Конспект урока математики Внетабличное умножение и деление


Урок по формированию универсальных учебных действий
Класс: 3
Предмет: математика
Тема урока: Внетабличное умножение и деление.
Тип урока: Урок практического применения знаний
Формы организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальная работа, работа в группах, фронтальная работа
Цель: повторение приёмов внетабличного умножения и деления; закрепление умений решать задачи и выражения изученных видов; развитие навыков устного счёта.
Задачи урока: 
закрепить табличные и внетабличные случаи умножения и деления; прием деления с остатком; совершенствовать навык решения задач.
формировать ИКТ-компетентность учащихся (работа с нетбуками);
развивать мыслительные операции, внимание и память, математические познавательные способности;
воспитывать самостоятельность, чувство взаимопомощи.
Планируемые результаты (предметные): знать приёмы внетабличного умножения и деления; уметь решать задачи и выражения изученных видов.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
регулятивные:
- уметь осуществлять самопроверку и взаимопроверку; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- управлять своей деятельностью, прогнозировать;
- выбирать оптимальный способ достижения цели; уметь фиксировать свои достижения;
коммуникативные:
- уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
- уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
познавательные:
- уметь устанавливать причинно-следственные связи;
- представлять цепочки объектов и явлений;
- строить логические цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений, доказательство;
- использовать общие приемы в решении числовых выражений;
личностные:
- уметь высказывать отношение к происходящему, выражать свои эмоции.
Оформление: корабль, собираемый из частей; листы для выставления самооценки; сигнальные карточки; карты и фишки для игры «лото».
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, нетбуки.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I. Самоопределение к деятельности/2 мин.
Цель. Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Способствует положительному эмоциональному настрою учащихся на плодотворную работу. Способствует снятию эмоционального напряжения, установлению коммуникативного контакта. - Здравствуйте, ребята. Начинаем урок математики.
- Таблица умножения
Достойна уважения.
Она всегда во всем права:
Чтоб ни случилось в мире, -
А все же будет дважды два
По-прежнему четыре.
- Скажите, с каким настроением вы начинаете урок?
- Каким вы хотите видеть наш урок? Дети показывают свое настроение при помощи сигнальных карточек.
Ответы детей
Регулятивные:
- формируем умение управлять своей деятельностью, прогнозировать.
Личностные:
- формируем умение быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
- формируем умение не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.
II.Постановка учебной задачи/
3 мин.
Цель: создать условия для анализа собственных знаний; формирование цели предстоящей работы.
- Ребята, изучение какой темы мы закончили?
- Сформулируйте цель нашего урока?
- Урок у нас сегодня необычный. Я предлагаю вам, применяя математические знания, построить необыкновенный парусный корабль, на котором мы сможем путешествовать по океану знаний.
Работать мы будем тремя группами.
- Ребята, из каких частей состоит парусник?
- Давайте составим план нашего урока.
- А что должны уметь мореплаватели?
- План работы составлен, но прежде чем мы сможем приступать к сборке корабля, предлагаю вам пройти специальную подготовку, сделать разминку для ума. Внетабличное умножение и деление.
Ответы детей
Ответы детей
На доске постепенно появляется план урока:
Построение «корпуса корабля».
Сборка мачт корабля.
Натягивание парусов.
Ориентирование по карте.
Регулятивные:
- формируем умение высказывать своё предположение;
- формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Познавательные:
– формируем умение составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием.
III. Актуализация знаний и мотивация/
4 мин.
Цель. Готовность мышления и осознание потребности в получении знаний. Способствует активизации мыслительных операций (внимание, память и т.д.) - Ребята, посмотрите на задание, данное вам в нетбуках.
- Что мы сейчас повторим?

