику, ловкость рук и координацию движений, учит распознаванию цветов. К теме «Весна» подбираем массажные щетки для волос и колючие мячики.
Слайд 9
Во время проведения логопедического массажа и самомассажа мы используем потешки, чистоговорки, короткие стихотворения.
Методика проведения самомассажа:
Дети обучаются приемам под руководством логопеда, каждый прием педагог показывает на себе неоднократно и комментирует. Затем дети выполняют определенный приём сначала с помощью логопеда, а затем самостоятельно, но обязательно перед зеркалом для зрительного контроля.
Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять расслабленную, спокойную позу.
Длительность одного сеанса 7-10 минут.
Каждое движение выполняется 4 – 6 раз.
Слайд 10
Процедура массажа и самомассажа проводится по определенной схеме: массаж пальцев, ладоней, мимических мышц лица, губ, языка.
На практике мы используем следующие формы работы по коррекции системного нарушения речи у умственно отсталых детей, нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга.
1. Самомассаж кистей и пальцев рук.
Самомассаж начинаем с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони. Дети с удовольствием осваивают приёмы самомассажа, которые сопровождаются двустишьями и потешками.
Слайд 11
Самомассаж мячиками - ёжиками
Самомассаж Су-Джок шарами разной величины.
Самомассаж пальцев эластичным кольцом - пружинкой, надевая массажное кольцо поочерёдно на каждый палец.
Слайд 12
Для массажа пальцев рук мы применяем прищепки. Впервые игры с деревянными бельевыми прищепками использовала в работе с детьми М.Монтессори. Бельевой прищепкой не слишком тугой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги. Ребристые и гладкие карандаши и палочки используем для массажа подушечек пальцев. Карандаш вращаем между большим, указательным и средним пальцами сначала правой, затем левой руки, а потом одновременно между пальцами обеих рук.
Все это мы сочетаем с речевыми упражнениями (повтор слоговых цепочек, чистоговорок, потешек). При выполнении подобного рода упражнений ученик слышит ритмизованную речь, что немаловажно, т.к. в основе речи ритм. Развивается вербальная память обучающегося: нужно запомнить в соответствии с какой фразой надеть колечко на палец.
Самомассаж мышц головы, лица, шеи.
Чтобы не зевать от скуки взяли и потёрли руки,  А затем ладошкой в лоб – хлоп, хлоп,  Чтобы щёчки не дремали ,  Мыпощиплем их немножко.  Носик мы погладим, пусть он дышит хорошо. 
Слайд 13
Самомассаж чайными ложками.
Ребенок берет две ложки за кончики черенков. Логопед произносит стихотворение и показывает движения, а дети только выполняют.
Слайд 14
Стихотворение здесь является «водителем» ритма, в котором должны совершаться движения.
3. Самомассаж мышц языка, губ.
Слайд 15
- Поглаживание языка губами.  - Пошлепывание языка губами.  - Поглаживание языка зубами.  - Покусывание языка зубами.  «Помада» – обводим губы указательным пальцем, чайной ложкой: первое – рот широко открыт, как при произнесении звука «А», второе – губы вытянуты вперёд трубочкой, как при произнесении звука «У», третье – губы в улыбке, как при произнесении звука «И» 

Мы заметили, что в результате регулярного использования нетрадиционных приёмов массажа, у многих учеников улучшилась речевая моторика. А личностно-ориентированный подход способствует улучшению внимания, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы, снижает уровень утомляемости. И еще один положительный момент - это улучшение коммуникативных функций детей. Они становятся более свободными в общении со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, в результате проведенной нами работы можно утверждать, что нетрадиционные приемы массажа и самомассажа просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ, поэтому мы рекомендуем применение массажа и самомассажа в логопедических группах детских садов и на логопуктах школ.
Слайд 16
Спасибо за внимание!
15