Проект урока математики по теме Внетабличное умножение и деление

Проект урока математики в 3 классе (1 – 4)

Тема Внетабличное умножение и деление.

Цель Закрепить знания, умения и навыки по теме
«Внетабличное умножение и деление»
Задачи
создать за счёт дифференциации и организации учебного сотрудничества ситуацию успеха для учащихся разных уровней;
активизировать познавательную и социальную мотивацию учебной деятельности;
продолжать формировать операционный компонент учебной деятельности (принятие и удержание учебной задачи, предметные, речевые и умственные действия, взаимообучение);
продолжать формировать регулирующий компонент учебной деятельности (все виды контроля и самоконтроля, оценивания и самооценки);
развивать креативность мышления, операции анализа и синтеза, волевую сферу (произвольность концентрации и переключения внимания), слуховую
и зрительную память, воссоздающее воображение.
Исходный уровень знаний
Однозначные и двузначные числа.
Чётные и нечётные числа
Признаки делимости чисел.
Таблица умножения и сответствующие случаи деления
Алгоритм внетабличного умножения и деления
Анализ и решение простых и составных задач
Устные и письменные приёмы деления с остатком
Решение уравнений
Решение круговых примеров
Прямоугольник

Оборудование Наглядный и дидактический материал
1) Карточки с заданиями для каждого члена
команды (для 1 и 2 этапов игры)
Общие большие карточки для всей команды (для 1 и 2 этапов игры)
Карточки с задачами для каждой команды
Наборы разрезных фигур с частями фразы
Карточки с числами (для каждого ученика)
Схема продвижения команд по этапам игры
ТСО: магнитофон и кассета с инструментальной музыкой
Конфеты (для награждения)

План и хронометраж урока

Этапы урока
Количество
минут

1
Организационный момент
0,5 минуты

2
Определение учебной и игровой целей урока
2 минуты

3
Разделение на команды
0,5 минуты

4
Разминка перед игрой
3 минуты

5
Прохождение 1 этапа
5 минут

6
Прохождение 2 этапа
10 минут

7
Физкультминутка
1 минута

8
Прохождение 3 этапа
15 минут

9
Заключительный этап
5 минут

10
Подведение итогов урока и награждение
3 минуты


Общее оформление и организация урока



1 2

к к
о о
м м
а а
н н
д д
а а








Ход урока
Деятельность учителя и учащихся
Обоснование

Организационный момент
Учитель Мы каждый день идём вперёд,
Дорога знаний нас ведёт.
А чтоб никто в пути не скис,
Мы скажем дружно наш девиз.
Ученики Наш девиз – четыре слова:
Умеешь сам – учи другого.
Определение целей урока
Мы закончили изучать большую тему
Внетабличное умножение и деление.
Пришло время показать, чему вы научились. Сегодня вас ждёт необычный урок-игра. Вы разделитесь на команды и будете двигаться от одного этапа к другому, выполняя всё более усложняющиеся задания. Время работы на каждом этапе ограничено. Это серьёзное испытание для всех ваших знаний, умений и навыков. Именно умение выполнять внетабличное умножение и деление поможет справиться со всеми заданиями. Вспомните, как нужно работать в команде?
Работать всем вместе, дружно, не ссориться, помогать друг другу, советоваться с товарищами
Каждая команда идёт своим путём. Но закончить игру вы сможете, объединив свои усилия. Если при выполнении задания возникнут затруднения, могут помочь товарищи. Если вся команда зашла в тупик, или вышло время, а вы ещё не справились, вы можете обратиться за помощью к своим проводникам – Насте и Диме.
Они дадут вам подсказку, но в обмен предложат дополнительный вопрос. Справившись с заданиями этапа, вы показываете свою готовность к проверке. Будьте готовы объяснить своё решение. Пройдя этап, вы получите несколько фрагментов фразы, которую вам предстоит восстановить и прочесть на заключительном этапе. Если правила игры всем понятны, разделимся на команды.
Разделение на команды.
У Насти и Димы в руках карточки с числами. Чем эти числа друг от друга отличаются?
У Димы число чётное, а у Насти нечётное.
У кого на карточках числа чётные, встаньте около Димы. У кого нечётные, встаньте около Насти.