- У каждого из вас есть лист самооценки. Поставьте в нем баллы за знание таблицы умножения Таблицу умножения
Дети выполняют тест в нетбуках. (За 3 минуты надо решить 15 примеров на табличные случаи умножения и деления.)
(Дети фиксируют в листе самооценки количество баллов)
Регулятивные:
- формируем умение действовать по алгоритму;
– формируем умение оценивать результаты индивидуальной работы;
- формируем умение определять результат выполнения задания.
Познавательные:
– формируем умение составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы при работе с конкретным заданием.
IV. Практическое применение знаний/28 мин.
Цель: повторение правил нахождения компонентов при умножении и делении.
Цель: подготовка к делению в столбик.
Цель: формирование самостоятельности, совершенствование умений решать задачи.
Взаимопроверка.
1. Построение «корпуса корабля»
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на план урока.
- Что нам предстоит сейчас сделать?
- Давайте узнаем, сколько времени понадобится для его строительства. Х – это то число, которое обозначает количество дней.
1 группа совершит путешествие во времени и узнает, сколько времени уходило на эту работу в XVIII веке, когда строили парусники, и работа выполнялась вручную;
2 – узнает, сколько требовалось времени для этого в начале ХХ века;
а 3 – определит, за сколько времени эту работу выполняют в наше дни на заводе с современным оборудованием.

- Молодцы, вы все справились с заданием и теперь мы знаем, какая это трудоемкая работа. Благодаря знаниям, мы построили «корпус корабля».
- Поставьте в листе самооценки баллы за решение уравнения.
Сборка мачт.
- Какой следующий шаг нашей работы?
- Ребята, а вы знаете, из чего делают мачты корабля?
- Правильно, для того, чтобы собрать мачту, требуются бревна. Мачта может иметь разную высоту. Давайте узнаем, сколько может понадобиться бревен, чтобы построить мачту, и поможет нам в этом решение следующих выражений.
Делимое показывает, сколько взяли бревен, делитель – какой длины нужны бревна, а частное – сколько понадобилось бревен.

- Молодцы, ребята, вы показали хорошие знания и поэтому сумели собрать мачту парусника.
- Поставьте себе баллы за умение выполнять деление с остатком.
Натягивание парусов.
- Ребята, посмотрите на план урока. Что еще осталось сделать, чтобы корабль был готов к плаванию?
- Правильно, осталось натянуть паруса. Чтобы сделать парус, давайте узнаем, сколько понадобится метров парусной ткани. А узнать мы это сможем, если решим задачу.

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, и мы можем натянуть паруса кораблю.
Поставьте себе баллы за решение задачи. Построить корпус корабля
Каждая группа получает свое задание.
Х:4=23 84:Х=6 12xХ=96
(Один представитель группы работает у доски. Остальные участники во время проверки, сигнальными карточками проверяют решение, и, если потребуется, исправляют. Отвечающий ученик прикрепляет к доске одну из частей «корпуса корабля»)
(Дети фиксируют в листе самооценки количество баллов)
Сборка мачт корабля
Ответы детей


