Технологическая карта урока по математике на тему Умножение числа на 0 (3 класс)

Предмет: математика, 3 класс, УМК «Школа России»
Тема: Умножение числа на 0.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель и ожидаемый результат (для учителя):
1.Формировать деятельность обучающихся на овладение новым случаем умножения двузначных и однозначных чисел на 0. Введение
Цель и ожидаемый результат (для обучающихся): научиться применять новый случай в практической деятельности.

УУД: Личностные
Формировать умение, направленное на способность к саморазвитию и уважительное отношение к иному мнению.
Познавательные
Формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Используя знаково-символические условные обозначения
Выделять необходимую информацию из данных источников(карточки, текст учебника, слайды презентации)
Устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные
Формировать умение формулировать и удерживать учебную задачу
Использовать речь для регуляции своего действия.
Формировать умение оценивать действия собственные и окружающих.
Коммуникативные:
формирование умения сотрудничать при решении учебных задач.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование к уроку: учебник «Математика 3 класс 1 часть , автор М.И.Моро» стр.83, раздаточный материал для работы в группах, презентация по теме урока.








I этап. Актуализация знаний (создание ситуации успеха)

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся


Общая линия
Линия педагогической
поддержки
Общая линия
Линия педагогической
поддержки


1.
-Рассмотрите записи:
3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3
12 + 12 + 12 + 12 + 12
33 + 33 + 33 + 33
а + а + а
- Предположите, какое задание вы будете выполнять?
- Что получили?

2.Игра «Найди ошибку» и исправь.
81 + 81 = 81 * 2
21 * 3 = 21 + 21 + 23
44 + 44 + 44 + 44 = 44 + 4

- Дайте определение, что такое умножение?
- Какой способ вычислений является более рациональным в вышеуказанных заданиях и почему?











- Заменить сумму умножением.

Ответы уч-ся.


Комментарии и показ ошибкоопасных мест.



-Умножение – это сложение одинаковых слагаемых.
- Умножение.



Личностные:
мотивация учебной
деятельности
Регулятивные:
Устанавливать причинно-следственные связи
Познавательные:
1)постановка и формулирование проблемы.
2)применение изученных правил в решении
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Коммуникативные:
Умение составлять вопросы, вести устный диалог.

II этап. Постановка учебной задачи

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся


Общая линия
Линия педагогической
поддержки
Общая линия
Линия педагогической
поддержки


1)Рассмотрите примеры: 7+0 3*4
9+1 6*1 5*0
- На какие группы можно разделить данные выражения?
2) Подберите схематический рисунок для каждого случая





-К какому выражению нельзя подобрать схематический рисунок?
-Что означает выражение 5*0?



-Следует ли, что у данного выражения нет решения?

- Как вы сформулируете тему урока?
-Чему должны будем научиться?
-По какому плану будем работать?




Составить самостоятельно иллюстрацию каждого выражения (для успешных уч-ся)
Группы выражений
- на сложение
- на умножение





?


5*0

-Слагаемое 5 надо повторить 0 раз, т.е. нисколько не повторять.

Варианты ответов

-Умножение чисел на нуль.
-Ответы учащихся.
План работы:
1.Познакомиться с правилом умножения чисел на 0.
2.Научиться использовать новое правило
3.Оценить свою работу.



IV этап. Построение проекта выхода из затруднений

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся


Общая линия
Линия педагогической
поддержки
Общая линия
Линия педагогической
поддержки


-Давайте проведём исследование. Приступая к исследованию, следует помнить, что математика – наука точная. В ней должно подчиняться свойствам и закономерностям.
Нарушать их нельзя!
- Сравните выражения.
5 * 0 =
11 * 0 =
-Чем они похожи?
-Как вы думаете, чему равны их значения?
-Как можно проверить свои предположения?
-Можем ли 0 повторить 5 раз?
Чему будет равно значение данного действия?
-Какое математическое свойство мы применили?
-Замените умножение сложением.
-Что получилось?





-Проверим случай 11*0.


-Какой вывод можете сделать?


-Как можно записать закономерность в общем виде?



-Является ли верной для нашего вывода математическая запись
0 * а = 0? Почему?
-Откроем учебник на с.83, проверим свой
вывод с выводом данным в учебнике.
В математике есть особый случай, который нам надо запомнить:
ДЕЛИТЬ НА 0 НЕЛЬЗЯ.











-Предположения детей.
-Сделать рисунок мы не сможем, потому 5 взять 0 раз не получится.
0+0+0+0+0+0+0=0

-Воспользовались правилом перестановки множителей, т.к. произведение – это сложение одинаковых слагаемых, т.е. 5 0 = 0 5=0+0+0+0+0= 0.
Аналогично.


-При умножении числа на 0, получается 0.
-Если умножить любое число на 0, то в результате получим 0.
а * 0 = 0
-Да, переместительное свойство.






0 * а
а * 0
а:0


Регулятивные: удержание учебной ситуации

V этап. Первичное закрепление (понимание нового способа; самопроверка по эталону, самоконтроль)

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся


Общая линия
Линия педагогической
поддержки
Общая линия
Линия педагогической
поддержки


-В учебнике на с.83 №1. Решите примеры и подчеркните выражения к которым вы применили изученное на уроке правило. Проверьте свой результат с эталоном на доске.
-Придумай и реши 3 примера
с ответом 0 и проверьте работу в парах

7*0=0 7+0=7
9*1=9 1*9=9
0*9=0 9-0=9



Проверка в парах. Варианты выражений учащихся.

Регулятивные
Применять установленные
правила в планировании способа решения

VI этап. Самостоятельная работа.

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся


Общая линия
Линия педагогической
поддержки
Общая линия
Линия педагогической
поддержки


- А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно.

-Решите задачу: На школьный выпускной закупили красные и синие шары. Красных было 9 штук, а синих в 2 раза больше. Сколько шаров в подарок получил каждый учащийся, если в классе 27 человек?


-Выберите то задание, которое, по вашему мнению, вы способны выполнить.
(9+8) 0 =
1(4+9) =
0 (16-6) =
99 0 =
8 (16-15)=
12 (16-16) =
44 0+(19+1) =
(46-45) 0=
0+ (50-50)=
32- (0 57)=
(70-69) 14=
15 =15
35 =0
14 + =14
18 – =0
34=0
5 =15
35 =35
28 =28
50 - =1
0 + =0
0 =0


На зеленой карточке выполняете вычисления с использованием нового правила, а на голубой карточке необходимо вставить числа, чтобы равенства стали верными



Карточка «План решения задачи»
Сколько было синих шаров?
Сколько было всего шаров?
Сколько шаров получил каждый ученик?


-Используя правило, реши примеры:

5*0=
0*19=
23*0=
0*9=
0*=0
0+=6













Самостоятельный выбор карточки и выполнение заданий

Регулятивные: применять установленные правила
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка - оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Познавательные
Применять правило и
пользоваться инструкцией
Контролировать и
оценивать процесс и результат деятельности

VII этап. Рефлексия деятельности

Деятельность учителя
Деятельность обучающихся


Общая линия
Линия педагогической поддержки
Общая линия
Линия педагогической поддержки


- Какую задачу решали на уроке?
- С каким способом познакомились? В чем его преимущество перед прежним?
- Как оцениваете свою деятельность на уроке?

Организовать обсуждение и запись домашнего задания
С.83 №2, №3



Личностные
Самооценка на основе критериев успешности
Познавательные:
общенаучные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование




15