Команды выбирают капитана и название. Затем команды встают друг напротив друга. Капитаны пожимают друг другу руки.
Помните, что сила команды в сотрудничестве и взаимопомощи. Итак, игра началась!
Разминка
Перед игрой нужно немного размяться. У каждого в руках карточка с числом. Если ваше число является ответом на мой вопрос, вы поднимаете свою карточку вверх.
У кого однозначные числа?
У кого двухзначные числа?
У кого круглые десятки?
У кого число делится на 2? На 3? На 5? На 6? На 9? На 10?
У кого ответы из таблицы умножения? Приведите примеры.
У кого числа получены внетабличным умножением? Приведите примеры.
Если ученик сам не может привести пример, другие ученики помогают. Команды получают по одному фрагменту.
этап.
Теперь начинается 1 этап игры. Проводники, проводите каждый свою команду на место и объясните игрокам их задачу.
Дима. Перед вами карточки с математическими выражениями. Вы дожны в течение пяти минут догадаться, как приклеить свои карточки, чтобы получились круговые примеры.
16 · 6 6 · 14
96 : 4 84 : 7
24 · 3 12 · 4
72 : 12 48 : 3
Настя. Перед вами карточки с математическими выражениями. В течение пяти минут ваша команда должна составить из своих выражений верные равенства.
18 · 4 = 24 · 3
12 · 8 = 16 · 6
98 : 7 = 42 : 3
60 : 15 = 68 : 17


Учащиеся выполняют задания. Когда капитан убедился, что всё верно, команда показывает сигнал готовности (соединённые «в замочек» правые руки всех членов группы). Отвечающий, которого выбирает команда, комментирует решение выражений. Формулировка заданий, их выполнение и проверка происходит одновременно у обеих команд. Команды получают по два фрагмента и переходят за следующий стол.
этап.
Дима. Теперь вам предстоит более сложное задание. Для начала дайте определение: что такое уравнение?
Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число. Решить уравнение, значит, найти значение неизвестного числа, при котором равенство будет верным.
Вам нужно в течение 10 минут решить уравнения, а затем вписать полученные значения Х в кружки на игровом поле таким образом, чтобы стрелка всегда шла от большего числа к меньшему.

Х · 5 = 75 Х · 8 = 88
16 · Х = 64 Х : 17 = 4
Х : 5 = 18 52 : Х = 4
78 : Х = 3 Х : 27 = 2











Настя. Ваше следующее задание – выполнить деление с остатком. Какое правило вы должны помнить, приступая к заданию?
Остаток должен быть меньше делителя.
Каждый выполняет деление удобным для себя способом. Найденные остатки вы дожны вписать в круги на игровом поле таким образом, чтобы стрелка всегда шла от большего числа к меньшему. На это задание даётся 10 минут.

93 : 5 = 86 : 6 =
95 : 7 = 65 : 6 =
96 : 9 = 77 : 10 =
100 : 9 = 36 : 14 =










Капитаны дифференцируют работу внутри команды. Учащиеся сначала выполняют задания каждый на своей карточке. Когда готовы результаты, вся команда вписывает их в круги, согласно условию задания. Затем команда даёт сигнал о готовности к проверке. Проводник проверяет задания на карточках и правильность заполнения игрового поля. Если задание выполнено верно, команда получает 3 новых фрагмента и переходит на следующий этап.
Физкультминутка.
Команды, встаньте напротив друг друга. Сейчас мы поиграем в игру «Карлики и великаны». Если я говорю слово «великаны», вы поднимаетесь на носочки. Если вы слышите слово «карлики», то приседаете на корточки. Я тоже буду приседать и вставать, но вы должны реагировать не на действия, а на слова. Наиболее внимательная команда получит дополнительный фрагмент.
этап.
Дима (Настя) Начинается самый сложный этап. Перед вами 3 задачи, которые связаны друг с другом. Решать их нужно обязательно по порядку. Числа, полученные в ходе решения одной задачи, необходимы для решения других. Через 15 минут вы должны показать полностью оформленное решение все трёх задач.



