Теория и методика физического воспитания, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Теория и методика физического воспитания, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

Гильмутдинова В.М.
пед. доп. образования МОУ ДОД «Центр детского творчества»,
спец. физ. реабилитации, ЯНАО г. Надым
Современное состояние нашего общества требует гуманизации всех сторон его жизни. В связи с этим особое место должно быть уделено детям с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышая работоспособность организма, физическое воспитание способствует сглаживанию и преодолению множества отклонений, поскольку именно движение осуществляет непосредственно ту связь ребенка с окружающим миром, которая лежит в основе развития его психических процессов и организма в целом. [1]
Физическая культура имеет большие возможности для коррекции и совершенствования моторики инвалида. Большое число физических упражнений и вариативность их выполнения позволяют производить отбор целесообразных сочетаний для каждого отдельного случая. Это и обусловливает преимущество средств физического воспитания перед восстановительной трудотерапией.
Все это требует значительной, а иногда принципиальной трансформации (приспособления, коррекции, или по-другому, адаптации) задач, принципов, средств, методов, организационных форм основных разделов (или видов) базовой дисциплины применительно к столь необычной для физической культуры категории занимающихся. Отсюда название - «адаптивная физическая культура».
Максимальное развитие с помощью средств, методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека. Поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающие их. Достаточно вспомнить такие имена как Тамерлан, Алексей Маресьев, Святослав Федоров, Ольга Скороходова и многие другие, чтобы убедиться в том, что инвалидность, те или иные дефекты в здоровье не могут остановить людей поистине волевых, целеустремленных и одухотворенных. И первой ступенью на этом пути (новом для тех, кто приобрел инвалидность в процессе жизни) может и должна стать адаптивная физическая культура, позволяющая приобрести умения и навыки, качества и способности, необходимые в любом виде человеческой деятельности, в общении субъектов между собой.
Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни.
Адаптивная двигательная реабилитация заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации и на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих дальнейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы гидровибромассажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры, и другие средства (су джок, акупунктура и т.п.).
I. Структура и содержание физической культуры и спорта для инвалидов.
Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры, которая приобретает ряд специфических черт в приложении к инвалидам различных групп, занимающихся физическими упражнениями и массовым спортом. Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышая работоспособность организма, физические упражнения способствуют сглаживанию и преодолению множества отклонений. [2]
Основными причинами недостаточного развития физической культуры и спорта инвалидов являются: незрелость общественного мнения о необходимости создания для инвалидов условий «равной личности»; практическое отсутствие специализированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря; нерешенность проблем инвалидов в архитектурно-строительном комплексе, в том числе перемещений на дорогах и транспорте; отсутствие профессиональных организаторов и тренеров со специальной подготовкой; низкая мотивация самих инвалидов к самосовершенствованию, к воспитанию характера и самодисциплины.
Большое положительное влияние занятия физической культурой и спортом оказывают на родителей, имеющих детей-инвалидов. Родители, у которых дети-инвалиды занимаются физической культурой и спортом, получают возможность гордиться ими и активнее участвовать в процессе социальной адаптации своих детей.
Вся система физической культуры и спорта разбивается на 4 подсистемы:
- лечебно-физкультурной реабилитации;
- физкультурно-оздоровительной работы;
- массового спорта;
- спорта высших достижений.
Цели и задачи физической культуры и спора для детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-компенсаторная направленность пронизывает весь педагогический процесс, определяет задачи и методики физического воспитания и спорта. Оздоровительные задачи предполагают организацию работы таким образом, чтобы оказывать влияние не только на общее состояние, но и восстанавливать те или иные нарушенные болезнью функции организма. Эти задачи включают в себя физическое оздоровление, создание условий для правильного физического развития, закаливания, коррекцию, особенности соматического состояния (коррекция акта дыхания, походки, осанки и т.д.).
Воспитательные задачи предполагают выработку определенных характерологических черт (воля, настойчивость, чувство коллективизма, организованность, активность, смелость и т.д.). Развивается внимание, память, находчивость, улучшается ориентация, осуществляется развитие интеллекта.
Решение образовательных задач по формированию двигательных умений и навыков в работе предполагает, прежде всего, помощь естественного процесса формирования возрастных моторных функций. Необходимо формировать те двигательные умения и навыки, которые инвалид не может освоить самостоятельно из-за патологических изменений двигательной сферы, часто встречающихся у всех категорий инвалидов.
С учетом особенностей инвалидов становится ясным, какое большое значение имеют педагогический и медицинский контроль в процессе их занятий физическими упражнениями и спортом. Методы медико-педагогического контроля остаются теми же, что и при занятиях здоровых лиц, но частота и систематичность их применения должна быть выражена значительно больше, чем при работе со здоровыми.
II. Средства, методы и формы физического воспитания инвалидов.
В физическом воспитании должны широко использоваться все средства этой системы, хотя в то же время они должны быть разработаны, и применяться в строгом соответствии с коррекционно-компенсаторными задачами для той или иной группы инвалидов.
По преимущественному проявлению двигательных качеств:
а) упражнения силового характера; б) упражнения скоростного характера;
в) упражнения скоростно-силового характера; г) упражнения для развития общей и специальной выносливости; д) упражнения для развития гибкости;
е) упражнения для развития ловкости.

