Доклад по теме Дистанционное обучение иностранным языкам в современном мире

Дистанционное обучение иностранным языкам в современном мире
На сегодняшний день Интернет и возможности телекоммуникации широко используются не только в профессиональной сфере, но и в повседневной жизни. Обучение иностранным языкам не остается в стороне, и популярность дистанционных программ лишь набирает обороты.
Это не удивительно. Дистанционный формат обучения не только не противоречит, но и дополняет процесс изучения иностранных языков новыми возможностями. Итак, цель обучения иностранным языкам – это формирования вторичной языковой личности, готовой к общению на межкультурном уровне. Для реализации поставленной цели преподавателю необходимо обеспечить вторичную социализацию обучаемого в кратчайшие сроки в крайне неблагоприятных условиях, так как отсутствует языковая среда, и взаимодействия преподавателя с обучаемым носит кратковременный характер. Дистанционное образование при должной активности и заинтересованности со стороны обучаемого может помочь последнему погрузиться в языковую среду, путем поиска дополнительных языковых контактов, как с носителями языка, так и с такими же изучающими иностранный язык. Это также поможет создать необходимый для достижения цели обучения иностранным языкам межкультурный диалог. Стоит отметить, что в данном случае формирование вторичной языковой личности будет происходить не в искусственно созданной преподавателем языковой среде, где потребность в иностранном языке довольно низкая, а в процессе реального иноязычного общения, где обучаемый имеет стойкую мотивацию к изучению и употреблению иностранного языка.
Обучение иностранным языкам предполагает реализацию четырех целей: практической, образовательной, воспитательной и развивающей. Особый интерес представляет формирование у обучающихся практической цели, а именно коммуникативной компетенции, которая подразумевает способность к использованию иностранного языка как средства устного и письменного общения. Коммуникативная компетенция включает в себя шесть компонентов, которые необходимо сформировать для полноценного межкультурного общения. При дистанционном обучении эти компоненты будут, на мой взгляд, более или менее успешно сформированы. Так, например, лингвистическая компетенция. При наличии быстрого доступа к электронным словарям и справочникам обучаемый в гораздо меньший срок познакомится с большим количеством словарных единиц и грамматических правил, а также быстрее научится правильно их использовать. Социолингвистическая компетенция также будет успешно сформировано при дистанционном обучении. Обучаемый на собственной практике получает возможность научится правильно выбирать и использовать языковые средства в зависимости от ситуации общения, целей и социальных ролей собеседников. Это относится и к социокультурной компетенции. Имея доступ к глобальной сети, обучаемый может получить полную информацию о культурных особенностях носителей языка. Социальная компетенция, на мой взгляд, у обучающихся дистанционно уже частично сформирована. У них имеется желание взаимодействовать с другими людьми, иначе дистанционное обучение было бы невозможно. Что касается дискурсивной и стратегической компетенций, то, мне думается, что в ходе дистанционного обучения возможно лишь частичное их формирование. Так как во время дистанционного обучения представляется крайне затруднительным использование каких-либо невербальных средств общения, которые предполагает стратегическая компетенция. Дискурсивная компетенция состоит из способности строить связанные высказывания различных функциональных целей. Предусмотреть все цели и поупражняться в составлении высказываний также представляется затруднительным. На мой взгляд, это зависит от программы курса обучения или личной инициативы самого обучаемого, которая в дистанционном обучении может быть реализована с помощью глобальной сети, которая дает огромное количество аутентичной информации из всех сфер жизнедеятельности страны изучаемого языка. Тем самым очень легко реализуется принципы наглядности, доступности и занимательности. Дистанционное обучение чаще всего происходит в паре ученик-учитель, что помогает учитель в полной мере учитывать индивидуально – психологические особенности обучающегося. Благодаря полной реализации этого принципа, а также принципа положительного эмоционального фона, дистанционная форма широко используется для обучения детей-инвалидов, к которым требуется индивидуальный подход и которые комфортно ощущают себя в привычной среде своего дома. Так как урок проходит при непосредственном внимании учителя к одному ученику становится возможным полная реализация принципа активности. Ученик вынужден постоянно размышлять, сопоставлять и ранжировать информацию, помимо этого ученик в полной мере осознает цель изучения иностранного языка, так как может немедленно применить его в межкультурном общении. Так происходит реализация принципа сознательности, коммуникативности, функциональности и ситуативности. На мой взгляд, о принципе устной основы обучения говорить не приходится. Как мне кажется, дистанционное обучение предполагает постоянное общение преподавателя с обучаемым, постоянно разъяснение непонятных моментов и их отработка, прежде всего в устной речи, так как письменные упражнения могут быть выполнены в оффлайн режиме и отправлены на проверку. Конечно, это тоже входит в процесс дистанционного обучения, но является внеурочной консультацией ученика и учителя. Можно выделить один минус у дистанционного обучения – это отсутствие коллективного взаимодействия. Хотя с развитием телекоммуникационных технологий и возможностью проведения онлайн конференций и вебинаров, этот минус становятся не столь существенным, и остается только дождаться массового применения этих возможностей в обучении иностранным языкам.
Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционной обучения отвечает всем требованиям организация процесса обучения иностранным языкам и является равноценной заменой очной классно-урочной системы для детей-инвалидов, жителей отдаленных районов и тех, кто хочет быстро и качественно выучить иностранный язык, не выходя из дома.