Конспект занятия по внеурочной деятельности во 2 классе Кузнецкая крепость


Кощеева А.Э.
Внеурочное занятие во 2 классе по теме
«Музей - Кузнецкая крепость»
Цель: познакомить учащихся с достопримечательностью города – Кузнецкая крепость.
Задачи:
Предметные:
уточнить и систематизировать знания детей о достопримечательностях города Новокузнецка;
развивать познавательный интерес учащихся;
воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Метапредметные:
Познавательные: способствовать формированию умения работать с текстом,
Регулятивные: способствовать развитию умения действовать по плану, развитию самооценки, на основе заданных критериев;
Коммуникативные: способствовать развитию умения формулировать свои умозаключения;
Личностные: способствовать развитию умения проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
Оборудование и материалы: изображения достопримечательностей Кузбасса, пазл Кузнецкой крепости, презентация.
Ход занятия.
Орг.момент.
Актуализация знаний.
Блиц опрос на знание своего города.
Как называется наш город?
Какие районы ты знаешь в своем городе?
Какие улицы есть в твоем городе?
Какие достопримечательности есть в Новокузнецке?
- С января по март месяц 2012 года в Кузбассе проходил конкурс «Семь чудес Кузбасса», посвящённого 70летию со дня образования Кемеровской области. Победителями стали 7 объектов (изображения появляются на доске):
Поднебесные Зубья – г.Междуреченск.

Томская  Писаница – Яшкинский район.

Кузнецкая крепость – г.Новокузнецк.

Азасская пещера – п. Усть- Кабырза  Таштагольский район.

Скульптура «Золотая  Шория » - г. Таштагол.

Мариинск-город музей под открытым небом.

Монумент «Память шахтёрам Кузбасса» -г. Кемерово.

- Хорошо, а сейчас вы можете догадаться о теме нашего занятия.
Настольная игра «Собери картинку».

(Учащиеся из частей собирают изображение Кузнецкой крепости).
Определяется тема.
Постановка учебной задачи.
- Скажите, а вы знаете, в каком году была построена Кузнецкая крепость? Для чего она была нужна? Были ли там военные действия? Какие строения есть на ее территории?
- На эти вопросы нам нужно сегодня ответить.
- Тогда мы отправляемся на экскурсию в Кузнецкую крепость, но она будет не обычная, а воображаемая. Поедем?
- Тогда предлагаю занять места в автобусе.
Дети рассаживаются в импровизированном автобусе, а ребенок, который занял первое место, получает руль – он водитель.
- Прибыли, ребята, предлагаю вам обзорную экскурсию музея Кузнецкая крепость. После нее у вас появятся ответы на некоторые вопросы.
Просмотр презентации « Кузнецкая крепость»
Обсуждение презентации.
Физминутка.
“Мы солдаты”:Мы солдаты, мы солдатыБодрым шагом мы идем.В нашу армию, ребята,Просто так не попадешь.Нужно быть умелыми,
Сильными и смелыми.
Этап обобщения и систематизации полученных знаний.
- Сейчас предлагаю, поработать с текстом в группах.
Учащиеся делятся на группы. Им предлагается текст и вопросы к нему. Та группа, которая лучше справилась с заданием, награждается званием «Знатоки родного края».
ТЕКСТ.
Монументальная Кузнецкая крепость – один из самых старых исторических памятников Новокузнецка. Она стоит на Вознесенской горе. Сейчас на её территории открыт музей.
В 17 веке на этом месте появился Кузнецкий острог, через столетие совершенно обветшавший. По распоряжению императора Павла I острог должна была сменить каменная крепость, которую начали строить в 1800 году для обороны Южной Сибири от китайской угрозы. В 1820 году крепость достроили, но военное сооружение быстро утратило своё значение. Самой крепости повоевать не удалось. В 1846 крепость превратили в тюрьму, а в 1870 официально назвали Кузнецким тюремным замком.
Во время Гражданской войны, в 1919 год, восставшие солдаты местного гарнизона выпустили всех заключённых, а тюремные строения сожгли.
30 июля 1960 года Кузнецкой крепости присвоен статус памятника республиканского значения.
После реконструкции 1998 года смотрится  крепость  очень достойно , как настоящий архитектурный комплекс. Внутри территории располагаются солдатская казарма и кухня, штаб и обер-офицерский дом и другие строения. Сразу привлекают внимание пушки – чугунные и бронзовые крепостные орудия (изготовлены крепостные пушки специалистами ЗСМК).
В центральной части крепости установлен бюст генерал-лейтенанта П.Н.Путилова, русского генерала , в годы Гражданской войны начальника гарнизона Кузнецка.
Большой интерес представляют экспозиции, размещённые в зданиях музея. В нескольких залах можно увидеть карты, оружие, предметы быта, многое узнать о памятных исторических моментах из жизни крепости. В основном фонде музея насчитывается более 10 тысяч экспонатов и количество их непрерывно растёт.
Музей открыт для всех желающих. В настоящее время он является очень популярным местом экскурсий и отдыха в городе Новокузнецке, а также проведения культурно-массовых мероприятий.
Викторина на закрепление материала.
Как можно озаглавить текст?
На какой горе построена Кузнецкая крепость. Подчеркни в тексте оранжевым карандашом.
Кузнецкая крепость построенная в 1800-1820е годы стала одним из символов города Новокузнецка. С какой целью она была построена? Найдите в тексте и подчеркните зеленым карандашом.
( Для защиты от китайской военной угрозы.)
Что случилось с Кузнецкой крепостью в 1960 году. Подчеркните в тексте желтым карандашом.
Участвовала Кузнецкая крепость в военных действиях?
( Нет).
Полубастионы Кузнецкой крепости в настоящее время украшают копии старинных пушек. Где изготавливались пушки?
( Специалистами ЗСМК).
Кому установлен бюст на территории музея «Кузнецкая крепость»? Найдите в тексте и подчеркните красным карандашом.
( Генералу - лейтенанту Палу Николаевичу Путилову.)
Во что превратилась крепость после того   как утратила своё военное значение?
              ( В тюрьму.)
 Какие мероприятия проводятся в настоящее время на территории Кузнецкой крепости? Подчеркни в тексте синим карандашом.
( Культурно-массовые , фестивали…)
В каком году начали строить крепость?
(1800году).
Что в настоящее время находится на территории крепости?
( Музей.)
Выберите лишнее изображение.

Подведение итогов. Вручение медалей «Знатоки родного края».
- Существует множество  тайн и легенд Новокузнецка, связанных с Кузнецкой крепостью.
Очень популярна легенда о том , что с территории крепости прорыт подземный ход , который проходит под рекой Томь. По другой версии подземных ходов много и ведут они в разные стороны Новокузнецка.
По всей видимости, тайна подземных ходов Кузнецкой крепости никогда не будет разгадана.
- Как вы думаете, ребята, это правда?
Итог урока. Рефлексия.
- На этом наша экскурсия подошла к концу, прошу занять свои места в автобусе, мы возвращаемся.
- Что интересного было на занятии?
- Какое открытие вы для себя сделали?
- Ответили мы на вопросы, которые ставили в начале урока?
- Ребята, оцените себя, нарисуйте ниже кружок того цвета, который соответствует вашей работе на занятии (красный – отлично справился с заданиями, было легко и интересно; желтый – частично справился с заданиями, были затруднения; синий – было много трудностей, материал сложный, есть над чем еще поработать)
- Спасибо за работы, вы большие молодцы, с вами было приятно путешествовать!