Технологическая карта урока по математике 4 класс Умножение многозначного числа на трёхзначное






Технологическая карта

урока математики на тему

«Письменный прием умножения многозначных чисел на трёхзначное число»

4 класс



Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Тема: «Письменный прием умножения многозначных чисел на трёхзначное число».

Цель урока: Создание условий для формулирования и усвоения учащимися алгоритма действий при умножении на трёхзначное число через поисково - исследовательскую деятельность.

Задачи урока для учителя:
1. Обучить приемам умножения на трёхзначные числа через организацию поисково – исследовательской деятельности учащихся.
2. Формировать у учащихся умение использовать полученные знания при решении примеров, задач.
3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.
4. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.
5.Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Задачи урока для учащихся:
1. «Открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.
2. Рассмотреть приемы умножения на трёхзначные числа и вывести соответствующие правила.
3. Применять полученные знания при решении математических выражений, задач.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.



Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Регулятивных УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Познавательных УУД: постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации;
освоение способов решения проблем поискового характера; сравнение, анализ, обобщение.
- Коммуникативных УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Прогнозируемый результат:
Предметные:
В конце урока ученики
1.Знают алгоритм письменного умножения на трёхзначные числа.
2.Умеют письменно умножать на трёхзначные числа.
Метапредметные
1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
2. Умеют выполнять и строить алгоритмы; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
3.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
1.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (алгоритм умножения на карточках, карточки с примерами).





Содержание взаимодействия педагога и учащихся

№ п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД


1.
I этап. Самоопределение к деятельности. /2 мин/

Цель:
Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне посредством создания эмоциональной обстановки.
Знакомится и создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в деятельность.
Необычный день у нас и гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
Видеть вас мы очень рады!
Прозвенел звонок – начинается урок.
Тихо сядет первый ряд, остальные постоят
Тихо сядет ряд второй, подружившись с тишиной.
Сядет третий ряд у нас.
И урок начнем сейчас.
Вы пришли сюда учиться, не лениться, а..(трудиться).
Работаем..(старательно).
Слушаем.. (внимательно).
И так, ребята, я желаю вам сегодня на уроке сделать много хороших дел, получить положительные эмоции от своих результатов, от результата урока.
- Ребята, девизом урока математики сегодня я предлагаю выбрать такую китайскую мудрость:

«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму»
- Как, вы понимаете эти слова?

-Не будем терять время. Сейчас мы немного разомнёмся, решим цепочку примеров. Это задание мы выполним в группе. У каждой группы своё задание. При нахождении последнего числа, вы увидите какой сегодня тип урока.
Открытия новых знаний– 80
Закрепления и повторения – 120
Контроля – 60

· 5 ч 100
· 30
· 40
1.


2. + 80 ч 50
· 11 + 25

3 . + 40 - 33 ч 4 +55

4. ч 2 + 57
· 80 ч 100

5.
· 4 ч 2 - 20 ч 5

6.
· 50 ч 2 ч 3 - 420

7.
· 90 ч 30 ч 5 + 20

Посмотрим, какие шаги мы делаем при открытии нового знания?
- Помогите мне восстановить правильную последовательность действий .
Применяем новые знания;
Открываем новые знания;
Вспоминаем то, что важно для урока;
Определяем основной вопрос урока;

Хором дополняют реплику учителя.

Включаются в учебную деятельность











- Лучше и быстрее понимаешь и запоминаешь, если сам ищешь ответы на вопросы, а не когда тебе просто говорят

Включаются в учебную деятельность.

На листах написано задание для каждой группы.
Если группа выполнила задание, она показывает сигнал о готовности выполнения.Каждый группа отвечает, подведение итогов.
















Называют правильную последовательность этапов урока.

Личностные УУД:
Самоопределение














Коммуникатив
ные УУД:
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;


2.
II этап.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
/4 мин./
Цель: 1) актуализация учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала;
2) умножение многозначных чисел на двузначное число);
3) фиксация индивидуального затруднения в деятельности при выполнении задания на новый способ умножения.
Ведёт подводящий диалог.
( Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память)

ПЕРВЫЙ ШАГ – «Вспоминаем то, что важно для урока»
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
- Посмотрите внимательно на экран, исследуйте записи в первом домике и предложите работу, которую необходимо выполнить.




