СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО МЕСТО В ЦЕЛОСТНОЙ СТРУКТУРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА


HYPERLINK "http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65635a3ac78b5c43b89421206d36_0.html" СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО МЕСТО В ЦЕЛОСТНОЙ СТРУКТУРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Дахбай Б.Д, Исабекова А.Р. (E-mail: aikosha_issabekova@mail.ru)
Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова, Казахстан, город Караганда.
Вусловияхсозданиягуманистическойсистемывоспитания,ведущимвдеятельностиклассногоруководства,становитсяличностныйподход.Возрастаетрольучителя,которыйстимулируетстремлениеребенкаксамосовершенствованию,создаваяусловиядляеголичногороста,ирольдетскогосообщества,котороеукрепляетчувствозащищенности,собственногодостоинства,самоуваженияребенка,безчегонемыслимаегосамореализация.
Педагогическаядоброта,какмнедумается,этоспособностьучителяосознанностроитьсвоивзаимоотношениясдетьми,опираясьнаоптимистическуюперспективуихразвития,наихлучшиекачества,преследуяблагородныецелиидобиваясьихдостижениятолькоблагороднымисредствами.Установканадоброевосприятиечеловекаэтовеликаясила.
Говоряописательно,воспитаниевразвитииличностивыступаетважнымфакторомнарядуснаследственностьюисредой.Онообеспечиваетсоциализациюличности,программируетпараметрыееразвитиясучетоммногогранностивоздействияразличныхфакторов.Воспитание—этоспланированный,долгосрочныйпроцессспециальноорганизованнойжизнидетейвусловияхобученияивоспитания.Емуприсущитакиефункции:
—диагностикаприродныхзадатков,теоретическаяразработкаипрактическоесозданиеусловийихпроявленияиразвития
—организацияучебно-воспитательнойдеятельностидетей
—использованиеположительныхфактороввразвитиикачествличности
—содержаниявоспитания,средствиусловийсоциальнойсреды
—воздействиенасоциальныеусловия,устранениеипреобразование(повозможности)негативныхсредовыхвлияний;
—формированиеспециальныхспособностей,обеспечивающихприложениесилвразныхсферахдеятельности:научной,профессиональной,творческо-эстетической,конструктивно-техническойит.д.
«Целостностьчеловека,обладающегоединойсоциальнойсущностьюинарядусэтимнаделенногоприроднымисиламиживогочувственногосущества,основананадиалектикевзаимодействиясоциальногоибиологического».Воспитаниенеможетизменитьунаследованныхфизическихданных,врожденныйтипнервнойдеятельности,изменитьсостояниегеографической,социальной,домашнейилидругихсред.Ноономожетоказатьформирующеевлияниенаразвитиепутемспециальнойтренировкииупражнений(спортивныедостижения,укреплениездоровья,совершенствованиепроцессоввозбужденияиторможения,т.е.гибкостииподвижностинервныхпроцессов),внестиопределяющийкоррективвустойчивостьприродныхнаследственныхособенностей.
Толькоподвлияниемнаучнообоснованноговоспитанияисозданиисоответствующихусловий,учетеособенностейнервнойсистемыребенка,обеспеченииразвитиявсехегоорганов,учетеегопотенциальныхвозможностейивключениивсоответствующиевидыдеятельностииндивидуальныеприродныезадаткимогутперерастивспособности.
Приорганизациивоспитанияпедагогамследуетпомнить,чторазныевидыдеятельностиоказываютразличноевлияниенаразвитиетехилииныхспособностейчеловекавразныееговозрастныепериоды.Развитиеличностинаходитсявзависимостиотведущеговидадеятельности.
