Обобщающий урок по теме Причастие


Урок русского языка в 7 классе
Тема программы – «Причастие».
Тема урока – «Обобщающий урок по теме «Причастие».
Тип урока - урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока – смешанный урок
Цель методическая - создание условий для обобщения знаний, формирования умений и навыков; развития речи учащихся, творческих способностей; воспитания качеств личности.
Цели урока:
Диагностика усвоения темы «Причастие».
Орфографический и синтаксический повтор.
Задачи:
Образовательная: закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать причастия от других частей речи, пополнение словарного запаса школьников.
Воспитательная: воспитание интереса к изучению родного языка, выработка личных качеств: организованности, самостоятельности, самоконтроля.
Развивающая: развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти.
Оборудование: экран, компьютер, презентация к уроку, карта «Морфологическая вселенная», тексты для лингвистического анализа, рейтинговая таблица Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:
Фронтальная, групповая, индивидуальная (устный и письменный).
Методические приёмы: комментарии учителя, комментарии учеников, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.
Эпиграф. Слайд №1 демонстрируется на экране до урока
Не скучаем мы ничуть,
Мы готовы в дальний путь,
Нам преграды не страшны,
Победы очень нам важны!
Ход урока
І. Оргмомент. Вхождение в урок. Объявление темы и задач урока.
Вводное слово учителя.
На протяжении многих уроков мы с вами говорили о причастии. Более 16 уроков тому назад мы отправились по одному из многочисленных маршрутов «Морфологической вселенной». Пришло время, когда мы должны обобщить пройденный нами материал. Но сначала давайте вспомним, как все начиналось. Я предлагаю по вашему желанию поработать экскурсоводом по нашему маршруту, который мы отмечали едва ли не каждый урок. Экскурсовод напомнит нам самые ключевые уроки- стоянки.
Слово экскурсоводу.
Наше путешествие началось с вводного урока по теме, девизом нашим стали строчки
Мы учились находить в огромном мире слов причастия по характерным для него признакам, научились находить в предложениях причастные обороты, мы работали в группах, парах, писали мини-сочинения с использованием причастий, составляли жемчужную нить – кладезь народной мудрости из пословиц и поговорок, в которых имеются причастия, открыли для себя новые правила правописания. И вот мы на самой вершине! Накопленный багаж знаний должен помочь нам справиться со всеми заданиями, которые нас ожидают на нашем последнем привале.
Учитель: И чтобы завтра вы успешно прошли контрольный тест по теме, что нам сегодня необходимо сделать на уроке?
Вывод делают сами ученики: цель нашего урока повторить теоретические сведения по изученной теме, орфограммы в причастиях, пунктуацию при причастном обороте.
Как вы считаете, какую цель я поставила перед собой в начале изучения темы?
Вывод учащихся: чтобы знания наши были долгосрочными и мы могли их применить как в процессе обучения, так и в жизни.
Можете ли вы назвать ключевые слова темы?
В тетради записывается число, тема урока. Ключевые слова темы
Слайд №2-3 Обобщение знаний по теме «Причастие»
ІІ.Актуализация опорных знаний.
1.Игра «Веришь или не веришь?» - Фронтальный опрос.
Учитель: Для успешной практической работы проведем блиц опрос: что мы уже знаем о причастиях. В этом нам поможет упражнение «Верите ли вы?» Приготовились отвечать:
1. Верите ли вы, что причастия своим внешним видом похожи на прилагательные? Да. Они отвечают на вопрос прилагательного и изменяются по родам, числам и падежам
2. Верите ли вы, что  причастия образуются от глаголов? (Да.) Докажите, приведя пример. (Причастие «играющий» образовано от глагола «играть» с помощью суффикса –ющ-).
3.  Верите ли вы, что слово «перешагнувший» образовалось от глагола «шагать»? (Нет.) (Оно образовано от глагола  «перешагнуть» сов. вида с помощью суффикса –вш-).
4. Верите ли вы, что причастия  могут быть настоящего и прошедшего времени? (Да.) Объясните. (Они  изменяются по временам).
5. Верите ли вы, что причастия могут быть совершенного и несовершенного вида? (Да.) (Они имеют признаки глагола: вид, возвратность.)
6. Верите ли вы, что причастия не зависят от определяемого существительного? (Нет.) (Они обозначают временный признак предмета по действию и согласуются с определяемым существительным в роде, числе и падеже).
7. Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы? Нет. Например: сокращенный - сокращен
8.Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов? Нет. Причастие с зависимыми словами составляют причастный оборот.
9. Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения? Да. Поскольку отвечает на вопрос определения какой, какая, какое.
10.Верите ли вы, что причастия с НЕ всегда пишутся раздельно? Нет. Если нет при причастии определяемого слова и причастие без не не употребляется причастия пишутся слитно.
11. Верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом тексте? Да. Последний ответ меня радует.
Начнем с простого.
2.Выборочное списывание. Слайд № 4
Задание: выписать причастия.
Крепкий, смешной, увлеченный, приехавшие, храбрый, мудрый, кипевшая, бесконечная, вольная, наступавших, прекрасная, закаленные Взаимопроверка. (Ученики обмениваются тетрадями и проверяют правильность записи)
В описании степи в повести «Тарас Бульба» встречается много причастий
3.Задание «Бумеранг». Слайд №5
 К данным причастиям подобрать причастия антонимы.