46:9 38:7 73:20
60:8 44:5 56:10
(Решают по одному примеру от каждой группы.)
(Дети фиксируют в листе самооценки количество баллов)
Ответы детей
Длина маленького паруса 14 метров, а большого в 2 раза больше, чем маленького. Чему равна длина большого и маленького паруса вместе?
(Дети самостоятельно решают задачу. Первые 3 человека получают отметку. Эти учащиеся проверяют решение задач у всей своей группы.)
(Дети фиксируют в листе самооценки количество баллов) Личностные:
– формируем умение работать в группе;
– формируем умение вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.
Регулятивные:
– формируем умение работать по алгоритму;
– формируем умение принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;
- формируем умение фиксировать свои достижения. Коммуникативные:
- формируем умение слушать и понимать других;
- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные:
– формируем умение использовать общие приёмы в решении числовых выражений.
Познавательные:
– формируем умение читать и анализировать тексты составных задач;
- формируем умение преобразовывать текст в схему.
Коммуникативные:
– формируем умение активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке.
V. Физкультминутка (под музыку)/3 мин.
Цель: снять усталость. - Вот и готов наш корабль. Мы хорошо потрудились и пришла пора отдохнуть.
(Дети выполняют упражнения под музыку «Веселый ветер».)
Личностные:
– формируем умение быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
– формируем умение не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.
Цель: повторить приемы внетабличного умножения и деления.
Цель: повторение и закрепление ранее изученного. Название корабля.
- Ребята, как вы думаете, чего нет у нашего корабля?
Давайте узнаем, как называется наш корабль.
У вас лежат листочки с выражениями, карты для игры «лото» и фишки, которыми накрывают числа.
Я предлагаю вам найти значения выражений, числа, полученные при вычислениях, накрыть фишками в карте, и по оставшимся открытым буквам узнать название нашего корабля.
Посмотрим, какая бригада первой узнает название.
- Какая группа готова сказать название корабля?
- Молодцы!
- Поставьте себе баллы за решение выражений на внетабличное умножение и деление.
Ориентирование по карте.
- Ребята, посмотрите на план урока. Какой пункт плана мы будем сейчас выполнять?
- Правильно, нам осталось научиться ориентироваться по карте.
- Какие океаны вы знаете?
- Сейчас мы попробуем проплыть по всем океанам нашей планеты.
- Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, потому что,
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает
Математика!
Каждое правильно выполненное задание даст нам право двигаться дальше. Попутный ветер раздул паруса нашего корабля, и мы можем отправляться в путь.
- Начинается наше путешествие в самом холодном океане. Как он называется?
- Молодцы! Чтобы наш парусник мог беспрепятственно попасть в следующий океана давайте ответим на вопрос:
- Лестница трапа корабля состоит из 13 ступенек. Игорь стоит на середине лестницы. На какой ступеньке он стоит?
- Ребята, мы попали в океан, в котором очень много теплых течений. Он омывает все материки, кроме Австралии. Назовите этот океан.
- Молодцы! Чтобы парусник попал в следующий океан, давайте решим «цепочку» выражений:
27 : 9 х 6 : 2 х 5 =
- Ребята, океан, в котором мы находимся выделен совсем недавно и омывает только Антарктиду. Кто знает, как он называется?
- Продолжаем наше путешествие. А поможет нам двигаться по карте решение следующей задачи:
- В одной лодке помещается 12 человек, а в катере – 72 человека. Во сколько раз больше помещается людей в катер, чем в лодку?
- Молодцы! Океан, в котором находится сейчас наш парусник самый теплый, из-за чего в нем образуется много кораллов. Кто готов назвать этот океан?
- Правильно. Чтобы помочь нашему паруснику двигаться, а так же узнать, сколько дней может длиться наше путешествие, давайте найдем значение данного выражения:
98 – 23 х 4 + 24 =
- Мы заплыли в самый большой по площади океан. В нем рождаются самые сильные волны. О каком океане я говорю?
- Молодцы! А чтобы вернуться домой, давайте найдем площадь палубы нашего корабля, длина которого 14 метров, а ширина – 6 метров.
- Молодцы! Вы показали хорошую готовность к большому плаванию. Названия
(Работа в группах) Каждый ученик решает по одному выражению.
72:4 60:12
51:17 14х7
16х5 96:3
(Решая выражения, учащиеся закрывают фишками на карточках те числа, которые совпадают с ответами.)

Ответы детей
(Дети фиксируют в листе самооценки количество баллов)
Ориентирование по карте
Ответы детей

(Дети отвечают на поставленные вопросы, а корабль передвигается по океанам на карте Земли.)
Северный Ледовитый океан
Ответы детей
Атлантический океан
Ответы детей
Южный океан
Ответы детей
Индийский океан
Ответы детей
Тихий океан
Ответы детей Личностные:
– формируем умение работать в группе;
– формируем умение вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов.
Регулятивные:
– формируем умение работать по алгоритму;
– формируем умение принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;
- формируем умение фиксировать свои достижения. Коммуникативные:
- формируем умение слушать и понимать других;
- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
Познавательные:
– формируем умение использовать общие приёмы в решении числовых выражений.
VI. Домашнее задание/1 мин. Стр.33, № 22; тв.з. составить задачу на деление с остатком. VII. Рефлексия/4 мин.
Цель: самооценка результатов деятельности. - Ребята, назовите цель нашего урока?
- Посмотрите на план.
- Достигли мы цели урока?
- - Посчитайте в листе самооценки количество набранных за урок баллов и разделите его на 5. Это число показывает качество вашей работы на уроке.
-Ребята, кому понравился урок, покажите зеленую карточку, а кому не очень – синюю.
- Спасибо за урок.
Ответы детей
(Дети фиксируют в листе самооценки количество баллов)
Личностные:
- формируем умение выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции;
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формируем умение оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные:
- формируем умение подводить итоги.