Начинатьработусклассомнадособдумываниясвоейвоспитательнойстратегии,счеткогоопределениясвоейпозиции,ролииместавжизниребят,осознанияцелейизадачсвоейдеятельности.Новыеформыработысдетьми,новыенетрадиционныетехнологии(деловыеиролевыеигры),технологии–импровизации,которыепредлагаетдокторпедагогическихнаукН.Е.Щуркова,помогаютмневорганизацииработысдетьми.Мнекажется,чтопрофессионализмклассногоруководствакакразизаключаетсявовладениицелымкомплексомтехнологийиумеломихиспользовании,аэтоспособствуетпревращениюклассавцентрвоспитанияиразвитияличности,созданиюврамкахклассатворческихгрупп,творческихмастерских.Каждыйклассныйруководительдолженпомнить:играпронизываетвсюшкольнуюжизнь,делаетеепривлекательнойисобытийной.
Организуявоспитание,видимо,следуетисходитьизидейЛ.C.Выготскогоодвухвзаимосвязанныхзонахразвития:актуальногоиближайшего,учитыватьихиндивидуальныевозможностииадекватностьтребований,развитостьмотивационнойсферывоспитуемых.
Важнейшиезакономерностиифакторыразвитияиформированияличностиможнорассматриватькаквнешниеивнутренние.Квнешнимотносятсясовокупноевлияниевышеназванныхсредивоспитания.Квнутреннимфакторам—природныепотребностиивлечения,потребностивобщении,альтруизме,доминировании,агрессивностииспецифическиесоциальныепотребности—духовные,творческиепотребности,нравственно-ценностные,потребностивсамосовершенствовании,интересы,убеждения,чувстваипереживанияит.д.,возникающиеподвоздействиемсредыивоспитания.Врезультатекомплексноговзаимодействияэтихфакторовпроисходитразвитиеиформированиеличности.Впроцессеразвитиясложнонайтипериодравномерноговлияниявсехфакторов.Какправило,наблюдаетсяпоочередноеилигрупповоеихпреобладание.
С.Л.Рубинштейнотмечал,чтовсевразвитииличностивопределеннойстепенивнешнеобусловлено,ноневытекаетпрямоизвнешнихусловий.Вэтомпланесозвучна,ипозицияР.С.Немова:«Человеквсвоихпсихологическихкачествахиформахповеденияпредставляется социально-природнымсуществом,частичнопохожим,частичноотличнымотживотных.Вжизниегоприродноеисоциальноеначаласосуществуют,сочетаются,иногдаконкурируютдругсдругом.Впониманииподлиннойдетерминациичеловеческогоповедениянеобходимо,вероятно,приниматьврасчетитоидругое.
Досихпорвсвоихполитических,экономических,психологическихипедагогическихпредставленияхочеловекемыпопреимуществуучитывалисоциальноеначало,ачеловек,какпоказалажизненнаяпрактика,дажевотносительноспокойныевременаисториинепереставалбытьотчастиживотным,т.е.биологическимсуществомнетольковсмыслеорганическихпотребностей,ноивсвоемповедении.Основнаянаучнаяошибкамарксистско-ленинскогоучениявпониманииприродычеловекасостояла,вероятно,втом,чтовсоциальныхпланахпереустройстваобществаврасчетпринималосьтольковысшее,духовноеначаловчеловекеиигнорировалосьегоживотноепроисхождение».
Развитиеребенкапроисходитвусловияхмногообразныхотношенийположительногоиотрицательногохарактера.Системапедагогическиобоснованныхвоспитательныхотношенийформируетхарактерличности,ценностныеориентации,идеалы,представления,мировоззрение,чувственно-эмоциональнуюсферу.Однаконевсегдаребенокудовлетворенправильноорганизованнойсистемойотношений.Онадлянегонеактуализируетсявжизненнонеобходимую.Формируямногообразиеотношенийкреальности,онаиногданеучитываетвнутреннее«Я»индивидуальности,психическоеразвитиеиусловияфизическогоразвития,скрытуювнутреннююпозициювоспитуемого.Высокийрезультатразвитияиформированиядостигается,есливоспитательнаясистемавлицепедагогаобеспечиваеттонкоепсихолого-педагогическоевлияниевконтекстеединомыслиясребенком,обеспечиваетгармониюскладывающихсямногообразныхотношений,уводитеговмирдуховнойдеятельностииценностей,инициируетегодуховнуюэнергию,обеспечиваетразвитиемотивовипотребностей.