1) 125 Ч34 2) 613Ч46 3) 139 Ч25
4)324Ч 326
Участвуют в диалоге.



Нужно найти значения произведений.
Дети решают примеры.

1) умножение на двузначное число
2) затрудняются в решение последнего примера (Умножение на трёхзначное число)
Познавательные УУД:
- Общеучебные;
- Логические;



Коммуникатив
ные УУД:
- умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы;


3.
III этап.
Выявление места и причины затруднения.
/1 мин/
Цель: 1) организация коммуникативного взаимодействия, в ходе которого фиксируется операция, где возникло затруднение;
2) выявление и фиксирование причины затруднения – тех конкретных знаний и умений, которых недостает для решения задания такого типа.
- Почему вы затруднились назвать произведение в последнем домике?



-Чем отличается это произведение от тех, что мы решали раньше?













- Не можем, так как с этим приёмом умножения ещё не знакомы.
Здесь трёхзначные множители, а раньше были однозначные или двузначные.












4
IV этап.
Постановка учебной задачи,
темы урока.
Построение п
·роекта выхода из затруднения. (5 мин)
Цель: построение учащимися проекта будущих учебных действий:
1.уточнение цели проекта;
2. уточнение темы урока;
3. определение средств;
4. построение плана достижения цели

- Значит, время определить основной вопрос урока.

-Сформулируйте тему урока.

-Так какую же учебную задачу вы поставите перед собой?





- У кого есть предположения, как можно вычислить значение этого произведения?
Что нужно знать, чтобы решить данную проблему?













- Умножение на трёхзначное число

-Мы должны научиться умножать многозначные числа на трёхзначные числа.


- Алгоритм умножения на трёхзначное число





Познавательные УУД:
- постановка и формулирование проблемы
- поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные УУД:
- целеполагание;

Коммуникатив
ные:
- умение выражать свои мысли;

5
V этап.
Реализация построенного проекта
(8 мин)
Цель: 1)организовать фиксацию нового способа действия в речи: правило
2)зафиксировать в речи и в знаковой форме (с помощью схемы) запись примера в столбик.
3) организовать фиксацию преодоления затруднения(вернуться к пробному заданию)
3)организовать уточнение общего характера нового знания


-СЛЕДУЮЩИЙ НАШ ШАГ:
«Открываем новые знания»
-Поработаем в группе и попробуем составить алгоритм умножения на трёхзначное число. Что такое алгоритм – это пошаговое выполнение действий. А помогут вам карточки-помощницы, и схема.

- Предлагаю записать пример столбиком самостоятельно и решить его, основываясь на данный алгоритм.
- Посмотрим результаты.
- Поднимите руки, кто не смог найти произведение? Что показалось для вас трудным?
- Кто решил, можете объяснить алгоритм своих действий?

Вызывает к доске ученика, верно решившего пример (если есть).
-Какие задания вы теперь сможете выполнять?

Работают в группе, составляют алгоритм Открывают конверты. Располагают карточки в нужном порядке,

зачитывают.


1. Записываю единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.
2. Умножаю данное число на число единиц второго множителя
3. Получаю первое неполное произведение
4. Умножаю данное число на число десятков второго множителя . Произведение начинаю записывать под десятками.
5. Получаю второе неполное произведение
6. Умножаю данное число на число сотен второго множителя. Произведение начинаю записывать под сотнями .
7. Получаю третье неполное произведение
8. Складываю три неполных произведения
9. Читаю ответ









Ответы учащихся.




Записывает решение на доске (если может, комментирует).







Познавательные УУД:
- построение логической цепи рассуждений;
- самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем;


Физкультминутка
(2 мин)



6.
VI этап.
Первичное закрепление с проговариванием.
/5 мин./
Цель:
Зафиксировать способ письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями.
Фронтальная работа с проговариванием вслух.
- Можно ли сказать, что вы всё уже сделали на уроке?
- Какую цель вы поставите на следующий этап?



- Что для этого надо сделать?