Задачи для 1 команды.
От дома Алёши до школы 95 метров, а от дома до магазина – в 5 раз меньше. Сколько метров пройдёт Алёша, если зайдёт после школы домой и пойдёт в магазин?

Расстояние от дома Алёши до дома друга равно четырём расстояниям от дома до магазина. Сколько это метров?

Если Алёша не дойдёт до дома друга 19 метров, то придёт в газетный киоск. Во сколько раз расстояние до киоска больше, чем расстояние до магазина?

Задачи для 2 команды.
В одном мешке было 18 кг сахара, а в другом мешке – в 4 раза больше. Сколько килограммов в двух мешках?

Сахар из второго мешка продали поровну шести покупателям. Сколько килограммов сахара купил каждый из них?

Если потом каждый из этих покупателей купит ещё по 2 килограмма сахара, сколько всего килограммов сахара они понесут домой?
Команды приступают к работе под руководством капитанов. Проводники находятся рядом, готовые в любой момент прийти на помощь. Через 15 минут начинается проверка. Команды получают последние недостающие фрагменты и переходят к заключительному этапу.
Заключительный этап.
Дима (Настя). Теперь у вас на руках есть все необходимые фрагменты для того, чтобы сложить и прочесть фразу – высказывание великого русского учёного. Если вы всё сделаете верно, у вас получится прямоугольник. В вашем распоряжении 5 минут.
Команды складывают фразу, подбирая фрагменты, чтобы совпадала форма и изображение на них. Когда у каждой команды собран прямоугольник, выясняется, что ни одна команда не может прочитать фразу, потому что у каждой команды лишь часть фразы. Тогда команды объединяются, чтобы прочесть высказывание целиком.













Подведение итогов.
Игра закончена. Большое спасибо командам за работу. Постройтесь лицом друг к другу, как в начале игры. Капитаны, пожмите друг другу руки.
Игра была честной, потому что каждый человек старался как можно лучше выполнить свою часть задания, вы все помогали друг другу, а капитаны уверенно вели вас к победе, беря на себя самую сложную часть работы.
* Какие математические знания и умения вам потребовались, чтобы пройти все испытания?
Понравилась ли вам игра?
Что особенно понравилось и запомнилось?
Легко или трудно было выполнять задания и почему?
А помогла ли эта игра кому-нибудь лучше понять тему «Внетабличное умножение и деление»?
Далее команды награждаются дипломами (каждая в своей номинации) и конфетами.


1. Подготовительный этап
Дидактический принцип:
сознательности и активности.
Создание положительной мотивации для учебного сотрудничества.


Ориентировочный этап.
Дидактические принципы:
систематичности и последовательности,
доступности и посильности,
прочности.
Включение учащихся в деловой ритм.

Определение игровой и учебной цели урока.

Повторение правил учебного сотрудничества при работе в группе.
Решение учебно – организационных задач (умение включиться в работу)

Знакомство с правилами игры:
ограниченное время работы на каждом этапе,
учебное сотрудничество внутри команды и между командами,
возможность обратиться за помощью, ответив при этом на дополнительный вопрос,
обязательное объяснение своего решения (отвечающего выбирает команда).



Подобный способ деления на команды даёт возможность напомнить учащимся признаки чётности и нечётности чисел.






Методический приём: математическая разминка.



Проверка знания теории (терминологии) и признаков делимости на 2, 3, 5, 6, 9, 10. Закрепление табличного и внетабличного умножения.

Решение учебно – организационных задач (умение сосредоточиться на на содержании деятельности и сохранить внимание до её завершения)



Операционный этап.
Дидактические принципы:
сознательности и активности,
прочности,
систематичности и последовательности,
наглядности.
Методические приёмы:
выявление закономерности и решение круговых примеров (1 к.)
составление равенств (2 к.)
интеграция с уроком технологии.
Дифференциация по характеру учебных действий и по уровню помощи (предлагается стимулирующая, направляющая и обучающая помощь от товарищей по команде)
Решение учебно – организационных (умение сосредоточиться на содержании деятельности и сохранить внимание до её завершения), учебно – коммуникативных (умение распределить роли в процессе совместной учебной деятельности, умение работать в группе, слушать друг друга, вербализация учебных действий) и учебно – логических задач (умение действовать по алгоритму, умение соотнести цель и результат).
Развитие мыслительных функций, памяти, удержания внимания и навыка учебного сотрудничества.