Но,втожевремя,анализируязакономерностивоспитаниякакобщепланетарногоявления,хотелосьбыотметитьито,чтоосознанноеотношениексвоемусовершенствованиюипредназначениюнаЗемле—это,пожалуй,основноеобъективноеусловиепродолженияисохраненияжизни.Ивэтомсмыслевоспитание—явление,взращенноеисохраненноевгенетическомкодечеловечества.
Важнымфакторомвразвитиивыступаетличностьсамогоученика(иличеловекавообще)каксаморегулирующей,самодвижущей,саморазвивающейся,самовоспитывающейсяперсоны.
Существуютразличияивпониманиисущностиразвитияличности.Метафизикирассматриваютразвитиекакпроцессколичественногонакопления,какпростоеповторение,увеличениеилиуменьшениеизучаемогоявления.Последователидиалектическогоматериализмаприизученииэтоговопросарассматриваютразвитиекакнеотъемлемоесвойствоприроды,обществаимышления,какдвижениеотнизшегоквысшему,какрождениеновогоиотмираниеилипреобразованиестарого.
Притакомподходеразвитиеличностипредставляетсобойединыйбиосоциальныйпроцесс,вкоторомпроисходятнетолькоколичественныеизменения,ноикачественныепреобразования.Этасложностьобусловливаетсяпротиворечивостьюпроцессаразвития.Болеетого,именнопротиворечиямеждуновымистарым,которыевозникаютипреодолеваютсявпроцессеобученияивоспитания,выступаютдвижущимисиламиразвитияличности.
Ктакимпротиворечиямотносятся:
-противоречиемеждуновымипотребностями,порождаемымидеятельностью,ивозможностямиихудовлетворения;
-противоречиемеждувозросшимифизическимиидуховнымивозможностямиребенкаистарыми,ранеесложившимисяформамивзаимоотношенийивидамидеятельности;
-противоречиемеждурастущимитребованиямисостороныобщества,группывзрослыхиналичнымуровнемразвитияличности(В.Л.Крутецкий).
Названныепротиворечияхарактерныдлявсехвозрастов,ноприобретаютспецификувзависимостиотвозраста,вкоторомпроявляются.Разрешениепротиворечийпроисходитчерезформированиеболеевысокихуровнейдеятельности.Врезультатеребенокпереходитнаболеевысокуюступеньсвоегоразвития.Потребностьудовлетворяется,противоречиеснимается.Ноудовлетвореннаяпотребностьрождаетновуюпотребность,болеевысокогопорядка.Однопротиворечиесменяетсядругим-развитиепродолжается.
Впроцессеобученияивоспитанияобщиепротиворечияконкретизируются,приобретаяболееяркиеформы.Этопротиворечиямеждутребованиямиквоспитанникамиихподготовленностьюквосприятиюиреализацииэтихтребований;междувоспитательнымивоздействиямии"сопротивлениемматериала"(А.С.Макаренко).Впедагогическомпроцессепроявляютсятакжепротиворечия,связанныесусловиямиразвитияобщества,ипротиворечия,возникающиекакследствиенедостатковвоспитательнойработы.
Литература:
1.Мудрик,А.В.Общениевпроцессевоспитания/А.В.Мудрик.–М.:ПедагогическоеОбществоРоссии,2001.–320с.
2.Сергеева,В.П.Классныйруководитель«ПланированиеиорганизацияработыотАдоЯ»/В.П.Сергеева.–М.:ПедагогическоеОбществоРоссии,2002.–256с.
3.Степанов,Е.Н.Педагогуосовременныхподходахиконцепцияхвоспитания/Е.Н.Степанов,Л.М.Лузина.–М.:ТворческийцентрСфера,2002.–160с.
4.Щуркова,Н.Е.Классноеруководство(теория,методика,технология)/Н.Е.Щуркова.–М.:ПедагогическоеОбществоРоссии,2000.–256с.