-СЛЕДУЮЩИЙ НАШ ШАГ:
«Применяем новые знания»

- На интерактивной доске восстанавливают стёртые числа.


-Нет.

-Научиться применять построенный алгоритм при умножении на трёхзначное число.
-Потренироваться в использовании нового алгоритма.


Объясняют.

Восстанавливают формулы нахождения периметра и площади фигур, решают задачу
КоммуникативныеУУД:
Умение выражать свои мысли;
Регулятивные УУД:
Овладение алгоритмом умножения;












7.
VII этап.
Самостоятельная работа со взаимоконтролем с проверкой по эталону.
/3 мин./
Цель:
-Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
- Проверить способность к умножению многозначных чисел на двузначные числа


- Понятен ли вам этот вычислительный приём?
- Как проверить, что вы его усвоили?

Поработаем самостоятельно. Решим примеры на изученное правило.
Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат своей работы: на полях тетради нарисуйте шкалу оценки и оцените себя .
213 Ч121 276Ч775
- Поменялись тетрадями и проверили друг друга.
Выводит ответы к заданию на экран.

- Совпал ли ваш прогноз с результатом?


- Решить примеры самостоятельно.



Прогнозируют результат и выполняют задание.







Взаимопроверка по готовым ответам с доски.





Ответы детей

Регулятивные УУД:
Прогнозиро
вание;
Самоконтроль;
Коррекция;

Коммуникативные УУД:
Учебное сотрудничество;

8.
VIII этап.
Включение нового в систему знаний и повторения.
/7 мин./

Цель:
- закрепить умение решать текстовые задачи;
- применение нового способа действия;
- создание ситуации успеха.
- Ребята, предлагаю решить геометрическую задачу, но сначала посмотрите на экран, восстановите формулы нахождения периметра и площади прямоугольника и квадрата.
Задача: Спортивная площадка имеет форму прямоугольника со сторонами 126 м и 112м. Какова её площадь?



Восстанавливают формулы нахождения периметра и площади фигур, решают задачу



























Познаватель
ные УУД:
- анализ с целью выделения главных признаков;
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- выделение и поиск необходимой информации;

Коммуникативные УУД:
- умение достаточно полно и чётко выражать мысли;


Регулятивные УУД:
- планирование;
- контроль;
- коррекция;
- самооценка.



9.
IX этап.
Рефлексия учебной деятельности.
1.Что нового узнали?
/ 3 мин./
Цель:
- Оценить результаты собственной деятельности;

- Осознание метода построения границ применения нового знания.











2.Домашнее задание
-Какую учебную задачу ставили перед собой?

- Достигли мы её?
Выберите любое выражение и закончите его:
Знания, полученные на уроке пригодятся мне
Сегодня на уроке я научился..
Я не уверен в своих возможностях
За помощь на уроке я хочу поблагодарить.
На уроке мне было интересно..




А теперь посмотрите, на доске Смайлик.
- На партах лежат ладошки. Возьмите ладошку того цвета, которая соответствуют вашему настроению. Черный – плохое, зеленый – не очень, красный – хорошо.

Вот какое солнышко у нас получилось. Это УСПЕХ сегодняшнего урока.

Проводит инструктаж домашнего задания.
1) с 24 № 1 – обязательный для всех
2) Придумать и записать задачу на умножение многозначного числа на трёхзначное – для тех, кто любит творить.

-Научиться умножать на двузначное число.
-Достигли.
Рассказывают алгоритм

Ответы детей.




Записывают задание в дневники.




Регулятивные:
- оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Познаватель
ные:
- умение структурировать знания;

Коммуникативные УУД:
- аргументировать свои высказывания;




















80

80

170

93

86

210

60

100



Рисунок 256Рисунок 257Рисунок 258Рисунок 259Рисунок 260Рисунок 261Рисунок 262Рисунок 263Рисунок 264Рисунок 265Рисунок 266Рисунок 267Рисунок 268Рисунок 269Рисунок 270Рисунок 271Рисунок 272Рисунок 273Рисунок 274Рисунок 275Рисунок 276Рисунок 277Рисунок 278Рисунок 279Рисунок 280Рисунок 277Рисунок 278Рисунок 279Рисунок 28015