Методический приём:
выявление закономерности и расстановка данных в соответствии с этой закономерностью на базе решения уравнений (теоретическая основа – внетабличное умножение и деление).
Решение учебно – организационных (умение включиться в работу, умение сосредоточиться на содержании деятельности и сохранить внимание до её завершения), учебно – коммуникативных (умение распределить роли в процессе совместной учебной деятельности, умение работать в группе, слушать друг друга, вербализация учебных действий, умение участвовать в учебном диалоге) и учебно – логических задач (умение действовать по алгоритму, умение соотнести цель и результат, умение оценить эффективность работы группы и свою работу по заданным критериям, умение понимать графическое изображение информации).

Формируется навык аналитико – синтетической деятельности и навык учебного сотрудничества, а также умение эстетично оформить решение, идёт развитие самоконтроля и взаимоконтроля.


Методический приём:
выявление закономерности и расстановка данных в соответствии с этой закономерностью на базе выполнения деления с остатком (теоретическая основа – внетабличное умножение и деление).

Дифференциация по характеру учебных действий, по уровню творчества и по степени помощи (проводники оказывают стимулирующую помощь, внутри команды идёт оказание направляющей и обучающей помощи)





Решение учебно – коммуникативных задач (вербализация учебных действий).





Переключение внимания.
Возможность для учащихся подвигаться и расслабиться. При этом развивается распределение внимания, слуховое и зрительное восприятие.



Методический приём:
умение находить закономерность на базе анализа и решения задач
Дифференциация внутри каждой команды по уровню сложности, творчества и по степени помощи внутри команды и от проводников (стимулирующая, направляющая, обучающая).



Решение учебно – организационных (умение включиться в работу, умение сосредоточиться на содержании деятельности и сохранить внимание до её завершения), учебно – коммуникативных (умение распределить роли в процессе совместной учебной деятельности, умение работать в группе, слушать друг друга, вербализация учебных действий, умение участвовать в учебном диалоге) и учебно – логических задач (умение действовать по алгоритму, умение соотнести цель и результат, умение оценить эффективность работы группы и свою работу по заданным критериям, умение передавать информацию графически)
Развивается зрительное восприятие, речь, внимание, память, мыслительные функции.
Интеграция с уроком чтения.


Формируется навык аналитико – синтетической деятельности, навык учебного сотрудничества, навык оформления краткой записи и решения разных типов задач.
Итоговый этап.
Дидактический принцип наглядности сочетается с творческой активностью учащихся.
Формируется навык учебного сотрудничества внутри группы и между группами.

Решение учебно – организационных (умение включиться в работу, умение сосредоточиться на содержании деятельности и сохранить внимание до её завершения), учебно – коммуникативных (умение распределить роли в процессе совместной учебной деятельности, умение работать в группе, слушать друг друга), и учебно – логических задач (умение соотнести цель и результат, умение оценить эффективность работы группы и свою работу по заданным критериям, умение обобщать и делать выводы)

Прочтение и осмысление готовой фразы ведёт к формированию социально значимой мотивацииучения и становления учеников как субьекта учебной деятельности.

Содержательно-оценочная деятельность учителя и учащихся.
Развитие рефлексии учебной деятельности, вербализации, самооценки.
Соотнесение цели и результата урока.


















1 этап



2 этап


3 этап



1 этап


2 этап


3 этап


Заключительный
этап


Заключительный
этап



90

54

68

26

15

13

11

4

8

2

5

6

3

7

4

1

Математику уж затем учить следует, что она ум в порядок приводит.

Михаил Васильевич Ломоносов



Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915Основной текстОсновной текст 2Основной текст 3