По характеру двигательной деятельности:
а) упражнения циклического и ациклического характера; б) двигательные действия смешанного характера, включающие физические упражнения циклического и ациклического характера.
По видовому признаку:
а) гимнастические упражнения; б) плавание; в) спортивные и подвижные игры; г) туризм и экскурсии; д) элементы атлетической гимнастики; е) элементы легкой атлетики; ж) элементы лыжного спорта; з) элементы гребного спорта;
и) элементы велоспорта и др.
Основными формами физической культуры инвалидов являются:
Самостоятельные занятия физическими упражнениями (утренняя гигиеническая гимнастика, прогулки, коррекционные занятия и др). Самостоятельные занятия физическими упражнениями необходимо ежедневно включать в режим двигательной активности. Специальные коррекционные занятия включают в себе комплекс профилактических мероприятий (режим, гимнастика, массаж, коррекция поз, ортопедические приспособления, упражнения на тренажерах и др.). Различают коррекцию активную (общеукрепляющие упражнения) и пассивную (пассивное движение, вытяжение, массаж и др.).
Организационные групповые занятия физической культурой и спортом
(лечебная физкультура и коррекционные занятия). ЛФК – одна из основных форм организации занятий физическими упражнениями для инвалидов. Это определяется, с одной стороны, широтой воздействия лечебных физических упражнений на различные функциональные системы организма (дыхательную, опорно-двигательную, сердечно-сосудистую, нервную), а с другой восстанавливающим и тренирующим эффектом.
Спорт инвалидов (тренировка, организация и проведение соревнований по различным видам спорта).
В физическом воспитании инвалидов необходимо выполнять два методических подхода при организации занятий. Первый подход определяет организационные моменты занятия или спортивной тренировки и характеризует состав занимающегося контингента. При занятиях могут быть использованы организационные методы:
1) Индивидуальный – с одним занимающимся, является наиболее эффективным. 2) Групповой, когда тренер работает с группой 10-15 человек.
Второй подход определяется группой спортивно-педагогических методов:
Метод строго регламентированного упражнения, определяющих применение конкретных, строго направленных упражнений в каждом занятии.
Игровой метод, т.е. применение подвижных игр или элементов спортивных игр в занятии.
Соревновательный метод может использоваться как вариант промежуточного контроля на занятиях, а также как вариант повышения эмоционального тонуса.
Процесс воспитания двигательных способностей – обучение и воспитание двигательных действий (навыков) базируются на системе методических принципов. Принцип доступности - от известного к неизвестному, от легкого к трудному. Принцип наглядности - создание у занимающихся точных и полных представлений, восприятий и ощущений об изучаемых движениях. Принцип систематичности - на занятиях достаточно эффективно осваивать навыки, а также от занятия к занятию увеличивается и физическая нагрузка. Поэтому специалист должен регулировать их величину, темп выполнения. Принцип прочности - весь процесс занятий следует строить так, чтобы знания, двигательные умения и навыки осваивались основательно и прочно.
III. Организация проведения занятий оздоровительным спортом для инвалидов.
В 1997г. в Ленинграде впервые была создана Федерация по физической культуре спорту. Вслед за этим подобные федерации возникли в других городах. В 1993г. создается Федерация физической культуры спорта инвалидов в России, в 1995г. в Москве, в 2008г.- Федерация физической культуры спорта инвалидов по ЯНАО. Основной целью создания таких федераций является организация и объединение учреждений.
Главными задачами являются использования средств физической культуры и спорта в социальной, физической и психологической реабилитации; привлечение инвалидов к регулярным учебно-тренировочным занятиям по месту учебы и жительства.
В настоящее время оздоровительная физкультурно-спортивная работа ведется среди 5 групп: с дефектами органов зрения, слуха, поражения опорно-двигательного аппарата и нарушениями интеллекта. Создаются общественные клубы, для людей с ограниченными возможностями здоровья. Пример тому клуб общения, для людей с ограниченными возможностями здоровья «Преодоление» по ЯНАО в г. Надым.




















Литература
Авласович О.Е. Пособие для занятий адаптивной физической культурой. Тюмень: Вектор Бук, 2007.
Попов С.Н. Физическая реабилитация. Ростов н/Д: изд-во «Феникс» 1999.

15