Бегущий – …(стоящий)
Падающий – …(поднимающийся)
 Открывающий – …(закрывающий)
Белеющий -…(чернеющий)
Светлевший – …(темневший)
Решение проблемной ситуации4.Словарная работа. Слайд №6
В далеком прошлом в Южной Индии, Древнем Египте и странах Юго-Восточной Азии бумеранг использовали как охотничье и боевое оружие. На сегодняшний день бумеранги применяют, чтобы отточить ловкость рук и ради развлечения. Мы же оттачиваем ловкость ума
5.Решение проблемной ситуации слайд №7.
Объяснить термины действительных и страдательных причастий
6.Работа с текстом «Тарас Бульба» Слайд№8.
.4. Работа по тексту.
1) Докажите, что перед вами текст.
Для этого обратимся к памяткам: какие признаки текста выделяются?
(Возможность заглавия, деления на микротемы)
2) Какова тема данного текста?
(Прощание с сыновьями)) Записываем на доске и в тетради.3) Какова идея этого отрывка? В чём автор хочет убедить нас?
Записываем на доске и в тетради.
4) Имеет ли текст смысловую целостность? Как вы думаете, чем это достигается?
(Смысловая целостность достигается тем, что все предложения связаны между собой)
Вывод:Причастия выразительно выписывают детали, живописно рисуют действия, обнажая динамику (движение) рассказа, что усиливает образность художественного повествования.
Учитель: Очень точно о книге сказал русский детский писатель Лев Кассиль:
Слайд №9.
Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами.
7.Работа у доски:
Синтаксический разбор, морфологический разбор
Презентация книги. Слайд №10.
Что вас ждет под обложкой: Яркая, живая, волнующая история и работы юного, но очень талантливого художника Коли Дмитриева, трагически погибшего в начале своего творческого пути, рассказанная нам классиком отечественной детской литературы Львом Абрамовичем Кассилем.
8. Сочинение-миниатюра по началу
Читающий и мыслящий человек – это счастливый человек.
Ожидаемый результат: Читая художественные произведения, я погружаюсь в мир в центре которого человек, его жизнь, его страдания и радости. Весь этот мир бесконечный, яркий, манящий, чарующий, к которому хочется прикасаться постоянно.
ІII.   Самостоятельная работа.
1.Цифровой диктант.
Слайд №11 Ключи: 1-1-2-2-2-1-1-2-2-1
2.Тестовые задания. Учащиеся после выполнения тестового задания, меняются работами и проверяют их.
0 ошибок – 5
1 ошибка – 4
2-3 ошибки -3
4-5 ошибок – 2
  Тест на тему: «Причастие»
Вариант №1
1.      Укажите, какое слово передает значение действия:
a)      Прочный
b)      Думающий
c)      Крепкий
2.      Укажите предложение, в котором  причастный оборот выделен неправильно:
a)      Цветы, отягощенные, росой стоят неподвижно.
b)      Старик, видевший все своими глазами, не мог говорить без слез.
c)      Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то.
3.      Какое причастие употреблено в предложении: Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени.
a)      Действительное
b)      Страдательное
c)      Действительное и страдательное
4.      У каких причастий имеется краткая форма?
a)      У действительных настоящего времени
b)      У страдательных
c)      У страдательных прошедшего времени.
5.      Что обозначает страдательное причастие?
a)      Признак того предмета, который действует самостоятельно.
b)      Признак предмета, который подвергается воздействию со стороны.
c)      Признак того предмета, который действует самостоятельно и подвергается воздействию со стороны.
              Тест на тему: «Причастие»
Вариант №2
1.      Какое слово в предложении является причастием: Измученные, грязные, мокрые, мы достигли, наконец, берега.
a)      Измученные
b)      Грязные
c)      Мокрые
2.      Определите часть речи выделенного слова: шум его был заглушен топотом бегущих.
a)      Имя существительное
b)      Имя прилагательное
c)      Причастие
3.      В каком предложении выделяется причастный оборот?
a)      Разговор начавшийся во время ужина постепенно прекратился.
b)      Мальчик увидел несколько сотен стоящих ровными рядами книг и поразился их количеству.
4.      Что обозначает действительное причастие?
a)      Признак того предмета, который действует самостоятельно.
b)      Признак предмета, который подвергается воздействию со стороны.
c)      Признак того предмета, который действует самостоятельно и подвергается воздействию со стороны.
5.      Укажите признаки, которые присущи причастию:
a)      Род, число, падеж
b)      Род, число, вид
c)      Род, число, падеж, вид, время.
 Слайд № 12. 1 вариант 1б 2а 3а 4с 5б
2 вариант 1а 2а 3а 4а 5с
ІV.Рефлексия.
Подведение итогов.
После этого я смогу:
Объяснить…
Рассказать…
Осмыслить…
Доказать…
Учащиеся анализируют результаты заполнения рейтинговой карточки.
V.Заключительное слово учителя.
Один человек отправился догонять горизонт. Человек встретил на своём пути много мудрых людей, много узнал и многое понял. Много тайн постиг, но горизонт не приблизился к нему ни на шаг. Прошли годы. Человек обошёл всю землю и вернулся туда, откуда начал свой путь. Он остановился на холме, где впервые увидел горизонт. И вдруг всё понял. Горизонт всюду. На каждом шагу. - Какую мораль содержит эта легенда? (Вокруг нас много того, чего мы не знаем, что должны узнать, изучить.) –
На каждом уроке по каждому предмету догоняйте горизонт, то есть постигайте и узнавайте новое.
VI. Домашнее задание. По выбору учащихся.
Творческое задание: сочинение-метаморфоза «Я – причастие»,
составить визитную карточку для причастия,
выполнить задания по карточке.